Программа знакомства со школой
1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей. 2. Материальная база: а) здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; б) пришкольный участок: детская площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, цветники, опытный участок, общее озеленение; в) школьные кабинеты; г) места отдыха и игровые комнаты; д) ТСО, лингофонные кабинеты, компьютерные классы; е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; ж) кино- и актовый залы, зал ритмики; з) библиотека и читальный зал; и) мастерские для трудового обучения; к) медицинские кабинеты; л) столовая; м) оформление и озеленение школы и классов. 3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование. 4. Учебные программы и планы: какие, сколько лет по ним работает школа, их оценка. 5. Основные направления учебно-воспитательной работы школы. 6. Новации в деятельности коллектива.
II. Изучение особенностей организации воспитательной работы в общеобразовательной школе. 1. Знакомство с планом воспитательной работы школы. Беседа с заместителем директора об особенностях данного направления работы. 2. Изучение состояния внеклассной работы (просмотр журналов факультативных и кружковых занятий, планов их работы). 3. Посещение занятия кружка или факультатива. 4. Беседа с библиотекарем об обеспечении школы учебной, методической и художественной литературой. III. Знакомство с учениками класса, закрепленного за студентом. 1. Изучение ученической группы (личные дела, успеваемость, посещение кружков, спортивных секций и т. д.). 2. Беседа с классным руководителем об особенностях работы в данном коллективе учащихся (характеристика класса, отдельных учащихся).
3. Посещение уроков в классе с целью изучения особенностей учебной деятельности отдельных учащихся и коллектива в целом. IV. Изучение особенностей организации воспитательной работы в данном классе. 1. Анализ плана работы классного руководителя (задачи воспитания на данный учебный год, направления деятельности, основные формы работы и др.). 2. Посещение воспитательного мероприятия, проводимого классным руководителем. V. Подведение итогов первого этапа практики. 1. Подготовка методической разработки воспитательного мероприятия. 2. Проведение методического часа: «Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия. Защита проекта воспитательного мероприятия». Проведение совещания по итогам первого этапа педпрактики и планирование работы на следующий этап. В течение первого этапа студентом должно быть посещено не менее 10 уроков в своем классе, а также 2 воспитательных дела. В процессе второго (основного) этапа практики студент организует работу по разным направлениям.
В процессе осуществления воспитательной деятельности: - оказывает помощь учителям и классному руководителю в проведении внеурочной и воспитательной работы со школьниками; - самостоятельно разрабатывает и проводит с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, познавательные игры, выпуск газет, оформление классных уголков и т. д.); - принимает участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: спортивных и других праздников, КВНов, конференций и т. д.; - осуществляет работу с родителями. - посещает и анализирует воспитательные мероприятия, проводимые другими студентами-практикантами; - проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими школьниками, учащимися, имеющими нарушения поведения.
В рамках научно-исследовательской деятельности: - изучает психолого-педагогические особенности развития учащихся данного возраста; - проводит наблюдение; - организует беседы с учителями и учащимися; - изучает педагогический опыт. Кроме вышеперечисленного студент-практикант готовит основные формы отчетности (конспекты воспитательных мероприятий, анализы посещенных воспитательных мероприятий), регулярно ведет дневник педагогической практики и делает отметки в индивидуальном плане работы. В ходе 2-го этапа педпрактики студент должен провести не менее 2-х воспитательных мероприятий, а также вести научно-исследовательскую работу. По окончании второго этапа практики проводится итоговое совещание и планируется работа на следующий этап. В содержание третьего (заключительного) этапа входит: - подготовка и проведение открытого (зачетного) воспитательного мероприятия; - посещение и анализ воспитательных мероприятий у коллег группы; - составление характеристики ученической группы; - оформление отчетности; - проведение совещания по итогам третьего этапа педпрактики и подготовка к итоговой конференции. Отчетная документация по педпрактике По итогам педагогической практики выставляется оценка. Для получения оценки студент представляет дневник и индивидуальный план с фиксацией всех выполненных видов работ, оценками за проведенные воспитательного мероприятия (выставляется классным руководителем и групповым руководителем). Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем планируется организаторская деятельность, раскрывается методическая сущность проводимых мероприятий, кроме того, он служит педагогической копилкой современных методических материалов, используемых в работе школы. Дневник по педпрактике содержит расписание звонков, расписание уроков в закрепленном классе, сведения об учащихся (см. приложение 1), план работы классного руководителя, конспекты посещенных уроков и их анализ, конспекты посещенных воспитательных мероприятий и их анализ, конспекты собственных воспитательных мероприятий. По окончании практики в 3-хдневный срок на кафедру коррекционной педагогики и специальных методик после предварительной проверки групповыми руководителями сдаются следующие документы:
1) индивидуальный план работы студента; 2) дневник педагогической практики; 3) конспект зачетного воспитательного мероприятия; 4) анализ воспитательного мероприятия; 5) характеристика ученической группы; 6) отчет студента о педагогической практике; 7) характеристика о качестве педагогической деятельности студента-практиканта; 8) справка о прохождении педагогической практики (для студентов заочного отделения). Общая оценка за педагогическую практику выставляется факультетским и групповыми руководителями.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Воспитательная работа Как уже отмечалось, одним из направлений деятельности студента практиканта является организация воспитательной работы с учащимися. В современных условиях предъявляются следующие требования к организации воспитательной работы: - личностно-ориентированный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью); - единство обучения, воспитания и развития; - природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет половозрастных различий в воспитательной работе); - культуросообразность и национальное своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки и культуру других народов); - гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, создание психологического комфорта); - дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия детей, условий школы, социума); - средовой подход в воспитании (использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии ребенка); - эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений). С учетом новых подходов к содержанию воспитательной работы разработаны целевые программы. В пособии «Методика воспитательной работы» под редакцией В. А. Сластенина [7] приводятся примеры следующих программ (см. схему 1) Схема 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|