Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников




Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В ди­дактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые ма­тематические знания, применяет и закрепляет их.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето­дике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

 

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошколь­ников.

• Знание особенностей формирования математических пред­ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю­щих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математи­ческому развитию дошкольников.

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических пред­ставлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

• новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать поня­тие», «познакомить», «сформировать умение»;

• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закре­пить», «отработать», «совершенствовать умения».

Примерная схема конспекта занятия

1. Номер по порядку и название.

2. Литература (автор, название, страницы).

3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.

4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).

5. Организация детей (количество детей: группа или подгруп­па; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукру­гом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).

5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, дейст­вия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).

6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по матема­тическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).

Лекция № 4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

3..

 

Этапы формирования количественных представлений

(«Этапы счетной деятельности» по А.М. Леушиной)

I. Дочисловая деятельность.

II. Счетная деятельность.

III. Вычислительная деятельность.

Содержание количественных представлений дошкольников

1. Дочисловая деятельность

Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить 4етей работать с множествами:

• видеть и называл существенные признаки предметов;

• видеть множество целиком;

• выделять элементы множества;

• называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указы­вая характеристическое свойство множества и перечисляя
все элементы множества);

• составлять множество из отдельных элементов и из под­множеств;

• делить множество на классы;

• упорядочивать элементы множества;

• сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соот­ветствия);

• создавать равночисленные множества;

• объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).

 

 

//. Счетная деятельность

Владение счетом включает в себя:

• знание слов-числительных и называние их по порядку;

• умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное со­ответствие между элементами множества и отрезком нату­рального ряда);

• выделение итогового числа.

Владение понятием числа включает в себя:

• понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);

• понимание количественного и порядкового значения числа;

Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах вклю­чает в себя:

• знание последовательности чисел (счет в прямом и обрат­ном порядке, называние предыдущего и последующего числа);

• знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);

• знание связей между соседними числами (больше, меньше).

 

Ш. Вычислительная деятельность

Вычислительная деятельность включает в себя:

• знание связей между соседними числами («больше (мень­ше) на 1»);

• знание образования соседних чисел (п ± 1);

• знание состава чисел из единиц;

• знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сло­жения и соответствующие случаи вычитания);

• знание цифр и знаков +, —, =, <, >;

• умение составлять и решать арифметические задачи.

Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления не­обходимо:

Физиологические и психологические механизмы восприятия количества

Второй год жизни

Происходит первоначальное формирование представлений о множественности («много») и единичности («один») предметов и явлений. Накапливаются представления о совокупностях, со­стоящих из однородных элементов с помощью различных ана­лизаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Дети ов­ладевают рядом практических действий, направленных на вос­приятие численности множества (перебирают, пересыпают, перекладывают, раскидывают, собирают, расставляют и пр.). Начинают понимать смысл слов «много» и «мало», но количе­ственная сторона множества предметов не является значимым признаком для детей. Воспринимая множество, не видят его границ, не выделяют его элементы, не замечают исчезновение отдельных элементов.

 

Третий год жизни

Появляется тенденция к умению различать разные по чис­ленности группы предметов. Дети соотносят слова «много», «мало», «один» с определенным количеством предметов и вы­полняют просьбу взрослого «дай один мяч» или «дай много кон­фет». Выделяют один и много звуков. Появляется стремление создавать совокупности предметов. Но интересуют ребенка не количественные отношения, а сами процессы дробления и объ­единения. Дети воспринимают множество в его границах, но не умеют следить за отдельными элементами. При накладывании предметов друг на друга возникает интерес к сравнению мно­жеств по количеству и их уравниванию («больше, меньше, по­ровну»). В процессе организованных действий с множествами под руководством взрослого у детей начинает развиваться уме­ние выделять признак количества.

Четвёртый год жизни

Для детей становится главным восприятие границ множест­ва, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям труд­но абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества («Число объектов в группе сохраня­ется независимо от того, как их расположить или растасовать» — Ж. Пиаже) познается детьми не сразу. Л. Ф. Обухова выявила этапы его освоения:

Непонимание ---- понимание на небольших количествах --- полное признание закона

 

Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:

Лекция № 5
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД
ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)

Анализ программных задач

1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а) на ограниченном пространстве;

б) в подготовленной обстановке.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько».

3. Учить составлять множества:

а) из одинаковых элементов;

б) из разных элементов;

в) из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

 

4. Учить сравнивать множества по количеству:

а) на глаз (резко контрастные по количеству);

б) путем соотнесения «один к одному» (установлением
взаимно однозначного соответствия):

• способом наложения;

• способом приложения;

• составлением пар;

• соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...