Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы. Фрагмент: Воспитатель стоит напротив детей: —Где находится окно относительно вас? (Слева.) —А относительно меня? (Справа.) —Почему так? (Вы не так стоите.) —Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего —Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь? Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -> П Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя: —Карандаш лежит на столе. —Кубик упал под стол. —Ручку достала из стола. —Мяч выкатился из-под стола. —Игрушка показалась из-за спины. —Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой. —Поставь предметы друг за другом. —Поставь игрушки напротив друг друга. Дидактические игры «Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»; «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изменившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель показывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);
«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др. Методика формирования умения двигаться в заданном направлении Методика обучения Со средней группы на занятиях по математике у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении: — Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни - Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три ша направо, один назад и повернуться налево. Дидактические игры «Правильно пойдешь — клад найдешь», «Прятки», «Жмурки» Усложнения: • сначала задания даются по частям, по мере выполнения; • затем можно дать всю инструкцию целиком; • постепенно увеличивается площадь для игры; • увеличивается темп; • можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами; «Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др. Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД) Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице: —По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны. —Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо. —Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора. —Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди. —И др. В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил. Дидактические игры «Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.
Методика обучения ориентировке на листе бумаги Методика обучения Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок: 1. Знание плоскости листа. Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
Дидактические игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (/ вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается); «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу). Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения: 1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь: • Лист состоит из двух страниц. • Тетрадь состоит из листов. •...
Повторение названий сторон и углов листа и страницы. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции. Фрагмент 1: —Что вы видите на доске? —Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.) —У вас листы бумаги тоже в клеточку. —Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я. —Обведите клеточки через одну до конца страницы. —Это называется строка. —А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. —Это столбик. Фрагмент 2: —Найдите на странице левый верхний угол.
—Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз —Отсюда мы будем рисовать узор. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой: — Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму). 5. Рисование фигур по точкам: Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения: —Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Аналогично — вертикальный.) —Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Треугольник.) —Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)
Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция. Запись цифр. При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей. Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). Усложнение заданий: 1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).
2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели; • плоских изображений предметов; • условных знаков; • геометрических фигур. 3. На схеме обозначить стрелками словесные направления 4. Пользуясь картой, найти клад. 5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом. В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения. Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.
Лекция № 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|