Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л




Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человека. В процессе этой работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

—Где находится окно относительно вас? (Слева.)

—А относительно меня? (Справа.)

—Почему так? (Вы не так стоите.)

—Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
ответа.

—Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня

дверь?

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -> П

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по пра­вильному использованию пространственных предлогов и наре­чий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов отно­сительно друг друга и располагать предметы в соответствии с ин­струкцией воспитателя:

—Карандаш лежит на столе.

—Кубик упал под стол.

—Ручку достала из стола.

—Мяч выкатился из-под стола.

—Игрушка показалась из-за спины.

—Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пира­мидкой.

—Поставь предметы друг за другом.

—Поставь игрушки напротив друг друга.

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;

«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);

«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.

Методика формирования умения двигаться в заданном направлении

Методика обучения

Со средней группы на занятиях по математике у детей кон­кретизируются, углубляются и систематизируются знания про­странственных ориентировок, отрабатываются умения ориенти­роваться в движении:

— Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни
направо. Там ты найдешь секрет.

- Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три ша направо, один назад и повернуться налево.

Дидактические игры

«Правильно пойдешь — клад найдешь», «Прятки», «Жмурки»

Усложнения:

• сначала задания даются по частям, по мере выполнения;

• затем можно дать всю инструкцию целиком;

• постепенно увеличивается площадь для игры;

• увеличивается темп;

• можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами;

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др.

Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД)

Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:

—По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.

—Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.

—Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.

—Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.

—И др.

В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.

Дидактические игры

«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.

 

Методика обучения ориентировке на листе бумаги

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко — близ­ко, на листе называется верх — низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).

 

Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»;

«Составь узор по образцу» (/ вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей ра­боте. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (обра­зец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);

«Составь узор по описанию» (Математический диктант с по­следующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

• Лист состоит из двух страниц.

• Тетрадь состоит из листов.

•...

 

Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с разме­ченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на лис­те бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

Фрагмент 1:

—Что вы видите на доске?

—Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.)

—У вас листы бумаги тоже в клеточку.

—Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я.

—Обведите клеточки через одну до конца страницы.

—Это называется строка.

—А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.

—Это столбик.

Фрагмент 2:

—Найдите на странице левый верхний угол.

—Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз
и поставьте точку.

—Отсюда мы будем рисовать узор.

Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

— Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисова­нию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

—Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Анало­гично — вертикальный.)

—Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Тре­угольник.)

—Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)


 

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозна­чение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и приме­ров. В процессе этой работы важно следить за правильной осан­кой детей.

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).

Усложнение заданий:

1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью иг­рушечной мебели).

2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

 

• игрушечной мебели;

• плоских изображений предметов;

• условных знаков;

• геометрических фигур.

3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.

4. Пользуясь картой, найти клад.

5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соот­ветствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются пла­ны-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проде­лывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития ло­гического мышления и вызывает интерес у ребенка.

 

 

Лекция № 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...