Дидактические игры и их усложнение
Используются игры, описанные выше, но с добавлением разнообразия форм, размеров и цветов: «Что изменилось?», «Чего не стало?» (Можно убирать и переставлять до трех фигур); «Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку», «Гаражи»; «Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе»; «Сортировка». (Фигуры группируются по признаку формы, или величины, или цвета). Замечание: игра «Сортировка» используется психологами для определения уровня развития ребенка: —Разложи фигуры на 3 (или 2, или 4) группы. Расскажи, по какому признаку ты это сделал. (Самый высокий уровень.) —Разложи фигуры по цвету (или форме, или размеру). Сколько групп получилось? Расскажи о них. —Сюда положи круги, сюда — квадраты, сюда — треугольники (или: «Сюда — большие фигуры, сюда — маленькие», или: «Сюда — красные, сюда — синие, сюда — зеленые, сюда — желтые»). —Дай такие! (Низкий уровень — дети не владеют терминами, но работают по образцу).
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами Наглядный материал Модели объемных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда. Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозможные вкладыши типа доски Сегена. Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара — мяч, апельсин; куба — кубик, коробка; цилиндра — банка, стакан; конуса — колпак; пирамиды — пакет молока старого образца; призмы — пенал; параллелепипеда — мыло и др. Методика обучения В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами. Последовательность обучения:
1) рассматривание и называние; 2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры; 3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств; 4) упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов. Дидактические игры «Послушный — непослушный» (Куб — послушный, поставим — стоит, не двигается; шар — непослушный, поставим — качается; цилиндр — так поставим, послушный, стоит, как куб, так положим — непослушный, качается, как шар); «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару»; «Магазин» (Монетами являются модели геометрических фигур такой же формы, как товар: куб — коробка, шар — мячик и др.); «Чудесный мешочек» (I вариант: «Опусти руку в мешочек, возьми, что хочешь, и, не подглядывая, угадай форму». II вариант: «Достань, что назову!»); Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольником, четырехугольником, многоугольником (задача 4) Методика обучения В младших группах дети в основном рассматривали равносторонние треугольники. В средней группе можно предложить вниманию детей другие виды треугольников (равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) (рис.). Знакомить с их названиями не обязательно, хотя возможно. Важно выяснить вместе с детьми их общее свойство: «меть 3 угла и 3 стороны». Фрагмент 1: —Что общего у этих фигур (см. рис. 42)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.) —Как можно их всех назвать одним словом? (Треугольники.) —Почему все эти фигуры являются треугольниками! В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые свойства, тренировать в узнавании. Рис. Фрагмент 2:
—Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис.). —Что вы про них знаете? —Что общего у всех этих фигур? —Как их можно назвать одним словом? —Почему все эти фигуры являются четырехугольниками! В подготовительной группе знакомим детей с понятием «многоугольник» в такой последовательности: 1. Повторить разные виды треугольников. 2. Повторить разные виды четырехугольников. 3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать «многоугольники». 4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить, почему они так называются. 5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др. Задания на моделирование —Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.) —Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.) —Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.) —Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки. Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геометрическими понятиями: Вершина — это тонка, в которой соединяются стороны. Стороны образуют границу фигуры. Границ а вместе с внутренней областью образует саму фигуру. Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в процессе практической деятельности: — Покажи углы, стороны, вершины. — Обведи квадрат. — Заштрихуй внутреннюю область фигуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|