Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические игры и их усложнение




Используются игры, описанные выше, но с добавлением разнообразия форм, размеров и цветов:

«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Можно убирать и переставлять до трех фигур);

«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку», «Гаражи»;

«Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе»;

«Сортировка». (Фигуры группируются по признаку формы, или величины, или цвета).

Замечание: игра «Сортировка» используется психологами для определения уровня развития ребенка:

—Разложи фигуры на 3 (или 2, или 4) группы. Расскажи, по какому признаку ты это сделал. (Самый высокий уровень.)

—Разложи фигуры по цвету (или форме, или размеру). Сколько групп получилось? Расскажи о них.

—Сюда положи круги, сюда — квадраты, сюда — треуголь­ники (или: «Сюда — большие фигуры, сюда — малень­кие», или: «Сюда — красные, сюда — синие, сюда — зеле­ные, сюда — желтые»).

—Дай такие! (Низкий уровень — дети не владеют терминами, но работают по образцу).

 

Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами

Наглядный материал

Модели объемных геометрических фигур (демонстрацион­ные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда.

Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозмож­ные вкладыши типа доски Сегена.

Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара — мяч, апельсин; куба — кубик, коробка; цилиндра — банка, ста­кан; конуса — колпак; пирамиды — пакет молока старого образ­ца; призмы — пенал; параллелепипеда — мыло и др.

Методика обучения

В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами.

Последовательность обучения:

1) рассматривание и называние;

2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры;

3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств;

4) упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.

Дидактические игры

«Послушный — непослушный» (Куб — послушный, поста­вим — стоит, не двигается; шар — непослушный, поставим — качается; цилиндр — так поставим, послушный, стоит, как куб, так положим — непослушный, качается, как шар);

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару»;

«Магазин» (Монетами являются модели геометрических фигур такой же формы, как товар: куб — коробка, шар — мя­чик и др.);

«Чудесный мешочек» (I вариант: «Опусти руку в мешочек, возьми, что хочешь, и, не подглядывая, угадай форму». II вари­ант: «Достань, что назову!»);

Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольником, четырехугольником, многоугольником (задача 4)

Методика обучения


В младших группах дети в основном рассматривали равно­сторонние треугольники. В средней группе можно предложить вниманию детей другие виды треугольников (равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, остроугольный, тупоуголь­ный) (рис.). Знакомить с их названиями не обязательно, хотя возможно. Важно выяснить вместе с детьми их общее свойство: «меть 3 угла и 3 стороны».

Фрагмент 1:

—Что общего у этих фигур (см. рис. 42)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.)

—Как можно их всех назвать одним словом? (Треуголь­ники.)

—Почему все эти фигуры являются треугольниками!

В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые

свойства, тренировать в узнавании.

Рис.

Фрагмент 2:

—Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис.).

—Что вы про них знаете?

—Что общего у всех этих фигур?

—Как их можно назвать одним словом?

—Почему все эти фигуры являются четырехугольниками!

В подготовительной группе знакомим детей с понятием «многоугольник» в такой последовательности:

1. Повторить разные виды треугольников.

2. Повторить разные виды четырехугольников.

3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать «многоугольники».

4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольни­ки, шестиугольники и др.) и обсудить,

почему они так называ­ются.

5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Задания на моделирование

—Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиуголь­ник.)

—Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)

—Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его кон­цов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)

—Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квад­рата. Сделай на парте треугольник с помощью одной па­лочки.

Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геомет­рическими понятиями:

Вершина — это тонка, в которой соединяются стороны.

Стороны образуют границу фигуры.

Границ а вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в про­цессе практической деятельности:

— Покажи углы, стороны, вершины.

— Обведи квадрат.

— Заштрихуй внутреннюю область фигуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...