Особенности наглядного материала
Множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др. Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.): Рис. Методика обучения Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество. Например: «Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур». «Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры». В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка. Примерные задания: —Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал. —Расскажи по карточке, как составлено число. —Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.) Усложнения Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности. В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными). Дидактические игры «Я знаю пять имен девочек...» (игра с мячом) и др. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел (задача 2, 3, 4) Предварительная работа После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел. Особенности наглядного материала Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.
Методика обучения
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач. Дидактические игры «Лото» (настольно-печатная игра: числовая или цифровая карточка кладется в нужное место); «Гаражи» (Игра может быть настольно-печатная или подвижная: на машине номер из двух цифр, надо ехать в гараж с соответствующим номером, обозначенным одним числом); «Найди пару», «Назови соседа», «Кто где живет?» (рис.); «Назови сумму», «Назови разность» (карточки с примером на одной стороне и с ответом на другой) (рис.). Лекция № 8 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ Содержание понятий «величина» и «измерение» Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, время, температура. Первоначальное представление о величине связано с созданием чувственной основы, формированием представлений о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту. ОСНОВНЫЕ свойства величины: - сравнимость - относительность - измеряемость - изменчивость Задание студентам Повторить тему «Величины и их измерение» из курса математики. Определение величины возможно только на основе сравнения (непосредственно или сопоставляя с неким образом). Характеристика величины относительна и зависит от выбранных для сравнения объектов (А < В, но А > С). Измерение дает возможность характеризовать величину числом и перейти от сравнения непосредственно величин к сравнению чисел, что удобнее, так как делается в уме. Измерение — это сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу. Цель измерения — дать численную характеристику величине. Изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.
Все эти свойства могут быть осмыслены дошкольниками в процессе их действий с предметами, выделении и сопоставлении величин, измерительной деятельности. Понятие числа возникает в процессе счета и измерения. Измерительная деятельность расширяет и углубляет детские представления о числе, уже сложившиеся в процессе счетной деятельности. В 60—70-е годы XX в. (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка. Сейчас существуют две концепции: • формирование измерительной деятельности на базе знании числа и счета; • формирование понятия числа на базе измерительной деятельности. Счет и измерение не должны противопоставляться друг другу, они взаимно дополняют друг друга в процессе освоения числа как абстрактного математического понятия. В детском саду сначала учим детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов. Затем формируем умение сравнивать способом приложения и наложения незначительно различающиеся и равные по величине предметы с ярко выраженной одной величиной, потом по нескольким параметрам одновременно. Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера закрепляют представления о величинах. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности. Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|