Методика ознакомления с метром
I. Экскурсия в магазин тканей: • наблюдение за действиями продавца; • рассматривание линейки длиной 1 метр; • объяснение, что «метр» — это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр; • специальная демонстрация способа измерения ткани метром; • сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра); • покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м,...). П. Беседа на занятии: —Что видели в магазине? —Что и когда покупали со взрослыми? —Где еще применяется измерение с помощью метра? —Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр? —Как называется эта мерка? —Почему? —Людям каких профессий она нужна? III. Практическая деятельность: • обследование метровой линейки, сравнение ее длины.расстоянием между разведенными руками, с ростом детей. • рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения; • упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.). Методика ознакомления с сантиметром Последовательность обучения: 1) подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы); 2) продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»); 3) обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром); 4) изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);
5) упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков; 6) предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки; 7) рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении. Правила пользования сантиметровой линейкой: 1. Выбрать точку отсчета. 2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины. 3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо). 4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров». Ошибки детей: • Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки. • При неплотном накладывании линейка смещается. • Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др. Упражнения 1. Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги. 2. Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства. 3. Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.). 4. Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой. 5. Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее. 6. Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым. 7. Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить с дециметром. Методика формирования представлений об объеме и измерении объема жидких и сыпучих веществ Объекты: вода, компот, песок, крупа и др. Мерки: стакан, кружка, банка, ложка и др. Проблемные ситуации: отмерить нужное количество: воды для полива растений;
корма для рыбок и т. п. Последовательность введения терминов: «Объем большой — маленький», «объем больше — меньше», «одинаковые по объему». Правила измерения: • соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой, жидкие вещества наливаются до отметки); • сочетание переливания и пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки); • отражение способа и результата действий в речи («В банке 3 стакана крупы»). Ошибки детей: • нет равномерности в наполнении мерок (отсюда результаты либо преувеличены, либо приуменьшены); • забывают считать отмеренное; • не понимают значение результата и др. Методика знакомства с литром Литр — это единица объема (кубический дециметр). Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости или сыпучие вещества, но обычно выбирают воду. Подготовительные упражнения: • заполнить литровые банки водой, используя разные мерки (стакан, чашку и др.); • измерить количество воды в литровой банке, используя разные мерки; • повторить правила измерения объема; • обсудить зависимость результата измерения от выбора мерки. Последовательность обучения: 1. Детям предлагается вспомнить и назвать жидкие вещества. 2. Демонстрируется мерная литровая кружка, поясняется, что объем жидких веществ измеряют этой меркой, которая называется «литр», потому что вмещает 1 литр жидкости. Кружка заполняется водой до нужной отметки. 3. Определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки. 4. Обсуждается, где и почему требуется измерение литром. 5. Упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отмеривании нужного объема воды. Дидактические игры «Магазин», «Уравняй», «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду» (сначала вместимость кастрюль, кувшинов, чайников и пр. определяется на глаз, затем проверяется измерением) и др. Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерении Методика обучения Этапы обучения: Подготовительный этап: в младших группах идет накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуациях). / этап. В средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести:
«тяжелый — легкий»; «тяжелее — легче»; «одинаковые по тяжести». Знакомим с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах. II этап. В старшей группе учим определять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их по возрастающей или убывающей массе. /// этап. В подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом.
Педагогическая работа строится в определенной последовательности: · формирование представления о массе. «тяжелый – легкий». Наглядный материал. · Развитие барического чувства. «тяжелее – легче», «одинаковые по тяжести».(выкладывание сериацтонных рядов по массе). · Измерительная деятельность. (знакомство с правилами взвешивания на весах и колограммом).
Наглядный материал: 1. Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.). 2. Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и др.) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, поролон и пр.). 3. Одинаковые коробочки с разным количеством песка. Усложнение наглядного материала: 1. Уменьшаем разницу в массе. 2. Увеличиваем количество рассматриваемых предметов. 3. Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам, (цвет, форма, размер), кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|