Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности наглядного материала




Одинаковые предметы с ярко выраженным одним парамет­ром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине.

Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др.

Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др.

Высота: дома, башни, деревья, люди и др.

Толщина: палки, карандаши, деревья и др.

Методика обучения

Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, за­тем возвращаемся к общей величине как обобщению получен­ных сведений.

Вначале рассматриваем два предмета контрастные по разме­ру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предме­та по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.

Последовательность ознакомления:

- длина, ширина, высота, толщина, величина (размер)

* знакомство с параметром: «длинный – короткий»;

* сравнение контрастных по величине параметров: «длиннее – короче»;

* сравнение одинаковых по величине параметров: «одинаковые по длине».

 

Дидактические игры на закрепление представлений о длине

«Волшебная коробочка» (В коробочке на двух стержнях на­кручены ленточки — длинная и короткая, их язычки видны из прорезей. Дети, кто быстрее вытягивают ленты, обсуждают ре­зультат и его причину);

«Пройди по длинной и короткой дорожке», «Подбери куклам ленточки», «Поезда», «Кто быстрее придет в свой домик»;

«Посадим мишек на скамейку» (Дети рассаживают на длин­ную скамейку много мишек, на короткую — одного.) и др.

Замечани е: с шириной знакомим в той же последовательности: «широкий — узкий»; «шире — уже»; «одинаковые по ширине».

Рассматриваем предметы с ярко выраженной шириной, ос­тальные параметры должны совпадать.

Дидактические игры на закрепление представлений о ширине

«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч — в широкие ворота, маленький — в узкие);

«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили — через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими — через уз­кий ручеек легко перепрыгнуть);

«Пройди по широкой и узкой дорожке» и др.

Замечание: при знакомстве с высотой наглядный материал должен стоять на ровной горизонтальной поверхности верти­кально вверх (на фланелеграфе и т. п. давать нельзя, так как мы знакомим с трехмерностью пространства). Рассматриваем пред­меты с ярко выраженной высотой, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

«высокий — низкий»;

«выше — ниже»;

«одинаковые по высоте».

Дидактические игры на закрепление представлений о высоте

«Построим куклам домики»; «Поставим цветы в вазу» и др.

Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием — взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпа­дать. Термины вводим в той же последовательности:

«толстый — тонкий»;

«толще — тоньше»;

«одинаковые по толщине».

Дидактические игры на закрепление представлений о толщине

«Обхвати дерево»; «Волшебные карандаши» и др.

Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:

«Карандаш толстый и длинный, он – большой» (в средней группе);

«Машина большая, она – длинная, широкая, высокая» (в старшей группе).

Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.

Дидактические игры

«Соберем башенку»;

«Положим кукол спать»;

«Завяжем кукле бантики» (Необходимо проследить всю цепочку рассуждений: «Кукла - большая, значит, бантик должен быть большим, поэтому ленту возьмем большую - длинную и широкую»).

 

Поставим машины в гаражи» и др.

Активизация словаря:

 

 

Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения

Предварительная работа

 

Когда дети научатся выделять и сравнивать разные парамет­ры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).

Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меря­ют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).

Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.

Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, не­много различающиеся по длине. Совместно с детьми формули­руется правило и проговаривается сначала при помощи воспита­теля, затем самостоятельно.

Правило:

Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом дру­гой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а дру­гая — короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Рис.20

Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней сто­роне.

Для сравнения высоты предметы необходимо поставить ря­дом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.

Дидактические игры

«Ателье»;

«Мастерская»;

«Найди пару»;

«Магазин»;

«Соберем домик» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...