Качества и оптимальной цены качества
Рассчитать экономически оптимальное качество можно по формуле (4): (4)
Система управления качеством на предприятии должна иметь конкретные данные о затратах на качество. Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией/услугами. Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории [25, с. 224]: * затраты на предупредительные мероприятия — это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т. е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь; * затраты на контроль— затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества; * внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) — затраты, понесенные внутри организации (т. е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут; * внешние потери (затраты на внешние дефекты)— затраты, понесенные вне организации (т. е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут. Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. Другую, по сути похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби. Он предлагал разделать затраты на качество на две категории: * затраты на соответствие — все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;
* затраты на несоответствие — все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза. Не углубляясь в подробности, можно принять, что первые две группы затрат, вычисленные по методу Джурана-Фейгенбаума — «Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на контроль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий — означает пустить качество на самотек. «Внешние потери» и «Внутренние потери» соответствуют «Затратам на несоответствие», так как брак, обнаруженный внутри фирмы или же потребителем — это в любом случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше, (рис. 9) довести до нуля.
Рис. 9. Классификация затрат на качество
Категоризация в затратах на качество четырех элементов или двух, в основном, условная; незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это несущественно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество — чисто внутренняя деятельность предприятия.
Примерный перечень элементов затрат на качество может иметь следующий вид [25, с. 225]: Затраты на предупредительные мероприятия 1. Управление качеством: * затраты на планирование системы качества; * затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта. 2. Управление процессом: * затраты на установление средств управления процессом; * затраты на изучение возможностей процесса; * затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
3. Планирование качества другими подразделениями: * затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству/Уполномоченному высшего руководства по качеству. 4. Контрольное и измерительное оборудование: * затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (при- боров); * затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов); * затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. 5. Обеспечение качества поставок: * затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки; * затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов; * затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества. 6. Аудит системы качества: * затраты на внутренний аудит системы качества; * затраты на аудит системы качества потребителем; * затраты на аудит системы качества третьей стороной (сертификация). 7. Программа улучшения качества: * затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество. 8. Обучение вопросам качества: * затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества. 9. Затраты, не учтенные где-либо еще, такие как: * заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т. п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями. Затраты на контроль 1. Проверки и испытания: * оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций. Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включается. 2. Проверки и испытания поставляемых материалов: * оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;
* затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов; * затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика. 3. Материалы для тестирования и проверок: * стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях; * стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю. Стоимость испытательного оборудования не включается. 4. Контроль процесса: * оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях. 5. Прием продукции заказчика: * затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой; * затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи. 6. Проверка сырья и запасных частей: * затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т. п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами. 7. Аудит продукта: * затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту; * затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях; * затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т. д.
Внутренние потери 1. Отходы: * стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз. Ликвидационная стоимость отходов производства не включается. Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика. 2. Переделки и ремонт: * затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;
* затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта. 3. Анализ потерь: * затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству; 4. Взаимные уступки: * затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям. 5. Снижение сорта: * затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям. 6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков: * затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными.
Внешние потери 1. Продукция, не принятая потребителем: * затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию; * затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции. 2. Гарантийные обязательства: * затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода; * затраты на ремонт неудовлетворительной продукции, на восстановление требуемого качества, на компенсации. 3. Отзыв и модернизация продукции: * затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления. 4. Жалобы: * затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции; * затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя; * затраты на юридические споры и выплаты компенсаций. Итак, невозможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время как некоторых других можно избежать. Последние — это те, которые могут исчезнуть если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшится.
Краткие выводы 1. В настоящее время в мире сформировался новый подход, так называемая, новая стратегия в управлении качеством, состоящая из понимания, что качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя; качество должно создаваться на всех этапах жизненного цикла продукции и в этот процесс должны быть вовлечены все подразделения предприятия; качество должно рассматриваться как основная стратегическая цель деятельности предприятия. 2. В России активизировалась работа в области качества и ведется по целому ряду направлений: разработка и обсуждение концепции об управлении качеством; изучение зарубежного опыта; внедрение на предприятиях международных стандартов в области качества ИСО серии 9000; подготовка квалифицированных кадров в области управления качеством и др.
3. Для организации работы в области качества на уровне предприятия должна быть создана система управления качеством и в ее рамках — служба управления качеством, основная задача которой заключается в координации работы всех подразделений предприятия по достижению требуемого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла и постоянного повышения качества (в рамках «петли качества»). 4. Для организации работы системы управления качеством высшим руководством предприятия формируется политика предприятия в области качества — это цели и задачи предприятия в области качества на долгосрочной основе. 5. Интегральным экономическим фактором оценки обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется как сумма расходов на обеспечение качества и его контроль и сумма издержек вследствие выпуска продукции неудовлетворительного качества. Для измерения цены качества существует несколько подходов к формированию затрат на качество. 6. Затраты на качество могут быть поделены, либо на два вида (классификация Кросби): — затраты на соответствие; — затраты на несоответствие; либо на четыре вида (подход Джурана-Фейгенбаума): — затраты на предупредительные мероприятия; — затраты на контроль; — затраты на внутренние дефекты (потери); — затраты на внешние дефекты (потери). При этом обе классификации не противоречат друг другу.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается «новая стратегия» в управлении качеством? 2. Поясните, какие требования в рамках «новой стратегии» предъявляются к деятельности предприятия? 3. Поясните, что включает в себя система управления качеством в России? 4. Каковы задачи и функции службы управления качеством на предприятии? 5. Назовите показатели качества работы для каких-либо подразделений предприятия. 6. Что понимается под «политикой предприятия в области качества»? 7. Что такое «петля качества»? Какие этапы она включает? 8. Что понимается под ценой качества? 9. Что следует понимать под экономически оптимальным качеством? 10. Что понимается под затратами на качество? 11. Назовите составляющие затрат на качество?
ПРАКТИКУМ
ТЕСТЫ 1. Роль руководства компании в ТОМ: а) руководители сосредоточены в первую очередь на вопросах общего менеджмента; б) эффективность ТОМ в первую очередь определяется руководством компании; в) эффективность ТОМ зависит от службы менеджмента качества в компании. 2. В менеджменте качества участвуют: а) все службы и подразделения компании; б) только служба менеджмента качества; в) руководство компании и служба менеджмента качества. 3. Менеджмент качества связан: а) только с производственными подразделениями компании; б) со всей системой управления компании; в) с внешними поставщиками компании. 4. Какая из функций не является функцией менеджмента качества: а) надзор за полнотой контроля качества; б) участие в проведении приемочного контроля; в) обучение персонала в области качества. 5. Какой из нижеприведенных тезисов не верен. Внедрение методов ТОМ требует: а) вовлечения и обучение всего персонала; б) мониторинга поставщиков и качества их продукции; в) смены персонала компании.
6. Затраты на качество — это: а) затраты, которые нужно понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя; б) затраты, которые приходится нести, чтобы исправить дефекты продукции; в) затраты на организацию подразделений по управлению качеством. 7. Затраты на несоответствие — это: а) затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза; б) затраты на исправление дефектов; в) компенсации потребителям, получившим некачественную продукцию.
ЗАДАНИЕ 1 Предприятие выпускает 850 изделий в год. На изготовление одного изделия затрачивается 30 чел./ч. План оргтехмероприятий предусматривает улучшение качества выпускаемых изделий, при этом затраты на изготовление одного изделия увеличиваются до 35 чел./ч., а срок службы (долговечность) изделия возрастет в 1,5 раза. Рассчитайте экономию трудовых затрат за счет внедрения мероприятий по увеличению срока службы выпускаемых изделий.
ЗАДАНИЕ 2 В результате проведенных усовершенствований повысились надежность и технический уровень выпускаемой машины, при этом стоимость машины увеличилась с 45 до 48 тыс. р., а срок службы — с 8 до 12 лет. Определите общую экономию за счет повышения качества выпускаемой машины.
ЗАДАНИЕ 3 Познакомьтесь с требованиями к разработке Политики предприятия в области качества, изложенными в книге Дж. Харрингтона «Управление качеством в американских корпорациях» (см. Приложение 1) и с примером Политики предприятия в области качества ФГУП «СПО «Арктика» (см. Приложение 2).
ЗАДАНИЕ 4 Разработайте Политику в области качества для известного Вам предприятия, в соответствии с требованиями, к ней предъявляемыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|