Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система управления качеством на предприятии




 

Для организации работы в области качества на предприятии создается система управления качеством и в рамках этой системы создается служба управления качеством [14, с. 54].

Основные задачи службы управление качеством:

— защита репутации предприятия;

— защита потребителя от дефектной продукции;

— сокращение непроизводственных работ и тем самым понижение цены качества.

— предупреждение выпуска готовой продукции.

В состав службы качества, как правило, включаются: отдел технического контроля, отдел (бюро) управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации, центральная заводская лаборатория [14, с. 54].

В процессе решения этих задач служба управления качеством выполняет ряд функций:

1. Координирует работу по достижению требуемого уровня качества всех подразделений предприятия, т.е. на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, контроль и т. д.)

2. Эта служба должна рассчитывать затраты на обеспечение качества продукции в цехах и на предприятии в целом.

3. Служба должна активно сотрудничать со службой материально-технического обеспечения с целью выбора поставщиков, поставляющих сырье и материалы достойного уровня качества.

4. Служба организовывает обучение качеству работников предприятия (курсы в соответствии с профессиями персонала и выполняемыми ими функциями).

5. Служба принимает активное участие в работе по организации стимулирования по вопросам качества работы каждой категории персонала вместе с руководителями функциональных подразделений.

Например, рассмотрим показатели качества работы для отдельных подразделений предприятия, которые можно положить в основу премирования за качественное выполнение работы:

а) для производственных подразделений (цехов):

— объем допущенного брака и исправление брака;

— процент выпуска забракованных изделий или ошибки в рабочих нарядах;

— первоначальный выход годной продукции;

б) для финансового отдела и бухгалтерии:

— неверные бухгалтерские записи;

— процент просроченных платежей;

— ошибки в платежных ведомостях;

— ошибки в расчетах и бухгалтерских счетах;

в) для проектно-конструкторского отдела:

— количество изменений в расчете на один чертеж;

— количество ошибок, обнаруженных в ходе анализа проекта;

— количество ошибок, обнаруженных в ходе испытаний;

г) для отдела маркетинга:

— количество неправильно составленных заказов;

— точность прогнозных допущений;

— ошибки при заключении контракта;

— затоваривание продукцией;

д) для отдела материально-технического снабжения:

— избыточные запасы;

— простои производства из-за нехватки материалов;

В последние годы на предприятиях широко внедряются стандарты ИСО-9000. Эти стандарты, среди прочего, призваны помочь сформулировать на предприятии политику в области качества [14, с. 58—59].

Политика качества — это принципы деятельности предприятия на долгосрочной основе по работе в области качества.

Эти принципы включают в себя:

1. Улучшение экономического положения предприятия.

2. Расширение новых рынков сбыта продукции.

3. Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий-конкурентов.

4. Ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов.

5. Улучшение важнейших показателей качества продукции.

6. Снижение уровня дефектности изготовляемой продукции.

7. Увеличение сроков гарантии на продукцию.

8. Развитие пакета сервисных услуг.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции включает в себя 11 основных этапов — «петля качества». «Петля качества» показывает взаимосвязь всех подразделений предприятия, обеспечивающих решение задачи по выпуску продукции высокого качества [2, с. 50].

Взаимосвязь политики качества и «петли качества» показана на рисунке 6.

 

 


 

Рис 6. Политика предприятия в области качества

И «петля качества»

 

 

Этапы «петли качества»:

 

1. маркетинговые исследования рынка;

2. проектирование и разработка продукции (НИОКР);

3. материально-техническое снабжение;

4. подготовка и разработка продукции (этап постановки продукции на производство);

5. изготовление продукции;

6. контроль продукции, проведение испытаний;

7. упаковка и хранение продукции;

8. реализация продукции;

9. монтаж и эксплуатация продукции;

10. техническое обслуживание продукции;

11. утилизация продукции.

Ошибки в работе над качеством продукции на каждом из этих этапов чреваты выпуском продукции, которая не будет удовлетворять потребителя.

 

 

Цена качества

 

Одной из важных задач системы управления качеством продукции на предприятии является расчет цены качества, определяя различные затраты на качество.

Цена качества является интегральным экономическим фактором оценки обеспечения качества продукции. Она определяется суммой расходов, затраченных на обеспечение и контроль качества и суммой издержек, понесенных предприятием вследствие выпуска продукции неудовлетворительного качества.

В общем виде расходы, входящие в первую и вторую составляющую, выглядят следующим образом (рис. 7).

Цена качества является суммой двух видов затрат и графически позволяет определить экономически оптимальное качество и оптимальную цену качества (рис. 8).

 

 

Рис 7. Цена качества

 

 

На рис. 8 графически показаны следующие затраты:

I — затраты на обеспечение качества;

II — издержки из-за выпуска дефектной продукции;

III — суммарная кривая — цена качества.

III
II
I

 

А — самая низкая точка на кривой цены качества;

В — оптимальная цена качества;

С — экономически оптимальное качество.

Рис. 8. Графическое определение экономически оптимального

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...