Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские пословицы о языке и речи




М.М.Мейрбекова, Е.Е.Хайрушева

 

 

ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА

АЛМАТЫ 2008


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени аль-ФАРАБИ

 

 

М.М.МЕЙРБЕКОВА, Е.Е.ХАЙРУШЕВА,

 

 

ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА

АЛМАТЫ 2008

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом филологического факультета КазНУ им.аль-Фараби

 

Р е ц е н з е н т ы:

К.К.АХМЕДЬЯРОВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка КазНУ им. аль-Фараби

 

А.Ж.САРСЕМБАЕВА, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка КазНТУ им. К.Сатпаева

 

Е.Е.Хайрушева, М.М.Мейрбекова

Пособие по русскому языку для студентов механико-математического факультета университета. – Алматы: Казак университеты, 2008. – 149 с.

 

 

Пособие предназначено для студентов казахского отделения, окончивших национальную школу и изучающих русский язык как второй. Книга направлена на выработку необходимых навыков работы с текстами, на овладение наиболее важными в учебно-профессиональной сфере жанрами русской устной и письменной речи.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов казахского отделения механико-математического факультета на уровне бакалавриата и соответствует современной типовой программе по русскому языку. Основная цель пособия – развитие навыков и умений, необходимых для овладения языком специальности.

В задачи данного пособия входят:

· ознакомить студентов со структурой научного произведения, с правилами цитирования и оформления библиографии;

· развить умение аннотирования и реферирования научной литературы;

· развить навыки монологического высказывания в устной и письменной форме;

· дать необходимый минимум лексики и синтаксических структур, типичных для научного стиля.

Значительная роль отводится такой форме самостоятельной работы как учебно-исследовательская, которая способствует формированию у студентов научного мировидения и суждения, развивает творческое мышление.

В качестве основной единицы обучения используется текст. Тексты подобраны в соответствии с программным материалом механико-математического факультета. Тексты сопровождаются комментарием, содержащим необходимые теоретические сведения.

Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе представлен теоретический материал и практические задания к текстам, а также задания для самостоятельной работы, во втором – тексты по математике для самостоятельной работы.

 

 

Условные обозначения:

 

ТМ: – теоретический материал;

Задание – практические задания для самостоятельной работы

 


І. В В О Д Н Ы Й К У Р С

1.1. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Задание1.

Замечательный писатель и великий гуманист В.Г.Короленко однажды записал: «Мне страшно и подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним – и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к своей соломенной деревне, к своей стране, которой, хорошо ли, плохо ли, служишь сам».

Язык – ключ к драгоценному наследию прошлого, инструмент, позволяющий овладеть накопленными богатствами, совершенными достижениями человеческой культуры, человеческой мысли. Но и сам этот инструмент и сложен, и имеет свою историю. Овладеть им необходимо и для постижения прошлого, и для достижения будущего, о котором мечтало человечество. Слово оказывается не только ключом, но и орудием, мощным и сильным. Второе «я» А.Франса, гуманист-мыслитель Бержере говорит о несправедливости, царящей в мире, и на вопрос дочери: «А как уничтожить его, папа? Как изменить мир?» отвечает:

Словом! Нет ничего могущественнее слова, дитя мое. Веские доводы в соединении с возвышенными мыслями представляют собой цепь, которую невозможно разорвать. Это непобедимое оружие. И хочется, чтобы каждый помнил завет гениального пророка и мыслителя, помнил мудрость Л.Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

 

ТМ: Язык – это 1) система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.

Функции языка:

1. Общение, т.е. коммуникативная функция.

2. Сообщение, т.е. информативная функция.

3. Функция воздействия.

Задание 2. Прочитайте текст. Что нового вы узнали из содержания текста?

 

Язык – достояние общества

Язык – явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором растет и воспитывается. Способность членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения им исторически сложившейся системы того или иного конкретного языка.

Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам с собою начинает говорить на языке своих отцов, даже если никто не учит его этому. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым взрослым человеком заточили в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали люди с вырезанными языками. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах в сопровождении мудрецов лично открыл двери покоев, вошедшие услышали нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена. «Опыт» доказал, что человеческое окружение для ребенка в первые годы его жизни имеет исключительно важное, первостепенное значение.

Современные люди, независимо от их этнической принадлежности, в детстве обладают равными задатками для усвоения любого языка. Вот почему овладеть иностранными языками в детстве легче, чем в зрелом возрасте.

Язык – достояние общества, и овладеть речью на том или ином языке ребенок может только в обществе. Допустим, что негритянский мальчик в грудном возрасте был усыновлен русской семьей. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. Во внешнем облике ребенка мы не найдем ничего общего с его названными матерью и отцом. Мальчик унаследует от родителей-негров цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз, но говорить будет по-русски.

Язык не дар Божий и не изобретение одного человека. Творцом и носителем языка является народ. Язык только потому и существует, что существует человеческий коллектив, общество. Вне общества нет языка. Язык является достоянием всех и в то же время достоянием каждого.

(по В.Н.Петрухину)

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

 

Приходилось ли вам решать такие задачи: как разделить три яблока между тремя девочками так, чтобы каждая получила по целому яблоку и, чтобы при этом одно яблоко осталось в корзине? Это не математическая задача, хотя и помещается она в сборниках задач по математике. Это языковая задача. Делить тут нечего: надо дать двум девочкам по яблоку, а третьей дать корзину, в которой лежит последнее яблоко. Оказывается, в этой простой задаче, вернее, в способах ее языкового выражения скрыт особый, непривычный смысл. Ведь когда мы слышим: Одно яблоко должно остаться в корзине, мы понимаем, что это яблоко не получает ни одна из девочек. Если при раздаче кто-то получает часть предметов, а часть остается, то остаток так остатком и называется, потому что его никто не получает. Таков смысл слов, но не таков смысл действий. В реальной действительности, конечно, яблоки можно раздавать, вынимая их из корзины или не вынимая.

Приходится только удивляться, как иногда при точности и определенности значения смысл слова может быть неопределенным и расплывчатым.

Слово оказывается сложным, многомерным. Оно может быть и сухим, мертвым, то вдруг поворачивается такими гранями, которые заставляют сверкать и переливаться всеми красками нашу речь. Понять главные особенности слова, увидеть все его стороны, использовать его так, чтобы как на ладони донести до собеседника нашу мысль – это и значит владеть словом. А для этого необходимо проникнуть в глубины языка, понять его механизм, научиться бережному, любовному обращению со словом.

Наш язык гибок и точен, он позволяет выразить тонкие оттенки смысла. Но нужно их видеть, чувствовать, только при этом условии можно говорить о подлинной культуре речи, о владении родным языком.

 

Задание 4. Прочитайте статью В.А.Федосова.

Русские пословицы о языке и речи

Общеизвестно, что в народе накоплен богатый опыт, сведения о разных сторонах жизни, явлениях и процессах. Эти сведения передаются из поколения в поколение устным путем, находят отражение в пословицах и поговорках, включаются в письменные источники – лечебники, сборники пословиц и т.д. Существуют также определенные народные представления о языке (в статье использованы пословицы и поговорки из сборника В.Даля «Пословицы русского народа»).

Слово язык в русских пословицах употребляется прежде всего для обозначения органа, который является источником речи, служит для произнесения звуков. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие пословицы: Язык ворочается, говорить хочется; Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается; Сорвалось – как с языка сорвалось; Как сорвалось, так и брякнулось; Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь. Во многих пословицах характеризуется речь говорящего: Язык мягок: что хочет, то и лопочет; Язык без костей – мелет; У него язык длинен; У него язык, как бритва; Свой язык, своя и говоря; Язык – жернов: мелет, что на него не попало; За твоим языком не поспеешь босиком; Видно, у него язык чешется; Языком кружева плетет; Бьет языком, что шерстобит струной жильной.

Иногда вместо слова язык употребляются другие наиме5нования, например слова-метафоры: Язык – балаболка; У него вехотка во рту; Мокрая пличка (черпачок): что не поплещет, то захлещет; слова уста, рот, горло и другие употребляются по принципу метонимии: От избытка уста глаголят; На чужой роток не накинешь платок; Горлом не возьмешь; набери в рот воды! Губы да зубы – два запора (забора), а удержу нет; Рот на нараспашку, язык на плечо.

Если слово язык соотносится с говорением, то речь – со слушанием. Слово язык обычно употребляется в одной пословице с говорить, а речь – со словом слушать: Сижу у печи, да слушаю людские речи; Красную речь красно и слушать; Красна речь слушанием.

Речь, как известно, состоит из слов. Приведем пословицы, в которых характеризуются сами слова и речь говорящего: «Есть» - слово как мед сладко, а «нет» - слово как полынь горько; Всю неделю говорил «ась», а в субботу сказал «что»; Этого, не свихнув языка, не выговоришь; Слово к слову приставляет, словно клетки городит; Слово по слову, что на лопате подает; Слово за словом вперебой идет; Слово за словом на тараканьих ножках ползет (лепится); У него слово слову костыль подает; Слово за слово цепляется; не всякое слово в строку; Прожуй слово да молви! Пасеное словцо за щекой; Не доищешься (не доискался) слово; Блюди хлеб на обед, а слово на ответ; За словом в карман не полезет; Слово не воробей: вылетит - не поймаешь; Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь; И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

 

2. Какие значения слова язык не отмечены в данном тексте?

 

ТМ: Язык не единственное средство общения между людьми. Общаясь между собой, люди передают друг другу некоторые сообщения не только при помощи слов, но и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи. Среди подобных несловесных средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук: указательный жест руки, пожимание плечами в знак недоумения или незнания, кивок головой, выражающий согласие, или, наоборот, повороты головы из стороны в сторону, означающие отрицание.

Мимика – это значимые движения мышц лица: улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство.

Так же как и язык, системы жестикуляции и мимики сложились в обществе постепенно и в достаточной степени стихийно. Но есть и такие знаковые системы, которые были специально разработаны людьми для более удобной передачи информации, связанной с определенными видами их деятельности. Подобные знаковые системы принято называть искусственными.

К числу искусственных знаковых систем относятся сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих (погоны, нашивки, кокарды и др.), а также системы символической записи, используемые в музыке (нотное письмо), математике (цифры; знаки + – =:; обозначения корня, логарифма, интеграла и т.п.), формальной логике, химии и ряде других наук.

Таким образом, мимика или жестикуляция в подавляющем большинстве только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоциональные или смысловые оттенки. Искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они были созданы. Язык же способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания. Это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью.

Задание 5. Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры.

 

ТМ: Литературный язык – это вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях. Изъясняясь на литературном языке, человек стремится говорить или писать правильно, и это позволяет ему рассчитывать на то, что он будет хорошо понят любым адресатом.

Существуют нелитературные варианты русского языка: просторечие, жаргон, диалект.

 

Задание 6. Заполните свободные клетки таблицы.

 

  Нелитературный вариант языка, используемый людьми на определенных территориях в сельской местности.
  Нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер.
  Нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении между представителями некоторых социальных групп.

 

Задание 7. Законспектируйте статью «Мировые языки» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С. 5-10.

 

ТМ: Речь в традиционном понимании – конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна и неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

Комментарий:

конкретный – вполне определенный, предметный;

феномен – то же, что явление;

абстрактный – отвлеченный;

аналог – нечто, представляющее соответствие другому предмету.

 

1.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И ВИДОВ РЕЧИ

 

ТМ: Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относится: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободная от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и воспритяием мысли в графической форме. Она включает в себя два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной коммуникации (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагающая самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь, озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».

 

Задание 8. Законспектируйте статью «устная и письменная речь» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С..

1.3. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Аннотация Краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов
Заметка 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. краткое сообщение в печати: газетная заметка.
Комментарий Толкование, объяснение к тексту.
Обобщение Общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений
Письмо 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющих фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.
Выписка Выдержка из текста, цитата; то, что выписано из произведения, документа
Изложение Пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами
Конспект Краткое письменное изложение содержания чего-либо
Описание Сочинение, изложение, в котором описывается что-либо
План Определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо
Резюме Краткое изложение речи, статьи, краткий вывод
Рецензия Критическая оценка научного, художественного и другого сочинения, спектакля, фильма.
Реферат Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением.
Статья Научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете
Тезис 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции.

1.4.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

ТМ: Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предмет и его признаки. Главным является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей.

При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1) введение (общее впечатление); 2) описание деталей; 3) заключение (вывод, оценка).

Существуют несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание предмета, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.

 

Повествование как тип речи используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма; проведении эксперимента.

Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой: 1) экспозиция к повествованию (начало события); 2) средняя часть повествования (его развитие); 3) заключение (конец события).

Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи.

 

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Виды рассуждения: 1. рассуждение-объяснение, 2. рассуждение-доказательство, 3. рассуждение-размышление.

1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главное – раскрыть содержание тезиса.

2. Доказательство истинности тезиса и становится основной задачей рассуждения-доказательства.

Оба типа текста имеют одну схему построения: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального рассуждения», так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Обязательными же элементами рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

3. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга : экспозиция (подведение к спорному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. Не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте. Но могут и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления.

 

Задание 9. На основе какого функционально-смыслового типа (или его видов) построены тексты?

Текст 1.

Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать и сравнивать информацию автоматически, без участия человека. Эти средства, сопоставляя информацию, могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения в природе и в обществе. Но мы даем новое определение информации, основанное на ранее продемонстрированном факте взаимодействия данных и методов в момент ее образования. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Текст 2.

Цифровой компьютер – это машина, которая может решать задачи, выполняя данные ей команды. Последовательность команд, описывающих решения определенной задачи, называется программой. Электронные схемы каждого компьютера могут распознавать и выполнять ограниченный набор простых команд. Все программы перед выполнением должны быть превращены в последовательность таких команд, которые обычно не сложнее чем:

• Сложить 2 числа.

• Проверить, не является ли число нулем.

• Скопировать кусок данных из одной части памяти компьютера в другую.

Эти примитивные команды в совокупности составляют язык, на котором люди могут общаться с компьютером. Такой язык называется машинным языком. Разработчик при создании нового компьютера должен решать, какие команды включить в машинный язык этого компьютера. Это зависит от назначения компьютера, от того, какие задачи он должен выполнять. Обычно стараются сделать машинные команды как можно проще, чтобы избежать сложности при конструировании компьютера и снизить затраты на необходимую электронику. Так как большинство машинных языков очень примитивны. Использовать эти языки трудно и утомительно.

Текст 3.

Такой способ записи алгоритмов достаточно удобен и понятен для человека, но он имеет и весьма существенные недостатки.

Во-первых, он громоздок и может быть излишне многословен.

Во-вторых, по сути дела одно и тоже указание словами можно сформулировать многими различными способами, а это значит, что таит в себе серьезную опасность неоднозначности понимания.

В-третьих, такая достаточно произвольная формулировка алгоритма практически непригодна для автоматического с помощью ЭВМ – перевода алгоритма на язык машины.

 

Текст 4.

Первая русская женщина-математик С.В.Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Корвин-Круковского. Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Она с 15 лет начала систематически изучать курс высшей математики.

Ковалевская в 1869 году уезжает в Германию. Она посещает лекции крупнейших ученых, а с 1870 г она добивается права заниматься под руководством немецкого ученого К. Вейерштрасса.

В 1874г Вейерштрасс представляет три работы своей ученицы в Геттингенский университет для присуждения степени доктора философии, подчеркивая, что для присуждения степени достаточно любой из этих работ. Работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» содержала доказательство решений таких уравнений. В наши дни эта важнейшая теорема о дифференциальных уравнениях называется теоремой Коши-Ковалевской. Другая работа содержала продолжение исследований Лапласа о структуре колец Сатурна, в третьей излагались труднейшие теоремы математического анализа. Степень была присуждена Ковалевской 'с высшей похвалой.'

С.В.Ковалевская мечтала о научной работе в России, но ее мечта не сбылась: в 1891 г. она умерла в Стокгольме.

ТМ: Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы:

Основной тезис

 

1 аргумент 2 аргумент 3 аргумент

 

Иллюстрации Иллюстрации Иллюстрации

 

Вывод (резюме)

 

 

Комментарий к схеме:

Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).

Аргументы – это основания тезиса; доказательства.

Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.

Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.

 

Задание 10. Прочитайте текст.

Культура аргументации

Говорят, что в споре не всегда побеждает тот, на стороне кого истина. Отчего же это происходит? Отчего ложь оказывается сильнее? Оттого, что спорят не понятия, а люди, что в споре на равных правах выступают разум и чувства, а ум, как известно, может быть не в ладу с сердцем. В полемике большое значение имеет умение держаться, говорить уверенно и хладнокровно, метко и остроумно. Важно умение слушать и быстро анализировать речь оппонента и, в свою очередь, удачно организовать свою речь. Причем здесь можно уже говорить не о «владении словом», а о владении речью, не просто о понимании характера, особенностей, возможностей слова, но об умении их организовать, использовать.

Три стороны, три аспекта оказываются определяющими – логика, психология и язык. Последнее особенно важно, ибо все выражается, все (доводы, факты, цифры) выступает, все доносится до слушателя языком, посредством речи. всегда необходимо найти такую форму выражения, которая в желательном направлении подействовала бы на слушателя, на того, кого мы стараемся убедить. В этом и заключается искусство речи. мало просто хорошо высказываться, мало быть убедительным вообще: Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но афинские матросы и торговцы его не поняли и приговорили к смерти за «неправильные философские воззрения», как заметил однажды М.Зощенко. Надо быть убедительным для тех или для того, кого убеждаешь.

В рассказе А.П.Чехова «Дома» прокурор окружного суда хочет убедить своего малолетнего сына в том, что таскать табак и курить нехорошо. Не случайно Чехов выбрал в примеры прокурора, юриста, так сказать профессионального оратора, специалиста, социальное назначение которого в том и состоит, чтобы уметь убеждать. Отец сначала эмоционально осуждает мальчика: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…». Однако это не действует, не кажется ребенку правомерным или справедливым. Мальчик-то знает точно, что он все-таки сын, и отец его любит – на то он и отец. Тогда прокурор переходит на привычные категории судебной речи, использует логику: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе на принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Все справедливо, но не действует. Отец обращается к медицинской стороне вопроса: «Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…». Наконец, переводит разговор в морально-психологический план и т.п. Не действует, хотя все логически безупречно, сказано совершенно понятно, доступным, казалось бы, языком. и тут уже было отчаявшийся родитель вдруг понимает: «Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». После этого приходит верное решение: «Слушай, – начал он… – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарый царь… У старого царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи». На Сержу вся сказка произвела сильное впечатление. Он вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить…».

Пусть нас не смущает примитивизм и, может быть, необычность примера. Сам принцип аргументации абсолютно верно указан писателем. Формой, которая обеспечила убедительность речи для данного конкретного слушателя, стала сказка. В других случаях, возможно, сказка и не подействует. К сожалению, а может быть, к счастью – панацеи здесь не существует. Необходимо творчество.

 

Задание 11. Прочитайте текст, составьте его логическую схему.

 

Установка оборудования

В общем случае оборудование подключается к компьютеру дважды: аппаратно и программно. Под аппаратным подключением понимают физическое соединение с компьютером либо с помощью гнезд на материнской плате, либо с помощью внешних разъемов стандартных портов на задней стенке системного блока. Бывает и смешенное подключение, когда интерфейсная плата нового устройства вставляется в слот материнской платы и при этом создается новый (нестандартный) порт, разъем которого выходит на заднюю стенку. Таким способом подключают, как правило, устройства, требующие высокой скорости передачи данных, например сканеры или сетевые устройства.

Под программным подключением группирует установку программы-драйвера, являющейся посредником между операционной системой и устройством. При установке драйвера происходит выделение операционной системой части ресурсов новому устройству, а также регистрация устройства и его драйвера в реестре операционной системы.

Однако в общем правиле есть и исключения. Такие «стандартные» устройства строят классификацию на базе, как жесткие диски, дисководы гибких дисков и клавиатура, не требуют драйверов, поскольку сведения о том, как с ними работать, уже имеются в базовой системе ввода-вывода (BIOS). Они должны распознаваться и работать еще до загрузки операционной системы. То же относится и к монитору, и к видеоадаптеру, но без драйверов они распознаются только как простейшие стандартные модели, для того чтобы использовать все функциональные возможности конкретной модели, драйвер установить необходимо.

Несколько менее «стандартными» устройствами базируется мышь и дисковод CD-ROM. Они не всегда распознаются средствами BIOS, но после загрузки операционной системы Windows XP уже считаются стандартными устройствами и обслуживаются драйверами, имеющимися в ее составе; однако если речь идет о необычных моделях, особый драйвер для них может потребоваться.

 

Задание 12. Рассмотрите таблицу.

 

  Аргу- менты Ссылка на авторитеты     Факты · Законы, документы · Мнения экспертов, очевидцев, Свидетелей · Высказывания известных личностей   · Ццифры   · Ппримеры     · ·     · Из жизни · Из литературы · Конкретные · обобщенные

 

Задание 13. Расскажите о двух основных типах аргументов и их видах. Какие из указанных аргументов относятся к сильным и почему?

 

Задание 14. Какие еще аргументы вы бы отнесли к сильным? Обоснуйте свое мнение.

1.5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

 

ТМ: Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функцио

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...