Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие геометрических построений




В китайской математике нет строгих геометрических рассуждений, базирующихся на последовательном логическом применении аксиом, постулатов, определений или теорем, нет и абсолютных истин в духе Евклида. В ней все относительно. Китайская геометрия не знает углов, ни параллельных линий, только длину, площадь и объем. Нет здесь алгебры в том виде, в каком она была у арабов, нет нахождения корней уравнений с помощью радикалов или графических методов. Нет и «риторической» алгебры, воплощенной в прозе и стихах.

Однако китайская математика исходит не только из эмпирических знаний. Она скорее основывается на мыслительном процессе, в основу которого положен эвристический подход: упор делается на сам результат, а не на изложение тонкостей доказательства того, что воспринимается как должное. Так, один из основных постулатов китайской геометрии гласит, что, если тело разбить на отдельные элементы, его площадь и объем остаются неизменными, даже если число этих элементов стремится к бесконечности.

Такой принцип вовсе не исключает возможности использования аксиом, но все дело в том, что тела в китайской геометрии не были абстрактными объектами. Они скорее напоминали разноцветные осязаемые части игры-головоломки, которыми можно манипулировать как угодно. Китайской геометрии свойствен скрупулезный анализ, который позволяет добиться желаемых результатов не только при определении площади объема, но и при рассмотрении некоторых свойств прямоугольного треугольника, подсчете суммы ряда, решении уравнений или систем уравнений и при установлении «замечательных тождеств».

Более того, она не считает зазорным (в отличие от Евклида) прибегать к подсчетам и пользуется всеми способами, которые могут оказаться полезными в данном случае. Иными словами, для нее все методы хороши. Возможно, это связано с влиянием даосистской философии: известно, что китайские математики в 3 – 5 вв. преклонялись перед отцом этого течения Чжуан-цзы, который отрицал язык как эффективный способ постижения реальности. Он считал, что ложные рассуждения софистов продемонстрировали ограниченность этого средства, и утверждал, что логические рассуждения, способные привести к неверным выводам, нельзя считать надежными для описания реальности. Отсюда и распространенное среди китайских математиков, находившихся под влиянием даосизма, недоверие к языку. В то же время они стремились использовать другие пути, не забывая и про собственные органы чувств, и предпочитали вычисления и другие манипуляции с объектами, дабы обойтись без слов. К словесным же доказательствам прибегали только в крайнем случае, когда ничего другого не оставалось.

Каким же образом математика, столь тесно связанная с конкретными вещами, позволяла получать отвлеченные результаты? В действительности конкретность китайской математики не означает отсутствия абстракции. Напротив, некоторые результаты, полученные в ходе манипуляций с частями головоломки, свидетельствуют о большой изобретательности и поразительной способности к абстрагированию.

Кроме того, китайским математикам часто приходилось намеренно искажать реальность, поскольку эту науку было трудно преподавать без упрощения сложных проблем повседневной жизни. Именно поэтому во многих задачах за внешним правдоподобием скрываются вымышленные ситуации. Числовые данные в них не соответствуют реальным: они либо слишком велики или малы, либо лишены смысла (дробное число людей), либо приводятся в произвольном сочетании (площади складываются с объемами и ценами). Порой неизвестные и известные величины меняются местами; размеры тела требуется подсчитать исходя из объема, капитал – из процентов, количество товара – из части, полученной каждым. Очевидно, такое построение задач было неслучайным: оно открывало простор математической мысли.

Именно на такой «вымышленной почве» развивалась китайская алгебра. В самых древних из дошедших до нас учебниках содержится набор правил для решения определенного круга задач. В крайних случаях каждая задача выделяется в отдельный класс. Позднее появились единые методы решения все более широких классов задач. Необходимость искусственных ситуаций постепенно отпала.

Но без системы счета все это вряд ли было бы возможным. Самобытность китайской математики состоит в методах вычислений, для выполнения которых применяются разнородные счетные приспособления. При выполнении даже самых замысловатых вычислений китайцы полагались главным образом на счетные палочки: по их расположению определялись числовые коэффициенты в упражнениях. Применение палочек в какой-то степени лишало задачи конкретного выражения и переводило их в область абстрактного мышления.

Новый метод стал известен под общим названием «фанчен»: слово «фан» означает квадрат или треугольник, а «чэн» - распределять. Иными словами, числа распределялись по двум направлениям, образующим квадрат или прямоугольник, формируя то, что теперь называют матрицей. Кроме того, использовались два типа палочек: красные и черные, они символизировали положительные и отрицательные величины и соответствовали взаимодополняющим силам мироздания – инь и ян.

Итак, перед нами некая «инструментальная» алгебра, в которой отсутствуют логические рассуждения. В этом ее сила и ее слабость: методы вычисления растворяются, исчезают в процессе их выполнения. «Искусство перекладывания палочек» сродни искусству музыканта-виртуоза, который исполняет свою партию, не глядя в ноты. Не случайно некоторые китайские математики сравнивают свою науку с музыкой.

Таким образом, методы вычислений и операций над объектами – основные компоненты этой математики, которая никогда не считала себя связанной какими-либо канонами и на различных этапах своей истории органично впитывала многочисленные достижения других культур.

Жан-Клод Марцлоф. Небесные корни.

 

Задание 81. Обзорный реферат составляется по двум и более статьям на одну тему. Напишите реферат-обзор по трем текстам.

 

Известно, какую огромную роль сыграли древнегреческие ученые в развитии математики на Западе. На это указывают сами слова «математика», «математик» и их эквиваленты во многих европейских языках, пришедшие из греческого, от глагола «знать, изучать». Первоначально слово «mathema» означало «то, чему обучают», то есть все виды знаний, и только в классический период приобрело более узкое значение, которое имеет, и по сей день.

 

Текст 1.

Обучение математике

Мало известно о том, как в Древней Греции обучали математике. Специализации по отдельным областям знаний в те времена не существовало, и, по-видимому, в изучении математики большую роль играли разные философские направления.

В классический период существовали научные школы, такие как хиосская и сизикская. Мы не знаем, какое они давали образование: общее или специальное. Возможно, они представляли собой просто группу учеников, которыми руководил какой-нибудь прославленный учитель.

Создается впечатление, что, как и в медицине (о существовании медицинских школ сохранились более ранние и надежные свидетельства), в формировании научных интересов большую роль играли семейные традиции. Несмотря на скудость биографических данных о математиках, нам известно, что Архимед был сыном астронома, Гипсикл – математика, геометры Менехм и Динотсрат были братьями, а Ипатия (единственная известная нам женщина-математик) была дочерью математика Теона из Александрии.

Если на Ближнем Востоке рано сформировались государства с централизованной властью, что способствовало появлению отдельного класса писцов, то в Древней Греции этого не произошло. На ее территории существовали небольшие постоянно воюющие друг с другом независимые города (полисы) и их объединения, в которых проблемы образования в отличие от Египта, Вавилона и Сирии не входили в число общественных интересов.

Хотя для торговли, землемерных работ и мореплавания знание математики было необходимо и в начальной школе детей, как правило, обучали счету, в греческих полисах на интеллектуальное и техническое образование обращалось мало внимания, а школы появлялись только благодаря частной инициативе. Некоторым из них суждено было прославиться: так, в 6 в. до н. э. Исократ основал школу риторики, а Платон – школу философии.

Оба они считали, что без математики развитие ума невозможно, ибо она требует умения сосредоточиться и является своего рода «интеллектуальной гимнастикой», однако у каждого из них был свой подход к предмету. По Исократу, математика, как и споры, столь любезные сердцу юных, должна формировать ум, но ее конкретное содержание не имеет никакой ценности для гражданина, который в идеале должен стремиться посвятить свою жизнь политике. Платон же, признавая подготовительную роль математики, все же придавал ей гораздо большее значение, считая ее прелюдией к изучению философии (идеализма по Платону), а также методом отбора – ведь математика и философия, которым он обучал, были своего рода упражнением в интеллектуальном аскетизме, частью его проекта политической реформы.

Во 2 - 3 вв. до н. э. началось довольно бурное развитие математики. Большинство дошедших до нас трудов принадлежат ученым, так или иначе связанным с Александрией, столицей, основанной греческой династией Лагидов (Птолемеев), правившей в Египте с 306 по 31 г. до н. э. Известно, что во время их правления государство распространило свое покровительство (которым до того времени пользовались лишь отдельные лица, чаще всего поэты) на целые институты: наиболее известные из них – александрийские библиотека и мусейон. Несомненно, именно их создание дало толчок к изучению литературы. Вполне вероятно, хотя и менее очевидно, что эта благоприятная атмосфера сказалась и на развитии науки.

Впрочем, мы не знаем, были ли у ученых мужей того времени (а среди тех, чье пребывание в Александрии подтверждено или вполне вероятно, числятся и Геофил из Халцедонии, и Евклид, и Стратон Лампсакский, и Аристарх Самосский, и Эратосфен, и Аполлоний Пергский) последователи, обучали ли они кого-либо, читали ли лекции под эгидой мусейона. Иными словами, нельзя с уверенностью говорить о существовании александрийской школы как таковой. Александрийский мусейон превратился в университет лишь во времена римского владычества, когда по его подобию были созданы университеты в Эфесе, Афинах, Смирне и Эгине.

 

Текст 2.

Математические тексты

Кроме традиционной математики, существовал еще свод греческих математических текстов, посвященных методам счисления. Подобные работы существовали в Египте, Вавилоне и Китае. Так, более поздний свод математических текстов, приписываемый Герону Александрийскому, использовался в целях обучения вплоть до возникновения Византийской империи. В греческих текстах, так же как в вавилонских и египетских, применена методика, по которой условия задачи напоминают реальные ситуации.

В классических же трудах Евклида, Архимеда или Аполлония мы не встречаем ничего подобного: практическое применение математики их не интересовало. В изложении евклидовой теории чисел нет даже числовых примеров; дошедшие до нас работы подтверждают, что математика делилась на чистую и прикладную. Однако, несмотря на столь четкое разделение, занимались ими одни и те же ученые.

Та область греческой математики, которую мы для удобства назвали «чистой», характеризуется следующими основными особенностями:

Дедуктивное построение. Для классических трудов, подобных «Началам» Евклида, характерно дедуктивное построение. Результат получают путем доказательства на основе либо ранее полученных результатов, либо заранее оговоренных принципов. Можно сказать, что мы имеем дело с частично аксиоматическим подходом, который акцентирует логику – обязательный аспект математики. Однако порой трудно отделить риторику, которая помогает удержать внимание ученика, и направлена на повышение психологической и педагогической эффективности, от логики, которая формирует необходимую объективную структуру рассуждений.

Геометрическая ориентация. Даже когда речь шла о теории чисел, статике или астрономии, приводимые доказательства были по сути геометрическими. Математики древности пользовались разнообразными символами для обозначения чисел и дробей, а также сокращениями. Впрочем, дальше всего греки продвинулись в применении репрезентативных символов: разложение фигур на элементы, установление разрешенных правил построения, открытие свойств, которые казались уже "присутствовавшими" в геометрических фигурах, - все это прекрасно сочеталось с дедуктивным подходом.

Наука для науки. Математикой занимались из любви к знанию как таковому.

Математика и философия. Развитие чистой математики происходило параллельно с развитием философии.

 

Текст 3.

Философы и математики

Одновременно с развитием математики появились методологические и философские труды о науке. Примером может служить классификация Геминуса, греческого астронома и математика 1 в. до н.э. Он считал, что наука уже накопила достаточно разнообразных сведений во многих областях.

Согласно изучению Аристотеля, математика изучает свойства, которые можно «абстрагировать» от объектов физического мира. Кроме того, как и все науки, основывающиеся на доказательствах, она строится на определенных принципах, так что одна наука предполагает существование другой, одна подчиняется другой, как говорил Аристотель. Так, например, оптика «подчиняется» геометрии. Что говорит о существовании логически упорядоченной иерархии наук. Такую иерархию следует отличать от принятого у греческих ученых противопоставления "практической" и "чистой" математики. По Аристотелю, только последняя заслуживает того, чтобы ее включили в свободное образование. «Быть свободным» здесь самоцель.

Искусство приукрашивать одерживает верх над прагматизмом технических расчетов: наука для науки становится высшей формой деятельности. По Платону, математика варваров – какого бы высокого уровня развития не достигла их цивилизация – была всего лишь искусством, не освобожденным от пут необходимости. Греческая философия соединила, таким образом, понятия, принадлежащие к различным сферам – методической и философской.

В трактатах по оптике и астрономии применялись принципы геометрии, поскольку с помощью дедуктивного метода можно было легко обойти все, что представлялось «наглядным» и «практическим». Правда, остается неясным, как сами математики относились к такому определению своего рода занятий. Кроме того, не следует переносить современное понятие «чистой» и «прикладной» математики на «невещественную» и «наглядную» математику древних, так как они не совпадают.

Говоря об идеале «бескорыстной» науки, нельзя не затронуть проблему мотивации развития математики. Здесь нужно различать явления, игравшие роль внешних факторов, от тех, которые можно назвать внутренними. В первой группе следует выделить оптику и астрономию, которые мы относим к физике. А ученые древности относили к области математики. Сюда же относится статика, учение о равновесии.

Что нам известно о "внутренней" мотивации? Можно попробовать найти ее определение в предисловиях, которыми математики, начиная с Архимеда, предваряли свои сочинения. Оказывается, что «бескорыстные» исследования вовсе не плод греческого стереотипа мышления. Они предполагают существование некоего сообщества математиков, которые следуют установленным нормам.

Прежде всего, эти ученые считают нужным оправдываться в том, что они занимаются наукой ради науки, им это кажется вполне естественным. В лучшем случае они лишь уточняют, почему выбрали именно математику, а не физику или теологию. Математика более достоверна и строга, ее предмет более «постоянен», чем физика, и более «доступен», чем теология.

В Древней Греции математики составляли своего рода «международное» сообщество, члены которого были рассеяны по всему Средиземноморью: в Греции, Малой Азии, Египте и на Сицилии. Они поддерживали личные контакты и обменивались своими работами. Прежде всего, ученые стремились передать коллегам свои задачи, найти решения тех задач, которые присылали им, или подвергнуть критике неудачные решения, предложенные другими. Так, некоторые из них приобретали общепризнанный авторитет: им присылали на отзыв научные труды, они, в свою очередь, рассылали их самым, по их мнению, достойным. Попадались среди них и самозванцы, но разоблачить обман было легко: им предлагали задачу, не имеющую решения, а они уверяли, что решили ее. Конечно, такие контакты оставались сугубо личными, они совсем не похожи на отношения, которые складываются между учеными в рамках современных институтов.

«Бескорыстная» наука, таким образом, связывалась с существованием некоей группы, внутри которой царило соперничество, напоминающее то, что происходит среди современных ученых. Впрочем, такое сравнение не вполне правомерно, слишком уже ощутима разница масштабов этих сообществ: в эпоху эллинизма число ученых, особенно математиков, не превышало нескольких сотен. Во время римского владычества лучшие авторы (Птолемей, Папп) занимались уже только уточнением полученных результатов. Соперничество и поиск нового ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой.

Бернар Витрак. Одиссея разума

 

Задание 82. Скажите, что такое реферат, и с какой целью он составляется. Аргументируйте свое понимание.

Задание 83. Скажите, чем отличается реферат от аннотации научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

Задание 84. Скажите, какой может быть композиция текста реферата и почему. Аргументируйте свое понимание.

Задание 85. Скажите, каков объем реферата и почему. Аргументируйте свое понимание.

 

 

2.2.6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

 

ТМ: Рецензия– это вторичный текст, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть «в курсе» современных научных направлений и проблем.

 

Задание 86. Опираясь на приведенные ниже данные словарей, дайте определение рецензии. Чем рецензия отличается от реферата, тезисов, аннотации?

Рецензия (лат. recensio – осмотр, обследование): 1) статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д.; 2) отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой (Современный словарь иностранных слов. М., 1992).

Рецензия (лат. recensio – рассмотрение). Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства (Современный толковый словарь русского языка. СПб, 2001).

Рецензия. Письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма (Словарь русского языка в 4-х т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1985-1988).

 

Структура рецензии

В содержательной структуре текста рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):

 

Предмет анализа Указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, статью, диссертацию, монографию и т.д.; приводятся выходные данные. Для пишущего рецензию важно уяснить, к какому жанру относится рецензируемый текст, т.к. от этого будет зависеть его общая оценка и выводы о значимости работы.
Актуальность темы Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение для решения современных проблем в той или иной области знания, культуры и т.д.
Краткое содержание Важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее, т.к. краткое изложение содержания работы сочетается в рецензии с его критическим анализом и оценкой.
Оценочная часть Обычно в начале дается общая оценка с точки зрения соответствия рецензируемой работы тем требованиям, которые предъявляются к тому или иному жанру. Отмечаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов, наличие примеров, иллюстраций, схем и т.п.; знание литературы по излагаемой теме, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложения и т.д., - после рецензент переходит к критическим замечаниям. Выявляются недостатки, недочеты. Их перечисление не должно превращать рецензию в критический «разнос». Предполагается доброжелательное отношение рецензента к анализируемой работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций.
Выводы Формулируются с учетом жанра рецензируемой работы. Отмечаются значимость работы, ее место в ряду уже существующих по данной проблематике, практическая ценность, область применения полученных в исследовании результатов и т.д.

 

Задание 87. Прочитайте рецензию, опубликованную в журнале «Филологические науки» (№4, 2001г.). Найдите в тексте части, соответствующие изложенному выше плану. Обратите внимание на то, что выделение отдельных тематических частей в структуре содержания рецензии не всегда совпадает с абзацным членением текста.

Л.И.Баш, А.В.Боброва, Г.П.Вечеслова, З.С.Кимягарова, Е.М.Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. М., 2000.

 

Словари иностранных слов всегда пользовались большой популярностью в России, до войны не раз издавался «Словарь иностранных слов», составленный под общим руководством Ф.Н.Петрова. В послевоенные годы постоянно выходили в свет дополненные и переработанные словари иностранных слов. наиболее известный из них, выпущенный издательством «Русский язык», выдержал девятнадцать изданий.

Но нужно больше словарей «хороших и разных». Издание новых словарей тем боле актуально, что в последнее время процесс заимствования в русском языке заметно активизировался. Интересным опытом такого словаря является вышедший в 2000 г. в издательстве «Цитадель» «Современный словарь иностранных слов». В нем сравнительно немного слов – 7000, но разработаны они иначе, чем в существующих словарях, в связи, с чем читатель получает дополнительную полезную информацию.

Помимо толкований при каждом слове и его значении даются краткие примеры, иллюстрирующие употребление слова. Например, при слове гипотеза: Смелая гипотеза. Обоснование гипотезы. Строить гипотезы. Выдвинуть плодотворную гипотезу. Иногда приводятся цитаты из газет или книг. Эти примеры позволяют понять не только значение слова, но правильно употреблять его. Так, например, отмечается возможность беспредложного употребления джерси: Костюм из коричневого джерси. Пальто джерси.

Полнее, чем это делается в изданиях подобного типа, в данном словаре отражены словообразовательные связи. Ко всем основным вокабулам даются все производные слова. Например, помимо существительных диссертант и диссертация приводятся и другие слова от этого корня: диссертация, диссертабельный, -ность, диссертант, -ка, диссертационный. Разумеется, это показывает степень укоренения данной основы в русском языке и позволяет удостовериться, в случае необходимости, в существовании искомой формы (например, женского рода, отвлеченного существительного).

Иначе, чем в некоторых иных словарях иностранных слов, подается этимология. Во-первых, указывается время вхождения слова в русский язык. Это очень полезное указание, так как читатель сразу видит «древность» слова в языке.

По-другому сообщаются и этимологические сведения. Обычно в словарях дается только источник заимствования. В рецензируемом словаре этимология разработана с привлечением данных истории слова, показывается путешествие его от одного языка к другому.

Словарь не лишен частных недочетов. В нем отсутствуют некоторые новые иностранные слова: анимационный, компакт-диск, лазердиск, меикап, ньюсмейкер, шоптур и др., не отмечены новые метафорические употребления: вирус (распада), сенатор (в приложении к российской действительности). В отношении слова жокей можно было указать, что уже в исходном языке онон имело пренебрежительный оттенок, обозначая конюха (типа русск. ванька).

Словарь хорошо организован. Читатель в нем ориентируется легко. В целом словарь производит хорошее впечатление. Его интересно читать. Он явится полезным пополнением серии словарей иностранных слов русского языка.

В.Г.Гак (Москва)

 

Задание 88. Ознакомьтесь с моделью типовой рецензии. Обратите внимание на наличие в ней определенных частей, композиционную структуру, на конструкции, использующиеся в той или иной части рецензии.

 

Модель типовой рецензии

 

І. Вводная часть рецензии Общая проблематика Одним из наиболее актуальных направлений в изучении…является… В последнее время появилось множество публикаций на указанную тему. К работам, рассматривающим тему…относится и статья Иванова И.И. Автор статьи – известный физик (биолог, филолог, математик) …
ІІ.Общая характе- ристика статьи Тема статьи Статья посвящена теме, проблеме, вопросу Работа представляет собой анализ, обзор, обобщение, изложение, описание, исследование… В статье речь идет, говорится, рассматривается, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, показывает, освещает, обобщает…
    Композиция статьи Сущность проблемы статьи заключается, статьи сводится… Рассматриваемая статья состоит из… частей Делится на … части, начинается, заканчивается…
  Достоинства работы К достоинствам работы относятся аргументация автора, новый (комплексный) подход к решению проблемы, самостоятельность исследований, творческий характер, ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства…
ІІІ. Оценка работы Недостатки работы Вызывают возражения, сомнения следующие факты… Автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, не подтверждает выводов фактами, необоснованно утверждает… В статье содержатся общеизвестные истины, противоречивые положения, необоснованные утверждения…
ІV. Выводы Можно утверждать, нельзя не согласиться… Оценивая работу Необходимо сказать, хотелось бы в целом … подчеркнуть, можно отметить…   Таким в статье убедительно доказано, получили образом … исчерпывающее освещение…   изложенные в статье вопросы, проблемы… представляют интерес не только для…, но и для…

 

ТМ: Оценочная часть рецензии

Рецензия это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора. Рецензент должен выразить свое отношение к проблемам анализируемого текста, отметить достоинства и недостатки работы, дать ей аргументированную оценку. Именно эта, оценочная часть вызывает наибольшие затруднения при написании рецензии.

 

Оценочное описание авторского текста Работа посвящена актуальной (злободневной) теме совершенствования существующих систем и углублению наших знаний в этой области… В работе (статье) представлены важные неопубликованные данные (приведены убедительные доказательства, предлагается оригинальное решение)… Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, значительных, ощутимых) результатов, является… Автор проявил умение разбираться в новых вопросах, систематизировал материал и обобщил его… Наиболее интересной (значимой) с теоретической (практической) точки зрения представляется вторая (третья…) глава… Тема раскрывается с научных позиций, но в доступной и понятной форме…
Выражение позитивной оценки авторского текста Актуальность темы непосредственно следует из названия работы и не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнения, вполне очевидна).. Безусловной (несомненной, бесспорной) заслугой автора является (к безусловным (несомненным, бесспорным) заслугам автора можно отнести) новый методический подход (предложенная классификация, уточнения существующих понятий)… Автор, безусловно (вне всяких сомнений, бесспорно, несомненно), углубляет наше представление об исследуемом явлении и делает заметный шаг к полному разрешению (решению) проблемы… В ходе рассуждений автор последовательно убеждает нас в необходимости применения данного метода к исследуемым проблемам… Автор сумел найти новый подход к давней проблеме (найти оригинальное решение известной проблемы), смело дал новую, хотя и не бесспорную трактовку вопроса… Не будет преувеличением сказать, что автор вписал новую страницу в нашу науку (открывает новое направление в науке)… Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для…, но и для... Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что… Наиболее важными (существенными, значимыми с научной точки зрения) из выводов автора представляются следующие… В работе получили исчерпывающее освещение такие вопросы (проблемы), как…
Выражение критики Разделяя в целом точку зрения автора (признавая несомненные заслуги автора в решении поставленной задачи), нельзя не высказать некоторые замечания… К недочетам (недостаткам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении уже опубликованного материала (недостаточную ясность при изложении нового материала, избыточную терминологию, что затрудняет восприятие текста)… К числу недостатков следует отнести отсутствие полного разбора и анализа предшествующих работ, что затрудняет оценку данной работы… Существенным недостатком работы можно считать отсутствие экспериментальных данных (введение большого числа новых критериев, бездоказательное утверждение о том, что… отсутствие методических рекомендаций)…
Выражение общей оценки рецензируемой работы Упомянутые недостатки связаны не столько с погрешностями автора, сколько с широтой выбранной задачи (со сложностью поставленной проблемы, с отсутствием фундаментальных исследований в данной области)… Отмеченные недостатки (недочеты, досадные оплошности, допущенные автором) не снижают высокого уровня работы и ее положительной оценки в целом.. (их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора)… Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точка зрения, конечно же, не нова (не оригинальна, не сенсационна), но стержень (ключ, правильный подход) к решению проблемы, на наш взгляд, найден верный… Несмотря на высказанные замечания (на отмеченные недостатки, на некоторые неточности в формулировках), работа, несомненно, заслуживает высокой оценки (может быть оценена положительно)…

 

Задание 89. Прочитайте статью О.Дубовской «Русскую речь разъедает ржавчина» («Санкт-Петербургские ведомости», 2001г.). Напишите оценочную часть рецензии, используя необходимые конструкции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...