Страхові послуги в аграрному секторі. Форми і види страхування.
Аграрное страхование, как один из наиболее эффективных способов управления рисками, предоставляет возможность выгодно сочетать интересы участников рынка аграрного страхования и государства, как стороны, первоочередной задачей которой является обеспечение стабильного экономического роста, благосостояния граждан и их социальной защиты. - Наши страховые компании по сути действуют на свой страх и риск. Ни одна из них не может основываться на общеобязательных тарифах и поэтому должна устанавливать их самостоятельно. Хотя они примерно одинаковые, но если взглянуть на проблему со стороны страхователя, то становится понятным даже маленькие колебания в тарифах приводят к тому, что предприятия вынуждены искать наиболее подходящий вариант, в свою очередь это вызывает другую проблему, которая связана в том, что страхователь вынужден искать страховые компании с наименьшими тарифами, а страховщик вынужден для того чтобы привлечь страхователя устанавливать маленькие тарифы, но при этом повышать размер франшизы. Страховые компании часто используют заниженные или завышенные франшизы (0,5% до 50%). Администраторы программы субсидированного страхования культур должны поднять вопрос о законности компенсации части страховых премий по формальным договорам в случае, если будут установлены нарушения процедур, рекомендованных Министерством Аграрной политики. Анализ договоров комплексного и индексного (урожайности) страхования официальными учреждениями не проводился.
- Низкий спрос на страхование со стороны сельскохозяйственных производителей (низкий процент участия в страховании, применения страхования преимущественно не как метода управления рисками предприятия, а в качестве вспомогательного мероприятия при получении банковского кредита, недоверие сельскохозяйственных производителей к страховым компаниям); - Недостаточное предложение со стороны страховых компаний (низкий процент сельскохозяйственного страхования в портфеле страховых компаний, отсутствие в портфеле страховых компаний разнообразие страховых продуктов, отвечающих потребностям страхователей, недоверие страховых компаний к сельскохозяйственных производителей). Анализ данных показывает, что услуга страхования недостаточно предлагается производителям сельскохозяйственной продукции. Большинство компаний не имеют развитой региональной сети и только начинают развивать направление аграрного страхования. Большинство компаний испытывают нехватку специалистов. На рынке существует проблема с качественным перестрахованием аграрных рисков. - Нереализованные задачи государства по стабилизации производства и доходов в аграрном секторе экономики (время от времени возникает вопрос о необходимости предоставления прямой государственной помощи в случае наступления катастрофических убытков). Страховые компании отметили случаи отказа от страхования сельскохозяйственных культур из-за неполучения субсидии предварительно. Производители рассматривают такую ситуацию как очередной обман со стороны государства и страховых компаний. Таким образом, современное состояние развития системы аграрного страхования диктует необходимость в формировании системного подхода к его развитию. Системный подход предполагает определение и законодательное оформление форм взаимодействия трех главных участников аграрного страхования - сельскохозяйственных производителей, страховых компаний и правительства. Исходя из того, что правительство является выразителем общего интереса общества, а также из того, что наблюдается определенный недостаток доверия между аграрным и страховым сектором, именно правительства должна принадлежать главная роль в консолидации усилий других участников и сбалансировании их интересов.
Целью дальнейшего развития системы аграрного страхования является обеспечение стабильности сельскохозяйственного производства и доходов сельского населения, как предпосылок стабильного экономического роста страны и роста благосостояния ее граждан путем максимального использования возможностей аграрного и страхового рынка и эффективного использования государственных ресурсов. Система аграрного страхования должно развиваться по следующим направлениям: содействие развитию аграрного сектора, направленное на повышение его способности влиять на процесс разработки новых страховых продуктов и пользоваться страховыми услугами; усовершенствование законодательства Украины, регулирующего предоставление страховых услуг аграрном рынке и предоставления сельскохозяйственным производителям государственной поддержки по страхованию аграрных рисков; 1. сельскохозяйственные производители и их объединения, которые получают страховые услуги; 2. страховые организации и их объединения в виде пула, которые предоставляют страховые услуги сельскохозяйственным производителям; 3. правительство, которое реализует политику государства по стабилизации сельскохозяйственного производства и доходов сельскохозяйственных производителей;
4. Прочие организации (профессиональные и общественные объединения, экспертно-правовые структуры, государственные учреждения). Взаимодействие участников системы определяется их интересами и возможностями. Сельскохозяйственные производители требуют страховой защиты и заинтересованы в снижении его стоимости. Страховые компании стремятся получить прибыль от деятельности на аграрном рынке, однако ограничены в своих возможностях получать информацию о показателях деятельности этого рынка, а также развивать собственную методологию работы на этом рынке. Правительство преследует цель оказания поддержки сельскохозяйственному производителю для стабилизации его производства и дохода, но имеет ограниченные ресурсы, он может направить такие цели. В противовес осуществлению прямых катастрофических выплат, такой подход к организации государственной поддержки позволяет задействовать рыночные механизмы для достижения общественных целей и, как результат, эффективно использовать бюджетные средства; привлечь сельхозпроизводителей к управлению рисками, стимулировать производителей к соблюдению и применению лучших технологий производства, содействовать развитию и консолидации страхового сектора, способствовать развитию аграрного производства и стабилизации доходов производителей сельскохозяйственной продукции. Правительство выполняет в системе аграрного страхования следующие функции: - Планирование и управление программами государственной поддержки страхования; - Государственное перестрахования на случай наступления катастрофических рисков для страховых продуктов в рамках государственной поддержки аграрного страхования;
- Контроль за деятельностью страховых компаний; - Способствует разработке новых продуктов для страхования всех или большинства видов сельскохозяйственной продукции. Страховые компании выполняют в системе аграрного страхования следующие функции: - Разрабатывают с учетом потребностей сельхозпроизводителей и политики правительства, страховые продукты; - Осуществляют страхование; - Перестраховывают риски в государственной системе перестрахования и на частном рынке перестрахования. Сельскохозяйственные производители выполняют в системе страхования следующие функции: - Через свои объединения, участвующие в переговорах по разработке новых страховых продуктов; - Страхуют риски своего производства. Полноценное развитие системы аграрного страхования требует также развития вспомогательных организаций (профессиональных и общественных объединений, экспертно-правовых структур). Центральное место среди этих организаций принадлежит объединением сельскохозяйственных производителей. Отдельный сельскохозяйственный производитель практически лишен возможности влиять на условия страхования, которые предлагают ему страховые компании. Итак, первая и самая главная функция, которую должны выполнять объединения сельскохозяйственных производителей, - это полноправное участие в разработке и принятии решения о новых страховых продуктов. Всего, объединения сельхозпроизводителей в системе аграрного страхования выполняют следующие функции: 1. от имени сельхозпроизводителей участвуют в переговорах по разработке новых страховых продуктов; 2. распространяют среди сельскохозяйственных производителей информацию о страховании и страховые услуги; 3. оказывают помощь сельскохозяйственным производителям на всех этапах страхования; 4. могут выступать стороной договора страхования от имени своих членов, что позволит гарантировать платежеспособность страхователя и лучше защищать его интересы. Осуществленные на основании этой концепции мероприятия по развитию системы аграрного страхования в Украине, путем эффективного использования государственных ресурсов и максимального использования возможностей аграрного и страхового рынка, должны привести к росту стабильности сельскохозяйственного производства и доходов сельского населения, как необходимых предпосылок стабильного экономического роста страны и роста благосостояния ее граждан.
Читайте также: II. Информирование о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|