Тема 4: Физиологические основы ЭКГ и ФКГ
(аудиторная самостоятельная работа) Время: 2 часа. Мотивационно-воспитательная характеристика темы: Работа сердца сопровождается рядом проявлений, которые можно зарегистрировать и использовать в качестве показателей его функционального состояния. Знание методов функциональной диагностики и нормальных, физиологических значений основных показателей сердечной деятельности совершенно необходимо для последующего понимания механизмов их нарушений. Учебная цель:
Изучить алгоритмы анализа нормальной электрокардиограммы и фонокардиограммы.
Содержание занятия:
Вопросы для самоподготовки: 1. Классификация методов исследования деятельности сердца. 2. Метод электрокардиографии, происхождение компонентов ЭКГ 3. Метод фонокардиографии, происхождение тонов сердца.
Самостоятельная работа на занятии:
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой зубец ЭКГ отражает деполяризацию предсердий? 2. Какой сегмент ЭКГ отражает атриовентрикулярную задержку? 3. В виде какого комплекса ЭКГ регистрируется деполяризация желудочков? 4. Подсчёт ЧСС по ЭКГ. 5.Что отражает зубец Т ЭКГ? 6. Как определить правильность ритма по ЭКГ? 7. Что такое электрический вектор сердца? 8. Чему равен угол альфа при нормограмме? 9. Чему равен угол альфа при правограмме? 10. Названия I, II, III, IV тонов. 11. Компоненты I и II тонов. Тестовый контроль:
1. По электрокардиограмме можно судить о: 1.характере возникновения и распространения возбуждения по миокарду;2. сердечном выбросе; 3. силе сокращений сердца; 4. величине АД 5. величине КД 2. Электроды для регистрации ЭКГ в 1-ом стандартном отведении располагаются так: 1. правая рука – левая рука; 2.левая рука – левая нога;3. правая рука - левая нога;4. правая нога – левая нога; 5.правая и левая нога – левая рука
3. Зубец Р на электрокардиограмме отражает: 1.возбуждение в желудочках 2.реполяризацию в желудочках 3. возбуждение предсердий 4. реполяризацию предсердий 5. проведение возбуждения через атриовентрикулярный узел 4. Комплекс QRS на электрокардиограмме отражает: 1. возбуждение предсердий; 2. возбуждение желудочков; 3. реполяризацию желудочков; 4. реполяризацию предсердий; 5.проведение возбуждения через атриовентрикулярный узел 5. Зубец Т на электрокардиограмме отражает: 1. реполяризацию желудочков; 2.возбуждение предсердий; 3. возбуждение желудочков; 4. проведение возбуждения через атриовентрикулярный узел 6. Интервал Т – Р на электрокардиограмме соответствует: 1.диастоле желудочков; 2. общей паузе сердца; 3.систоле предсердий; 4.систоле желудочков; 5.диастоле предсердий 7. Сегмент «Р – Q» отражает процесс: 1. деполяризации желудочков; 2. деполяризации предсердий; 3. реполяризации желудочков; 4. реполяризация предсердий; 5. деполяризация атриовентрикудярного соединения, проведение возбуждения от предсердий к желудочкам. 8. Первый тон ФКГ соответствует фрагменту ЭКГ: 1.зубцу Р; 2.комплексу QRS; 3. зубцу Т; 4.начальному отделу сегмента ST; 5.интервалу Р-Q; 9. Второй тон ФКГ соответствует фрагменту ЭКГ: 1. интервалу Р - Q; 2. зубцу Q; 3. окончанию зубца Т; 4.зубцу R; 5.комплексу QRS; 10. К биполярным отведениям ЭКГ относятся: 1.стандартные отведения; 2. усиленные от конечностей; 3. грудные по Вильсону Ответы к тестам: 1.- 1; 2 – 1; 3 – 3; 4.- 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 5; 8 – 2; 9 -3; 10 – 1. Ситуационные задачи:
1. На ЭКГ отмечено раздвоение зубца R. О чем это свидетельствует? (ответ: возбуждение желудочков сердца возникает синхронно, поэтому зубец R в норме слитный. Если он раздвоен, это свидетельствует о том, что возбуждение в одном желудочке запаздывает по сравнению с другим, что говорит о замедлении проведения возбуждения по одной из ножек пучка Гиса.) 2. После бурного собрания трудового коллектива, резкой критики в адрес руководства начальник цеха для «успокоения» выкурил пачку сигарет. Придя домой, он почувствовал резкие боли за грудиной. Врач скорой помощи сделал ЭКГ, на которой обнаружен низкий вольтаж зубцов, расстояние РQ = 0,32сек. Как Вы оцените функцию миокарда? Что можно предположить у больного? (ответ: снижение вольтажа зубцов, отражающего суммарный потенциал кардиомиоцитов, свидетельствует об уменьшении количества кардиомиоцитов, участвующих в процессе возбуждения, что может быть следствием нарушения питания миокарда в результате спазма сосудов, кровоснабжающих миокард. Интервал РQ удлинён, что свидетельствует о нарушении атриовентрикулярной проводимости – частичная атриовентрикулярная блокада, в данном случае причиной явился стрессовый фактор, который усилил действие симпатической системы и адреналина на сосуды сердца. Состояние усугубилось избыточным курением.
3. Молодой человекастенического телосложения проходил медосмотр и на ЭКГ определили самый высокий зубец R в III стандартном отведении выше, чем во II и I стандартных отведениях. Определили глубокий S в AVL и высокий R в AVF. Дайте заключение. Обоснуйте его (ответ: у больного обнаружено отклонение электрической оси сердца вправо, что является вариантом нормы и обусловлено астеническим телосложением) 4. Больной обратился к врачу после перенесённого миокардита с жалобами на перебои в работе сердца. На ЭКГ зафиксированы преждевременные, деформированные комплексы QRS наряду с нормальными комплексами. Ваше заключение. (ответ: у больного экстрасистолы, скорее всего желудочковые, поскольку на ЭКГ зафиксированы деформированные комплексы QRS наряду с нормальными) 5. На ЭКГ у больного расстояние между соседними зубцами R составляет 0,5 сек. Вычислите число сердечных сокращений и сделайте заключение. (ответ: ЧСС = 60:0,5= 120 уд/ мин. У больного тахикардия.) Основная литература: 1. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009 2. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 1998, 2003 3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СПб: СОТИС, 1998, 2000, 2001, 2002 4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002 5. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005 6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006 7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Дополнительная литература:
1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко, СПб, 1994 2 Физиология человека. Учебник./ Под ред. Г.И. Косицкого, М.: Медицина, 1985 3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1996 Т.3 4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|