Глава XI. Гражданские и военные учреждения франции. 1814—1847 1 глава
C конституционной точки зрения между Империей и Реставрацией с ее "октроированной" хартией, а затем между Реставрацией и Июльской монархией с ее "принятой" хартией существуют глубокие различия. Этого нельзя в такой же степени сказать о гражданских и военных учреждениях. За исключением некоторых неизбежных частичных поправок, учреждения Империи пережили ее падение. Вся административная и судебная иерархия, военная организация, гражданское и торговое законодательство, организация народного образования в период 1814—1847 годов и даже ныне ведут свое начало от эпохи Наполеона I. В общем можно сказать, что в 1814 и в 1830 годах дважды изменялись скорее стремления руководящих деятелей, чем формы учреждений.
Хартия 1814 года, заменившая Сенат палатой пэров и Законодательный корпус — палатой депутатов, ни словом не упоминала о Государственном совете и о министрах. То же самое повторилось и с хартией 1830 года. Обе хартии, само собой разумеется, предоставляли королю как главе исполнительной власти право назначения и увольнения министров — а также и право определять их число и круг ведомства — посредством простых ордонансов. Из двенадцати министров, существовавших к концу Империи, Людовик XVIII первоначально, сохранил только шесть: канцлера (министра юстиции), министров и государственных секретарей иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного и морского. Но эта первоначальная организация вскоре подверглась изменениям. Людовик XVIII и Карл X последовательно восстановили бывшее министерство королевского двора, уничтоженное в 1827 году; министерство полиции, просуществовавшее только три года (1815—1818); министерство духовных дел и народного просвещения (1824), преобразованное после 1830 года в министерство народного просвещения; наконец, министерство торговли и мануфактур (1828), разделенное в 1839 году.
Наряду с министрами, носившими название государственных секретарей и фактически управлявших каким-нибудь определенным ведомством, Людовик XVIII стал назначать государственных министров — звание, которое было отменено в 1830 и восстановлено в 1842 году. Эти государственные министры фактически никакого участия в ведении дел не принимали. Они лишь входили вместе с принцами, государственными секретарями и различными лицами в некоторые советы, которыми окружали себя Людовик XVIII, Карл X и Луи-Филипп для совещания обо всех вопросах, касавшихся высшей администрации, общей полиции и государственной безопасности (Верховный совет 1814 года; Тайный совет 1815 года, отмененный в 1830 и восстановленный в 1842 году; Государственный совет). Центральная администрация дополнялась Государственным советом. Этот совет, игравший, как известно, такую важную роль в эпоху Консульства и Империи, совершенно не упоминался в октроированной Людовиком XVIII хартии. Этим самым он терял свой конституционный характер и свои законодательные функции. Он остался, да и не мог не остаться, простым правительственным советом, дававшим только "заключения", с которыми король мог и не соглашаться. Таким образом, значение его сильно сократилось, а организацию его не приходилось больше регулировать законодательным порядком; для этого достаточно было королевских ордонансов. По крайней мере, в таком смысле отвечали министры всем тем, кто оспаривал законность существования Государственного совета. Государственный совет первоначально состоял из министров — государственных секретарей, из государственных министров, 25 штатных советников и 50 докладчиков (июньский ордонанс 1814 года). Он разделялся на 5 комитетов: законодательный, финансовый, внутренних дел, торговый и судебный. Последний комитет, подобно бывшему тяжебному совету (Conseil des parties), отличался особым характером; мы еще встретимся с ним, когда будем говорить о судебной организации. Задача остальных комитетов заключалась в выработке законопроектов и регламентов, "касающихся предметов, входивших в круг их ведомства". Кроме того, комитеты в форме постановлений (arrets) ведали всеми административными делами местного или личного характера, не относящимися к области юридических конфликтов. После Ста дней и при Июльской монархии число членов Государственного совета, докладчиков и аудиторов (должность, учрежденная в 1824 году), а также распределение их по отдельным комитетам несколько раз изменялись (ордонансы августа 1815 года, августа 1824 года, ноября 1828 года, сентября 1839 года). Ордонанс 1839 года учреждал 5 административных комитетов: законодательный (ведавший юридическими, вероисповедными и иностранными делами), военный и морской, внутренних дел и народного просвещения, финансовый и, наконец, комитет торговли, земледелия и общественных работ, не считая комитета судебного (спорных дел), который все более и более приобретал своеобразный характер и который в ордонансе определенно отделялся от остальных. Закон 19 июля 1845 года подтвердил большую часть постановлений ордонанса 1839 года и таким образом вернул Государственному совету ту законодательную основу, которой ему недоставало.
Система, установленная законом 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800 г.), который ввел в каждом департаменте префекта, совет префектуры и департаментский генеральный совет, а в каждом коммунальном округе — супрефекта и окружной совет, не претерпела в эпоху Реставрации никаких существенных изменений. Согласно статье 14 хартии, предоставлявшей главе государства право назначения "на все должности по государственной администрации", все члены департаментской администрации назначались королем, подобно тому как прежде они назначались императором. В то время система эта представляла некоторые положительные стороны. Заинтересованный в хорошей постановке департаментской администрации, король назначал на должности префектов компетентных людей, которые в течение долгого времени оставались на своих местах и, таким образом, успевали основательно ознакомиться с потребностями вверенных им округов. Генеральные и окружные советы занимались местными делами, а не политикой. Тем не менее департаментская организация подвергалась во время Реставрации многочисленным нападкам.
В первый раз требования реформ послышались в конце 1815 года из уст Виллеля, говорившего от имени правых. В угоду правой партии правительство 9 апреля 1817 года отменило должность супрефекта в главных городах департаментов (бесспорно, совершенно бесполезную) и должность генеральных секретарей префектуры, затем восстановленную 1 августа 1820 года. Сделавшись министром, Виллель в свою очередь внес в феврале 1821 года довольно сложный законопроект, имевший целью обеспечить некоторыми гарантиями систему пополнения генеральных советов. Обсуждение этого законопроекта, вызвавшего резкую критику со стороны либералов, было отложено на неопределенное время. Министерство Мартиньяка представило два других проекта: первый, с которым мы встретимся ниже, касался организации коммун, а второй — организации генеральных и окружных советов (февраль 1829 г.). Отныне члены этих советов должны были избираться, но весьма ограниченным числом избирателей. Проект подвергся нападкам с двух сторон: правая усматривала в нем опасную уступку выборному началу, а левая критиковала его за то, что он отводил этому началу слишком мало места. Доклад относительно этого проекта, прочитанный в палате депутатов Себастиани, спутал все построение закона: докладчик требовал уничтожения округов, бесполезность которых признана была уже конституцией III года, и предлагал более широкую избирательную систему, чем та, которая устанавливалась проектом. После продолжительных и страстных дебатов палата, при воздержавшейся правой, приняла предложение об уничтожении окружных советов (8 апреля). А час спустя Мартиньяк от имени короля взял обратно оба законопроекта.
Революция 1830 года привела к власти ту партию, которая в продолжение пятнадцати лет боролась за организацию административных учреждений на более свободных началах. И действительно, принятая Луи-Филиппом хартия обещала, между прочим, "преобразование департаментских и муниципальных учреждений на основе выборной системы" (ст. 69). Во исполнение этого обещания правительство в 1831 году внесло несколько законопроектов о муниципальном устройстве и департаментской администрации. Проект департаментской организации был принят палатами в 1833 году. Он сохранил всю организацию, установленную законом 28 плювиоза, в том числе и округа, которые авторами проекта, пока они были в оппозиции, признавались излишними. Но теперь генеральные и окружные советники должны были избираться. Выборы производились избирательной коллегией, составленной из крупнейших плательщиков налогов в кантоне; пассивным избирательным правом пользовались только лица, платившие в данном департаменте 200 или 150 франков прямых налогов. Таким образом, цензовый режим и при местных выборах свирепствовал в такой же степени, как и при выборе депутатов палаты. Закон 1833 года не вносил изменений в круг ведомства генеральных или окружных советов. Палатам был предложен другой законопроект, который был вотирован только в 1838 году после многочисленных мытарств. Закон 1838 года значительно расширял круг вопросов, подлежавших решению департаментскими собраниями. Но он не предоставлял им никакого действительного контроля над действиями префекта. В то время относились еще враждебно к административной децентрализации, на которую, между прочим, с величайшей энергией нападал Тьер. Таким образом, закон подвергался критике с двух сторон: по мнению одних, он предоставлял слишком много власти выборным чиновникам; для других "1838 год являлся вторым изданием VIII года". Истина была посередине между обоими крайними мнениями.
История муниципальной администрации, которую мы для большей ясности должны отделить от истории департаментской администрации, испытала при Реставрации и Июльской монархии те же превратности. В результате неудачи, постигшей проекты Виллеля и Мартиньяка, закон 28 плювиоза без всяких изменений оставался в силе до самого конца Реставрации. Поэтому мэры, товарищи мэров и даже муниципальные советники назначались королем или его представителем — префектом, — и, таким образом, муниципалитеты находились в теснейшей зависимости от центральной власти. Проект Мартиньяка о муниципальном устройстве сохранял за администрацией право назначения мэров и их товарищей, в которых этот проект прежде всего видел агентов исполнительной власти, но он допускал избрание муниципальных советников. Мы уже знаем, вследствие каких обстоятельств проект этот не дождался обсуждения.
С некоторыми изменениями проект Мартиньяка снова появился на сцену во время Июльской монархии и сделался законом 21 марта 1831 года. По этому закону, остававшемуся в силе до 1848 года, муниципальные советники избирались на шесть лет специальным избирательным корпусом, составленным из крупнейших плательщиков каждой коммуны и из различных категорий чиновников. Мэры и товарищи мэров назначались на три года королем или префектом, но непременно из среды членов муниципального совета. В 1837 году принят был второй законопроект, расширявший круг ведомства муниципальных советов. Париж и Сенский департамент получили особое административное и муниципальное устройство по закону 20 апреля 1834 года. ГЕРМАНИЯ Раздел I Развитие германского конституционализма в XIX в. Извлечения. Конституционный акт великого герцогства Баденского 22 августа 1818 г. [143] Карл, Божьею Милостью, Великий Герцог Баденский, Герцог Церингенский, Ландграф Нелленбургский, Граф Ганауский и проч. Проникнутые искренним желанием укрепить узы взаимного доверия между Нами и Нашим народом и усовершенствовать на намеченном Нами пути все Наши государственные учреждения, Мы даровали нижеследующий конституционный акт и торжественно обещаем за Нас и за Наших наследников верно и по совести исполнять его и принуждать к исполнению его других. I. О Великом Герцогстве и о правительстве вообще 1. Великое герцогство образует составную часть Германского Союза. 3. Территория великого герцогства нераздельна и неотчуждаема во всех своих частях. 5. Великий герцог объединяет в своем лице все права государственной власти и осуществляет их согласно конституционным постановлениям. Его личность священна и неприкосновенна. 6. Великое герцогство имеет основанное на сословном представительстве государственное устройство. II. Гражданские и политические права баденцев и особые преимущества 7. За исключением точно определенных конституцией случаев, все баденские подданные признаются во всех отношениях равноправными. Министры великого герцога и все должностные лица ответственны за полное соблюдение конституции. 8. Несение государственных повинностей одинаково обязательно для всех граждан. Никто не может быть освобожден от платежа прямых или косвенных налогов. 9. Все граждане, без различия вероисповедания, имеют одинаковые права на занятие гражданских и военных должностей, а также и церковных должностей своего вероисповедания. 10. Все граждане, без различия религии и происхождения, подлежат воинской повинности, за теми исключениями, которые сделаны союзным актом в пользу бывших владетельных фамилий. 11. Законом установлено будет справедливое вознаграждение за объявленные выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из крепостной зависимости, ныне уничтоженной. 13. Частная собственность и личная свобода баденцев, для всех в равной мере, ставится под охрану конституции. 14. Суды независимы в пределах своей компетенции. Никто не может быть принуждаем к пожертвованию своим имуществом ввиду общественной пользы, если дело не было обсуждено и решено министерством и если не было выдано предварительного вознаграждения. 15. Никто не может быть по уголовному делу изъятиз ведения общего суда. Никто не может быть арестован иначе, как с соблюдением установленных в законе форм, равно как и задержан в тюрьме долее двух суток, без надлежащего извещения о причинах задержания. Великий герцог может смягчить наказание и даже вовсе от него освобождать; но он ни в каком случае не может его усиливать. 16. Конфискация имущества должна быть отменена. 17. Свобода печати должна быть установлена в согласии с будущими постановлениями союзного собрания. 18. Каждый житель страны пользуется полной свободой совести и равным покровительством при совершении обрядов своего вероисповедания. III. Сословное собрание.Права и обязанности членов сословного собрания 26. Земские сословные чины разделены на две палаты. 27. Первая палата состоит из: принцев великогерцегского дома; глав бывших владетельных фамилий; епископа страны и протестантского духовного лица,пожизненно назначенного великим герцогом с чином прелата; восьми депутатов земельного дворянства; двух депутатов от университетов страны; лиц, назначаемых великим герцогом членами этой палаты независимо от сословия и рождения. 34. Депутаты избираются избранными населением выборщиками. 36. Все граждане, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие постоянное местожительство в пределах избирательного округа, - за исключением предусмотренных в законе случаев, - пользуются правом голоса и могут быть избраны при избрании выборщиков. 37. Всякий гражданин, независимо от своего местожительства, достигший тридцатилетнего возраста и имеющий право быть выборщиком, может быть избран депутатом. 42. Великий герцог созывает палаты, отсрочивает ихзаседания и распускает их. 46. Сословное собрание созывается каждые два года. 50. Обсуждению сословных чинов подлежат вопросы, отнесенные к их ведению настоящим основным законом или специально им предоставленные властью великого герцога. IV. Деятельность сословных чинов 53. Без согласия сословных чинов налоги не могут быть устанавливаемы и взимаемы. 55. Одновременно с внесением законопроекта о налогах должен быть представлен государственный бюджет и подробный отчет об израсходовании разрешенных кредитов предыдущего сметного года. Статьи на секретные расходы могут быть внесены в бюджет лишь в том случае, если по каждой из них будет доставлено письменное, контрассигнованное министром удостоверение великого герцога, что сумма была или будет израсходована в истинных интересах страны. 56. Сословные чины не могут ставить согласие свое на взимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий. 57. Без согласия сословных чинов не может быть заключен ни один заем. 58. Без согласия сословных чинов не могут быть отчуждаемы государственные имущества. 60. Каждый финансовый законопроект представляется первоначально во вторую палату и, лишь после принятия ею, может быть внесен в первую палату, которая решает вопрос о принятии или непринятии его в целом, без всяких изменений. 62. В том случае, если сословное собрание было распущено до установления бюджета или если обсуждение вопроса в палатах замедлилось, прежние, не имеющие постоянного характера налоги могут быть взимаемы в течение шести месяцев сверх срока, на который они были установлены. 63. При приготовлениях к войне и во время ее ведения, великий герцог для быстрого и действительного выполнения своих союзных обязательств может без согласия сословных чинов заключать займы и устанавливать военные налоги. 64. Все законы, дополняющие, разъясняющие и изменяющие конституционный акт, должны быть приняты большинством двух третей присутствующих в каждой палате членов. 65-а. Право законодательной инициативы принадлежит как великому герцогу, так и каждой из палат. 66. Великий герцог утверждает и обнародует законы и издает необходимые для их исполнения и приведения в действие распоряжения, регламенты и общие указы, вытекающие из его прав надзора и управления и необходимые для охраны государственной безопасности. Он может своей властью принимать меры, которые по своему значению относятся к компетенции сословного собрания, если они крайне необходимы в видах государственной пользы и если запоздалое принятие их может повредить достижению тех целей, в интересах которых они принимаются. IV-a. Об обвинениях против министров 67-а. Вторая палата имеет право возбуждать формальное обвинение против министров и высших должностных лиц за совершенные ими - действиями, упущениями или по грубой небрежности - нарушения конституции, или установленных конституцией прав, или за тяжелое нарушение государственной безопасности и благосостояния. 67-в. Суд по обвинениям, упоминаемым в предыдущем параграфе, образуется в качестве государственного суда из первой палаты, с прибавлением президента верховного суда и восьми судей, избранных по жребию из среды членов коллегиальных судов. Обвиняемому и представителям обвинения принадлежит право отвода. V. Открытие заседаний сословных чинов; порядок обсуждения дел 76. Министры, члены министерства и комиссары великого герцога могут во всякое время присутствовать как на открытых, так и на тайных заседаниях обеих палат и должны быть выслушаны, по требованию их, во всех происходящих прениях. Извлечения. Конституция Германской империи24 марта 1849 г. [144] Отдел I. Империя Статья 1 1.Германская империя состоит из территории прежнего Германского Союза. Установление отношений герцогства Шлезвига откладывается на будущее время. 2.Если какое-нибудь немецкое государство имеет с немецким государством одного общего главу государства, то немецкое государство должно иметь отдельную от немецкого государства конституцию, правительство и администрацию. В правительство и администрацию немецкого государства могут быть назначаемы исключительно немецкие граждане. Имперская конституция и имперское законодательство имеют в таком немецком государстве такую же обязательную силу, как в остальных германских государствах. 3. Если какое-нибудь немецкое государство имеет с ненемецким государством одного общего главу государства, то он или должен жить в своем немецком государстве или же должен учредить в нем в конституционном порядке регентство, в которое могут быть назначаемы только немцы. 4. Помимо уже существующих соединений немецких и ненемецких государств, никакой глава ненемецкого государства в то же время не может управлять немецким государством; также ни один в Германии правящий монарх не может принять иностранной короны, не оставив свое германское правление. 5. Отдельные немецкие государства сохраняют свою самостоятельность, поскольку последняя не ограничивается имперской конституцией; они имеют все государственные почести и права, поскольку такие прямо не переданы имперской власти. Отдел II Имперская власть Статья 1 6.Исключительно имперская власть отправляет по отношению к загранице международно-правовое представительство Германии и отдельных государств. Имперская власть назначает имперских посланников и консулов. Она ведет дипломатические сношения, заключает союзы и договоры с заграницей, равно как и договоры торговые, о мореплавании. Она регулирует все международно-правовые мероприятия. 7. Отдельные германские правительства не имеют права принимать и держать постоянных посланников. Они также не должны держать отдельных консулов. Консулы иностранных государств получают свое утверждениеот имперской власти. Назначение уполномоченных при главе империи не отнимается у отдельных правительств. 8. Отдельные немецкие правительства имеют право заключать договоры с другими немецкими правительствами. Их право заключать договоры с ненемецкими правительствами ограничивается предметами частного права, местными сношениями и полицией. 9. Все договоры не чисто частно-правового содержания, заключаемые одним немецким правительством с другим немецким правительством, должны быть доводимы до сведения, а поскольку при этом затронуты имперские интересы, то и для утверждения имперской власти. Статья 2 10. Имперской власти исключительно принадлежит право войны и мира. Статья 3 11. В распоряжении имперской власти находится вся вооруженная сила Германии. 12.Имперское войско состоит из всех сил, предназначенных для целей войны, отдельных немецких государств. Многочисленность и состав немецкого войска определяются законом о военном устройстве. Государства, имеющие менее 500 000 жителей, присоединяются имперской властью к более крупным военным единицам, которые потом становятся под непосредственное ведение имперской власти или же должны быть включены в пограничные с ними или более крупные государства. Подробные условия такого соединения в обоих случаях устанавливаются соглашением участвующих государств, при посредстве и с согласия имперской власти. 13. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и организация в военном деле; она наблюдает за их проведением в отдельных государствах посредством постоянного контроля. Отдельным государствам предоставляется разработка своего военного дела на основе имперских законов и распоряжений имперской власти в границах соглашений, указанных в п. 12. Они располагают своей вооруженной силой, поскольку последняя не требуется для службы империи. 14. В присяге знамени на первом месте должно быть поставлено обязательство верности главе империи и имперской конституции. 15. Все издержки, совершаемые благодаря употреблению войск для имперских целей и превышающие установленные империей для мирного времени размеры, падают на империю. 16. Для общего, для всей Германии равного военного устройства издается особый имперский закон. 17. Правительствам отдельных государств предоставляется право назначать командующих и офицеров своих войск, если численность их этого требует. Для более крупных военных единиц, в которые соединяются войска нескольких государств, имперская власть назначает общего командующего. Для случаев войны имперская власть назначает командующих генералов самостоятельных корпусов, равно как и персонал главного штаба. 18. Имперской власти принадлежит право сооружать имперские крепости и прибрежные укрепления и, поскольку безопасность государства того требует, объявлять уже существующие крепости имперскими за недорогое, по соглашению, вознаграждение, особенно за передаваемый военный материал. Имперские крепости и прибрежные укрепления содержатся за счет империи. 19. Морская сила исключительно принадлежит империи. Ни одному отдельному государству не дозволяется держать для себя военные суда и выдавать каперские свидетельства. Вооружение военного флота составляет часть германского войска. Оно независимо от сухопутной армии. Матросы, поставляемые отдельным государством для военного флота, отчисляются от того количества сухопутных войск, которое должно содержать это государство. Подробности об этом, как и о распределении издержек между империей и отдельными государствами, устанавливает имперский закон. Назначение офицеров и чинов флота всецело зависит от империи. На имперской власти лежит забота о вооружении, развитии и содержании военного флота и оборудования, вооружении и содержании военных портов и морских арсеналов. Статья 4 20. Мореплавательные постройки у моря и при устьях германских рек (гавани, бакены, маяки, лоцманы, фарватеры и т. д.) остаются в ведении отдельных прибрежных государств. Эти государства содержат их на собственные средства. Имперский закон установит, как далеко нужно будет считать начало устьев отдельных рек. 21. Имперская власть устанавливает верховный надзор над всеми этими учреждениями и приспособлениями. Она может принуждать соответствующие государства к надлежащему их содержанию, а также на имперские средства увеличивать и расширять их. 22. Пошлины, получаемые приморскими государствами с судов и грузов за пользование мореплавательными приспособлениями, не должны превышать издержек, необходимых для содержания этих учреждений. Они вводятся с согласия имперской власти. 23. Все немецкие суда и их грузы по отношению к этим пошлинам должны быть в одинаковых условиях. Более высокое обложение иностранных судов может исходить лишь от имперской власти. Добавочные пошлины с иностранных судов поступают в имперскую кассу. Статья 5 24. Имперская власть имеет право издавать законы и верховно надзирать над реками и озерами, протекающими или разграничивающими несколько государств, входящих в ее судоходную область, и над устьями впадающих в нее рек, равно как и над эксплуатацией судоходства и сплавом по ним. Каким образом должно поддерживаться и улучшаться судоходство этих рек, устанавливает имперский закон. Остальные водные пути остаются в ведении отдельных государств. Однако имперской власти предоставляется право, если она в интересах общего сообщения найдет нужным издавать общие постановления по эксплуатации судоходства и по сплаву по этим рекам. Имперская власть имеет право принуждать отдельные государства надлежаще поддерживать судоходность этих водных путей. 25. Все германские реки должны быть свободны от речных пошлин для германского судоходства. Также сплавка по судоходным рекам не подвергается обложению. Подробности определит имперский закон. Для рек, протекающих или разграничивающих несколько государств, вместо уничтожения речных пошлин устанавливается справедливое вознаграждение. 26. Портовые, подъемные, весовые, складские, шлюзовые и тому подобные пошлины, взимаемые на общих реках и в устьях впадающих в них притоков, не должны превышать издержек, необходимых для содержания соответствующих учреждений. Они подлежат утверждению имперской власти. По отношению к этим пошлинам не должно быть преимущества членам одного германского государства перед членами других германских государств. 27. Речные пошлины и сборы за речное судоходство иностранных судов и за их грузы может вводить лишь имперская власть. Статья 6 28. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы, верховного надзора и право издавать законы. Имперский закон установит, какие предметы сюда причисляются. 29. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или в интересах общего сообщения, разрешать проведение железных дорог, равно как и сама проводить железные дороги, если отдельные государства, в область которых должна быть проведена дорога, откажутся от ее сооружения. Пользование железной дорогой для имперских целей предоставляется во всякое время за вознаграждение. 30. При проведении или разрешении железных дорог отдельными государствами имперская власть имеет право делать распоряжения для защиты империи и в интересах общего сообщения. 31. Имперской власти принадлежит верховное наблюдение и право издавать законы относительно сухопутных дорог, поскольку того требует защита империи и интересы общего сообщения. Имперский закон установит, какие предметы сюда относятся. 32. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы сообщения, распоряжаться проводить сухопутные железные дороги и каналы, делать реки судоходными или расширять их судоходность. Распоряжение о необходимых для этого строительных работах делается имперской властью после предварительных сношений с соответствующими отдельными государствами. Введение и содержание новых сооружений берет на себя империя за имперский счет, если соглашения с отдельными государствами не достигнуто. Статья 7 33. Германская империя должна образовать одну таможенную и торговую область, окруженную общей таможенной границей с отпадением всех внутренних таможенных границ. Выделение отдельных мест и областей из таможенной линии предоставляется имперской власти. Имперской власти предоставляется далее путем особых договоров включать в германскую таможенную область не принадлежащие империи места и части стран. 34. Исключительно имперская власть имеет право издавать законы относительно всего таможенного дела, а также об общих налогах на производство и потребление. Какие налоги на производство и потребление должны считаться общими, определяет имперское законодательство. 35. Взыскание и управление пошлинами, равно и общими налогами на производство и потребление, производятся по распоряжению и под верховным наблюдением имперской власти. Определенная часть доходов в размере обыкновенного бюджета снимается прежде всего для имперских расходов, остальное распределяется между отдельными государствами. Особый имперский закон установит дальнейшие подробности относительно этого. 36. Какие предметы могут отдельные государства облагать налогами на производство и потребление в свою пользу или в пользу отдельных общин, и какие условия и ограничения при этом нужно соблюдать, определяет имперское законодательство. 37. Отдельные германские государства имеют право облагать пошлинами товары, ввозимые через имперскую границу. 38. Имперская власть имеет право издавать законы относительно торговли и судоходства и наблюдает за выполнением изданных относительно этого законов. 39. Имперской власти предоставляется издавать законы относительно промышленности, наблюдать за их выполнением. 40. Патенты на изобретение выдаются исключительно империей на основе имперского закона; также исключительно имперской власти предоставлено право издавать законы против перепечатки книг, против каждого неразрешенного подражания произведениям искусства, фабричныммаркам, образцам и формам против других нарушений авторской собственности. Статья 8 41. Имперской власти принадлежит право издания законов и верховного наблюдения над почтовым делом, особенно над организацией, тарифом, транзитом, франкировкой и отношениями между отдельными почтовыми управлениями. Она же заботится об однообразном исполнении закона путем обязательных постановлений и наблюдает за их применением в отдельных государствах посредством постоянного контроля. Имперской власти предоставляется, в интересах общего сообщения, установить почтовые сообщения нескольких почтовых областей. 42. Почтовые договоры с иностранными почтовыми управлениями могут заключаться только имперской властью или с ее согласия. 43. Имперская власть имеет право, если она найдет это нужным, присвоить империи почтовое дело на основе имперского закона, предварительно справедливо вознаградив имеющих на это право. 44. Имперская власть имеет право проводить телеграфные линии и пользоваться уже имеющимися за вознаграждение или приобретать их в порядке отчуждения. Дальнейшие постановления об этом, равно как и о пользовании телеграфами для частного сообщения, предоставляются имперскому закону. Статья 9 45. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и верховный надзор над монетным делом. Она обязана ввести единую монетную систему для всей Германии. Они имеет право чеканить имперскую монету. 46. Имперская власть должна ввести единую для всей Германии систему меры и веса, равно как и установить пробы золотых и серебряных товаров. 47. Имперская власть имеет право регулировать банковское дело и выпуск бумажных денег посредством имперского законодательства. Она наблюдает за исполнением изданных по этому поводу имперских законов. Статья 10 48.Издержки на мероприятия и учреждения, вводимые для империи покрываются имперской властью из средств империи. 49. Покрытие своих издержек империя обеспечивает прежде всего долей в доходах от пошлин и общих налогов на производство и потребление. 50. Императорская власть имеет право, если прочие доходы недостаточны, взимать дополнительные взносы. 51. Имперская власть имеет право в чрезвычайных случаях вводить имперские налоги, взимать их или распорядиться об их взимании, равно как и заключать займы или иные долговые обязательства. Статья 11 52. Область юрисдикции империи определяет отдел об имперском суде. Статья 12 53. Имперская власть обязана своим верховным надзором охранять гарантированный силой имперской конституции права всех немцев. 54. На имперскую власть возлагается охранение мира в империи. Она должна для поддержания внутренней безопасности и спокойствия принимать необходимые меры: 1) если одно немецкое государство нарушает или грозит нарушить мир по отношению к другому немецкому государству; 2) если в каком-нибудь немецком государстве безопасность и спокойствие нарушаются или грозят быть нарушенными местными жителями или иностранцами. Однако даже в этом случае лишь тогда имперская власть вмешивается, если соответствующее правительство само об этом просит, не считая тех случаев, когда последнее явно не в состоянии этого сделать или если опасность угрожает общеимперскому миру; 3) если конституция какого-нибудь немецкого государства насильственно или односторонне отменена или изменена и путем обращения к императорскому суду не может быть достигнута немедленная помощь. 55. Могущие исходить от имперской власти меры для охраны имперского мира таковы: 1) указы; 2) отправка комиссаров; 3) применение вооруженной силы. Имперский закон установит основания, на которых названные этими мерами расходы должны покрываться. 56. Имперская власть должна определить случаи и формы, когда должна применяться вооруженная сила против нарушений общественного порядка. 57. Имперская власть должна установить законные нормы относительно приобретения и утраты гражданских прав в империи и в отдельных государствах. 58. Имперской власти предоставляется право издавать имперские законы о правах уроженцев и следить за их выполнением. 59. Имперской власти предоставляется право, несмотря на основные законы страны, гарантирующие свободу союзов и свободу собраний, издавать имперские законы об ассоциациях. 60. Имперское законодательство должно ус
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|