Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика возрастных возможностей




Темпы роста и физического развития ребенка раннего возраста по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Постепенно уве­личивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравнове­шенность, повышается функциональная работоспособность нервных клеток

 

коры больших полушарий головного мозга; увеличивается период активного бодрствования (до 4—4,5 ч). Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершен­ствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружа­ющей среды.

Своеобразие психофизического развития ребенка на стыке первого и вто­рого года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни основывается пре­имущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе — попыт­ки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность этого возраста характери­зуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением ко­личественных показателей основных локомоции, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5 до 12 тыс. в день), продолжи­тельности (от 68 до 136 мин), интенсивности (от 29 до 84 движений в мин), тенден­цией к повышению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.

Детям этого возраста свойственна частая смена движений и поз — от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему поочередно напрягаются и отдыхают различ­ные группы мышц. В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно.

От 1 года до 1 года 3 месяцев — самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окружающем пространстве. Подни­мание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрямление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями других частей туловища. Поворачивание кистей рук ла­донями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеление). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестнице-стремянке вверх, вниз. Перешагива­ние через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схожде­ние с нее, при этом держаться за перила под контролем взрослого.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба (в прямом направле­нии, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, пристав­ными шагами вперед и в стороны). Бросание мяча вниз, вперед, вверх.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет — удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Бег семенящим шагом. Удерживание мяча двумя и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкивание мячей, шаров двумя и одной рукой в про­извольном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрос­лым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибания и выпрямления ног как подготовительные движения к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, подпрыгнуть с продвижением вперед.

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев — удержание равновесия при поднимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасывание мяча через препятствия. Бросание мяча двумя руками взрослому, попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание

 

 

предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками, бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении впе­ред. Вставание в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет — подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнас­тической стенке удобным ребенку способом. Бег в заданном направлении. Пере­прыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Прыжки в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10—15 см.

К 3 годам ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скаты­ваться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехко­лесном велосипеде. С помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками и ногами.

Образовательная область «Физическая культура»

Образовательные задачи

 

Второй год жизни:

способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, пол­зание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.);

— обогащать двигательный опыт выполнением игровых действий с пред­метами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению.

Третий год жизни:

способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх, уп­ражнениях и самостоятельной двигательной деятельности;

— содействовать улучшению координации движений, повышению эконо­мичности и ритмичности их выполнения;

— приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.

 

Содержание психолого-педагвгической работы

 

Движения развиваются на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, на прогулке, в подвижных играх, самостоятельной двигательной дея­тельности.

В работе с маленькими детьми используются приемы, побуждающие ребен­ка подражать взрослому и выполнять упражнения вместе с ним.

При объяснении двигательных заданий воспитатель показывает, поясняет, образно рассказывает, помогает и страхует, подбадривает, хвалит, поддерживает у детей чувство удовольствия и уверенности в себе. Поощряются доброжела­тельность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.

Общеразвивающие упражнения

Движения головы: поднимание, опускание, повороты вправо и влево.

Положения и движения рук вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину, подни­мание вперед, вверх, в стороны, опускание; сгибание и разгибание; скрещива­ние перед грудью, разведение в стороны; отведение назад за спину; размахива­ние вперед-назад; хлопание в ладоши перед собой, над головой; сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов.

 

 

Положения и движения ног: ноги слегка расставлены, вместе; ходьба на месте, шаги вперед, в сторону; сгибание и разгибание одной ноги в колене (стоя на другой); приподнимание на носки; выставление вперед на пятку; ше­веление пальцами, сгибание, разгибание стоп.

Положения 1 движения туловища: стоя, сидя, лежа; повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, выпрямление; сгибание и разгибание ног, сидя на полу; приседание с опорой; поднимание и опускание ног и рук, лежа на спине, переворачивание со спины на бок, живот и обратно.

Общеразвивающие упражнения вьшолняются с мелкими предметами (погре­мушками, колечками, платочками), рядом с предметами (стул, скамейка) и на них.

Упражнения в основных движениях

Ходьба парами, по кругу взявшись за руки; в прямом направлении, меняя направление, в заданном направлении; «стайкой» за воспитателем; огибая пред­меты; приставными шагами вперед, в стороны; по наклонной доске, приподня­той одним концом от пола на 10—20 см, схождение с нее; с перешагиванием через веревку, палку, положенную на пол или приподнятую на высоту 5—15 см от пола; вхождение на ящик высотой 10—15 см, схождение с него; преодоление бугорков, канавок на участке.

Бег за воспитателем и от него; в разных направлениях (не наталкиваясь друг на друга); между двумя линиями (не наступая на них); догонять катящи­еся предметы; непрерывный — 30—40 с; медленный — до 80 м.

Прыжки на двух ногах на месте с легким продвижением вперед; подпрыги­вание до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгива­ние через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии; с места на двух ногах как можно дальше; спрыгивание с высоты 10—15 см.

Ползание, лазанье: проползание заданного расстояния; в вертикально сто­ящий обруч; подползание под веревку, скамейку; перелезание через валик, брев­но; влезание на стремянку (высота 1—1,5 м) и слезание с нее.

Катание, бросание, ловля: скатывание мячей с горки; катание мячей, шаров в паре с воспитателем; двумя и одной рукой; бросание двумя руками снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем; перебрасывание через ленту, натянутую на уровне груди ребенка; бросание предметов в гори­зонтальную цель двумя руками, правой и левой.

Основные движения и другие действия в игровых ситуациях

Подвижные игры, игровые упражнения, преимущественно связанные с ходь­бой и бегом: «Идите (бегите) ко мне», «К куклам (мишке) в гости», «Собери колечки», «Догони меня», «Догони собачку», «Догони мяч (обруч)», «Принеси мяч», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Пройди через ручеек», «Пройди по тропинке», «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Кто тише», «Поезд», «Воробышки и автомобиль», «Автомобиль», «Курочка-хохлатка», «Жуки» и др.

Игры с подлезанием, ползанием: «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Перелезь через бревно», «Будь осторожен»,-«Котята», «Мишки идут по дороге», «Обезьянки» и др.

Игры с катанием, бросанием, ловлей: «Скати с горочки», «Попади в воротца», «Передай мяч», «Брось мяч», «Лови мяч», «Мяч в кругу», «Попади в корзину», «Сбей кеглю», «Целься вернее», «Кто дальше».

Игры с подпрыгиванием, прыжками: «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Попрыгай как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Поймай комара»,

 

 

«Через ручеек», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Мой веселый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках».

Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит?», «Найди предмет (мишку, игрушку, зайку)».

Игры с пением и разнообразными движениями: «Заинька», «Поезд», «Флажок».

Народные игры, забавы: «Прятки», «Жмурки».

Ритмические (танцевальные) движения: воспитатель использует материал из раздела «Художественно-эстетическое развитие (музыка) (см. с. 68)».

Упражнения в организационных действиях: построения в круг, в пары, друг за другом подгруппами и всей группой с помощью воспитателя.

Начальные упражнения в перемещениях со скольжением: прокатывание по ле­дяной дорожке (держа их за руки); скатывание с невысокой ледяной горки в положении сидя на фанере, картоне, клеенчатой подстилке.

Упражнения в передвижениях с техническими средствами

Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки (сидя на санках); везение санок за веревочку; катание кукол на санках; попытки ката­ния друг друга.

Ходьба на лыжах: ознакомление с лыжами; попытки стоять, сохраняя рав­новесие; переступание; попытки скольжения.

Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; попытки продвижения, управление рулем.

Упражнения, игры, забавы для ознакомления с водой и начального обучения плаванию (при наличии бассейна): безбоязненное вхождение в воду; плеска­ния и игры в воде, погружение лица, головы в воду; открывание глаз в воде, доставание игрушек со дна, лежание на груди и на спине с одновременным выполнением движений руками и ногами; попытки скольжения, ныряния.

Достаточная двигательная активность благотворно влияет на физическое развитие и здоровье ребенка. Для этого необходимо создать целесообразную предметно-игровую среду.

Мебель, бытовые, игровые предметы, в том числе и физкультурные пособия, должны отвечать санитарно-гигиеническим, психолого-педагогическим, эрго­номическим, эстетическим требованиям.

Важно, чтобы ежедневно дети могли самостоятельно активно двигаться под наблюдением воспитателя, который может в любую минуту помочь им.

Родителям периодически демонстрируются результаты детей в развитии их движений, в случае необходимости даются соответствующие рекомендации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...