Характеристика возрастных возможностей
Темпы роста и физического развития ребенка раннего возраста по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность нервных клеток
коры больших полушарий головного мозга; увеличивается период активного бодрствования (до 4—4,5 ч). Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды. Своеобразие психофизического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой. Двигательная активность на втором и третьем году жизни основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе — попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность этого возраста характеризуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением количественных показателей основных локомоции, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5 до 12 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивности (от 29 до 84 движений в мин), тенденцией к повышению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью. Детям этого возраста свойственна частая смена движений и поз — от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему поочередно напрягаются и отдыхают различные группы мышц. В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.
Развитие движений происходит поэтапно. От 1 года до 1 года 3 месяцев — самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окружающем пространстве. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрямление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями других частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеление). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестнице-стремянке вверх, вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схождение с нее, при этом держаться за перила под контролем взрослого. От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба (в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны). Бросание мяча вниз, вперед, вверх. От 1 года 6 месяцев до 2 лет — удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Бег семенящим шагом. Удерживание мяча двумя и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкивание мячей, шаров двумя и одной рукой в произвольном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибания и выпрямления ног как подготовительные движения к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, подпрыгнуть с продвижением вперед. От 2 лет до 2 лет 6 месяцев — удержание равновесия при поднимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасывание мяча через препятствия. Бросание мяча двумя руками взрослому, попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание
предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками, бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Вставание в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого. От 2 лет 6 месяцев до 3 лет — подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребенку способом. Бег в заданном направлении. Перепрыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Прыжки в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10—15 см. К 3 годам ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. С помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками и ногами. Образовательная область «Физическая культура» Образовательные задачи
Второй год жизни: — способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.); — обогащать двигательный опыт выполнением игровых действий с предметами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению. Третий год жизни: — способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности; — содействовать улучшению координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения; — приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.
Содержание психолого-педагвгической работы
Движения развиваются на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, на прогулке, в подвижных играх, самостоятельной двигательной деятельности. В работе с маленькими детьми используются приемы, побуждающие ребенка подражать взрослому и выполнять упражнения вместе с ним. При объяснении двигательных заданий воспитатель показывает, поясняет, образно рассказывает, помогает и страхует, подбадривает, хвалит, поддерживает у детей чувство удовольствия и уверенности в себе. Поощряются доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.
Общеразвивающие упражнения Движения головы: поднимание, опускание, повороты вправо и влево. Положения и движения рук вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину, поднимание вперед, вверх, в стороны, опускание; сгибание и разгибание; скрещивание перед грудью, разведение в стороны; отведение назад за спину; размахивание вперед-назад; хлопание в ладоши перед собой, над головой; сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов.
Положения и движения ног: ноги слегка расставлены, вместе; ходьба на месте, шаги вперед, в сторону; сгибание и разгибание одной ноги в колене (стоя на другой); приподнимание на носки; выставление вперед на пятку; шевеление пальцами, сгибание, разгибание стоп. Положения 1 движения туловища: стоя, сидя, лежа; повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, выпрямление; сгибание и разгибание ног, сидя на полу; приседание с опорой; поднимание и опускание ног и рук, лежа на спине, переворачивание со спины на бок, живот и обратно. Общеразвивающие упражнения вьшолняются с мелкими предметами (погремушками, колечками, платочками), рядом с предметами (стул, скамейка) и на них. Упражнения в основных движениях Ходьба парами, по кругу взявшись за руки; в прямом направлении, меняя направление, в заданном направлении; «стайкой» за воспитателем; огибая предметы; приставными шагами вперед, в стороны; по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, схождение с нее; с перешагиванием через веревку, палку, положенную на пол или приподнятую на высоту 5—15 см от пола; вхождение на ящик высотой 10—15 см, схождение с него; преодоление бугорков, канавок на участке. Бег за воспитателем и от него; в разных направлениях (не наталкиваясь друг на друга); между двумя линиями (не наступая на них); догонять катящиеся предметы; непрерывный — 30—40 с; медленный — до 80 м. Прыжки на двух ногах на месте с легким продвижением вперед; подпрыгивание до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгивание через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии; с места на двух ногах как можно дальше; спрыгивание с высоты 10—15 см.
Ползание, лазанье: проползание заданного расстояния; в вертикально стоящий обруч; подползание под веревку, скамейку; перелезание через валик, бревно; влезание на стремянку (высота 1—1,5 м) и слезание с нее. Катание, бросание, ловля: скатывание мячей с горки; катание мячей, шаров в паре с воспитателем; двумя и одной рукой; бросание двумя руками снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем; перебрасывание через ленту, натянутую на уровне груди ребенка; бросание предметов в горизонтальную цель двумя руками, правой и левой. Основные движения и другие действия в игровых ситуациях Подвижные игры, игровые упражнения, преимущественно связанные с ходьбой и бегом: «Идите (бегите) ко мне», «К куклам (мишке) в гости», «Собери колечки», «Догони меня», «Догони собачку», «Догони мяч (обруч)», «Принеси мяч», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Пройди через ручеек», «Пройди по тропинке», «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Кто тише», «Поезд», «Воробышки и автомобиль», «Автомобиль», «Курочка-хохлатка», «Жуки» и др. Игры с подлезанием, ползанием: «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Перелезь через бревно», «Будь осторожен»,-«Котята», «Мишки идут по дороге», «Обезьянки» и др. Игры с катанием, бросанием, ловлей: «Скати с горочки», «Попади в воротца», «Передай мяч», «Брось мяч», «Лови мяч», «Мяч в кругу», «Попади в корзину», «Сбей кеглю», «Целься вернее», «Кто дальше». Игры с подпрыгиванием, прыжками: «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Попрыгай как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Поймай комара»,
«Через ручеек», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Мой веселый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках». Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит?», «Найди предмет (мишку, игрушку, зайку)». Игры с пением и разнообразными движениями: «Заинька», «Поезд», «Флажок». Народные игры, забавы: «Прятки», «Жмурки». Ритмические (танцевальные) движения: воспитатель использует материал из раздела «Художественно-эстетическое развитие (музыка) (см. с. 68)». Упражнения в организационных действиях: построения в круг, в пары, друг за другом подгруппами и всей группой с помощью воспитателя. Начальные упражнения в перемещениях со скольжением: прокатывание по ледяной дорожке (держа их за руки); скатывание с невысокой ледяной горки в положении сидя на фанере, картоне, клеенчатой подстилке.
Упражнения в передвижениях с техническими средствами Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки (сидя на санках); везение санок за веревочку; катание кукол на санках; попытки катания друг друга. Ходьба на лыжах: ознакомление с лыжами; попытки стоять, сохраняя равновесие; переступание; попытки скольжения. Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; попытки продвижения, управление рулем. Упражнения, игры, забавы для ознакомления с водой и начального обучения плаванию (при наличии бассейна): безбоязненное вхождение в воду; плескания и игры в воде, погружение лица, головы в воду; открывание глаз в воде, доставание игрушек со дна, лежание на груди и на спине с одновременным выполнением движений руками и ногами; попытки скольжения, ныряния. Достаточная двигательная активность благотворно влияет на физическое развитие и здоровье ребенка. Для этого необходимо создать целесообразную предметно-игровую среду. Мебель, бытовые, игровые предметы, в том числе и физкультурные пособия, должны отвечать санитарно-гигиеническим, психолого-педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям. Важно, чтобы ежедневно дети могли самостоятельно активно двигаться под наблюдением воспитателя, который может в любую минуту помочь им. Родителям периодически демонстрируются результаты детей в развитии их движений, в случае необходимости даются соответствующие рекомендации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|