Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексные методы оценки эффективности ИС




Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)

В рамках этой методики традиционные показатели финансовых отчетов объединяются с операционными параметрами, что создает достаточно общую схему, позволяющую оценить нематериальные активы: уровень корпоративных инноваций, степень удовлетворенности сотрудников, эффективность приложений и т. д.

В методе Balanced Scorecard эти параметры рассматриваются с четырех точек зрения - финансовой, удовлетворения потребностей клиентов, внутренних процессов, а также дальнейшего роста и обучения.

Система охватывает связи между монетарными и немонетарными величинами, стратегическим и оперативным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия. Набор показателей формируется его стратегическими целями.

Ключевой показатель результативности или эффективности (КПР) – количественный показатель, измеряющий прогресс предприятия в области критических факторов успеха.

Критические факторы успеха (КФУ)- 1) количественный показатель эффективности, экономичности и результативности; 2) характеристика, условие или переменная, которые напрямую влияют на удовлетворенность потребителей результатами определенных бизнес-процессов; 3) одно из набора действий или условий, которые необходимо выполнить для достижения стратегической цели.

Определение набора ключевых показателей — своего рода искусство, хотя можно описать логику процедуры его построения и характеристики, которым он должен удовлетворять. Процедура определения состоит из двух шагов.

1. Выявление управляемых факторов успешной работы предприятия (КФУ).

2. Построение "дерева факторов" с учетом принятой стратегии развития.

3. Определение ключевых показателей (КПР), количественно измеряющих каждый фактор.

При этом набор должен обеспечивать:

- полный охват всех бизнес-процессов предприятия;

- количественную обозримость;

- непротиворечивость и согласованность показателей.

Например, качество товара (КФУ) может оцениваться количеством возвратов (КПР), а качество обслуживания клиента (КФУ) в самом общем случае можно оценить количеством повторных обращений, количеством поступивших нареканий и жалоб от клиентов, временем реакции на запрос клиента (КПР). Опять же, состав и количество показателей результативности специфичен и является для каждого предприятия предметом отдельной разработки.

При использовании сбалансированной системы показателей на предприятии появляется дополнительное количество инфор­мации, которую нужно проработать и на основании ее принимать решения. Для упрощения этой работы продуктивным мето­дом является визуализация показателей.

Помимо методов визуализации для показателя важно опреде­лить другие параметры, которые утверждаются при документиро­вании показателя. Наиболее важны следующие:

- название — легкое для восприятия имя, которое описывает действие или результат действия и представляет собой дета­лизацию стратегии компании по какому-либо направлению;

- определение — значение показателя;

- методика расчета — точная формула для расчета с описанием используемых данных;

- периодичность расчета — определяет, как часто этот показа­тель будет рассчитываться (ежедневно, ежемесячно, ежеквар­тально, ежегодно);

- ответственное лицо — человек, который является специалис­том в области, отражаемой показателем, участвующий в рас­чете показателя и отвечающий за значение этого показателя;

- цель — причины включения этого показателя в сбалансиро­ванную систему, в том числе связь с другими показателями и со стратегическими целями организации;

- источник данных — определяется наличие данных в организа­ции, указывается место хранения и формат хранения;

- уровень управления — на каком уровне управления этот пока­затель рассчитывается и предоставляется;

- источник информации для сравнения — место получения ин­формации для проведения сравнения этого показателя с показателями других предприятий.

Основное отличие сбалансированной сис­темы показателей от показателей эффективности деятельности состоит в том, что система показателей охватывает внутренние и внешние факторы деятельности, состояние процесса производ­ства и результат деятельности предприятия с точки зрения потре­бителей. Эта система показателей ориентируется на корпоратив­ную стратегию. Стратегия является более емким понятием и учитывает многие стороны деятельности организации, в то время как критические факторы успеха являются формальным отраже­нием наиболее значимых направлений деятельности организации.

Вторым отличием сбалансированной системы показателей является то, что в системе отражается вся деятельность предпри­ятия. В разработке и реализации сбалансированной системы по­казателей задействованы все подразделения компании.

Пример расчета затрат на информационную систему

Можно утверждать, что используемые методики оценки эффективности соотносятся с типом создаваемых систем. Например, сравнительно простая одиночная ИС может быть оценена с точки зрения экономической эффективности как соотношение затрат на создание программного продукта и предполагаемой экономической выгоды от использования данной системы.

В случае оценки эффективности корпоративной информационной системы (КИС) необходимо учитывать дополнительные виды затрат (на построение сети, администрирование и т. д.). А в качестве эффекта в КИС целесообразно рассматривать как монетарные, так и немонетарные показатели эффективности (лояльность клиентов, захват новых рынков и др.).

Предлагаемый вариант расчета затрат ориентирован на оценку себестоимости небольших ИС, что актуально для многих предприятий, разрабатывающих программные продукты собственными силами.

Задача

Обосновать экономическую эффективность ИС по учету основных средств, рассчитанную на срок эксплуатации 2 года. Для этого определить совокупность затрат на создание и эксплуатацию ИС, правильно спрогнозировать ожидаемые результаты, рассчитать основные показатели эффективности.

В смету затрат на разработку данной системы было включено:

1) Заработная плата (основная заработная плата, районный коэффициент, дополнительная заработная плата (премия), отчисления на социальные нужды).

2) Стоимость машинного времени на подготовку и отладку программ.

3) Материальные затраты.

Для расчета затрат на заработную плату (пункты 1-3) необходимо рассчитать общую трудоемкость, численность и должностной состав исполнителей при разработке данного проекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...