Способ 4. Использование типовых норм времени для расчета трудоемкости
В нашем примере мы будем использовать «Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ», утвержденные 27 июля 1987 г. Нормы времени рассчитаны в зависимости от факторов, наибольшим образом влияющих на трудоемкость разработки проекта: - количества разновидностей форм входной информации (макетов входной информации); - количества разновидностей форм выходной информации; - степени новизны комплекса задач (задачи); - сложности алгоритма; - вида используемой информации; - сложности контроля входной и выходной информации; - языка программирования; - объема входной информации; - использования типовых проектных решений (пакетов прикладных программ), типовых проектов, типовых программ, стандартных модулей. I. Под количеством разновидностей форм входной информации следует понимать формы входной информации (переменной - ПИ, нормативно-справочной - НСИ, банка данных - БД), используемой для решения задачи. II. Количество разновидностей форм выходной информации включает формы печатных документов и информации, переносимой на машинные носители. Если в процессе разработки программ формируются данные, которые используются другими программами этого же комплекса задач (задачи), то такие наборы данных не входят в число форм входной и выходной информации. III. Предусмотрены четыре степени новизны разрабатываемых комплексов задач: А - разработка комплекса задач (задачи), предусматривающая применение принципиально новых методов разработки, проведение научно-исследовательских работ; Б - разработка типовых проектных решений, оригинальных задач и систем, не имеющих аналогов; В - разработка проекта с использованием типовых проектных решений при условии их изменения; разработка проектов, имеющих аналогичные решения;
Г - привязка типовых проектных решений. IV. Сложность алгоритма представлена тремя группами: 1 - алгоритмы оптимизации и моделирования систем и объектов; 2 - алгоритмы учета, отчетности, статистики поиска; 3 - алгоритмы, реализующие стандартные методы решения, а также не предусматривающие применения сложных численных и логических методов. V. Трудоемкость разработки проекта зависит также от вида используемой информации: переменной информации (ПИ), нормативно-справочной информации (НСИ), банка данных (БД); от вида обработки в режиме работы в реальном времени (РВ) и обеспечения телекоммуникационной обработки данных и управления удаленными объектами (ТОУ); от объема входной информации. VI. Сложность организации контроля входной и выходной информации представлена следующими группами: 11 - входные данные и документы разнообразного формата и структуры; контроль осуществляется перекрестно, т.е. учитывается связь между показателями различных документов; 12 - входные данные и документы однообразной формы и содержания, осуществляется формальный контроль; 21 - печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания; 22 - печать документов однообразной формы и содержания, вывод массивов данных на машины. VII. Типовые нормы времени охватывают комплексы задач всех подсистем управления, а именно: - перспективное планирование развития и размещения отрасли, управление проектированием и капитальным строительством, технико-экономическое планирование, оперативное управление, управление ценообразованием; - управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление комплектацией, управление экспортными и импортными поставками; - управление финансовой деятельностью, бухгалтерский учет;
- управление организацией труда и заработной платой, управление кадрами, нормы и нормативы, управление охраной труда; - управление качеством, управление технологическими процессами, управление стандартизацией, управление технической подготовкой производства; - управление транспортными перевозками, управление техническим обслуживанием производства, управление вспомогательными службами и энергоснабжением; - управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИР и ОКР); - управление научно-технической информацией; - совершенствование документооборота и контроль исполнения документов; - управление охраной природы и окружающей средой; учет пенсий, пособий и страховых операций; - статистические задачи; - задачи расчетного характера.
Приведем исходные данные нашего проекта: Планируемый срок разработки - 0,5 года - Количество разновидностей форм входной информации - 5, в том числе: переменной - 2; информации, получаемой от решения смежных задач, - 1; справочной, условно-постоянной информации - 2. - Количество разновидностей форм выходной информации - 10, в том числе: печатных документов - 6; информации, наносимой на машинные носители - 4. - Степень новизны комплекса задач – Г. - Сложность алгоритма – 3. - Вид используемой информации: ü количество разновидностей форм переменной информации (ПИ) - 3, в том числе переменной - 2, информации, получаемой от решения смежных задач – 1; ü количество разновидностей форм нормативно-справочной информации (НСИ) - 2 (справочная, условно-постоянная информация относится к нормативно-справочной). - Объем входной информации - 5 тыс. документострок - Сложность организации контроля входной и выходной информации: ü входные данные и документы разнообразного формата и структуры, контроль осуществляется перекрестно (11); ü печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания (21). - Проект разрабатывается с учетом обработки информации в режиме работы в реальном времени. - Язык программирования – Ассемблер. - Использование типовых проектных решений, типовых проектов, типовых программ и стандартных модулей - 20% (руководителем разработки установлен коэффициент 0,8).
- Проект охватывает работы, выполняемые на стадиях: ü разработка технического задания; ü создание эскизного проекта; ü техническое проектирование; ü рабочее проектирование; ü внедрение Для определения трудоемкости необходимо использовать таблицы в соответствии с подсистемой управления разрабатываемой ИС. В нашем случае мы определяем ее как подсистему «Управление финансовой деятельностью, бухгалтерский учет». Все необходимые таблицы нормативов времени и поправочных коэффициентов приведены в приложениях. Все данные по стадиям разработки приведены в табл.1. 8
Таблица 1. 8 Определение затрат времени по стадиям разработки проекта
Общее время с учетом коэффициентов составляет Тоб = ∑ t = 410 чел. - дней.
Численность исполнителей, необходимая для выполнения работ по стадиям проектирования и по комплексам задач (задаче) в целом: Ч = Тоб / Фпл = 410 / 125 = 3,28 (чел) (1.16) где Ч - численность специалистов; Тоб - общая трудоемкость разработки проекта; Фпл - плановый фонд рабочего времени. В нашем случае Фпл = 0,5 года = 125 рабочих дней. Составим график работ и определим состав исполнителей по стадиям разработки системы (в чел. - днях). Данные сведем в табл. 1. 9 и табл. 1. 10. Таблица 1.9 Состав исполнителей по стадиям разработки системы
Т.к. наш проект не привязан календарно к определенным датам, то мы полагаем в каждом месяце 22 рабочих дня, что учитывается при составлении календарного графика реализации проекта. Таблица 1. 10 График реализации проекта
Рассчитаем затраты на создание ИС: 1. Заработная плата сотрудников включает ü основную зарплату: , (1.17) где Зосн – основная зарплата персонала, руб.; Т – трудоемкость данного исполнителя, дни; Дн. – среднее число дней в мес. (полагаем 22). ü дополнительную зарплату: (1.18) ü районный коэффициент: 1.19) ü отчисления на социальные нужды: .20)
Полученные данные по зарплате сведены в табл. 1. 11. Таблица 1. 11 Затраты по заработной плате при создании ИС
2. Стоимость машинного времени на подготовку и отладку программы (амортизация и стоимость электроэнергии): Амортизация: , (1.21) где Ам – амортизационные отчисления, денежные единицы; Оф – стоимость ЭВМ и оборудования (полагаем 65000 руб.); Нам- норма амортизации, принята равной 30%; Тм – время использования оборудования, дни, – равное: , (1.22) где Ттех.пр, Траб.пр, Твн - затраты времени на разработку технического проекта, рабочего проекта и внедрения соответственно, дни. Электроэнергия: (1.23) где Сэл – стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб; МЭВМ – мощность ЭВМ, кВт/ч (0,7 кВт/ч) Тсут – суточное время работы ЭВМ, ч (8 ч) Рассчитаем Тм: Амортизация:
Электроэнергия: 3. Материальные затраты составляют: диски – 1120 руб., бумага – 500 руб., литература – 650 руб., картриджи – 1500 руб. Всего: 3770 Все затраты сводятся в табл. 12 с учетом равномерного их распределения по месяцам. Текущие затраты включают: 1. Амортизацию оборудования и инструментальных средств. 2. Обтирочные материалы (150 руб./ мес.) 3. Затраты на ремонт оборудования (3% от стоимости в год). 4. Затраты на материалы (дискеты, картриджи и т.д. – 350 руб./мес.) Основными источниками экономии являются: 1. Зарплата. Данная система предположительно позволит высвободить 2 работников с окладом 5000 рублей. В результате сокращения численности персонала экономию по заработной плате рассчитывают по формуле: , (1.24) где Эзп – месячная экономия заработной платы; DЧ – сокращение численности; Змес – оплата труда в месяц; Х – премия, Y – отчисления но социальные нужды (40,3%), Z – районный коэффициент. 2. Материальные ресурсы. За счет сокращения количества и унификации отчетных форм и штрафов: Эм = 10000 руб./год. С учетом срока эксплуатации системы 2 года и ставки дисконта 13%, рассчитаем финансовые показатели проекта: период окупаемо сти (Т), чистую текущую стоимость (NPV), индекс рентабельности (PI). Полученные данные сведем в табл. 1.12.
Таблица 1. 12
Структура затрат и экономии на создание и эксплуатацию ИС
Продолжение таблицы 12
В результате расчета экономической эффективности ИС были получены следующие финансовые показатели:
Анализ показателей показывает, что проект прибыльный и окупится через 16,38 мес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|