Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация двигательной деятельности детей




Виды занятий Особенности организации
Шестой год жизни Седьмой год жизни
Самостоятельная двига­тельная деятельность Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивиду­альных данных и потребностей детей  
Занятия по физической культуре, плаванию 2—3 раза в неделю (25 мин), в помещении, на участке. 1—2 занятия в неделю (25 мин) группами не более 10—12 чел. 2—3 раза в неделю (30 мин) в помещении, на участке. 1—2 занятия в неделю (30 мин) группами не более 10—12 чел.
Утренняя гимнастика Ежедневно (8—10 мин) Ежедневно (10—12 мин)
Двигательная разминка, воздушные процедуры после дневного сна Ежедневно, по мере пробужде­ния и подъема детей (8—10 мин) Ежедневно, по мере пробужде­ния и подъема детей (10— 12 мин)
Подвижные игры и физи­ческие упражнения на открытом воздухе Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин) Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин)
Физкультминутка По мере необходимости, в зави­симости от вида и содержания занятий (2—3 мин) По мере необходимости, в зави­симости от вида и содержания занятий (3—5 мин)
Физкультурный досуг 1—2 раза в месяц (25—30 мин) 1—2 раза в месяц (30—35 мин)
Физкультурные праздни­ки, в том числе на воде 2—3 раза в год (60—90 мин) 2—4 раза в год (60—90 мин)
День здоровья 1 раз в квартал 1 раз в квартал
Неделя здоровья Не менее 2 раз в год (в начале января, в конце марта) Не менее 2 раз в год (в начале января, в конце марта)
Участие родителей в за­нятиях, физкультурно-массовых мероприятиях детского сада В течение года В течение года

 

 

оценивают свои силы, стремятся выполнять трудные для них движения. Это может привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам).

Двигательная активность благоприятна для развития детей лишь в том слу­чае, когда ее продолжительность, объем и интенсивность сообразны индивиду­альным особенностям, состоянию здоровья и уровню физической подготов­ленности детей.

Для развития моторики старших дошкольников предпочтительны кратко­временные, но неоднократно повторяющиеся в течение дня разнообразные по содержанию динамичные физические нагрузки умеренной интенсивности.

В процессе работы по развитию разных двигательных качеств и способнос­тей старших дошкольников необходимо руководствоваться следующими по­ложениями:

— возможности развития двигательных качеств и способностей детей огра­ничены рамками их возрастной и индивидуальной физиологической и психологической зрелости;

— физическая нагрузка зависит прежде всего от ее объема (длительность, число повторений упражнения, число занятий в течение определенного времени и др.), интенсивности (скорость и темп, результат движений, моторная плотность занятий), характера (периодичность чередования мы­шечного напряжения и расслабления);

— полноценное физическое развитие дошкольников достигается при орга­низации разных видов занятий по физической культуре, учитывающей принципы индивидуализации, доступности, систематичности и последо­вательности.

 

Образовательная область «Здоровье»

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с приня­тыми нормами и правилами;

— формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удоволь­ствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);

— содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил лич­ной гигиены.

Седьмой год жизни:

— учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в об­щении со взрослыми и сверстниками;

— формировать адаптивное поведение в коллективе;

— совершенствовать гигиенические навыки и знания;

— содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы

В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укрепле­нии здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, про-':зольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.

Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочув­ствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о 1-ействии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных:аболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.

Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся вы­полнение рационального режима дня (табл. 6).

 

Таблица 6

Примерный режим дня

Режимные моменты Шестой год жизни Седьмой год жизни
Утренний прием, игры 7.00—8.30 7.00—8.30
Завтрак 8.30—9.00 8.30—8.50
Игры, подготовка к занятиям 9.00—9.15 8.50—9.10
Общая длительность занятий, включая перерывы 9.15—10.40 9.10—11.00
1 Подготовка к прогулке, прогулка 10.40—12.30 11.00—12.40
Подготовка к обеду, обед 12.30—13.10 12.40—13.10
Дневной сон 13.10—15.10 13.10—15.10
Постепенный подъем, воздушные ванны, водные ' процедуры, игры 15.40—16.10 15.40—16.10
Полдник 16.10—16.30 16.10—16.30
Игры, досуг, кружки 16.30—17.00 16.30—17.00
Прогулка 17.00—19.00 17.00—19.00
Уход домой До 19.00 До 19.00

Примечания. В теплый период года занятия не проводятся. Физические упражнения, ритмика и другие формы двигательной деятельности осуществляются на воздухе.

 

Общая длительность занятий в холодный период года может быть сокраще­на в зависимости от конкретных задач, уровня знаний детей, содержания и формы организации занятий.

В пределах отведенного времени одно из занятий при необходимости мо­жет быть сокращено за счет увеличения длительности другого.

Дети гуляют в любую погоду при температуре воздуха не ниже —20——22 "С. Суммарная длительность прогулки в холодный период года (утром и вечером) — до 4 ч. При низких температурах воздуха одежда детей состоит из четырех слоев.

Гигиенические условия. В помещениях для деятельности и отдыха детей созда­ется благоприятная гигиеническая обстановка, предусматривающая системати­ческое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах 20—21 °С

 

в групповом и 16—18 °С в гимнастическом зале и спальне при относительной влажности воздуха 40—60%. Для обеспечения чистоты и нормальной температу­ры воздуха комнаты проветривают в присутствии детей (в течение 5—10 мин каждый час). В отсутствие детей проводится сквозное проветривание несколько раз в день (в течение 5—15 мин в зависимости от погодных условий).

Конструкция и размеры столов и стульев соответствуют росту детей, они маркируются одинаковым рисунком, что позволяет ребенку самостоятельно находить свое место. В каждой группе желательно иметь не менее 2—3 разме­ров столов и стульев.

В помещении группы должно быть достаточно дневного света, а уровень ис­кусственной освещенности — не менее 200 лк на рабочей поверхности стола.

Комплекты оборудования, пособий, игрушек должны быть изготовлены из экологически чистых материалов и соответствовать всем гигиеническим тре­бованиям.

Используемая в групповых помещениях мебель должна быть мобильной, а ее поверхность — легко очищаться (съемные детали).

Закаливание. Система закаливания включает как специальные закаливаю­щие процедуры, так и элементы закаливания в повседневной жизни. Последнее не менее важно, чем специальные мероприятия, так как оно составляет основу здорового образа жизни ребенка.

Закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей те же, что и в предыдущей возрастной группе. Незначительные различия име­ются лишь в исходных и конечных температурах закаливающих факторов, дли­тельности их воздействия.

Средства и способы закаливания выбираются в соответствии с условиями в дошкольном учреждении, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Наиболее эффективно комплексное применение закаливающих факторов в различных вариантах и сочетаниях.

Закаливание можно осуществлять в любое время года, но только при хоро­шем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.

Физически ослабленных детей, как и в младшем возрасте, закаливают в со­ответствии с рекомендациями врача. Наиболее приемлемы для этого влажные обтирания тела, обливание ног водой контрастных температур и водой с посте­пенным снижением температуры в щадящем режиме. По мере улучшения со­стояния здоровья можно начинать постепенно закаливать ребенка по обще­принятой схеме (по согласованию с медицинским работником).

Не кутайте детей, одевайте их в соответствии с погодой таким образом, что­бы одежда была удобной, не мешала двигаться. Одежда должна быть из нату­ральных тканей; синтетические ткани рекомендуется использовать только для верхней одежды. Следует учить детей уметь регулировать свою двигательную активность, поскольку чрезмерно высокая и неупорядоченная, она не менее вредна, чем недостаточная.

При наличии условий детей обучают плаванию, купают. Все водные проце­дуры проводятся через 30—40 мин после приема пищи.

Один из эффективных методов закаливания, рекомендованных для проведе­ния в дошкольном учреждении, — хождение детей босиком по ткани, обильно смоченной водой комнатной температуры и уложенной на массажные коврики. Можно использовать также способ топтания в тазу, наполненном на 1/4 водопроводной

 

 

проводной водой со слабым раствором марганца (розовый цвет), после чего дети проходят по сухой тканевой дорожке. Такой способ закаливания проводят после обеда, перед укладыванием детей на дневной сон.

Для профилактики заболеваний носоглотки используют ежедневное полос­кание горла питьевой водой комнатной температуры (2 раза в день — утром и вечером).

Культурно-гигиенические навыки. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже са­мостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры — правильно и своевременно мыть руки, умываться, чис­тить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, подмываться, быть опрят­ными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом.

В старшем возрасте дети преимущественно самостоятельно (или под контро­лем взрослого) одеваются и раздеваются, знают последовательность одевания и назначение разных предметов одежды при различных погодных условиях.

При подготовке к приему пищи дошкольники должны уметь накрывать на:толы, а во время еды — пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, но­жом), быть аккуратными и чистоплотными.

В процессе общения с детьми воспитатель становится примером в неукос­нительном соблюдении правил личной гигиены, поведении, культуре речи, одежде, опрятности и др. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение положительных результатов в воспитании культурных и гигиенических навы­ков у дошкольников.

К концу периода старшего дошкольного возраста у детей должны быть сфор­мированы все необходимые навыки и положительное отношение к укрепле­нию здоровья, хорошему самочувствию, физическому и умственному развитию.

Психическое здоровье. Физический статус ребенка тесно связан с его психо­логическим состоянием. Дети 5—7 лет особенно чувствительны к неблагопри­ятным воздействиям среды.

Один из основных негативных факторов — авторитарный стиль воспита­ния, который может привести к возникновению у детей психологического дис­комфорта. При этом у них подавляется потребность в безопасности, любви, общении, познании окружающего мира самостоятельно и с помощью взрос­лых. Авторитарный стиль воспитания приводит к тому, что дети становятся необщительными, замкнутыми, нелюбознательными, отказываются от контак­тов с незнакомыми людьми.

Укреплению психического здоровья должно способствовать — создание та­кой обстановки в группе детского сада, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации, не боялся обратиться с любым вопросом к воспитателю и другим педагогам, а при необходимости мог обратиться за по­мощью к каждому сотруднику дошкольного учреждения. Важно, чтобы ребенок был хорошо знаком с внутренним расположением помещений здания детско­го сада и мог самостоятельно найти нужную ему комнату (гимнастический, музыкальный залы, медицинский и другие кабинеты).

Нарушения со стороны психического здоровья могут быть следствием чрез­мерной психологической и физической нагрузки, которая ложится на детей в детском саду, что может выражаться в капризах, плаксивости, ночных страхах,

 

 

нервных срывах, агрессивности. Основные причины стрессовых состояний ре­бенка:

— длительное нахождение в большом коллективе при отсутствии условий и места для релаксации и уединения;

— строгие дисциплинарные требования, нарушение которых вызывает по­рицание;

— фрустрация потребности ребенка в игре, двигательной активности, само­стоятельном познании окружающего;

— общение сразу со многими взрослыми, выдвигающими различные требо­вания по отношению к ребенку, в частности с большим количеством приходящих педагогов-предметников;

— организация занятий, по объему и интенсивности не адекватных возмож­ностям детей, нарушающих физиологически обоснованный режим дня;

— чрезмерное расширение общего объема предлагаемой детям образова­тельной информации, а также излишняя ее специализация;

— частые нарушения привычного уклада детской жизни;

— приобщение к систематическому просмотру видеофильмов и компью­терным играм, особенно агрессивного содержания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...