Характеристика возрастных возможностей
Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, но и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию. В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществляются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все, что способствует общности детей, выполняющих совместную деятельность. С возрастом общение приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. К 7 годам ребенок выделяет личностные особенности сверстника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т.д.). У детей, если они вместе провели несколько лет, возникает достаточно спло-| ченное детское общество. Существенно увеличивается по сравнению с младшими дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений, их средняя величина достигает 3—4 человек, иногда,! особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8—9 человек.
У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые и хтя обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совер-ленными по своему содержанию.
У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских сношениях со сверстниками. Оценки, которые дети дают сверстникам, имеют аолее обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастно-ли старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то оби-ьлют»). Этические мерки, формирующиеся у ребенка в результате усвоения норм и."фавил поведения и отражающие его отношение к универсальным человечес-юш ценностям, он применяет не только к собственной личности. Ребенок становится более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого, у старшего дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. В старшем дошкольном возрасте ребенок чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети прежде всего оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самих себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суждения о себе становятся более полными, детализированными, развернутыми. Ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»). К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование — осознание своего социального «я» и появление на этой основе внутренней позиции — понимание ребенком разного отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
Образовательная область «Социализация» Образовательные задачи Шестой год жизни: — воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам; — развивать умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новым ребенком в группе детского сада и др.;
— создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); — воспитывать трудолюбие и ответственность (стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца); — обогащать представления о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений. — создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности; — обеспечивать право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений; — развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, при оценках своих и чужих поступков выделять особенности другого человека и самого себя: — подводить к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей; — способствовать освоению норм и правил жизни в обществе, группе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»; — помогать осознавать себя членом детского общества, усваивать правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, предметами, материалами), в праве на обособление в игре, выбор партнера, первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эти кубики»), на собственность («Это моя кукла — я из дома принесла»), объяснить необратимость закона дарения, учить прислушиваться к предложениям и советам других детей, уметь уступать;
— обучать элементарным правилам этикета, задавать этически ценные образцы общения («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «до свидания», «до завтра», «благодарю вас», «спасибо», «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.); — поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств, всем своим видом давать ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи. Седьмой год жизни: — способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну); — воспитывать положительное отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, умение цивилизованно возражать, убеждать и т.д.; — развивать инициативу в общении со взрослыми, расширять круг общения, формировать способы контактов с малознакомыми людьми: персоналом детского сада (воспитателем другой группы, заведующим, медсестрой
и др.), гостями (например, учителями соседней школы), готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддержать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение; — помогать распознавать переживания близких взрослых и сверстников (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, гнев, злость), понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состоянием;
— способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим; — развивать коммуникативные умения и социальные навыки, высказывая просьбы, предложения, давая поручения, называть другого человека по имени, смотреть в лицо; — быть способным принять точку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбрать приемлемую в данной ситуации линию поведения; — обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешать возникающие конфликты путем переговоров, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций; — воспитывать умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям («Я рад», «Мне весело», «Я огорчен», «Мне страшно» и т.д.); — учить использовать социально приемлемые способы выражения негативных эмоций; — чувствовать отношение к себе окружающих; — воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, поддерживать уверенность в себе («Я могу!»), потребность в признании окружающими людьми («Я хороший!») и в проявлении самостоятельности; — помогать ребенку анализировать и адекватно оценивать свои возможности в различных видах деятельности («Умею интересно играть, но не очень хорошо танцую» и т.д.); — способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения дома (знать, к каким вещам в доме запрещено прикасаться), на улице, в общественных местах, знать, как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре, если гроза застанет на улице, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения). Все основные задачи по социализации детей решаются и в других разделах Программы. Такая интеграция способствует более полному пониманию ребенком важных социальных явлений, общечеловеческих ценностей, лежащих в основе этически ценных взаимоотношений, социально принятых норм и правил *изни в обществе и группе детского сада. Интеграция содержания разных ви-:ов детской деятельности особенно ценна и для осознания ребенком собственного существования в социальном мире, своего места в системе отношений с жружающими взрослыми и сверстниками. Содержание психолого-педагогической работы Как и в предыдущие возрастные периоды, в основе всей работы по социальному развитию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к
взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир людей — взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театральной (инсценировках сказок, представлениях кукольного. теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье. Для развития интереса к миру людей и обогащения представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок. прогулки и экскурсии, демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых видеофильмов с детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках. Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с семейными традициями, преданиями, интересными судьбами, случаями из жизни, хранящимися в семье почетными грамотами, военными орденами и медалями, наградами и памятными знаками, привлекать их к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих традиции (предпочтения, интересы, увлечения) семьи, ее историю. Желательно напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи. Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста, рассматривая с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родными (цвет волос, глаз), а также рассказывать о своей работе. объяснять, где и кем они работают, как важен их труд. Дети старшего дошкольного возраста могут знать имена-отчества не только родителей, но также дедушек и бабушек, знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра), понимать родственные отношения: дети — родители (мама, папа — сын. дочь, бабушка и дедушка — родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка — внук, внучка, брат — сестра (дядя или тетя — брат или сестра мамы или папы). Инициировать проявления ребенком уважительного отношения к близким, желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других членов семьи. У детей седьмого года жизни можно сформировать элементарные представления о родословной как об истории семьи и народной традиции, характерной для народов России, а также интерес к созданию образа своей семьи. Важно обсуждать с детьми, как по-разному живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу, давать представление о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются, о жизни людей в разных странах земного шара, об их желании жить в мире. Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Необходимо
поддерживать у ребенка стремление выполнять просьбы взрослого, других детей,:гкликаться на их предложения. Важно использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуациях (когда кого-либо из детей не приняли в игру, дали самую неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку), важно обучать ребенка определению связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием, пониманию такой модели рассуждений («Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне», «Этого делать нельзя, потому что огорчится другой человек и будет неприятно мне»), формированию не только понимания, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно». Для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, раз-зивающие гибкое социальное поведение: — умение общаться с детьми разного пола и возраста, доброжелательно, с особым вниманием общаться с новым ребенком в группе детского сада, ребенком — гостем дома; — расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контактов с малознакомыми людьми (воспитатель другой группы, заведующий, методист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников); — развитие стремления по собственной инициативе здороваться, прощаться, благодарить взрослого, сверстника, использовать различные варианты обращений («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «всего доброго», «до встречи», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.); — установление контакта с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, пантомимика): тактично, с уважением обращаться с предложениями, вопросами, просьбами, внимательно выслушивать ответ, в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека, приветливо улыбаться, доброжелательно предлагать свою помощь другим; — умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других детей; — стремление понять другого человека, помочь, если он устал или плохо себя чувствует, пожалеть близких взрослых и сверстников, которые чем-то огорчены, обижены, отнестись с вниманием, позаботиться о больном человеке; — умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя, когда сверстник, а в ряде случаев и взрослый, кричит, разговаривает насмешливо, категорично командует; — умение общаться с детьми-лидерами, использующими свою способность повлиять на другого для достижения эгоистических, корыстных целей (получение наиболее привлекательных игрушек, ролей и т.д.), способность отказывать, противостоять давлению, нажиму со стороны более активных
сверстников с помощью социально принятых форм общения (вопросы: «Почему ты так поступаешь? Почему я должен тебе это отдать?», уговоры: «Давай по-доброму играть!», объяснений: «Мне хочется порисовать, поиграй с другими детьми, пожалуйста...»); — способность почувствовать противоречия в способах общения и характере отношения к людям (например, ребенок в игре разговаривает мягким тоном, использует «волшебные» слова — «спасибо», «пожалуйста», выражает положительные оценки в адрес другого — «молодец», «здорово», но при этом осуществляет только свой замысел и не позволяет никому изменить сюжет, внести новые элементы в постройку. — «Это ты хорошо придумал, но пока этого нам не надо», — говорит он); — умение прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад». «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.); — способность открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные. В формировании предстаатения о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (воспитателя, членов семьи). Она зависит от социально-психологической компетентности воспитателя, его умения понять ребенка, стремления находить хорошее в поведении, возможности «предвидеть» эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, приобретенная в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми. Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе — режиссерская. В ней ребенок вмещает в свое «я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков. Для развития у ребенка уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства необходимо, чтобы взрослый всем своим поведением показывал, что он понимает ребенка и готов порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогают поддерживать в ребенке самоуважение, являются предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствуют развитию стремления к выражению своей истинно человеческой сущности (проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма). Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей. Достижения в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также в становлении образа самого себя и отношения к себе концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность, или зрелость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|