Сюжетно-ролевая игра (досуговая игра)
Образовательные задачи Шестой год жизни: создавать условия для свободной самодеятельной сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание, сюжет и роли путем расширения жизненного опыта детей, их кругозора, интереса к социальному миру, разнообразных знаний о нем; поддерживать детскую инициативу в игре, обеспечивать свободу игрового творчества и корректировать нежелательные в воспитательном отношении повороты сюжета игры; поддерживать стремление следовать логике разыгрываемой роли, подчиняясь внутренним правилам, вытекающим из ее особенностей; развивать и поддерживать гибкость ролевого поведения (умение придумать и тут же реализовать роль в новой игровой ситуации, менять ее при необходимости по ходу развития сюжета, сообщая об этом партнерам по игре); поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дети в условной форме, используя готовые фигурки, предметы-заместители, отображают события, знакомые им из самых разных источников (сказки, фильмы, бытовые события и т.д.); в рамках организованных сюжетно-ролевых игр показывать возможности комбинирования разных сюжетов в один и разделения обшей сюжетной линии на самостоятельные сюжеты, т.е. помочь приобрести опыт построения более сложных игр; - способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; - помогать самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты; - формировать умение договариваться о сюжете игры, распределять роли, привлекая других детей, создавать необходимую игровую среду;
- инициировать наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры, обобщать игровые действия в слове, переносить их во внутренний воображаемый план (игровое фантазирование); - поддерживать постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуговой игры (интеллектуальные игры, забавы с игрушками, игры-развлечения); - организовывать театральные и празднично-карнавальные игры; - поощрять инициативность игрового поведения, проявление индивидуальности в коллективных играх, широко использовать народные игры и игры с правилами, способствующие физическому, социальному и этнокультурному развитию, занимать позицию равноправного партнера в игре. Седьмой год жизни: - поддерживать самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, желание отразить в ее темах и сюжетах знания о действительности, свой эмоциональный опыт, совместное творчество в создании сюжетов, умение комбинировать знания, полученные из разных источников, планировать игровые события и действия, согласовывать их с партнерами по игре;
— поощрять словесное обозначение событий, действий по ходу развития игры в форме развернутого эмоционально-экспрессивного и содержательного игрового диалога как проявление размышления детей о действительности; — поддерживать появление словесных игр (игры-фантазирования); — уделять внимание соблюдению правил, связанных с ролью, обращать особое внимание на развертывание разнообразных типов взаимодействия со сверстниками как с игровыми партнерами, друзьями, членами группы; — способствовать появлению самодеятельных коллективных режиссерских игр, когда сюжет разворачивается между несколькими подгруппами играющих, при этом сюжетные линии сходятся в общий сюжет и расходятся по другим линиям в зависимости от интересов играющих; — поощрять к созданию самодельной «макетной» среды с использованием дополнительной игровой атрибутики и поделочных материалов для реализации своих игровых замыслов;
— формировать в самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игре потребность в новом знании и познавательные мотивы, значимые для становления учебной деятельности; — поощрять появление в играх сложных сюжетных линий, развивающихся в течение длительного времени; — продолжать обогащать игровой опыт народными играми; — способствовать развитию досуговой игры, расширять их диапазон, включая в деятельность детей интеллектуальные игры (шахматы, шашки, головоломки и др.), игры-развлечения («спортивные», народные игры, лото, игры с мячом и др.), театральные (спектакли с участием детей, в том числе музыкальные игры-драматизации, кукольный театр и др.), празднично-карнавальные игры. Содержание психолого-педагогической работы
В период от 5 до 7 лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазирования и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями. Характерная черта ребенка этого возраста — стремление воплотить в игре, наряду с событиями реальной жизни, образы своего воображения, фантазии, что способствует творческому развитию личности. В играх-фантазированиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания или индивидуального сочинительства. В старшем дошкольном возрасте наряду с совместными сюжетно-ролевы-ми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Дети создают более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой роли, а проигрывает по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер». Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими. В коллективной режиссерской игре ребенок организует взаимодействие как между «своими» персонажами, так и с персонажами
других участников игры, что создает достаточно сложную структуру развития:зожета и ролевых отношений. Ведущими в условиях детского сада остаются самодеятельные сюжетно-голевые игры. В них дети оговаривают общую тему игры (в моряков, путешествие, ателье мод, цирк и т.д.). Строится сюжет, возникают и распределяются в процессе игры роли, которые «обрастают» ролевыми действиями, согласованными с действиями партнеров. В этих играх активно формируются воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности. Возникновение и развитие самодеятельных ролевых игр связано с расширением кругозора ребенка, которое происходит на занятиях благодаря чтению художественной литературы, рассматриванию иллюстраций и репродукций кар-шн, экскурсиям в зоопарк, ботанический сад, музеи, посещениям детских театров, хирка и т.д. Необходимо внимательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам, возникающим по ходу игры и вне ее. Важно беседовать с детъми об их игровых замыслах и сюжетах, обсуждать возможные варианты сюжетных ходов, поощрять наиболее интересные. Не следует настойчиво вме-хшваться в игру, если у детей нет потребности в непосредственном участии аоспитателя. Он может принять участие в игре при затруднениях в развитии сюжета, обогатив ее введением неожиданных проблемных ситуаций, новыми персонажами, в случае конфликтов из-за распределения ролей или когда дети ^лш просят его войти в игру с какой-то определенной ими ролью. Для самодеятельных игр очень важна предметно-игровая среда, которую дети могут по своему желанию трансформировать в зависимости от поворота сюжета. Это ироисходит, если предоставить детям игровые модули (жесткие и мягкие, набор «Модуль-игра»), а также обычные сюжетно-образные игрушки и разнообразные предметы-заместители, показывать варианты создания развивающей предметно-игровой среды для разных видов игр — самодеятельных, дидактических и досуговых, обеспечивать возможность постоянно трансформировать, изменять предметно-игровую среду, использовать в игре как обобщенную модельную, так и игровую среду, созданную из разнообразных строительных и юлелочных материалов, а также обеспечивать условия для самостоятельного конструирования необходимых предметов, персонажей и игровых пространств.
Самодеятельные сюжетно-ролевые как и режиссерские игры не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны воспитателя, но требуют его поддержки. В сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого в случае иеобходимости, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, гыделяет и распределяет роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Дети следуют заданным требованиям в русле хорошо знакомого им сюжета. Игра часто проходит с активным участием воспитателя, иногда берущего на себя не первую роль, но руководящего игрой изнутри. Эти иры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания о труде злрослых, конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях лю-хей, а детям дают пример ролевого взаимодействия, трансформации и развития сюжетной линии. Организованные игры, неся свою обучающую и воспитательную функцию, не должны вытеснять самодеятельных.
В подготовительной к школе группе обычно внимание воспитателей к игре снижается — на первый план выходит подготовка ребенка к школе. Это неверная позиция. Во-первых, в этом возрасте развитие игры как деятельности формирует многие механизмы будущей школьной готовности и завершает становление основных возрастных новообразований, которые сделают переход к школьному обучению легким и успешным. Во-вторых, именно в этом возрасте открываются широкие возможности для дальнейшего развития и усложнения детской игры. Именно в процессе значимой для ребенка самодеятельной игры формируются познавательные мотивы и мотивы созидательной деятельности, а также основы ровесни-ческих отношений и создание благоприятных условий для их становления в игре, и их поддержка — одна из основных задач воспитателя в этом возрасте. В старшем дошкольном возрасте игра становится разнообразной по видам. Дети осваивают игры с правилами, где роль становится скрытой, а игровое правило выступает на первый план. К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Они очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка.
Поддержка всех проявлений детской игры — необходимое условие выполнения самодеятельными играми функции ведущей деятельности в дошкольном детстве, в процессе которой и вызревают психологические новообразования, значимые для дальнейшего школьного обучения. Это происходит лишь в том случае, если игра формируется как самостоятельная детская деятельность, прежде всего социализирующая ребенка, а не используется в целях решения дидактических задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|