Познавательно-исследовательская деятельность
Образовательные задачи Шестой год жизни Развивать общие познавательные способности детей (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки): — учить называть признаки используемых предметов (острый, тупой, зазубренный, зубчатый и др.), выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с другими (например, столяру нужны пила, доски, рубанок, отвертка, клещи, напильник, гвозди, винты, шурупы, клей и др.); — находить причины и следствия событий, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д.; — развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт (условными обозначениями), умение создавать систему знаков и применять ее, понимать планы-карты, считывать маршруты, придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы); — поддерживать и развивать интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям, побуждать к наблюдениям за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления и к наблюдениям за развитием растений, их различиями и особенностями; — учить классифицировать объекты по характерным признакам (плоды, животные, растения, грибы, наземный, воздушный и водный транспорт, посуда кухонная, столовая, чайная и т.д.). Седьмой год жизни Продолжать развивать общие познавательные способности (выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным):
— учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий; — учить находить причины и следствия событий, происходящих в истор;-:-ко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или в другой географической области, выделять общее и частное в поведении людей и яате-ниях культуры, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке и т.д.; — систематизировать группы предметов по заданным и самостоятельно ос-наруженным свойствам, описывать словами, что именно было сделано; — продолжать развивать символическую функцию мышления в процессг использования элементов традиционной системы составления карт (условных обозначений), умение создавать систему знаков и применять а^| строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршрута. придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы), выполнять
опыты и наблюдения по моделям и схемам, составлять природоохранные знаки с использованием различных символов; — узнавать профессии, изучать особенности взаимодействия людей друг с другом в трудовом коллективе ради достижения общей цели (например, директор завода, инженер, рабочий — все работают над выпуском автомобиля); — знакомить с ростом, развитием и размножением живых организмов, их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других экологических факторах, со свойствами объектов неживой природы (песка, глины, камней, воздуха, воды), с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода, растения с толстыми мясистыми листьями, как правило, встречаются в условиях отсутствия влаги, загрязнение водоемов, вырубка леса приводят к гибели их обитателей);
— поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе), побуждать наблюдать за поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления; — формировать на основе исследовательской деятельности природоохранные навыки поведения в природных условиях и населенных пунктах (почему нужно забирать мусор с собой после отдыха или бросать в урны, не пугать животных в парках, на природе). Содержание психолого-педагогической работы На шестом году жизни воспитатель знакомит детей с разными характерис-тками свойств предметов (плотный, рыхлый, гибкий, негнущийся, хрупкий, прозрачный, близкий, далекий, вертящийся, вращающийся). Формирует элементарные представления о том, что ближнее и отдаленное пространство могут быть изображены с помощью общепризнанных условных символов на различных картах (планах местности, картах города, области, страны, мира). Разные области с разными природными условиями обозначаются на <арте по-разному («Пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюсы, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы — коричневым, леса — зеленым и т.д.). Учит составлять простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала). В игровой форме (пантомима, флажки, сигналы, рисуночное и символьное письмо) взрослый знакомит детей с разными способами передачи сообщений, маршрутами передвижения транспорта, работой почты и других средств связи, массовой информации и коммуникации. Воспитатель предоставляет детям возможность выращивать овес, лук и другие растения, наблюдать за их размножением и развитием (ухаживать за ними, делать предположения об их развитии), организует наблюдения за поведением -лтвотных в живом уголке и природе (хомяк, попугай, канарейка, синица, воробей, ворона, лягушка, дождевой червь и др.). Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе и отмечают их в календарях погоды и природы. Воспитатель создает условия для проведения экспериментирования, например, угол-га! самостоятельной деятельности, мини-лаборатории. В них собраны природный (шишки, камешки, семена, песок, глина, почва), искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов. В процессе эксперимента
дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, после сравнивают ее с окончательными результатами (например, если бросить лед в стакан с водой, то он: утонет, будет плавать, растворится, растает), самостоятельно выполняют опыты по схемам. При организации исследований в природе воспитатель знакомит детей с правилами поведения («Нельзя рвать растения, собирать гербарий, убивать насекомых, пауков, разрушать муравейники, гнезда»). При этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива («Нельзя разрушать муравейник, но можно наблюдать за муравьями, нельзя ловить бабочек, но можно наблюдать за их полетом, наслаждаться их красотой»). Воспитатель организует участие детей в исследовательских проектах различной продолжительности. Поддерживает самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе и т.д.). На седьмом году жизни воспитатель учит детей ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам, знакомит с основными знаками дорожного движения для пешеходов, показывает планы помещений, календари и ежедневники, структуру расписаний и планов на будущее, составляет их вместе с детьми и поощряет использовать в играх, показывает, как пользоваться дневниками, тетрадями, а также знакомит с деньгами, предлагает делать игрушечные образцы для игры, придумывать свои знаки и символы. Воспитатель учит детей находить связь между климатом и образом жизни людей, знакомит с изменениями климата на протяжении веков, как человек приспосабливался к окружающему, как менялась его деятельность, воспитывает ответственность за свое поведение в природе и обществе. Учит классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (цвету, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению и т.д.).
Конкретное содержание работы с детьми воспитатель выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Ему важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в географическом, историческом или культурологическом «исследовании» исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. При выборе содержания работы не нужно перегружать детей большим количеством отдельных сведений энциклопедического характера, а организовывать ее как самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность. Потребность в знаниях историко-географического характера возникает в ходе чтения произведений детской художественной литературы, знакомстве с народными художественными промыслами и т.д. На карте могут быть проложены маршруты и разыграны исторические путешествия («Как для рождественских пряников пряности привезли», «Как на ярмарку в Москву товары доставили», «Как приехали на Русь мастера Кремль строить» и т.д.). Прослушанные детьми описания могут стать основой для построения простых макетов старинных кораблей и карет, дети придумывают самостоятельно или с помощью взрослого, какие товары они могли бы везти, рисуют костюмы прошльгл времен, обсуждают, кто прежде всего путешествовал, с какой целью и когда («Нг Руси выбирали зиму, когда замерзали реки и болота и не нужно было прорубать просеки в лесах и мостить мосты»), как долго длилось тогда путешествие и т.д.
Планируя работу, воспитатель обязательно отталкивается от личного опыта летей, использует знания, полученные ими на экскурсиях в музеи (кремли и монастыри, палаты бояр, художественные галереи) и к историческим памятники во время поездок и путешествий с родителями. Взрослый обсуждает с детьми и фиксирует их впечатления об этих поезд-ракьо наиболее интересных предметах-сувенирах (камнях, ракушках, растениях, куклах, играх) или событиях (катание на лодке по озеру, на ослике, пони, верблюде, с горок в парке аттракционов, с горы на лыжах). Работа с историческими и географическими материалами должна иметь творческий, развивающий характер. Важно не просто сообщать сведения, а учить детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать ее приметы в современности, учить обнаруживать взаимосвязи географического положения местности и образа жизни людей. Понимать общее и различное в традициях народов, уважать чужое мировоззрение, отличающееся от своего.
Воспитатель организует наблюдения детей за поведением животных, учит выделять характерные особенности их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т.д.), способы передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми, семенами, листьями растений и др.), помогает устанавливать общее и различное в их внешнем виде, поведении и приспособлении к окружающей среде. Дети наблюдают за солнцем (где оно всходит и где заходит, какого цвета утренние и вечерние лучи, как зависит яркость от местоположения солнца), за состоянием воды в разное время года (дождь, снег, иней, роса). Воспитатель организует сбор простейших коллекций природного материала, открыток, скульптур (фигурок), марок, отображающих как отдельные природные объекты, так и ландшафты, природные зоны. На основе таких коллекций в группах создаются мини-музеи. Проводит исследования, помогающие детям понять и принять правила поведения в природе («Куда девается мусор, почему нельзя шуметь в лесу, почему нужно беречь деревья»).
Конструирование Образовательные задачи Шестой год жизни Конструирование из строительного материала: —- учить преобразовывать образцы в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов, гаражи для разных машин, горки разной высоты с одним скатом и двумя и т.д.); — подводить к пониманию зависимости структуры конструкции от ее практического использования; — поощрять конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и коллективному). Конструирование из деталей конструктора: — поддерживать создание на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простых конструкций по собственному замыслу;
— учить создавать разные поделки на одной основе; — развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре. Конструирование из бумаги: — формировать обобщенные способы формообразования: закручивание прямоугольника в цилиндр, круга в тупой конус, учить создавать выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы, в том числе и очень простые (разрывание, скручивание, сминание и др.); — поощрять творческие проявления и инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции. Конструирование из природного материала: — формировать создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет) и свой опыт, учить видеть материал с точки зрения возможностей его использования в конструировании; — развивать сенсорные и умственные способности; — помогать овладевать анализом природного материала как основы для получения выразительных образов; — осваивать такие приемы, как изменение пространственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего; — формировать воображение и творчество; — поддерживать желание рассказать о своей поделке; — воспитывать бережное отношение к природе. Седьмой год жизни Конструирование из строительного материала: — развивать умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать ее образ; — формировать умение создавать варианты одного и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями; — учить конструировать знакомые объекты по фотографии, рисунку, схеме а также по собственному замыслу; — организовывать коллективное конструирование на основе создания общего замысла и распределения операций его исполнения, формировать умение договариваться и строить совместную деятельность, способствовать развертыванию детских игр с использованием полученных конструкций. Конструирование из деталей конструктора: — развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной. той же основе; — организовывать конструирование по собственному замыслу без опорн на рисунки и схемы сборки моделей; — учить встраивать в свои конструкции механические элементы (подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.д.), использовать созданные конструкции в играх; — формировать коллективную деятельность.
Конструирование из бумаги: - развивать творческое мышление и воображение, умение преобразовывать плоскостной материал в объемные формы; - способствовать овладению способами закручивания полукруга в острый конус и преобразования квадрата в куб, плетения; - учить использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных поделок, поощрять деятельность в этом направлении; - развивать у детей самостоятельное конструирование в соответствии с интересами и потребностями (например, для изготовления кукольной одежды и т.д.); - формировать коллективное сюжетное конструирование. Конструирование из природного материала: - развивать творческое воображение, умение строить выразительный образ с опорой на наглядность (природный материал) и собственные представления; - учить использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа; - самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего) в разных условиях; - поощрять сюжетное конструирование в разных условиях (детском саду, на участке с использованием снега, камней, песка, бревен); - развивать инициативную речь (описание своих героев, включение их в общий сюжет и придумывание рассказа, сказки, создание на этой основе книжек с иллюстрациями); - организовывать выставки детских работ, украшать ими интерьеры детского сада. Содержание психолого-педагогической работы Конструирование из строительного материала. Реализация воспитателем разрешающей системы обучения конструированию, например, такой как преобразование образца по условиям (конструирование по условиям), затем — по схемам и далее — по собственному замыслу детей. Задачи на преобразование могут быть разными. Например, построив двухэтажный дом с балконом, воспитатель предлагает одним детям («Построить такой же лом, но чтобы балкон был с той же стороны, что и вход», другим: «Построить такой же дом, но трехподъездный с балконом над первым (вторым, третьим) подъездом»). Конструирование по условиям усложняется. Детям задают одновременно несколько условий («Построй мост через реку определенной ширины (лист бумаги) для транспорта» или «Мост через реку для пешеходов», «Мост и для пешеходов, и для транспорта», «Пожарную часть для определенных машин»). Создание детьми разных вариантов одного и того же объекта обогащает их конструкторский опыт, развивает обобщенные представления о конструируемых объектах. В процессе конструирования по условиям у детей формируются средства построения собственной деятельности (создание замысла, соответствующего условиям, планирование, отбор и «изобретение» новых способов, контроль) и осознание способа выполнения. После этого можно предлагать детям конструировать по фотографии, рисунку, схеме, на которых изображены знакомые объекты (дом, мост, пароход, машина и т.д.).
Затем дети будут способны конструировать по собственному замыслу объекты достаточно сложных и оригинальных конструкций. Для такой работы необходимо: — на каждого ребенка иметь по набору настольного строительного материала, содержащего разнообразные детали (кубики, кирпичики, призмы, бруски, цилиндры, пластины разной толщины и длины и др.), разнообразные игрушки (машинки: грузовая, легковая, подъемный кран, трактор, фигурки людей, животных и др.); — иметь в группе два набора крупного строительного материала, а также крупных модулей для перевода детей от мелко- к крупномасштабном} конструированию. Это способствует возникновению новой тематики и замыслов, связанных с игровой деятельностью; — создавать условия для коллективного конструирования и развития игры на их основе. Конструирование из деталей конструктора. Построение взрослым развивающей системы конструирования из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Одна из них может быть следующей: — самостоятельное экспериментирование с новым материалом (создание конструкций разнообразной тематики), выявление разных свойств материала и способов его крепления (создание оригинальных конструкций разнообразной тематики, придуманной самими детьми); — решение задач проблемного характера: достраивание блоков разных конфигураций (Г-образная, Т-образная, П-образная фигуры, толстый брусок I. созданных взрослым, и получение разных конструкций на одной и той же основе, формирование детского творчества, практическое экспериментирование поискового характера с новыми деталями конструктора, создание новых конструкций, в том числе и оригинальных, интеллектуальная активность — поиск разных способов для решения одной и той жт задачи и получение удовольствия от процесса поиска, широта тематики конструирования, поиск новых тем; — конструирование по собственному замыслу, в том числе и сюжетное, раз-витие воображения — создание выразительных и оригинальных «образов» (конструкций), включение их в более широкий контекст (сюжет) и стремление в связи с этим к усовершенствованию уже готовых конструкций. Используемые конструкторы должны соответствовать следующим требованиям: — иметь достаточно простые способы крепления; — позволять детям конструировать по разным темам (не быть узко тематическими); — не содержать рисунков и схем сборки конструкции, подсказывающих тематику и последовательность создания той или другой модели. Последнее сковывает поисковую деятельность детей, их творчество. Некоторые конструкторы Лего-Дакта позволяют детям встраивать в своя модели механические элементы — подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.д. Конструирование из бумаги. Овладение несколькими новыми способами конструирования: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата,
к его центру; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к противоположным сторонам; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам; закручивание прямоугольника в цилиндр; закручивание круга в конус (тупой конус); закручивание полукруга в конус (острый конус); плетение; преобразование квадрата в куб. Обобщение этих способов конструирования при их переносе в новую ситуацию развивает творчество, интеллектуальную инициативу, стремление к поиску новых решений с опорой на уже знакомые способы. Самостоятельное изготовление детьми, например, карнавальных и праздничных костюмов, атрибутов пя игры, моделирование одежды для кукол на основе знакомых для них способов и приемов конструирования является эмоционально-насыщенной и лич-ностно-значимой деятельностью. Для решения этих задач необходима организация системы обучения конструированию из бумаги: — вначале каждый способ отрабатывать с детьми отдельно, вне связи с изготовлением конкретной поделки, а затем демонстрировать, что на основе этого способа можно сделать много поделок разной тематики. Воспитатель при этом передает в речевой форме ход способообразования; — создавать проблемные ситуации (через называние, например, темы поделки), чтобы активизировать детей к использованию основных способов и дополнительных деталей, а затем и к комбинированию их по своему усмотрению; — сочетать индивидуальные и коллективные формы работы для сюжетного конструирования, организуя содержательное общение детей; — обеспечивать взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности (игрой, театром). Конструирование из природного материала — один из типов художественной деятельности, поскольку ребенок создает художественный образ, идущий, с одной стороны, от материала (фактуры, цвета, причудливой формы и т.д.), а с другой — от многоаспектного опыта самого ребенка. Он не столько отображает конкретный объект, сколько через цвет, форму, нарушение пропорций (огромная голова, маленькие глазки, ножки и др.) выражает свои чувства и отношение к создаваемому образу. Такое конструирование способствует: — сенсорному развитию (узнавание в причудливом по конфигурации природном материале известных форм, знакомство с богатством цветовых оттенков, их называние); — развитию образного мышления и творческого воображения — умение строить образ с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у ребенка представления (многоаспектный детский опыт); — формированию инициативной, образной, эмоциональной описательной речи (ребенок хочет рассказать про свое «конструкторское сочинительство», вербально его обогатить). Организация воспитателем системы обучения конструированию из природного материала как художественному типу деятельности, формирующему способы и приемы построения образа, может быть такой: — анализ одного и того же материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания» («Это похоже на осьминога, а вот это —
на шалаш»), овладение приемами изменения пространственного положения материала, дополнения его и извлечение лишнего; — предъявление детям проблемных задач на построение образов двумя способами — опредмечивания (дополнение основы некоторыми деталями или извлечение некоторых из них) и включения (использование одного и того же материала и как детали образа, и как основы, многофункциональное использование одного и того же материала, как основы, как части, как детали); — сюжетное конструирование, неоднократное возвращение к своим поделкам, их усовершенствование в соответствии с общим сюжетом. Обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением сказок, рассказов и др.) — важная составляющая обогащения образного видения мира. Рассматривание и совместное обсуждение детских работ с целью подготовки выставок. Создание доверительной атмосферы, готовность взрослого прийти на помощь ребенку (если он в ней нуждается) делают каждого ребенка более уверенным и успешным. Для развития самостоятельного творческого конструирования из бумаги, природных материалов необходимо создание «детских мини-мастерских».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|