Образовательная область «Коммуникация»
Образовательные задачи Шестой год жизни Речевое общение: — обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками; — содействовать налаживанию ди&тогического общения детей со сверстниками в совместных играх и на занятиях, учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации; — поддерживать зарождение в недрах диалогического общения новой формы речи — монолога (короткого рассказа), возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими знаниями об окружающем (интересная встреча в природе, покупка новой игрушки, смешное поведение младшего братишки, поездка в деревню и т.д. I — поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или предложению взрослого, учить передавать словесно содержание сказки, рассказа, картинки, впечатлений из личного опыта. Словарь: — обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря (понимание и активное использование в речи антонимов, синонимов, многозначных слов); — активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств, понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках; — на основе сравнения функций предметов формировать обобщающие наименования (дикие и домашние животные, столовая и чайная посуда, наземный, водный, воздушный транспорт);
— поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами;
— развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить с терминами «звук», «слово», «предложение», «слог». Грамматический строй речи: — поощрять стремление к грамматической правильности речи, формировать ее в тесной связи с усвоением способов построения связной речи (средств связи предложений, структуры рассказа, типов речи — описания, повествования, рассуждения); — содействовать освоению трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежа множественного числа существительных, неизменяемых существительных, форм повелительного наклонения глаголов); — формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных; — совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений — простых (нераспространенных и распространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных, с прямой речью); — в проблемных речевых ситуациях («письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ, совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает, в процессе моделирования структуры предложения в игре «Живые слова») учить строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь. Звуковая культура речи: — совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи; — учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [л] и [р]); — побуждать правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки («Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и др.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));
— тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией. Седьмой год жизни Речевое общение: — развивать общение со взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и занятия, жизнь и быт детей, являясь приятным собеседником, источником интересной познавательной информации; — обсуждать нравственные проблемы, темы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо (вообще и в конкретной ситуации); — уделять внимание общению со сверстниками, перерастающему в дружбу, учить способам диалогического взаимодействия (соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументированно
отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером); — способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, на-стольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование), развивать диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения; — побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения, в форме пересказа. Словарь: — расширять словарный запас в ходе формирования представлений и знаний об окружающем, развивать словарь в связи с уточнением значений слов, с элементарным осознанием детьми семантических связей и отношений слов, закреплять знание терминов «звук», «слово», «предложение», «слог»; — в повседневном общении и специальных лексических играх и упражнениях развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия точным метким словом, уточнять и закреплять понимание и употребление обобщающих наименований (хвойные и лиственные деревья, садовые и лесные ягоды, наземный, водный и воздушный транспорт), антонимов, синонимов; — на конкретных примерах знакомить с разными значениями одного и того же слова (вести дочку, разговор, беседу, автобус), формировать правильное понимание переносного смысла в загадках, пословицах, словосочетаниях («На всякого Егорку есть поговорка» — на все случаи жизни, «золотые руки» — умелые руки, «золотая осень» — красивая осень).
Грамматический строй речи: — формировать грамматическую правильность речи, поддерживать желание говорить правильно, которое начинает проявляться во всех сферах грамматики — в морфологии (точном формообразовании, усвоении традиционных форм), словообразовании, синтаксисе (преодолении конструкций разговорной речи: формальной сочинительной связи с помощью повторения слов «и», «потом», смешения прямой и косвенной речи, удвоения подлежащего и др.); — развивать морфологическую сторону, обогащать ее грамматическими формами, знакомить с некоторыми грамматическими нормами (например. «Слово пальто не изменяется», «Одеть — кого?», «Надеть — что?» и др.). закреплять умения правильно изменять и согласовывать слова в предложениях, упражнять в образовании трудных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов; — учить образовывать одноструктурные существительные, прилагательные, глаголы (учитель, строитель, писатель, земляника, черника, голубика, чирикать, куковать, рычать, мычать), однокоренные слова (лес, лесок, лесной, лесник, лесовичок); — активизировать в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения, в разнообразных словесных играх и упражнениях побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры.
Звуковая культура речи: — совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи); — упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [л] и [р]); — устранять ошибки звукопроизношения, учить произноси» слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));
— развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Содержание психолого-педагогической работы Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лекаже, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразных отношениях в окружающем мире. Но центральным звеном языкового развития является формирование метаязыковой функции — осознания языка и речи в доступных ребенку формах. Язык служит ребенку, во-лервых, для налаживания эмоциональных связей с окружающими, во-вторых, хтя формулирования мыслей, построения сообщений — текста, в-третьих, для налаживания с партнером речевого взаимодействия. Явное предпочтение старший дошкольник отдает диалогу со сверстником как сфере коммуникативной самодеятельности, в которой ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, реализует свои достижения в познании языка, развитии связной речи и учится взаимодействовать с партнером. В старшем дошкольном возрасте основными факторами развития речи становятся общение со взрослыми и сверстниками, организованные словесные игры и занятия. Для налаживания диалогического общения со сверстниками важное значение имеет деятельность кооперативного типа, формирующаяся постепенно. Поначалу дети просто действуют рядом, комментируя происходящее (обозначая словом нарисованные предметы, сообщая о своих намерениях, рассказывая о каких-то событиях из своей жизни). В этой ситуации речь стимулируется самим присутствием сверстника и возможностью переговариваться с ним и выполняет функцию планирования и организации собственной деятельности, а также установления социального контакта. Общение между детьми имеет в основном деловой характер. Диалог нередко представляет собой короткие реплики партнера, на которые ребенок отвечает действием или выражает свое отношение к происходящему при помощи неречевых средств. Существует множество народных игр, в которых дети учатся обращать внимание друг на друга, узнавать друзей по голосу, замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт. По такому принципу устроены игры «Огородник», «Мой нос», «Мы — детективы», «Фанты», «Садовник», «Краски» и др.
Прекрасное средство налаживания диалогического общения — настольно-печатные игры (лото, домино, маршрутные). Именно в играх парами дети учатся способам диалогического взаимодействия (соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером). В качестве познавательной основы таких игр могут выступать также все типы речевых заданий: на подбор слов с заданным звуком, дифференцировку близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков, классификацию обобщающих наименований, совместное рассказывание по серии картин («Найди звук». «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Угадай на ощупь», «Запомни и нарисуй», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», «Разложи полоски». «Окончи предложение», «Нанижем бусы», «Бывает — не бывает» и др.). В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы. Важное средство развития диалога — коллективные разговоры, беседы. Их желательно организовывать с небольшими подгруппами детей, чтобы каждый ребенок мог высказаться и быть услышанным. Темой таких разговоров могут быть события из личного опыта, интересные случаи из жизни, неожиданные встречи в природе, разнообразные воображаемые проблемные ситуации («Можно ли открывать дверь постороннему?», «Почему нельзя убегать от собаки, когда она лает?», «Какие правила безопасности необходимо соблюдать на воде, на солнце, в лесу и почему?» и т.д.). Основной вид деятельности кооперативного типа — сюжетно-ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте она преобразуется в игру-фантазирование, когда дети сочиняют приключения и ограничиваются разыгрыванием их в плане представления. Деятельность принимает вид совместного рассказывания. Это очень высокий уровень развития игры и речи. Дети часто нуждаются в участии взрослого, который задает наводящие вопросы, подсказывает сюжетные ходы. помогает устанавливать очередность. Темой такой игры-фантазирования может быть волшебная сказка, сочиняемая по аналогии с традиционной сказкой путем замены персонажей, места действия, обстоятельств, волшебных предметов. Игра может приобретать вид совместного сочинения двух дошкольников по наглядной модели, которую дети пошагово составляют (рисуют схематические изображения эпизодов) и «озвучивают», разворачивая сюжет. Совместная игра-фантазирование может успешно разворачиваться на основе тех умений, которыми овладевают дети в процессе рассказывания. Основное условие развития связной речи (рассказывания) — совместное словесное творчество взрослого и ребенка. Уже пятилетние дети проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, сочинению историй, рассказам на темы иг личного опыта. Взрослый поддерживает детскую инициативу, задавая наводящие и уточняющие вопросы, выражая свою заинтересованность, создавая игровые ситуации (из наборов игрушек, картинок, персонажей кукольного театра, организуя пространство повествования на ширме, макете, столе). Большое значение для совместного словесного творчества имеет умение воспитателя ненавязчиво подсказать тему рассказа, завязку, возможное развитие
событий, словесную форму. Совместное рассказывание поначалу имеет ■ид диалога, при котором взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает, взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Из такого диалога рождается речь-монолог. В дальнейшем на основе детского монолога разворачивается совместное сочинительство детей, повторяющее форму диалога взрослого с ребенком. Хорошая основа для совместного рассказывания создается при работе по серии картин, пересказе по ролям, в играх-драматизациях, инсценировках. Старший дошкольный возраст — период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. Важное условие самостоятельной ориентировочной деятельности дошкольника в сфере языка и речи — богатство его языкового опыта, яркие зпечатления, переживания, выраженные в точном, метком, образном слове. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с фонетическим, лексическим и грамматическим содержанием. Поэтому организацию словесных дидактических игр в детском саду можно рассматривать как основное условие развития у детей лингвистического отношения к слову. Игры и упражнения с лексическим содержанием — необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных и общих свойств и функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки, предметы одежды, мебели), так и воображаемые ситуации (действия веселого и грустного медвежонка, погода ранней и поздней осенью, настроение персонажа до и после описанного события). Словарные упражнения, предваряющие рассказывание, обогащают связную речь детей точными и образными словами и выражениями. Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с грамматическим содержанием — необходимое условие развития грамматической правильности речи, поисковой активности детей в сфере грамматической формы. Экспериментируя со словом, «нащупывая» правильную форму, ребенок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, устанавливать грамматические аналогии, выводить правила формо- и словообразования. В проблемных речевых ситуациях («письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ, совместного сочинения, когда воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, в процессе моделирования структуры предложения в игре «Живые слова») дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь. Средством развития элементарного осознания языковой действительности, воспитания интереса к письменной речи являются игры и упражнения с карточками с напечатанными знакомыми словами (мишка, мышка, кошка, мы, играем, идет и т.д.). Изображая, что читают слово или словосочетание, ведя рукой под словом слева направо, дети выполняют разнообразные задания (придумай предложение, дополни предложение, придумай небылицу и др.). Они знакомятся с многозначностью слов (идет снег, мальчик, фильм), с короткими словами (и, мы), произвольно строят предложения разной структуры. Важное условие полноценного речевого развития — взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение,
систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальная форма систематической работы по развитию языка и связной речи — специальное речевое занятие, в котором задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|