Детская дизайн-деятельность
Занятия художественным дизайном вбирают в себя и обогащают традиционные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), конструирование и художественный труд. Дети работают с бумагой (ажурные •вырезанки»: салфетки, снежинки, гирлянды), тканью и нитками (тканые коврики, плетеные салфетки, сувениры, игрушки), глиной и цветными пластиками (посуда, сувениры, игрушки), деревом, природным и искусственным материалом (игрушечная мебель, персонажи и декорации сказок, аранжировки из растений, камешков, ракушек и композиции из поролона, пленок, пряжек, пуговиц, флаконов, коробок). Самые выразительные изделия детского дизайна получаются при умелом сочетании различных материалов. Изделия детских рукоделий, включенные в дизайн-проекты, обогащаются новым содержанием. Усложнение занятий дизайн-деятельностью идет от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера. Развитие ребенка средствами дизайна рассматривается в единстве формирования его эстетического отношения к миру, художественных способностей (пространственное воображение, предпосылки проектного мышления) и художественного труда. Предпосылка успешности детского дизайна — интегрирование опыта восприятия, изобразительной деятельности и художественных рукоделий. Успешность детских дизайн-работ зависит от замысла, умений детей, используемых материалов и условий работы (оборудование, освещение, режим занятий). На экскурсиях и занятиях дети знакомятся с предметно-вещной средой, интерьерами и архитектурой детского сада, пособиями и приемами дизайн-деятельности. Так, «визирная рамка» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги) позволяет обогащать художественное видение ребенка. Передвигая и рассматривая в ней объекты наблюдения, он запоминает и использует их в своем творчестве (узоры листвы и облаков, мозаику камней и спила дерева).
Успешно используются методы моделирования (макетирования), наглядного ориентира (схема, каркас), помогающие детям согласовывать свои действия, прием дооформления картинки по сходству. К примеру, воспитатель исполняет плоскостной (графический) или объемно-пространственный объект (каркас) оформления, оставляя неоформленными отдельные места, а дети завершают его (дорисовывают, доклеивают, достраивают). Дети наблюдают, как воспитатель на основе их рисунков, эскизов, макетов создает обобщенный вариант оформления — генеральный эскиз. Зная цель общей работы, дети выполняют ее охотнее и дружнее: совместно изготовляют по генеральному эскизу (макету) элементы декора и вместе со взрослым воплощают свой проект. Одну и ту же задачу они решают на разном материале, в разных ситуациях. «Чувство локтя» в детском коллективе помогает воспитателю решать с ними творческие задачи, а периодическая смена «исполнителей» и «творцов» в работе снимает явление детского эгоцентризма. Индивидуально-дифференцированный подход — одно из важных условий художественного воспитания. В детских дизайн-рукоделиях проявляются эстетические предпочтения, творческие почерки (манеры исполнения). Важно, чтобы в коллективном продукте были представлены работы всех детей, независимо от их качества. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным и востребованным художником. От невостребованности своего труда (рисунки, поделки) дети теряют к нему интерес.
Дети доверяют воспитателю-«дирижеру» художественного труда и детского дизайна: взрослый рассказывает, но главное — сам показывает, как лучше выполнить дизайн-задание. Для создания коллективных работ (панно, макетов, панорам) он умело объединяет разные детские работы в одно целое. Украшая, благоустраивая свою среду, дети начинают чувствовать себя в ней комфортнее, «как дома». Используются разные формы организации совместной деятельности детей: — объединение в общую композицию детских работ, выполненных на одну тему на фронтальных занятиях; — работа группы детей «на одном листе» (фриз, панно), где каждый выполняет свою часть листа, согласовывая ее с работой сверстников; — поэтапный характер работы типа эстафеты («конвейера»). Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности позволяют решать задачи охраны, в том числе, здоровья ребенка.
Дети в музее изобразительного искусства Образовательные задачи Шестой год жизни: — развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление; — знакомить с культурными традициями своего края, прививать интерес к народному искусству (народная игрушка и др.); — знакомить с видами народного искусства (дымковская, филимоновская. тряпичная кукла, изделия Гжели, Хохломы, Городца и др.) и их характерными отличиями: по материалам (дерево, глина, береста, ткани), оформлению (семантика узора, цветовая гамма) и времени исполнения (старинное — современное);
— проводить в детском саду художественные выставки (репродукции, арт-аль-бомы), проводить экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников; — готовить группу детей для возможного посещения художественного музея (совместно с родителями); — создать в ДОУ детский музей, знакомить детей с жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом, народным бытовым искусством (тема «Русский дом»), организовывать на базе своего музея видеопутешествия, фольклорные праздники, развлечения. Седьмой год жизни: — знакомить ребенка с миром искусства, формировать его культуру в условиях художественного музея, социокультурной среды; — учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценностям и правильно вести себя;
— создавать условия для полноценного восприятия произведений искусства (ознакомление с репродукциями картин, беседа о них, грамотная организация экспозиции); — создавать условия для отражения полученных в музее впечатлений в детской художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, дизайн-деятельности); — поддерживать желание участвовать в выставках творческих работ (музей детского сада); — организовывать посещение детьми и родителями художественных музеев, выставок, проводить конкурсы детского рисунка. Содержание психолого-педагогической работы В старшем дошкольном возрасте дети умеют разнообразно отражать свои представления об окружающем в рисунке, лепке, аппликации. В этом плане зсобую роль играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Встреча с уникальными художественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Старшим дошкольникам доступны не только народные образы детского рольклора, но и более сложные сюжеты произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна. С помощью взрослого дети отмечают настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, интерпретируют взаимоотношения между персонажами, пересказывают увиденное на свой лад. Их можно подготовить к посещению художественного музея, выставки для пополнения эмоциональных впечатлений, обогащения художественного опыта, полученного на занятиях, общей культуры личности ребенка. Для приобщения детей к искусству, разным его видам в дошкольном учреждении создается музей, где есть место и детскому творчеству. К концу дошкольного возраста дети способны воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ произведений не только декоративно-прикладного, но и других видов и жанров изобразительного искусства.
Дошкольники проявляют интерес к рассматриванию произведений живописи в музее (репродукций на занятиях в детском саду), у них формируется восприятие контрастных по сюжету и цветовой гамме образов (И.И. Шишкин «Рожь», А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» и др.). Они могут рассказывать о героических образах в живописи (В.М. Васнецов «Богатыри», образ Георгия Победоносца на коне), ярких по эмоциональном} содержанию произведениях (И.К. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|