Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детская дизайн-деятельность




 

Занятия художественным дизайном вбирают в себя и обогащают традици­онные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), конструирование и художественный труд. Дети работают с бумагой (ажурные •вырезанки»: салфетки, снежинки, гирлянды), тканью и нитками (тканые ков­рики, плетеные салфетки, сувениры, игрушки), глиной и цветными пластиками (посуда, сувениры, игрушки), деревом, природным и искусственным материа­лом (игрушечная мебель, персонажи и декорации сказок, аранжировки из рас­тений, камешков, ракушек и композиции из поролона, пленок, пряжек, пуговиц, флаконов, коробок). Самые выразительные изделия детского дизайна получа­ются при умелом сочетании различных материалов. Изделия детских рукоде­лий, включенные в дизайн-проекты, обогащаются новым содержанием.

Усложнение занятий дизайн-деятельностью идет от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам дет­ского и взрослого интерьера. Развитие ребенка средствами дизайна рассматривает­ся в единстве формирования его эстетического отношения к миру, художественных способностей (пространственное воображение, предпосылки проектного мышле­ния) и художественного труда.

Предпосылка успешности детского дизайна — интегрирование опыта вос­приятия, изобразительной деятельности и художественных рукоделий. Успеш­ность детских дизайн-работ зависит от замысла, умений детей, используемых материалов и условий работы (оборудование, освещение, режим занятий). На экскурсиях и занятиях дети знакомятся с предметно-вещной средой, интерье­рами и архитектурой детского сада, пособиями и приемами дизайн-деятельно­сти. Так, «визирная рамка» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги) по­зволяет обогащать художественное видение ребенка. Передвигая и рассматри­вая в ней объекты наблюдения, он запоминает и использует их в своем творчестве (узоры листвы и облаков, мозаику камней и спила дерева).

 

 

Успешно используются методы моделирования (макетирования), наглядно­го ориентира (схема, каркас), помогающие детям согласовывать свои действия, прием дооформления картинки по сходству. К примеру, воспитатель исполняет плоскостной (графический) или объемно-пространственный объект (каркас) оформления, оставляя неоформленными отдельные места, а дети завершают его (дорисовывают, доклеивают, достраивают).

Дети наблюдают, как воспитатель на основе их рисунков, эскизов, макетов создает обобщенный вариант оформления — генеральный эскиз. Зная цель общей работы, дети выполняют ее охотнее и дружнее: совместно изготовляют по генеральному эскизу (макету) элементы декора и вместе со взрослым воп­лощают свой проект. Одну и ту же задачу они решают на разном материале, в разных ситуациях. «Чувство локтя» в детском коллективе помогает воспитате­лю решать с ними творческие задачи, а периодическая смена «исполнителей» и «творцов» в работе снимает явление детского эгоцентризма.

Индивидуально-дифференцированный подход — одно из важных условий художественного воспитания. В детских дизайн-рукоделиях проявляются эсте­тические предпочтения, творческие почерки (манеры исполнения). Важно, что­бы в коллективном продукте были представлены работы всех детей, независи­мо от их качества. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным и востребованным художником. От невостребованности своего труда (рисунки, поделки) дети теряют к нему интерес.

Дети доверяют воспитателю-«дирижеру» художественного труда и детского дизайна: взрослый рассказывает, но главное — сам показывает, как лучше выпол­нить дизайн-задание. Для создания коллективных работ (панно, макетов, пано­рам) он умело объединяет разные детские работы в одно целое. Украшая, благоус­траивая свою среду, дети начинают чувствовать себя в ней комфортнее, «как дома».

Используются разные формы организации совместной деятельности детей:

— объединение в общую композицию детских работ, выполненных на одну тему на фронтальных занятиях;

— работа группы детей «на одном листе» (фриз, панно), где каждый выпол­няет свою часть листа, согласовывая ее с работой сверстников;

— поэтапный характер работы типа эстафеты («конвейера»). Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности позво­ляют решать задачи охраны, в том числе, здоровья ребенка.

 

Дети в музее изобразительного искусства

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, об­разное мышление;

— знакомить с культурными традициями своего края, прививать интерес к народному искусству (народная игрушка и др.);

— знакомить с видами народного искусства (дымковская, филимоновская. тряпичная кукла, изделия Гжели, Хохломы, Городца и др.) и их характер­ными отличиями: по материалам (дерево, глина, береста, ткани), оформле­нию (семантика узора, цветовая гамма) и времени исполнения (старин­ное — современное);

 

 

— проводить в детском саду художественные выставки (репродукции, арт-аль-бомы), проводить экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников;

— готовить группу детей для возможного посещения художественного му­зея (совместно с родителями);

— создать в ДОУ детский музей, знакомить детей с жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом, народным бытовым искусством (тема «Русский дом»), организовывать на базе своего музея видеопутешествия, фольклорные праздники, развлечения.

Седьмой год жизни:

— знакомить ребенка с миром искусства, формировать его культуру в усло­виях художественного музея, социокультурной среды;

— учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценнос­тям и правильно вести себя;

— создавать условия для полноценного восприятия произведений искусст­ва (ознакомление с репродукциями картин, беседа о них, грамотная орга­низация экспозиции);

— создавать условия для отражения полученных в музее впечатлений в дет­ской художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, худо­жественном труде, дизайн-деятельности);

— поддерживать желание участвовать в выставках творческих работ (музей детского сада);

— организовывать посещение детьми и родителями художественных музе­ев, выставок, проводить конкурсы детского рисунка.

Содержание психолого-педагогической работы

В старшем дошкольном возрасте дети умеют разнообразно отражать свои представления об окружающем в рисунке, лепке, аппликации. В этом плане зсобую роль играет развитие их художественного восприятия при ознакомле­нии с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-приклад­ного искусства. Встреча с уникальными художественными произведениями при­общает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает ху­дожественный вкус, потребность в прекрасном.

Старшим дошкольникам доступны не только народные образы детского рольклора, но и более сложные сюжеты произведений живописи, графики, скуль­птуры, архитектуры, дизайна.

С помощью взрослого дети отмечают настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, интерпретируют взаимоотношения между персонажами, пересказывают увиденное на свой лад. Их можно подготовить к посещению художественного музея, выставки для пополнения эмоциональных впечатлений, обогащения художественного опыта, полученного на занятиях, об­щей культуры личности ребенка.

Для приобщения детей к искусству, разным его видам в дошкольном учреж­дении создается музей, где есть место и детскому творчеству.

К концу дошкольного возраста дети способны воспринимать и эмоцио­нально реагировать на художественный образ произведений не только де­коративно-прикладного, но и других видов и жанров изобразительного ис­кусства.

 

Дошкольники проявляют интерес к рассматриванию произведений живо­писи в музее (репродукций на занятиях в детском саду), у них формируется восприятие контрастных по сюжету и цветовой гамме образов (И.И. Шишкин «Рожь», А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» и др.).

Они могут рассказывать о героических образах в живописи (В.М. Васнецов «Богатыри», образ Георгия Победоносца на коне), ярких по эмоциональном} содержанию произведениях (И.К. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...