Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Художественное творчество»




Изобразительная деятельность

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графи­ка, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обо­гащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

 

 

— обращать внимание на образную выразительность разных объектов в ис­кусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художе­ственные образы в картине, скульптуре, графике;

— формировать представления о художественных ремеслах (резьба и рос­пись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.д.);

— обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятель­ный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, обществен­ных и природных явлениях;

— учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, на­строение персонажей;

— совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофи­гурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную ком­позиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;

— совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и исполь­зуя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными крас­ками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цве­товых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисова­ния цветными мелками, углем, сангиной;

— показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытя­гивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи ха­рактерных черт;

— в аппликации показывать новые способы создания образов (симметрич­ное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллек­тивно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):

— поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые тех­ники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);

— учить планировать этапы аппликации и рационально использовать мате­риалы;

— использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в ди­дактических и сюжетно-ролевых играх.

Седьмой год жизни:

— продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоя­тельно различать его виды и жанры по средствам художественной выра­зительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произ­ведений;

— расширять, систематизировать и детализировать содержание изобрази­тельной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжетоа. поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет), жи­вотных, природных явлений в разное время года, учить передавать исто­рические образы посредством изображения характерных предметов быта. интерьеров, костюмов;

 

 

— различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать ком­позиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;

— совершенствовать умения во всех видах изобразительной деятельности;

— развивать чувство композиции (размещать объекты в соответствии с осо­бенностями их формы, величины, протяженности), создавать компози­цию в зависимости от сюжета, выделять в ней основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку, знакомить со способами пла­нирования сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, компо­зиционная схема);

— совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экс­периментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цве­тов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно — гуашь, для предвари­тельных набросков или эскизов — уголь или простой карандаш);

— в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и кол­лективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, мате­риал, способы лепки, приемы декорирования образа;

— предоставлять детям самостоятельный выбор способов аппликации (об­рывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, сво­бодное сочетание разных техник);

— способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сю­жетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использо­вать разные материалы и техники;

— создавать условия для самостоятельной художественной деятельности вне занятий, активизировать их участие в организации выставок рисунков, лепки, аппликативных работ.

Содержание психолого-педагогической работы

Особую роль в изобразительной деятельности играет развитие художествен­ного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скуль­птуры, декоративно-прикладного искусства. В беседе воспитатель обращает вни­мание детей на эмоциональное содержание картины и средства, с помощью которых художник передает настроение героев, состояние природы.

Для полноценного восприятия скульптуры мелкой пластики воспитатель предлагает детям рассмотреть ее с разных сторон (слева, спереди, сзади). Это помогает им каждый раз видеть ее по-новому. Например, рассматривая таким образом скульптуру Е. Чарушина «Купание медвежат», дети замечают, как ме­няется характер поз фигурок.

Организуя изобразительную деятельность, воспитатель предлагает им самосто­ятельно выбирать материалы и место для работы. «Буду рисовать на мольберте, я видел, как художник это делает», — говорит ребенок и ставит на мольберт лист бумаги, берет в руки палитру, смешивает краски и переносит их на «полотно».

Для рисования, лепки с натуры воспитатель отбирает игрушки, растения и другие предметы, имеющие характерные признаки. Для развития чувства цвета детям предлагаются творческие задания: «Волшебные краски», «Разноцветные

 

 

сестрички», «Радуга-дуга» и т.д. Используя контрастные и пастельные цвета, экс­периментируя с ними на палитре, дети передают в рисунке до 10—12 оттенков. Благодаря этому сюжетные и декоративные композиции приобретают особую выразительность. В пейзажных рисунках воспитатель учит передавать красоту природы (разнообразие цветовых оттенков неба, воды, снега, травы и т.д.). Дает самостоятельно тонировать листы бумаги для передачи колорита, настроения.

В аппликации воспитатель развивает у детей чувство цвета и композиции, предлагая выбирать бумагу разных цветов и оттенков, создавать декоративно-орнаментальные композиции (панно, фризы).

Для передачи движения персонажа дети выполняют задания «этюдного» характера, например, лепка скачущего коня или крадущейся лисы. Это помогает создать выразительный художественный образ.

Ознакомление с предметами народного и декоративно-прикладного искус­ства развивает у детей чувство декоративности, помогает научиться «читать» узоры («Мне нравится хохломской узор, как будто девушки водят хоровод». «Узор в дымковской игрушке похож на солнце, он такой яркий, а круги, как румяные калачи»).

Воспитатель беседует с детьми о том, что художник, скульптор, мастер не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем с помощьк красок, глины, камня создает образ. В результате дети начинают иначе отно­ситься к процессу и результатам своей деятельности. Они учатся планировать, обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительно-выразительных средств для его воплощения.

Воспитатель поощряет инициативу и самостоятельность при выборе мате­риалов. Например, сказочную птицу один ребенок рисует красками, другой — передает ее красоту в аппликации, третий — лепит из глины.

Созданию выразительного художественного образа способствует интегриро­вание различных видов изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям возможные варианты интеграции. Например, при изображении натюр­морта «Тюльпаны в вазе» советует использовать аппликативные и живописные способы («Ваза большая, ее форму лучше вырезать из бумаги», «Тонкие, нежные стебли хорошо нарисовать концом кисти, а тюльпаны — крупными мазками»).

В дальнейшем дети могут самостоятельно комбинировать различные спо­собы изображения и материалы. Они используют кусочки ткани, цветную бу­магу, краски для создания сюжетных и декоративных композиций-коллажей.

 

Художественный труд

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

знакомить с произведениями прикладного искусства, образцами народ­ной игрушки (вятская, филимоновская, абашевская), передавать детям свое отношение к традициям народного искусства;

— воспитывать интерес и желание создавать полезные и красивые предметы, игрушки, сувениры (в основном используется роспись по готовым формам с

— формировать стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно и красиво;

 

— развивать элементарные навыки сотрудничества, уважать выбор сверст­ников (цвета, формы, способов деятельности и т.д.)!

— показывать технические приемы работы с инструментами (резать нож­ницами, пользоваться линейкой, лекалом, клеем (безопасным), обводить контур карандашом);

— учить подбирать материал (шишки, камешки, ракушки, цветы-травы сухо­стой, ветки, листья, прутики) по цветовой гамме, форме, силуэту и факту­ре и составлять художественные композиции-букеты, натюрморты;

— создавать коллекции лоскутиков, ниток по фактуре и расцветке;

— прививать элементарные навыки шитья иголкой из современных мате­риалов, учить приемам изготовления традиционной тряпичной куклы-оберега, лепке народной игрушки, участвовать в мастер-классе «Мастери­цы тряпичных кукол»;

— фантазировать при создании индивидуальных и коллективных компози­ций-коллажей из различных материалов для украшения интерьера, теат­ральных спектаклей, сувениров.

Седьмой год жизни:

— продолжать знакомить с произведениями народного искусства, поддержи­вать интерес к его традициям — создавать свой образ традиционной на­родной игрушки, осваивать последовательность приемов лепки и росписи;

— уметь различать предметы искусства по материалу исполнения (глиня­ные игрушки, деревянная посуда с хохломскими узорами, куколка-оберег из ткани, соломы, прутиков, бересты, ниток);

— продолжать работу по подбору коллекции лоскутков тканей (хлопок, лен, шелк, бархат, тафта), по цветовой гамме, рисунку и фактуре (по принципу художественных мозаик-«печворк»);

— знакомить с инструментами (молоток, пилка, гвозди), видами материала (брусок, фанера, спил дерева), учить пользоваться ножницами с закруг­ленными концами, лекалом, иглой (под наблюдением взрослого), детски­ми молотком и вязальным крючком;

— поддерживать интерес к созданию оригинальных поделок, различных по замыслу и фактуре материалов, использованию в качестве образца пред­мета прикладного искусства или его рисунка;

— развивать «ручную умелость», стремление наиболее точно выразить свой замысел, проявить творчество и самостоятельность в работе;

— уметь подбирать материал для работы, ориентироваться в разных факту­рах и сочетаниях материалов (дерево сочетается с глиной и природным материалом, бумага — с тканью и т.д.);

— формировать и совершенствовать трудовые навыки, постепенно расши­рять содержание художественного труда, создавая новую мотивацию: ис­пользование детских поделок в дизайн-проектах мини-среды (игровой уголок), интерьеров (групповая комната, зал, рекреация), в качестве экс­понатов детского музея, мастерской «Умелые ручки» и др.

Содержание психолого-педагогической работы

Художественный труд старших дошкольников — вид продуктивной твор­ческой деятельности, в процессе которой создаются полезные и эстетически

 

значимые изделия для оформления игр, отдыха, интерьера и соответствующие интересам детей,

Художественный труд, основанный на принципах народного декоративно-прикладного искусства, вызывает у детей большой интерес, яркие положитель­ные эмоции, способствует общему психическому и эстетическому развитию. Важно также, что в процессе изготовления изделий у ребенка развиваются «руч­ная умелость», координация движений пальцев, необходимая ему в будущем для овладения письмом.

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям возможность создавать художественный образ по своему желанию и замыслу, знакомит их с самыми разнообразными материалами, их свойства­ми и качествами. В процессе этой деятельности в детском саду для изготовле­ния различных изделий могут использоваться следующие материалы:

— бумага, картон (аппликации из разнофактурной бумаги в сочетании с природными материалами, тканями, декорации для оформления празд­ников, развлечений, подарки, сюрпризы-сувениры);

— ткани, нитки, тесьма, пуговицы достаточно больших размеров (декоратив­ные коллажи-аппликации из ткани, изделия плетения и ткачества, одеж­да для кукол, детали костюмов для игр и игр-драматизаций и др.);

— дерево (расписывание деревянных игрушек, сувениров, кукольной мебе­ли, мелких предметов быта);

— глина (мелкая пластика, игрушки и сувениры, кукольная посуда, декора­тивные украшения для оформления интерьера);

— природный материал (коллажи, объемные композиции-инсталляции, со­ломка, прутики, сухая трава, аранжировки из сухих и живых растений, не занесенных в Красную книгу, узорные композиции из разных семян, опав­ших листьев).

Необходимо поощрять как индивидуальные, так и коллективные формы де­ятельности детей и создавать для этого условия.

Воспитатель ориентируется на более широкий круг тематических занятий по художественному труду, формирует его социокультурную направленность (индивидуальная поделка имеет свою ценность как продукт детского труда, но ее значимость усиливается в общем дизайн-проекте, который создает предмет­ную среду детских праздников, развлечений, интерьеров, групповой комнаты, зала, изостудии, включается в экспозицию детского музея).

Важно привлекать мастеров декоративно-прикладного искусства к прове­дению текущих тематических занятий с детьми — мастер-классов по разным видам художественного труда (игрушки из глины, тряпичные куклы-оберега, плетение из соломки и ниток, вязание, батик и ткачество, деревянные поделки из природных и современных материалов).

 

Примерные темы работ с материалами

С бумагой и картоном: «Плетение коврика из цветных полосок», «Серебряны! дождь» (сминание фольги в шарики), «Сверкающий ковер-самолет» (из разноцвет­ных фантиков).

С глиной: «Давайте познакомимся, это свистульки-звучалки», «Уточка с утятами» «Индюк — птица дивная», «Конек», «Девица-краса», «Я учусь лепить игрушки», «Умная глина в моих руках», «Дымковские узоры», «Наш музей игрушки», «Веселые игрушки с

 

 

«гмарки», «Павлин», «Кавалер-гусар», «Кормилица с детьми», «Учусь лепить лошадку», «У1ама-утка», персонажи к сказке «Три медведя» для проекта мини-музея.

С природными материалами: «Пейзаж в окошке», «Цветы», «Листья», «Натюрморт», •л таею сам».

С тканью и нитками: «Ситцевая мозаика», «Разноцветные клубочки», «Бабушкин сун-хучок», «Куватка» (подарок младенцу по старинному русскому обычаю), «Пришиваю пу-*:зицу», «Куколка-оберег», «Малышу в подарок», «Мозаика из ткани», «Разноцветный соврик», «Наряд для куклы», «Нитяные куколки-мартинички», «Подбери лоскутики для "оберега"» по старинной народной традиции: куколка-куватка, куколка-пеленашка, ку­колка-закрутка, куколка-столбушка — игрушки этнопроекта «Детский музей в ДОУ».

С деревом и другими природными материалами: «Теремок» (мастерская с инстру­ментами «Умелые ручки»), «Три медведя» (березовые стульчики), «Лесные человечки» дерево в сочетании с шишками и ветками), «Подарок маме», «Расписные досочки для интерьера», «Кукольная мебель из спилов дерева, веток» (фитопроект для мини-музея, «Город мастеров» — кукольный городок (дизайн-проект для игрового уголка).

 

Продукты художественного труда детей используются в их дизайн-деятель­ности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...