Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств усвоения ребенком общественного опыта. Ч.П. Короленко и Г.В. Фролова в своей работе «Спасительная способность - вообразить» делят воображение на несколько видов, где акцент сделан на его активности и пассивности. Поскольку нас интересует именно проявление творческой активности личности, то в поле нашего зрения попадает активное воображение. Так, пишут они, «активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга».[35]. Рассмотрим этапы развития воображения, начиная с первых ступеней. На протяжении всего дошкольного детства воображение из деятельности, нуждающейся во внешних опорах, постепенно превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество. Для детей 3-4 лет важно хотя бы минимальное сходство воображаемого предмета с его реальным заместителем, но чем старше дошкольник, тем больше все может быть всем, У старших дошкольников воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые [52, 184]. Дело здесь в том, что развитие воображения, как и развитие мышления, опирается на формирующуюся знаково-символическую функцию сознания. Старший дошкольный возраст связан с разветвлением знаковой функции: одна ее ветвь ведет к овладению формально-логическим мышлением через игровую деятельность и использование знаков как средство.[36]
Беря начало в игре, воображение охватывает и другие виды деятельности ребенка, в первую очередь, продуктивные - рисование, лепку, аппликацию, сочинение стишков, сказок и песенок. И если сначала продукты творчества детей явно отдают плагиатом (в них действуют известные сказочные и литературные герой, в них повторяются знакомые сюжеты, в песенках лишь слегка изменяются слова и т.д.), то в старшем дошкольном возрасте встречаются элементы подлинного творчества, фантазирования, новизны. Это связано с тем, что сначала ребенок строит свои произведения лишь на образах памяти, а потом овладевает умением трансформировать их [45;61]. В старшем дошкольном возрасте формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели: образ воображаемого предмета, существа: образ действия воображаемого существа или образ действия с предметом. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Оно в своем развитии проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение.[48;52] И.М. Розетт пишет, что «установление связи между содержанием продуктов фантазии и реальной действительностью представляет собой только первый шаг в решении проблем фантазии».[65] Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение. У Ц.П. Короленко мы находим следующее определение воссоздающего воображения: «Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. [35] Далее им делается вывод, что, несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействий на мозг материального мира. Это процесс, в ходе которого происходи рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Советский психолог Е.И. Игнатьев подчеркивает, что образы воссоздающего воображения являются одной из форм отражения объективной деятельности, через которые человек познает природу материальных вещей и явлений, в данный момент не воздействующих на его органы чувств.[35]
Многочисленные и яркие продукты воображения породили мнение, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В свое время Гете обронил известную фразу: «дети могут из всего сделать все», - и эта нетребовательность, неприхотливость детского воображения стала приниматься за свободу или богатство детского воображения.[77] Кроме того, было обнаружено, что образы детского воображения резко, ярко расходятся с опытом взрослого. Так, в воображении ребенка живут голубые кони с огненными копытами, люди могут летать, как птицы и т.п.. причем ребенок не заботится о реальной возможности существования всего этого - они есть, и все! Отсюда делались выводы, что ребенок живет в фантастическом, античном, воображаемом мире более чем в реальном.[32] В-третьих, известны неточности, искажения реального опыта и тяга ребенка к сказкам, волшебству, что также убедило многих ученых в богатстве детского воображения и сильном его отлете от реальности. Именно эти факты лежат в основе представлений о богатстве, необычности, креативности детей.[52;77] Но это типичный случай, когда слабость ребенка принимается за его силу. Опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого, и именно слабые знания ребенка о свойствах и связях вещей и явлений заставляют его соединять все со всем, создавая иллюзию свободного полета фантазии. Интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, чем у взрослых [52,188]. И, наконец, отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие развитие воображения. Поэтому никогда и ни при каких условиях воображение ребенка не бывает богаче воображения взрослого. Но в то же время следует признать, что воображение ребенка проявляется чаще, он возмещает воображением недостаточный интеллектуальный багаж. При контроле со стороны взрослого воображение становится одним из средств познания ребенком действительности [45].
Воображение, как и другие психические процессы, в детстве непроизвольно и зависит от интереса детей к какому-либо виду деятельности, от произведенного объектом эмоционального впечатления. Формирование преднамеренного воображения выходит далеко за границы дошкольного детства.[45;52] Начинается развитие воображения с необходимости представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых ребенок никогда, может быть, не видел. С возрастом реализм детского воображения усиливается, что связано с накоплением знаний и развитием критичности мышления. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. И вместе с тем особенность детского воображения в том, что ребенок может управлять визуальными образами, толпящимися перед его внутренним взором, и сохранять их в своей памяти во всей последующей жизни [58, 308].Многие психологи и писатели описывают игры, в которых нет внешних действий, а есть чистая фантазия.[33;48;55] Воображение постепенно начинает приобретать самостоятельность [52, 300]. По мнению В.С. Мухиной, в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации [52, 303]. Ж. Пиаже сделал вывод, что воображение претерпевает генезис, подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично; по мере развития воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое [56].
Таким образом, умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется. К числу основных задач данного периода относятся: усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей; решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира: развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условия творчества.[10;11;17] Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение.[65] Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.[65;66] Следующий важный момент, какой уже упоминался выше, заключается в том, что творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать в изоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных данной культурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этом залог прогресса. Е.И. Замятин в связи с этим пишет, что «искусство развивается, подчиняясь диалектическому методу. Искусство работает пирамидально: в основе новых достижений — положено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды. Революций здесь не бывает, больше, чем где-нибудь, - здесь эволюция. И нам надо знать то, что в области техники художественного слова сделано до нас. Это не значит, что вы должны идти по старым путям: вы должны вносить свое. Художественное произведение только тогда и ценно, когда оно оригинально и по содержанию, и по форме. Но для того, чтобы прыгнуть вверх, надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была земля».[31]Обращаясь снова, к примеру, Леонардо да Винчи, приведем следующую цитату из его биографии: «Леонардо был окружен произведениями своих предшественников: стоило отойти от мастерской совсем недалеко, и перед ним были работы Мазаччо, первого великого художника раннего Возрождения, или современных ему мастеров — Паоло Уччели, фра Филиппо Линии и Андреа дель Кастаньо, чью «Тайную вечерю» Леонардо наверняка должен был изучать скрупулезно и с пристрастием. Во Флоренции находились скульптуры и рельефы донателло и Гиберти. Все эти люди не просто достигли вершин в освоении натуры благодаря изучению анатомии и эмоциональных состояний человека, но и совершенно по-новому подошли к старым религиозным сюжетам. Именно опираясь на их успехи, Леонардо и другие художники — Микеланджело, Браманте, Джорджоне, Рафаэль, Тициан — в один прекрасный день возвели сверкающий купол Высокого Возрождения».[76] данная цитата очень образно раскрывает смысл прогресса.
Согласно этому И.М. Розет пишет: «Отношение фантазии к реальности может быть весьма сложным и тонким. Так, Буарель связывает творческую деятельность с выявлением виртуально (неявно) заложенного в самой природе и вещах «инвентаря» изобретений. i4яаче говоря, сам материал как бы предрасполагает к выбору решения (в глыбе мрамора уже заключена фигура Венеры)».[65] Очевидно, что в данном случае он делал акцент на материальном, но в целом мысль достаточно широко затрагивает различные стороны реальности. Совершенно сторону представляют собой дети, воспитывающиеся в условиях детских домов. Существует множество разнообразных причин отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Сюда относятся сенсорная депривация, социальная депривация, эмоциональная депривация.[46;58;59] В связи с этим для нас представляет интерес такое понятие, рассматриваемое в структуре сознания, как «чувственная ткань образа». Это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. Согласно Леонтьеву А.Н. «особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающееся субъекту» [42,134]. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в «безотчетном переживании человеком» чувства реальности. В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя, отмечают Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. И отчетливее всего все эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях однообразия окружающего мира.[72] Таким образом, о развитии творческого воображения, где необходимо умение преобразовывать действительность, при потере «чувственного» восприятия окружающего мира не может быть и речи. Затрагивая проблему депривации, интересно также в данном контексте обратиться к условиям проявления творческого воображения у душевнобольных, где как раз и произошло нарушение восприятия внешних воздействий. В своей работе «Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской Психиатрической Больнице Мюнстера» Юткейт Л., Тельгер К. и другие соавторы преследуют мысль, что при организации условий творческое воображение душевнобольных приводит к созданию живописных произведений, поражающих своей неповторимостью, индивидуальностью: «Осознание своеобразия внутреннего мира пациентов является важной частью психотерапевтической работы. Специалисты «сопровождают» душевнобольных в процессе их творческих поисков, предоставляя им помещение и материалы, организуя время для их работы, поддерживая их словом или простым молчаливым присутствием, выступая при этом в роли заинтересованного наблюдателя».[1] Безусловно, внутренняя жизнь этих людей, её механизмы, слишком сложны для поверхностного изучения. В данной работе и не будет сделано даже подобных попыток. Для нас в данном случае важно утверждение авторов о том, что любая творческая активность должна иметь поддержку. Л.С. Выготский так охарактеризовал потенциальные возможности человека в творчестве: «Стоит только взглянуть на ребенка, чтобы увидеть, что в нем заключено гораздо больше возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление. Франк говорит, что если ребенок играет в солдата, разбойника и лошадь, то это потому, что в нем реально заключены солдат, и лошадь, и разбойник». [22] Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему. Интересной особенностью творческого воображения является то, что этот процесс не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности. Итак, воображение - очень необходимое составляющее познавательной активности человека. Корни активного творческого воображения лежат в детском возрасте. Его формирование и воспитание зависят от окружающей действительности, от мира вещей, от окружающих людей. Это следует учитывать, если мы говорим о целенаправленном воздействии на этот процесс. Последнее замечание о непланомерности творческой активности является очень важным моментом при рассмотрении творческого воображения. В связи с этим интересно также и то, что разные дети, разные люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, что и содержит в себе залог создания нечто нового.[66] Другими словами, творческий процесс несет в себе много субъективных факторов, причины которых не лежат на поверхности сознания, а, следовательно, достаточно трудны для объяснения. Все эти моменты мы рассмотрим ниже, затрагивая в контексте творческой активности особенности мышления. Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает сложно опосредованное отражение действительности. Как писал А.Н. Леонтьев, разработавший деятельностную теорию мышления, «мышления не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности». Внутренняя мыслительная деятельность является производной от внешней практической деятельности, они взаимозаменяемы и в состав теоретической, мыслительной деятельности могут входить практические действия. Единицей как практической, так и теоретической деятельности мыслительной деятельности является действие, подчиненное конкретным сознательным целям. Таким образом, мышление — прижизненно формирующаяся способность к решению задач, поставленных жизнью. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесено с мотивационной сферой личности. Мышление сформировалось в процессе деятельности, и является самой совершенной из психических адаптаций во взаимодействиях субъекта с окружающим миром. Мышление является символом осознанного и неосознанного. На продуктивность мыслительного процесса влияние оказывают следующие факторы: мотивация, эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Воля, по словам Л.С. Выготского выступает «коренной предпосылкой для научного анализа». Мышление тесно связано с памятью. Ж. Пиаже пришел к выводу о том, что организация памяти изменяется в зависимости от уровня схем мышления.[77] Мышление не дано человеку от природы, и оно требует от него сверхчеловеческого усилия. Основными стадиями мыслительного процесса можно назвать следующие стадии: • возникновение темы, рождение чувства необходимости начать работу; • осознание проблемы, создается модель проблемной ситуации, происходит кристаллизация проблемы; • мучительная работа над решением проблемы; • инсайт, возникновение решения; • исполнительная стадия. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению. Американский психолог Р. Кайл пишет следующее: «Креативность (или творчество) связывают с дивергентным мышлением, направленным не на получение единственно правильного ответа (который часто отсутствует), а на новое и нестандартное развитие мысли».[33] Е.И. Замятин отмечает следующую особенность творческой мысли: «Мысль человека в обыкновенном состоянии работает логическим путем, путем силлогизмов. При творческой работе мысль, как и во сне, идет путем ассоциаций. В связи со словом, вещью, цветом, отвлеченным понятием, о котором идет речь в повести, романе, рассказе, у писателя возникает целый рой ассоциаций».[33] Согласно Е.Е. Туник, следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д.[75] Имя зарубежного ученого Брунера для нас имеет значение в связи с его мнением, что некоторые люди имеют определенные способности для нового необычного кодирования информации, проявляющееся как творческое мышление. Другой американский психолог Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется, как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов. Гилфорд считает, что творческое мышление и решение проблем, по существу, один и тот же психологический феномен. А.В. Гончаренко приводит мнение А. Кестлера о том, что «творческий процесс не есть акт творения в ветхозаветном смысле слова. Он не создает из ничего, а раскрывает, выбирает, переставляет, комбинирует, синтезирует уже существующие и известные факты, идеи, способности, навыки. Чем более знакомы части, тем более поразительно целое».[25] Проблема творческого мышления глубоко интересовала Б.Г. Ананьева. Он поставил перед психологией творчества ряд вопросов, касающихся психологических особенностей творческого мышления. Так, его тезисы звучат следующим образом: «Начать исследование необходимо с изучения психологических особенностей художественного мышления. Попытка представить искусство лишь с точки зрения эмоциональной направленности неправомерна. Исследование художественного мышления должно стать орудием изучения содержания искусства. У художника должно быть такое своеобразие мышления, которое обеспечивает художественно-образное отражение действительности. Структура интеллекта — первое, с чего нужно начать изучение одаренности. Как соотносятся невербальные и вербальные характеристики интеллекта? Каков удельный вес тех и других?».[4] Голландский психолог Ван де Хейр занимался исследованием такого явления в умственной деятельности как решение задач. В его концепции важное место занимает учение о воображаемой ситуации, которая «в какой-то мере соответствует реальной и в то же время отлична (ибо состоит из символов) от нее. Ван де Хейр делает главный упор на деятельность субъекта, решающего задачу. Чтобы обнаружить «новый аспект» в воображаемой проблемной ситуации, следует занять другую «точку зрения» по отношению к ней. Однако «новый аспект» не появится сам по себе, если субъект будет пассивным созерцателем, ожидающим того, что случится. Субъект должен «раскрыть новый аспект», «развернуть объект», иначе говоря, «он должен его как бы выдумать».[65] В теоретическом анализе творческого мышления заметное место занимает имя гештальтпсихолога Рудольфа Арнгейма. Он считает, что в художественной деятельности неразделимо переплетены мышление и восприятие, так как это форма рассуждения. «Замечательные механизмы, при помощи которых ощущения «понимают» окружающее, тождественны операциям, описанным психологией мышления, И наоборот, есть много доказательств тому, что подлинно продуктивное мышление в любой области знания имеет место в сфере образов».[65;66] В 1909 г. американский философ и психолог Джон Дьюн в своей книге «Как мы мыслим» подробно описал пять стадий творческого мышления. Прежде всего, человек опознает задачу или ставит вопрос. Вслед за этим начинается анализ задачи, более точное ее определение и сопоставление с другими задачами. Затем наступает стадия выдвижения гипотез, перебора различных предположений, при помощи которых можно было бы решить поставленную задачу. После этого наступает стадия обсуждения и продумывания возможных выводов и следствий из гипотез и принятие решения. Наконец, имеет место оценка решения путем экспериментальных или других проверок.[65] Большое влияние на концепции стадийности творческой деятельности оказала схема, содержащаяся в книге Грехема Уоллеса «Искусство мышления». Уоллес выделяет следующие стадии творчества: 1. Приготовление. На этой стадии человек собирает нужную информацию и разносторонне рассматривает проблему. 2. Инкубация. Эта стадия характеризуется тем, что человек сознательно не занимается решаемой творческой проблемой. З. Просветление, по существу — инсайт. На этой стадии проявляется «счастливая идея», сопровождаемая соответствующими психическими состояниями (удовлетворение, радость и т.д.). 4. Проверка. Взвешивается и рассматривается достоверность и ценность новой идеи. К. Патрик в своих экспериментальных исследованиях творчества поэтов, художников и научных работников стремилась подтвердить гипотезу Уоллеса о четырех стадиях творчества, отметив в то же время возможность их смещения; например, инкубация часто идет параллельно с первой стадией — приготовлением, а проверка может совпасть со стадией просветления. В частности, Патрик считает, что увеличение продолжительности инкубационной стадии приводит к увеличению количества и улучшению качества идей.[65] И.М. Сеченов придавал большое значение процессам анализа, синтеза и обобщения как средствам перехода от чувственного познания к познанию интеллектуальному. «Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного обобщения», - писал Сеченов в «Элементах мысли».[65] В учении И.П. Павлова анализ и синтез выступают в качестве универсальных форм деятельности нервной системы. «Анализ», «синтез» и т.д. могут применяться для описания определенных умственных действий и соответствующих результатов, но они не объясняют самого процесса. Так, М.Г. Ярошевский пишет, что «собственно психологическую характеристику мышления в отличие от его предметного содержания С.Л. Рубинштейн усмотрел в операциях анализа и синтеза — предельно формализованных логических понятий. Тем самым испарялось специфически творческое в мышлении».[81] И.М. Розетт в «Теоретических концепциях фантазии» о творческом мышлении пишет следующее: «...различия между умственной деятельностью человека и операциями, совершаемыми имитирующим устройством, показывают, что к существенным чертам фантазии следует причислить активность, выражающуюся в постановке собственных задач, вопросов, оценочное отношение, выражающееся в предпочтении определенных способов выполнения деятельности, и непредопределенность, выражающуюся в возможности отступать от заданной последовательности, видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание. Следовательно, адекватная теория фантазии должна органически включать в себя указанные принципы». Таким образом, понятие творческого мышления крайне тесно соприкасается с понятием воображения. Мы не затронули такой важный и интересный момент как органические предпосылки творческой деятельности — роль межполушарной асимметрии. Отметим лишь наиболее важные точки соприкосновения с интересующей нас темой. В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления. Создающего специфический пространственно-образный контекст. Основной отличительной особенностью пространственно-образного, правополушарного мышления является одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов, их «грани», могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что и определяет многозначность образа в соответствующем контексте. Эта многозначность очень затрудняет не только выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию. Но вместо этого образное мышление обеспечивает организующему началу непосредственность восприятия реальности, принятие ее такой, какой она является сама по себе.[66] Рассмотренные нами взгляды на теорию творческого мышления приводят нас к мысли, что концептуальный аппарат представлен множеством прекрасных теорий, как выразился когда-то Ананьев Б.Г.. Однако все-таки по данному вопросу еще нет единых точек зрения из-за отсутствия достаточного экспериментального подкрепления. Тем не менее, представленная в теориях информация дает основание хотя бы приблизительно уже строить гипотезы о тонких механизмах формирования творческого мышления и воображения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|