Тест «Звезды и Волны» У. Аве – Лаллемант.
Для выполнения теста «Звезды и Волны» (теста «ЗВ») необходимо в очерченной рамке нарисовать звездное небо над волнами моря. Тест «ЗВ» относится к экспрессивным графическим и. проективным, тестам. Он опирается на методологию, развивающуюся, с одной стороны, в характерологии и науках, изучающих экспрессию человека, а с другой стороны, в глубинной психологии. С этой точки зрения он является инструментом диагностики личности и предназначен, прежде всего, для использования в практике психологического консультирования. Но тест «ЗВ» можно использовать и как тест развития высших психических функций, при помощи которых диагностируются определенные интеллектуальные достижения и школьная зрелость. Поэтому он оказался особенно ценным для ранней диагностики развития детей. Экспрессивные проективные методы направлены на регистрацию индивидуальных особенностей поведения человека, которые проявляются в мимике, жестах, голосе и графических изображениях. Экспрессивный след грифеля в виде почерка или рисунка фиксируется на бумаге. Это позволяется рассматривать и основательно изучать индивидуальные особенности экспрессии и проекцию личности в отсутствии автора. Для диагностики важна оценка индивидуальных отклонений от разработанных стандартов; например, в почерке — от школьной нормы правописания, в графических тестах — от инструкций и образцов. При этом проявляются личностные особенности автора и его состояние на момент обследования (отсутствие или наличие нарушений психики). Это отражается в особенностях оформления графических образов, в следах движения карандаша, а также на пространственном расположении элементов картины. Соответственно, это также отражается в оформлении графического образа звезд, в следах от движения руки при рисовании волн, а также в расположении отдельных элементов рисунка на стандартном бланке теста. Эти три основные характеристики письма, которые в почерке сплетены воедино, в тесте «ЗВ» выступают в относительно чистом виде. Таким образом, тест «ЭВ» близок к психологической графологии с ее диагностическими возможностями и выстроен на ее опыте.
При создании индивидуального рисунка на заданную тему проецируется содержание переживаний, способы интерпретаций, которые похожи на способы, развитые в глубинной психологии. Достигнутое таким образом расширение диагностических возможностей теста привело к тому, что анализ почерка и анализ рисунка стали применяться в качестве дополнения друг друга. Если в почерке отражаются индивидуальные черты личности, то рисуночный тест посредством инструкций провоцирует отражение переживаний, относящихся к скрытым глубинным слоям психики. В глубинной психологии используется метод толкования снов с интерпретаций их спонтанных, неосознанных проекций и символов, а также проективные тесты, которые посредством различных стимулов (провокационных слов, предъявления картинок) должны пробуждать неосознаваемые ассоциации и побуждать к разговору. В роли стимульных картинок могут быть использованы рисунки, как это происходит, например, в тесте Феттера на сообразительность или в тесте Кормана «Черная нога». В отличие от других эти тесты являются к тому же проективными гештальт-тестами. В них неосознаваемая проекция проявляется одновременно с индивидуальным исполнением задания теста и как таковая сразу же становится понятной психологам. Глубинные области переживания, из которых рождаются ассоциативные образы, проявляются поразному, в зависимости от темы и стимульного материала. При выполнении теста «ЗВ» это происходит благодаря инструкции рисовать «звездное небо над волнами моря» и стандартному бланку с рамкой, в которой заданная тема должна быть представлена в виде картины.
В тесте «ЗВ» автор рисунка изображает не себя в окружающем мире, а, не осознавая того, изображает свой мир, свой опыт восприятия природы, окружающего мира, первичных символов пространства. В рисунке «Семья» проявляется его опыт взаимодействия с одной конкретной группой людей, тогда как в тесте «313» тестируемый отображает опыт своего отношения к миру. Рамки, имеющиеся па тестовом бланке «ЗВ», роднит этот тест с известным рисуночным тестом Вартегга. Стандартный тестовый бланк методики Вартегга содержит 8 квадратных рамок или полей, в которых размещены разные для каждого поля графические знаки, стимулирующие тестируемого человека создать с их помощью более сложные изображения. Конкретные формы и темы создаваемых рисунков не определяются. Лишь индивидуальная реакция на стандартные стимулы образует материал диагностики. Итак, тест «ЭВ» находит свое место среди других рисуночных тестов, так как у него, также как и в тесте Вартегга, имеется стандартный стимульный материал, а также определенная тема, которую требуется воплотить в рисунке. Сила экспрессии образов, спонтанное проявление стимулов жизненно важной для индивида тематики могут быть как-то связаны со своеобразием природы звездного неба и морских волн. Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звезд и моря, неба и воды. Если небо было пространственным символом верха (понимаемым здесь как в ценностном, так и в организационном смысле), то вода была символом низа еще в большей степени, чем земля. Ибо и на земле, вода стремиться в глубину, к источнику всего сущего. Если небесное светило было воплощением заранее заданного, лишенного частностей «вечного порядка», непостижимого постоянного «Сверх-Я», то вода была постоянно меняющейся, в буквальном смысле, неуловимой жизнью, первичной материей всего сущего. В христианском искусстве небо, а также золотой фон, по которому распознаются священные изображения, стали символом вечности. Вода, напротив, стала символом жизни, рождения, а также возрождения при крещении и воспринималась как нечто сущее, объемлющее земной диск морями, и представляющее собой постоянно обновляющуюся могучую силу. В символике снов звезды и свет являются символами духа. Вода — символом души. Волны — символом душевной подвижности, а водяные валы — символом сильного возбуждения. Однако если для людей мифы о созвездиях и воде были реальной действительностью, то сейчас звезды и волны воспринимаются как символическое выражение глубинных переживаний. Они могут появляться в картинах, снах, их изображение можно встретить в произведениях искусства, они могут появляться при создании рисунков во время тестирования. В качестве личностной методики тест чаще всего используют в комплексе с другими методами диагностики.
Инструкция к тесту: «Нарисуйте, желательно карандашом, звездное небо над волнами морю». Инструкцию теста легко понять. Несложная формулировка задания способствует тому, что тест «ЗВ» выполняется удивительно непринужденно, в соответствии с имеющимся опытом. При относительно узком и очень конкретном стандарте инструкция теста предоставляет широкие игровые возможности для развертывания темы. Чаще всего рамка теста заполняется охотно и спонтанно. Звезды и волны — самые простые из всех мыслимых образов природы. Для того чтобы их изобразить, не нужны глубокие и долгие размышления, поэтому одно и то же задание может быть предложено и молодому и старому, и умному и глупому, европейцу, азиату, африканцу, американцу, австралийцу. Звезды и волны представляют собой стандартные объекты. Это подтверждается практикой работы автора с молодежью четырнадцати национальностей из четырех разных частей света. Помимо этого, тест совершенно не зависит от способностей к рисованию, что может помочь рисующему освободиться от столь часто встречающейся вначале нерешительности. Важно, чтобы тест «ЗВ» был выполнен простым карандашом. Следует заметить, что это желательно при выполнении любых графических тестов. Необходимо предоставить испытуемым возможность самим выбирать карандаш. В их распоряжении должна быть также точилка. Для того чтобы привести легкий и четкий штрихи, требуется иногда повторять заточку карандаша. Рядом постоянно должен находиться ластик, чтобы им можно было воспользоваться в любой момент. Выполнение данного теста не должно быть ограничено во времени, как это происходит при выполнении тестов интеллекта. После того, как рисунок теста выполнен, к нему сразу можно дать какую-то первичную интерпретацию. Однако она не требует глубокого продумывания, так как впоследствии могут быть выявлены и другие проекции, что особенно рекомендуется делать при интерпретации рисунков детей. Критерии оценки теста «ЗВ» соответствуют критериям, используемым при анализе почерка и других графических тестов. Изложено по У. Аве — Лаллемант. Графический тест «3везды и Волны». Приложение №3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|