Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Исследование влияния личности учителя на творческие способности детей

Диагностика творческих способностей детей и направленности личности педагога

 

Целью нашего экспериментального исследования является получение практического обоснования того, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе деятельности.

Частные гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:

1. Уровень мотивации к успеху у педагога оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей.

2. Развитие творческих способностей детей зависит от направленности личности учителя на профессиональную деятельность.

З. На творческий потенциал детей влияет коммуникативный опыт педагога.

4. Предлагаемый нами инструментарий позволяет провести диагностику творческого мышления детей, коммуникативных умений и направленности личности педагога.

5. Разработанная нами формирующая программа является эффективным средством для совершенствования личностных качеств педагога, способствующих развитию у детей творческих способностей.

Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач.

1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

2. Исследовать творческие способности детей, направленность личности педагога.

З. Выявить закономерности между личностью учителя и творческими способностями детей.

4. Разработать систему формирующих средств, направленных на оптимизацию влияния педагога на развитие творческих способностей детей.

5. Провести коррекционную работу с педагогами.

Всего в эксперименте приняло участие 80 детей в возрасте от 8 до 9 лет, 4 преподавателя. Исследование проводилось на базе школы №14 г. Егорьевска. Участвующие в эксперименте дети являются учащимися II классов («А», «Б», «В», «Г»). Для упрощенного удобного варианта использовались кодовые названия классов: А, Б, В, Г. Соответственно кодовые обозначения обучающих педагогов выглядели следующим образом: №1, №2,№, №4.

Это исследование является корреляционным, так как нас интересовало возможное существование в реальной жизни взаимосвязи между творческой активностью детей и направленностью личности педагога.

Таким образом, исследование включает две основные переменные: творческие способности детей и направленность личности учителя. Для исследования творческого мышления нами применялся краткий тест творческого мышления. Торренса [47, 9-1 1]. Показатель беглости отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в рисунках. Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи. Оригинальность характеризуется способностью к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных и твердо установленных. Показатель разработанности отражает другой тип беглости мышления. Низкими считались показатели беглости менее 7 баллов, средними - от 8 до 10 баллов и высокими - более 11 баллов. для показателей гибкости низкими определялись значения ниже б баллов, средними от б до 9 и высокими от 10 баллов. При показателе 7 баллов и ниже оригинальность считалась низкой, от 8 до 14 баллов средней, 15 баллов и выше - высокой. Низкими считались показатели разработанности от 12 баллов и ниже, средними - от 13 до 31 балла и высокими от 33 баллов и выше.

Применяемая нами методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Низкий уровень выполнения задания -коэффициент оригинальности меньше среднего по классу на 2 и более балла.

Для исследования личностных качеств и коммуникативного опыта педагога применялись следующие методики: «Шкала оценки потребности в достижении» - измерение уровня мотивации достижения (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т.1., с.10), «Определение направленности личности» - ориентационная (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т. 1, с.3 0), методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи, 2004, с. 349), методика диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи, 2004, с. 352), проективная графическая методика. «Звезды и Волны»У.Аве — (Графический тест «Звезды и Волны» У. Аве-Лаллемант,2002), тестовая карта коммуникативной деятельности (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т.2., с.46).

При подборе данного психодиагностического комплекса мы учли тот факт, что опросники типа стандартизованных самоотчетов подвержены возможности искажения или фальсификации сообщаемых о себе сведений, поэтому с каждым педагогом была проведена беседа, целью которой было настроить его на предельную откровенность. И в дополнение была применена проективная методика, где проявлялись срытые, т.е. находящиеся в сфере бессознательного, экзистенциальньие установки.

Не вызывала ли тревогу этическая сторона исследования? Нет. Участникам разъяснили общую цель исследования, и затем родители давали письменное согласие на участие в нем детей. Применяемые методики ничем не угрожали тестируемым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...