Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно - манипулятивные технологии




 

Используемые манипулятивные приемы, их варианты и видо­изменения очень разнообразны.

Для определения «ядра» технологических элементов системы манипулятивного воздействия используется комплексный крите­рий, который основывается на учете сочетания трех основных факторов:

· частоты использования приемов в различных манипулятив-ных технологиях;

· широты их применения в разнообразных информационно-коммуникативных ситуациях;

· степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека.

Справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов ИПВ на массовое со­знание с помощью пропаганды явилось описание в ряде зарубеж­ных и отечественных источников технологий стереотипизации и «большой лжи», а также выделение следующих основных приемов ИПВ, достаточно широко известных специалистам как «азбука пропаганды»:

· «приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling);

· «сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality);

· «перенос» или «трансфер» (transfer);

· «ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или «свидетельствование» (testimonial);

· «свои ребята» или «игра в простонародность» (plain folks);

· «перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking);

· «общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркест­ром» (band wagon).

Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в настоящее время как технологии ИПВ активно используются и российскими средствами массовой коммуникации.

Рассмотрим технологии применения этих приемов.

Приклеивание или навешивание ярлыков. Данный прием за­ключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен — так называемых ярлыков — для обозначения, именова­ния человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти «ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими (бесчестными и социально неодобряемыми) поступками (поведением) и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, выска­зываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.

Сияющие обобщения или блистательная неопределенность. Этот прием заключается в замене названия, обозначения опреде­ленного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызы­вает доброжелательное отношение окружающих. Он основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к опре­деленным понятиям и словам, например, «свобода», «демократия», «патриотизм», «содружество», «мир», «счастье», «любовь», «успех», «победа», «здоровье» и т.д. Такого рода слова, несущие позитивное психоэмоциональное воздействие, при­меняются для протаскивания решений и взглядов, оценок и действий, выгодных для конкретного лица, группы или орга­низации.

Перенос или трансфер. Суть данного приема заключается в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается, на то, что ей преподносит источник коммуникации. Использованием «трансфера» инициируются ассоциации, форми­руются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих. Используется также и негативный «трансфер» посредством по­буждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д. Он используется для дискредитации кон­кретных лиц, идей, ситуаций, социальных групп и организаций.

Ссылка на авторитеты, по рекомендации, свидетельства или свидетельствование. Этот прием заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или, наоборот, таких личностей, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, подвергающихся манипулятивному воздействию. Используемые высказывания обычно содержат оце­ночные суждения в отношении людей, идей, событий, программ, организаций и выражают их осуждение или одобрение. Таким об­разом, у человека как объекта манипулятивного воздействия ини­циируется формирование соответствующего отношения — эмо­ционально-позитивного или отрицательного.

Свои ребята или игра в простонародность. Иногда также используются такие названия, как «рубаха-парень», «простона­родность», «простой». Цель данного приема заключается в попыт­ках установления доверительных отношений с аудиторией как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадле­жат простому народу. Достаточно часто этот прием используется для создания позитивного отношения к конкретному человеку, являющемуся в данном случае объектом рекламно-информацион­ного продвижения, пропагандистской кампании по формированию спроектированного (сконструированного) для него имиджа — «человека из народа», и, таким образом, формирование к нему доверия и позитивного отношения.

Перетасовка или подтасовка карт. Данный прием заключа­ется в отборе и тенденциозном преподнесении только положи­тельных или только отрицательных фактов и доводов при одно­временном замалчивании противоположных. Его основная цель заключается в том, чтобы, используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или, наоборот, неприемлемость какой-либо точки зрения, про­граммы, идеи и т.д.

Общий вагон, общая платформа или фургон с оркестром. При использовании данного приема осуществляется подбор суж­дений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведе­нии, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не ста­нет возражать, что...» и т.д. Посредством «общей платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большин­ство членов группы определенной социальной общности, с ко­торой, в частности, он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают конкретные ценности, идеи, про­граммы, разделяют предлагаемую точку зрения.

В технологиях ИПВ применяются множество других приемов, которые также имеют хорошую эффективность воздействия на людей.

1. Осмеяние. При использовании этой технологии осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объеди­нения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осме­яния осуществляется в зависимости от целей и конкретной ин­формационно-коммуникативной ситуации.

2. Метод отрицательных групп отнесения. Технология пользо­вания этим методом, независимо от содержания взглядов и идей, одинакова. В каждом случае утверждается, что данная совокуп­ность взглядов является единственно правильной. Все те, кто раз­деляет эти взгляды, обладает какими-то ценными качествами, в определенном плане лучше тех, кто разделяет другие взгляды часто проти­воположные или принципиально отличные от пропагандируемых.

3. Повторение лозунгов или повторение шаблонных фраз. Условием эффективности использования этой технологии явля­ется, прежде всего, «соответствующий лозунг», т.е. относительно краткое высказывание, сформулированное таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя. При его конструировании используются психолингвистические процедуры и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах. Пользование приемом «по­вторения лозунгов» предполагает, что слушатель или читатель не будет задумываться ни над значением отдельных слов, использу­емых в лозунге, ни над правильностью всей формулировки в целом.

4. Эмоциональная подстройка. Эту технологию можно опре­делить как способ создания настроения с одновременной переда­чей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много. В психологии существует специальный термин «фасцинация», которым обозначают условия повышения эффективно­сти воспринимаемого материала благодаря использованию сопут­ствующих фоновых воздействий. Наиболее часто эта технология используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, на религиозных (культовых) мероприятиях и т.д.

5. Продвижение информации через медиаторов. Данная тех­нология, как показывают исследования, основывается на том, что процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет нередко двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное инфор­мационное воздействие на человека часто осуществляется не не­посредственно от средств массовой коммуникации, а через зна­чимых для него авторитетных людей.

В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных со­циальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлекательные программы и интервью прямых или косвенных оценок лидеров, происходящих событий, что способствует оказа­нию желаемого влияния на подсознательном уровне психики че­ловека.

6. Мнимый выбор. Методология данной технологии заключа­ется в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией.

7. Инициирование информационного противоборства. Одной из эффективных технологий информационного воздействия на большие группы людей является инициирование вторичной ин­формационной волны, суть которого заключается в проведении пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде средств массовой коммуникации. Возможен ва­риант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в неко­торых средствах массовой коммуникации проводится таким образом, что это заставляет значительно большое количество средств мас­совой коммуникации комментировать первоначальные сообще­ния, тем самым многократно усиливая мощность информацион­но-психологического воздействия. Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, т.е. создается так называемая первичная информационная волна. Основная же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения по­средством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.

Нельзя сказать, что указанные ранее способы и приемы позво­ляют убедить большинство людей в чем угодно. Безусловно, с их помощью можно достичь значительных результатов, особенно если это делается по тщательно спланированной и долговременной программе с привлечением высококвалифицированных компетент­ных специалистов. Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и массированное их применение, имеет зна­чительно меньший эффект в аудитории информированной, с устойчивой системой обоснованных взглядов, знающей технологию манипулятивного воздействия и обладающей неко­торым опытом целенаправленной социально-психологической защиты.

8. Слухи как технология информационного противоборства. Использование данной технологии имеет смысл выделить отдель­но, так как она реализуется в результате применения комплекса различных приемов. Существует также ряд предпосылок социаль­но-психологического характера, которые способствуют возник­новению и распространению слухов среди людей. Психологиче­ские механизмы возникновения и распространения слухов давно привлекают внимание исследователей. Как правило, эффект от использования ложной информации носит кратковременный ха­рактер, в основном в тот период, пока пропагандистское воздей­ствие осуществляется в условиях дефицита информации.

Проведенные специалистами эксперименты показали, что ха­рактер этих искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками, так называемыми предиспозиционными факторами — человек подсознательно настроен вос­принимать в первую очередь именно то, что он ожидает. Кроме того, искажение также определяется особенностями и механиз­мами человеческого восприятия и отношений между людьми в процессе общения.

Система слухов предназначена для распространения информа­ции любого толка и создания определенного настроения среди населения. Посредством слухов возможно отыгрывать клеветниче­ские материалы или самим распространять «темы», снижающие рейтинг оппонента. Через сеть «слухи» задаются информационные поводы, которые в дальнейшем отыгрываются в СМИ. Например: «Население говорит, что,..., а правда ли это?». Существуют и другие формы, но все зависит от слуха и от того, что конкретно пресле­довалось при создании и распространении слуха.

Все слухи обсуждаются и получают четкую территориальную привязку по распространению и идеологическую направленность. Основные направления системы слухов:

· создание благоприятных условий для ведения пропаганды и агитации в чью-либо пользу;

· повышение рейтинга объекта;

· своевременная отработка информационных поводов;

· привлечение внимания к изданиям;

· создание условий для опровержения клеветнических нападок со стороны оппонентов;

· искусственное создание информационных поводов как для защиты, так и для нападения;

· возможное введение населения в заблуждение;

· дискредитация противников.

Объекты распространения слухов:

· непосредственные места работы;

· садовые участки, дачи (если есть);

· соседи по дому, знакомые;

· любые мероприятия, посещаемые «слухачами».

Технологические процессы работы системы слухов:

1) задается тема «слух»;

2) прописывается сценарий;

3) инструктором и сценаристом прорабатываются возможные варианты подачи слуха;

4) осуществляется выезд на территорию и сбор людей для про­ведения обучения методикам подачи слуха;

5) проводится инструктаж по порядку работы с заданным слу­хом;

6) определяется время действия слуха.

Формы применения технологии системы слухов:

· рассказ одного человека другому о том, что он где-то слышал или читал (в случае «читал» по заданию указывается издание);

· обмен мнением о прочитанном «материале» в удобной для нас форме (при необходимости указывается издание);

· рассказ о том, что я слышал от своего знакомого о... ТЕМА (форма рассказа — по секрету; применение выражений: «Я пер­вый узнал из достоверных источников», «Это точно проверено»);

· доверительная беседа с друзьями и знакомыми и перевод раз­говора на заданную тему с высказыванием НАШЕГО МНЕНИЯ, ИНФОРМАЦИИ;

· беседа с домашними и близкими родственниками. Например: «Я ехал и слышал в транспорте, что спорили или говорили о... ТЕМА».

В соответствии с информационной характеристикой слухи под­разделяются на четыре основных типа:

· абсолютно недостоверные слухи;

· недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

· правдоподобные слухи;

· достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

С учетом экспрессивной характеристики и об­щей эмоциональной реакции, слухи подразделяются на следу­ющие типы:

· слухи-желания, когда распространяемая информация объективно приводит к разочарованию по поводу не­сбывшихся в последующем ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей;

· слухи-пугала, распространение которых наиболее эффектив­но, имеют благоприятную психологическую основу в среде с пре­обладающими настроениями тревоги, неуверенности и страха и обычно существенно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей и дезорганизуют целесооб­разную деятельность;

· разобщающие агрессивные слухи, вносящие разлад во вза­имоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи и организационно-структурные образования подозрительностью и взаимным недоверием, неприязнью и ненавистью к отдельным лицам или группам людей.

По степени влияния на психику людей слухи также подразде­ляются:

· на будоражащие общественное мнение определенных групп людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения;

· вызывающие антиобщественное поведение некоторой части определенных социальных групп, разрушающие социальные свя­зи и организационно-управленческие отношения между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки, панику и т.д.

9. Провокации как технологии информационного противобор­ства. Еще в древние времена в борьбе конфликтующими сторона­ми использовались приемы первого уровня, в соответствии с ко­торыми при отсутствии или недостаточности событий, служащих нужными информационными поводами, их целе­направленно создавали. Убийство послов, превращение мирных актов протеста в агрессивные массовые беспорядки благодаря дей­ствиям внедренных провокаторов, террористические акты, а так­же многие другие организованные действия проводятся с целью посеять панику и ужас.

Примечателен тот факт, что многие правила и приемы веде­ния психополитических войн, используемые еще древними циви­лизациями, находят применение и сейчас несмотря на то, что мир вступил в третье тысячелетие. Второй уровень ИПВ манипу­лятивного характера касается использования различных средств и технологий во внутриполитической борьбе, экономической кон­куренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства. Третий уровень ИПВ включает в себя манипулирование людей друг другом в процессе межличност­ного взаимодействия. Экономические особенности рынка, преж­де всего, того, который имеет место в практике современной Рос­сии и всего постсоветского пространства, буквально на глазах внесли кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не готово ни пси­хологически, ни морально к жестким правилам выживания по законам индивидуализма.

Технические достижения XXI в. предоставили качественно но­вые возможности средствам массовой информации, превраща­ющимся в руках ограниченной части населения в мощный инстру­мент информационной экспансии. Подлинный плюрализм в сред­ствах массовой информации, так же как влияние широких масс на информационную политику частных и государственных ком­паний, — явление редкое и скорее является исключением, чем правилом в силу отсутствия подлинной независимости СМИ. Вме­сте с тем мир стоит на пороге очередного прорыва в области рас­пространения информации благодаря расширяющимся всемир­ным сетям кабельного и спутникового вещания, которые, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий ИПВ.

Существующая в России система взглядов на информационно-психологическое обеспечение при столкновении с реальной дей­ствительностью оказалась малоэффективной из-за отсутствия законодательно принятых теоретических основ, специальных под­разделений и непрофессионализма исполнителей. Необходимы меры по организации финансирования и проведению государствен­ных научно-исследовательских работ в целях создания эффек­тивных технологий обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России в условиях ведения гло­бального информационно-психологического противоборства между ведущими странами мира.

10. Организованный хаос как технология информационного противоборства. Такая технология эффективна при применении как относительно государств, так и цивилизаций.

Суть этой технологии заключается во внесении деструктивных помех в бытие объекта применения как организованной общнос­ти и системы исторически сложившихся отношений (в систему управления и власти) для его дальнейшей самостоятельной дез­интеграции. Наиболее «продвинутый» вид этой технологии — пе­рерождение элементов системы и ее подсистем путем изменения смысла и знака их функционирования.

Цель данной технологии — лишить противника не только воли к сопротивлению, но и ментально переродить его, с тем чтобы он воспринимал свою новую роль «осваиваемого пространства и ре­сурса» с радостью и энтузиазмом. Это самое страшное во всем спектре технологий и новейших операционных средств информа­ционного противоборства, поскольку стиранию и перерождению подлежит как раз все то, что и делает нацию нацией, народ народом, цивилизацию (эту особую и высшую форму человече­ской общности) цивилизацией.

Основная технология изменения знака национальной культу­ры — это придание всем явлениям жизни и культуры товарной (отчуждаемой, меновой) формы, что приводит к превращению всех былых национальных святынь и ценностей в прозаический товар.

Все исторические традиции и сама история народа (объекта осваивания) подвергаются осмеянию, оглуплению и иронической интерпретации.

Главными технологиями по дезавуированию прав народов внут­ри собственной страны, в том числе их права выступать в качестве полноправного политического суверена и в качестве единствен­ного легитимного источника власти, являются:

1) насильственная (принудительная) люмпенизация населения;

2) «кланирование» политической жизни страны;

3) всемогущество «административного ресурса власти», при котором воля народа ей просто не интересна, так как власть мо­жет всегда получить необходимый ей результат.

«Кланирование» населения страны приводит к тому, что вы­живать будут только члены кланов. Они же и будут продвигаться по жизни, как правило, в иерархии собственных кланов. Борьба кланов (их представителей и лоббистов) заменяет борьбу полити­ческих партий, т.е. представительную народную демократию. В этом случае оказывается ненужным и сам народ как основной носитель политической суверенности и единственный источник легитим­ности власти.

Эффективным методом внедрения технологии «организован­ного хаоса» и предпосылкой ее эффективности является снятие у нации (и ее элиты) знания и ощущения ведущейся против стра­ны войны.

Хаотизация системы высшего управления осуществляется следу­ющими путями:

· изменением приоритетов государственного целеполагания;

· депрофессионализацией и недееспособностью ее аппаратов;

· созданием атмосферы полной бесконтрольности и личной без­ответственности ее членов;

· возможностью любого произвола относительно любых граждан и структур государства.

Стратегия государства выстраивается вслед прочерченным пла­нам личного обогащения элиты, а вся мощь государства направ­ляется на реализацию этих планов и нетленность их результатов.

Хаотизация системы исполнения достигается теми же метода­ми на всех уровнях, но кроме них применяются методы подме­ны исполнения национальных целей и задач обсуждением и вы­полнением функциональных задач всех ветвей власти. Втягива­нием всего населения страны (через СМИ) в бесконечность обсуждений второстепенных проблем самой власти достигается полная информационная неразбериха в головах населения и не­понимание им того, чем действительно должна заниматься власть.

Таким образом в государстве создается атмосфера полного от­чуждения населения от власти.

Критерий «сокращения страданий» большинства, выработан­ный и принятый под воздействием конкретных природных и ис­торических условий поколениями советских людей, заменяется альтернативным критерием выбора жизнеустройства — «увеличе­нием наслаждений» избранных.

Хаотизация системы обеспечения достигается:

· в народном хозяйстве — изгнанием из национальной эконо­мики ее обязательной социальной составляющей, а также созда­нием обстановки, в которой национальное развитие является не­выгодным, а честный производительный труд — непрестижным делом;

· социальной сфере — недоступностью основных конституци­онно гарантированных прав для абсолютного большинства насе­ления государства;

· сфере культуры — насильственной «вестернизацией» и изме­нением (сломом) национальных святынь, ценностей и истори­ческих корней, уничтожением самобытности и насильственным внедрением ценностей индивидуального процветания и культи­вированием их примата над ценностями коллективного существо­вания;

· сфере публичной политики — полным размыванием всего политического спектра, невозможностью появления новых ярких политических лидеров, явной (в прямом смысле) продажностью и зависимостью от власти всех официально существующих поли­тических сил в стране, невозможностью организации нормально­го политического процесса и т.д.

Хаотизация системы корректировки достигается сращиванием силовых структур с организованной преступностью, преступной государственной кадровой политикой (выдвижением лояльных бездарей), полным «идеологическим развратом» самих органов безопасности и правопорядка, а также нежеланием власти рефор­мировать силовые структуры государства и установить над ними дееспособный контроль, дезорганизацией контроля на предприя­тиях, умалением значения метрологического обеспечения произ­водства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...