Информационно - манипулятивные технологии
Используемые манипулятивные приемы, их варианты и видоизменения очень разнообразны. Для определения «ядра» технологических элементов системы манипулятивного воздействия используется комплексный критерий, который основывается на учете сочетания трех основных факторов: · частоты использования приемов в различных манипулятив-ных технологиях; · широты их применения в разнообразных информационно-коммуникативных ситуациях; · степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека. Справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов ИПВ на массовое сознание с помощью пропаганды явилось описание в ряде зарубежных и отечественных источников технологий стереотипизации и «большой лжи», а также выделение следующих основных приемов ИПВ, достаточно широко известных специалистам как «азбука пропаганды»: · «приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling); · «сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality); · «перенос» или «трансфер» (transfer); · «ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или «свидетельствование» (testimonial); · «свои ребята» или «игра в простонародность» (plain folks); · «перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking); · «общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon). Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в настоящее время как технологии ИПВ активно используются и российскими средствами массовой коммуникации. Рассмотрим технологии применения этих приемов. Приклеивание или навешивание ярлыков. Данный прием заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен — так называемых ярлыков — для обозначения, именования человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти «ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими (бесчестными и социально неодобряемыми) поступками (поведением) и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.
Сияющие обобщения или блистательная неопределенность. Этот прием заключается в замене названия, обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Он основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к определенным понятиям и словам, например, «свобода», «демократия», «патриотизм», «содружество», «мир», «счастье», «любовь», «успех», «победа», «здоровье» и т.д. Такого рода слова, несущие позитивное психоэмоциональное воздействие, применяются для протаскивания решений и взглядов, оценок и действий, выгодных для конкретного лица, группы или организации. Перенос или трансфер. Суть данного приема заключается в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается, на то, что ей преподносит источник коммуникации. Использованием «трансфера» инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих. Используется также и негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д. Он используется для дискредитации конкретных лиц, идей, ситуаций, социальных групп и организаций.
Ссылка на авторитеты, по рекомендации, свидетельства или свидетельствование. Этот прием заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или, наоборот, таких личностей, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, подвергающихся манипулятивному воздействию. Используемые высказывания обычно содержат оценочные суждения в отношении людей, идей, событий, программ, организаций и выражают их осуждение или одобрение. Таким образом, у человека как объекта манипулятивного воздействия инициируется формирование соответствующего отношения — эмоционально-позитивного или отрицательного. Свои ребята или игра в простонародность. Иногда также используются такие названия, как «рубаха-парень», «простонародность», «простой». Цель данного приема заключается в попытках установления доверительных отношений с аудиторией как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу. Достаточно часто этот прием используется для создания позитивного отношения к конкретному человеку, являющемуся в данном случае объектом рекламно-информационного продвижения, пропагандистской кампании по формированию спроектированного (сконструированного) для него имиджа — «человека из народа», и, таким образом, формирование к нему доверия и позитивного отношения. Перетасовка или подтасовка карт. Данный прием заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель заключается в том, чтобы, используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или, наоборот, неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.д. Общий вагон, общая платформа или фургон с оркестром. При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.д. Посредством «общей платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большинство членов группы определенной социальной общности, с которой, в частности, он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают конкретные ценности, идеи, программы, разделяют предлагаемую точку зрения.
В технологиях ИПВ применяются множество других приемов, которые также имеют хорошую эффективность воздействия на людей. 1. Осмеяние. При использовании этой технологии осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации. 2. Метод отрицательных групп отнесения. Технология пользования этим методом, независимо от содержания взглядов и идей, одинакова. В каждом случае утверждается, что данная совокупность взглядов является единственно правильной. Все те, кто разделяет эти взгляды, обладает какими-то ценными качествами, в определенном плане лучше тех, кто разделяет другие взгляды часто противоположные или принципиально отличные от пропагандируемых. 3. Повторение лозунгов или повторение шаблонных фраз. Условием эффективности использования этой технологии является, прежде всего, «соответствующий лозунг», т.е. относительно краткое высказывание, сформулированное таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя. При его конструировании используются психолингвистические процедуры и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах. Пользование приемом «повторения лозунгов» предполагает, что слушатель или читатель не будет задумываться ни над значением отдельных слов, используемых в лозунге, ни над правильностью всей формулировки в целом.
4. Эмоциональная подстройка. Эту технологию можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много. В психологии существует специальный термин «фасцинация», которым обозначают условия повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фоновых воздействий. Наиболее часто эта технология используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, на религиозных (культовых) мероприятиях и т.д. 5. Продвижение информации через медиаторов. Данная технология, как показывают исследования, основывается на том, что процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет нередко двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него авторитетных людей. В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д. Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлекательные программы и интервью прямых или косвенных оценок лидеров, происходящих событий, что способствует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека. 6. Мнимый выбор. Методология данной технологии заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией. 7. Инициирование информационного противоборства. Одной из эффективных технологий информационного воздействия на большие группы людей является инициирование вторичной информационной волны, суть которого заключается в проведении пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде средств массовой коммуникации. Возможен вариант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в некоторых средствах массовой коммуникации проводится таким образом, что это заставляет значительно большое количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым многократно усиливая мощность информационно-психологического воздействия. Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, т.е. создается так называемая первичная информационная волна. Основная же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.
Нельзя сказать, что указанные ранее способы и приемы позволяют убедить большинство людей в чем угодно. Безусловно, с их помощью можно достичь значительных результатов, особенно если это делается по тщательно спланированной и долговременной программе с привлечением высококвалифицированных компетентных специалистов. Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и массированное их применение, имеет значительно меньший эффект в аудитории информированной, с устойчивой системой обоснованных взглядов, знающей технологию манипулятивного воздействия и обладающей некоторым опытом целенаправленной социально-психологической защиты. 8. Слухи как технология информационного противоборства. Использование данной технологии имеет смысл выделить отдельно, так как она реализуется в результате применения комплекса различных приемов. Существует также ряд предпосылок социально-психологического характера, которые способствуют возникновению и распространению слухов среди людей. Психологические механизмы возникновения и распространения слухов давно привлекают внимание исследователей. Как правило, эффект от использования ложной информации носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока пропагандистское воздействие осуществляется в условиях дефицита информации. Проведенные специалистами эксперименты показали, что характер этих искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками, так называемыми предиспозиционными факторами — человек подсознательно настроен воспринимать в первую очередь именно то, что он ожидает. Кроме того, искажение также определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия и отношений между людьми в процессе общения. Система слухов предназначена для распространения информации любого толка и создания определенного настроения среди населения. Посредством слухов возможно отыгрывать клеветнические материалы или самим распространять «темы», снижающие рейтинг оппонента. Через сеть «слухи» задаются информационные поводы, которые в дальнейшем отыгрываются в СМИ. Например: «Население говорит, что,..., а правда ли это?». Существуют и другие формы, но все зависит от слуха и от того, что конкретно преследовалось при создании и распространении слуха. Все слухи обсуждаются и получают четкую территориальную привязку по распространению и идеологическую направленность. Основные направления системы слухов: · создание благоприятных условий для ведения пропаганды и агитации в чью-либо пользу; · повышение рейтинга объекта; · своевременная отработка информационных поводов; · привлечение внимания к изданиям; · создание условий для опровержения клеветнических нападок со стороны оппонентов; · искусственное создание информационных поводов как для защиты, так и для нападения; · возможное введение населения в заблуждение; · дискредитация противников. Объекты распространения слухов: · непосредственные места работы; · садовые участки, дачи (если есть); · соседи по дому, знакомые; · любые мероприятия, посещаемые «слухачами». Технологические процессы работы системы слухов: 1) задается тема «слух»; 2) прописывается сценарий; 3) инструктором и сценаристом прорабатываются возможные варианты подачи слуха; 4) осуществляется выезд на территорию и сбор людей для проведения обучения методикам подачи слуха; 5) проводится инструктаж по порядку работы с заданным слухом; 6) определяется время действия слуха. Формы применения технологии системы слухов: · рассказ одного человека другому о том, что он где-то слышал или читал (в случае «читал» по заданию указывается издание); · обмен мнением о прочитанном «материале» в удобной для нас форме (при необходимости указывается издание); · рассказ о том, что я слышал от своего знакомого о... ТЕМА (форма рассказа — по секрету; применение выражений: «Я первый узнал из достоверных источников», «Это точно проверено»); · доверительная беседа с друзьями и знакомыми и перевод разговора на заданную тему с высказыванием НАШЕГО МНЕНИЯ, ИНФОРМАЦИИ; · беседа с домашними и близкими родственниками. Например: «Я ехал и слышал в транспорте, что спорили или говорили о... ТЕМА». В соответствии с информационной характеристикой слухи подразделяются на четыре основных типа: · абсолютно недостоверные слухи; · недостоверные слухи с элементами правдоподобия; · правдоподобные слухи; · достоверные слухи с элементами неправдоподобия. С учетом экспрессивной характеристики и общей эмоциональной реакции, слухи подразделяются на следующие типы: · слухи-желания, когда распространяемая информация объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующем ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей; · слухи-пугала, распространение которых наиболее эффективно, имеют благоприятную психологическую основу в среде с преобладающими настроениями тревоги, неуверенности и страха и обычно существенно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей и дезорганизуют целесообразную деятельность; · разобщающие агрессивные слухи, вносящие разлад во взаимоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи и организационно-структурные образования подозрительностью и взаимным недоверием, неприязнью и ненавистью к отдельным лицам или группам людей. По степени влияния на психику людей слухи также подразделяются: · на будоражащие общественное мнение определенных групп людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения; · вызывающие антиобщественное поведение некоторой части определенных социальных групп, разрушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки, панику и т.д. 9. Провокации как технологии информационного противоборства. Еще в древние времена в борьбе конфликтующими сторонами использовались приемы первого уровня, в соответствии с которыми при отсутствии или недостаточности событий, служащих нужными информационными поводами, их целенаправленно создавали. Убийство послов, превращение мирных актов протеста в агрессивные массовые беспорядки благодаря действиям внедренных провокаторов, террористические акты, а также многие другие организованные действия проводятся с целью посеять панику и ужас. Примечателен тот факт, что многие правила и приемы ведения психополитических войн, используемые еще древними цивилизациями, находят применение и сейчас несмотря на то, что мир вступил в третье тысячелетие. Второй уровень ИПВ манипулятивного характера касается использования различных средств и технологий во внутриполитической борьбе, экономической конкуренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства. Третий уровень ИПВ включает в себя манипулирование людей друг другом в процессе межличностного взаимодействия. Экономические особенности рынка, прежде всего, того, который имеет место в практике современной России и всего постсоветского пространства, буквально на глазах внесли кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не готово ни психологически, ни морально к жестким правилам выживания по законам индивидуализма. Технические достижения XXI в. предоставили качественно новые возможности средствам массовой информации, превращающимся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии. Подлинный плюрализм в средствах массовой информации, так же как влияние широких масс на информационную политику частных и государственных компаний, — явление редкое и скорее является исключением, чем правилом в силу отсутствия подлинной независимости СМИ. Вместе с тем мир стоит на пороге очередного прорыва в области распространения информации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, которые, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий ИПВ. Существующая в России система взглядов на информационно-психологическое обеспечение при столкновении с реальной действительностью оказалась малоэффективной из-за отсутствия законодательно принятых теоретических основ, специальных подразделений и непрофессионализма исполнителей. Необходимы меры по организации финансирования и проведению государственных научно-исследовательских работ в целях создания эффективных технологий обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России в условиях ведения глобального информационно-психологического противоборства между ведущими странами мира. 10. Организованный хаос как технология информационного противоборства. Такая технология эффективна при применении как относительно государств, так и цивилизаций. Суть этой технологии заключается во внесении деструктивных помех в бытие объекта применения как организованной общности и системы исторически сложившихся отношений (в систему управления и власти) для его дальнейшей самостоятельной дезинтеграции. Наиболее «продвинутый» вид этой технологии — перерождение элементов системы и ее подсистем путем изменения смысла и знака их функционирования. Цель данной технологии — лишить противника не только воли к сопротивлению, но и ментально переродить его, с тем чтобы он воспринимал свою новую роль «осваиваемого пространства и ресурса» с радостью и энтузиазмом. Это самое страшное во всем спектре технологий и новейших операционных средств информационного противоборства, поскольку стиранию и перерождению подлежит как раз все то, что и делает нацию нацией, народ народом, цивилизацию (эту особую и высшую форму человеческой общности) цивилизацией. Основная технология изменения знака национальной культуры — это придание всем явлениям жизни и культуры товарной (отчуждаемой, меновой) формы, что приводит к превращению всех былых национальных святынь и ценностей в прозаический товар. Все исторические традиции и сама история народа (объекта осваивания) подвергаются осмеянию, оглуплению и иронической интерпретации. Главными технологиями по дезавуированию прав народов внутри собственной страны, в том числе их права выступать в качестве полноправного политического суверена и в качестве единственного легитимного источника власти, являются: 1) насильственная (принудительная) люмпенизация населения; 2) «кланирование» политической жизни страны; 3) всемогущество «административного ресурса власти», при котором воля народа ей просто не интересна, так как власть может всегда получить необходимый ей результат. «Кланирование» населения страны приводит к тому, что выживать будут только члены кланов. Они же и будут продвигаться по жизни, как правило, в иерархии собственных кланов. Борьба кланов (их представителей и лоббистов) заменяет борьбу политических партий, т.е. представительную народную демократию. В этом случае оказывается ненужным и сам народ как основной носитель политической суверенности и единственный источник легитимности власти. Эффективным методом внедрения технологии «организованного хаоса» и предпосылкой ее эффективности является снятие у нации (и ее элиты) знания и ощущения ведущейся против страны войны. Хаотизация системы высшего управления осуществляется следующими путями: · изменением приоритетов государственного целеполагания; · депрофессионализацией и недееспособностью ее аппаратов; · созданием атмосферы полной бесконтрольности и личной безответственности ее членов; · возможностью любого произвола относительно любых граждан и структур государства. Стратегия государства выстраивается вслед прочерченным планам личного обогащения элиты, а вся мощь государства направляется на реализацию этих планов и нетленность их результатов. Хаотизация системы исполнения достигается теми же методами на всех уровнях, но кроме них применяются методы подмены исполнения национальных целей и задач обсуждением и выполнением функциональных задач всех ветвей власти. Втягиванием всего населения страны (через СМИ) в бесконечность обсуждений второстепенных проблем самой власти достигается полная информационная неразбериха в головах населения и непонимание им того, чем действительно должна заниматься власть. Таким образом в государстве создается атмосфера полного отчуждения населения от власти. Критерий «сокращения страданий» большинства, выработанный и принятый под воздействием конкретных природных и исторических условий поколениями советских людей, заменяется альтернативным критерием выбора жизнеустройства — «увеличением наслаждений» избранных. Хаотизация системы обеспечения достигается: · в народном хозяйстве — изгнанием из национальной экономики ее обязательной социальной составляющей, а также созданием обстановки, в которой национальное развитие является невыгодным, а честный производительный труд — непрестижным делом; · социальной сфере — недоступностью основных конституционно гарантированных прав для абсолютного большинства населения государства; · сфере культуры — насильственной «вестернизацией» и изменением (сломом) национальных святынь, ценностей и исторических корней, уничтожением самобытности и насильственным внедрением ценностей индивидуального процветания и культивированием их примата над ценностями коллективного существования; · сфере публичной политики — полным размыванием всего политического спектра, невозможностью появления новых ярких политических лидеров, явной (в прямом смысле) продажностью и зависимостью от власти всех официально существующих политических сил в стране, невозможностью организации нормального политического процесса и т.д. Хаотизация системы корректировки достигается сращиванием силовых структур с организованной преступностью, преступной государственной кадровой политикой (выдвижением лояльных бездарей), полным «идеологическим развратом» самих органов безопасности и правопорядка, а также нежеланием власти реформировать силовые структуры государства и установить над ними дееспособный контроль, дезорганизацией контроля на предприятиях, умалением значения метрологического обеспечения производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|