Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В Интернете и их анализ




 

В арену внутриполитической и социально-экономической борь­бы превратился национальный российский сегмент Интернета. Специфическое свойство Интернета — возможность быстрого вбрасывания в глобальное информационное пространство как позитивных, так и негативных сведений (а в случае регистрации сайта за рубежом — подачи информации без раскрытия источников и заинтересованных сторон) — широко используется всеми политическими силами. Приведем несколько примеров.

1. 26 ноября 1998 г. на одном из серверов, предоставляющих пространство для создания бесплатных веб-страниц, появился сайт «Коготь, режущий покрывало скрытности и лжи», содержащий материалы слежки и прослушивания ряда видных российских политиков, бизнесменов и журналистов. Сайт просуществовал в публичном доступе около суток.

2. В январе 1999 г. в сети появляется сайт анонимного агентства «Слуховое окно». Цель создателей, судя по всему, — практическая отработка и проведение специальных информационных операций в Интернете.

3. 19 февраля 1999 г. в Интернете появился сайт «Коготь-2». Сайт был зарегистрирован за пределами России. «Коготь-2» содержал материалы о политической элите Красноярского края, взаимоот­ношениях федеральных и региональных политиков.

4. Российские специалисты информационного противоборства в политической сфере смело осваивают западные публичные сай­ты. Новый сайт «Коготь-7» внес специфику в процесс информа­ционного противоборства. Дело в том, что в отличие от своих пред­шественников «Коготь-7» физически находился не в российской части сети, а на Интернет-сервере г. Прово (США), что недалеко от Солт-Лэйк-Сити, а потому у заинтересованных лиц было немного шансов добиться удаления «Когтя-7» из сети. В этом и за­ключается один из главных экспериментов, который ставят со­здатели сайта: «Коготь» продержался в сети чуть более суток, а «Слухи» — несколько дней; оба сайта физически размещались на российских серверах и были удалены их администраторами. Но на этот раз удалить сайт непросто. Это значит, что любители исполь­зовать Интернет для проведения специальных информационных операций после нескольких проб и ошибок, кажется, додумались до того, как относительно безопасно, а главное на длительный срок размещать в сети «достоверные слухи» из мира политики и бизнеса.

Современный Интернет следует понимать не как техническое изобретение, а как сложившееся сообщество людей, с разной интенсивностью пользующихся компьютерными сетями. В этом мировом сообществе могут и неминуемо должны проявиться по­литические интересы и пристрастия.

Интернет начинался и входил в жизнь своих адептов с двух исходных видов сетевого сервиса, которые можно отнести к асинхронным видам общения, не требующим одновременного пребывания общающихся людей в единой среде общения. Это, прежде всего, обмен электронной почтой (e-mail), как правило, между двумя собеседниками, хотя возможны множественная рассылка некоего сообщения и подключение к микросреде общения неко­торых (немногих) партнеров по общению. При массовом под­ключении партнеров по общению возникает другой сервис асин­хронных обсуждений, включающий в себя электронные доски объявлений, листы рассылки, ньюсгруппы (компьютерные теле­конференции) или эхо-конференции, а впоследствии и веб-форумы.

Сервис синхронного общения (или, как часто говорят, обще­ния в реальном времени) также включает в себя средства обще­ния в диаде, в малой группе или средства массового общения. Независимо от используемых программных средств («компьютерный пейджер»; ICQ, или так называемая аська; выходящее из моды IRC; обще­ние между участниками групповых игр и т.д.) чаще всего говорят о среде синхронных чатов, хотя вполне допустимый синхронный обмен сообщениями по электронной почте чатом обычно не на­зывают. Не ограничиваясь перепиской, пользователи Интернета осваивают передачу интерактивных видеоизображений вместе с голосовыми сообщениями — фактически это широкополосная передача информации, регистрируемой микрофоном и видеока­мерой. Данный сервис применяется пока что в довольно ограни­ченном масштабе, по большей части транснациональными фир­мами для проведения производственных совещаний.

Функции Интернета не ограничиваются коммуникацией. Одна из наиболее массовых функций (познавательная) представляет собой размещение на сайтах и страницах WWW информационных материалов, а также поиск информации. Размещение информа­ционных источников под силу самым разным индивидам и (или) организациям. Это частные лица, которые обзавелись веб-стра­ничкой, информационные агентства (наряду с самыми известны­ми и популярными газетами, агентствами и студиями и т.д.), множество специализированных информационных служб с узкой «целевой» аудиторией, официальные органы и ведомства, обще­ственные движения и службы, общедоступные собрания инфор­мации (библиотеки, архивы, издательства и т.д.) и вновь сфор­мированные сетевые хранилища, каталоги и т.д. Все более широ­ко информационные массивы включают наряду с текстовыми материалами изображения и звуковые носители информации (при­мерами могут служить репродукции музейных коллекций живописи, музыкальные собрания, кинофильмы и телефильмы, видеозаписи и т.д.).

Практически все функции и сервисы Интернета применяются для целей политической деятельности. Активность политических организаций в Интернете мало чем отличается от таковой активности в СМИ. Однако не раз замечено, что Интернет весьма оперативно «обживается» многочисленными маргинальными организациями и общественными движениями — малочисленными и (или) небогатыми, и (или) радикальными и др. Применение Интернета, во-первых, способствует частичному (исключительно в выгодном свете «неудобная» информация может не афишироваться) информированию о задачах, целях и методах действия таких организаций и движений; во-вторых, Интернет облегчает для членов таких сообществ быструю передачу тайной информации (например, инструкций, указаний, предостережений и т.д.). Понимание необходимости борьбы с законспирированными террористическими организациями побудило демократические страны пойти навстречу запросам спецслужб и расширить правовые возможности осуществлять перехват таких сообщений, тем не менее технически задача перехвата и расшифрования подозрительных сообщений не стала проще.

В отличие от большинства детей взрослые нарушители этики делают это вполне осознанно. Политическая реальность слишком часто расходится с эталонами этичного поведения.

Часто пользователи Интернета — участники акций — считают, что неэтичное поведение в нем будет скрыто. На практике оказывается, что на самом деле анонимность подобных акций — большая иллюзия. Дело в том, что подключение к Интернету в любой точке мира возможно только через сервер компании-провайдера, которая ведет подробную запись того, кто, с какого номера телефона, когда и к каким ресурсам сети обращался. Каким-то образом миновать попадание в так называемые логические файлы невозможно.

Жизнеспособность самого явления использования интернет-сайтов для «вброса» компромата является фактом, и эта отнюдь не чистая технология будет существовать, пока на нее имеется политический «заказ». Этот способ относительно дешевый по сравнению с традиционными способами. Использование Интернета для этой цели возможно и в период проведения избирательной кампании любого уровня.

По масштабам ИПВ на электорат Интернет пока еще уступает традиционным печатным и электронным СМИ. Однако те пре­имущества, которыми он обладает, позволяют рассматривать его как важную составную часть всего идеологического и политиче­ского инструментария трансформации мирового и российского общественного сознания. Самой опасной чертой СМИ (и Интернета как СМИ), считают многие специалисты, является их способность подавать информацию таким образом, чтобы за видимой объективностью у большой массы людей формировалась требуемая (заказанная) картина реальности.

Сила и результативность ИПВ, осуществляемых посредством СМИ, прежде всего телевидения, объясняются сильным психо­логическим эффектом сопричастия к событиям, когда человек погружается в них «здесь и сейчас». Этот своеобразный эффект, получивший название «эффект CNN», оценивается многими как главное условие эффективности ИПВ посредством СМИ. Поскольку большинство радиовещательных станций и телевизионных кана­лов, новостных и политических программ представлено в Интер­нете, эффект CNN срабатывает также и для пользователей Ин­тернета. При этом нельзя не отметить такие факторы, как отсут­ствие официальной (политической или нравственной) цензуры, свобода распространения и получения информации в Интернете.

В развитых странах и в некоторых крупных городах России отме­чается тенденция предпочтительности получения информации из Интернета, чем из обычных СМИ. Объясняется это су­щественным сокращением времени на поиск информации. При этом пользователь сам отбирает нужную ему информацию. Обычные жеСМИ нацелены на навязывание информации и максимально возможное управление подачей информации для достижения по­литических или иных целей.

Вполне легальным способом ИПВ на пользователей Интернета является распространение пропагандистских информационных материалов с помощью различных технологий привлечения вни­мания, организации виртуальных групп по интересам, сбора ад­ресов электронной почты для организации массовых рассылок.

Существуют два пути распространения информации в Интер­нете:

1) посещение пользователем сайта с необходимой информа­цией;

2) получение пользователем информации на адрес своей элек­тронной почты.

Увеличение посещаемости конкретного сайта достигается с помощью включения его Интернет-адреса в различные популяр­ные поисковые системы. Другой технологией привлечения внима­ния пользователей является размещение баннеров на различных часто посещаемых сайтах.

Создание различных виртуальных групп по интересам в Ин­тернете также служит легальным способом для проталкивания тех или иных идей. Образовавшаяся постоянная виртуальная группа свидетельствует о наличии людей, способных к восприятию про­двигаемых идей, а рост численности группы показывает эффек­тивность ИПВ.

Сбор адресов электронной почты в сети также создает основу для проведения целенаправленного воздействия на большие группы людей, поскольку позволяет создавать большие базы данных с информацией персонального характера, что дает возможность выделять группы влияния. В дальнейшем при необходимости этим группам можно высылать материалы пропагандистского характера.

Технологии быстрого распространения информации через ком­пьютерные сети будут приобретать большее значение, так как они позволяют проводить целенаправленные информационно-пропа­гандистские мероприятия без контроля со стороны государства.

Сила ИПВ в Интернете умножается многократно благодаря новым технологиям мультимедиа и виртуальной реальности (BP). Эти технологии поддерживают эмоциональную составляющую ИПВ, вовлекая пользователя в новые переживания по поводу прочитанного или услышанного. Нахождение в виртуальном про­странстве вообще небезопасно для личности, поскольку имита­ция действительности есть своеобразный психологический инст­румент воздействия на сознание и подсознание человека. Могут возникать и новые формы опосредованного социального контро­ля, основанные на замаскированном манипулировании сознани­ем, мягком подавлении психики. С практической точки зрения технологии BP позволяют сделать ИПВ индивидуальным, ориен­тированным на манипуляцию сознания конкретной личности. Часто это происходит посредством изощренной рекламы того или ино­го лица или идеи, сопровождающейся продуманным визуальным фоном. Технологии BP могут использоваться для создания любой реальной ситуации, сочетая элементы реального видеоизображе­ния и элементы, созданные компьютерной графикой.

Однако в Интернете встречаются и специфические приемы, свойственные только сети: незаконное вмешательство посторон­них лиц в работу корпоративных компьютерных систем, хакерский взлом с кражей паролей и рассылка подложных электронных писем, частичная или полная подмена «неприятельского» веб-сайта, например посредством кражи доменного имени, в результате чего пользователь попадает на ложную страницу, и многое другое.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...