Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология информационного противоборства.




Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

 

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП — обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие — это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.

Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача — обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие — это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема — это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, — неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны — вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров — «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...