Методология информационного противоборства.
Цели, задачи, признаки и содержание Геополитического информационного Противоборства
Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие информационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного государства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военного управления иностранных государств, эффективное информационное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия решений. Одна из важнейших целей ГИП — обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом информационном пространстве. Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части: · стратегический политический анализ; · информационное воздействие; · информационное противодействие. При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням: · стратегический; · оперативный; · тактический. Следует выделить два вида информационной борьбы: информационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты. На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капитал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях. Воздействие — это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).
Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характеристики функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации. Именно воздействие является целью процессов переработки информации. При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические системы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью пропаганды и средств массовой информации), система формирования и функционирования общественного мнения, система принятия решений (рис 14.2). Объекты воздействия можно разделить на технические (в основном они находятся в сфере интересов информационно-технической борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и связи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды. Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геополитических противников России). Ее основная задача — обеспечение психологической безопасности населения и политической элиты России.
Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России. Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия. В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Информационное оружие — это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий). В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), речь должна идти об информационно-психологической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-технические системы, информационно-аналитические системы (не включающие в себя человека) и информационные ресурсы. Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными. Информационное противоборство, так же как и информационная война, включает в себя три составные части:
Рассматривая теорию информационного противоборства в политической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России. Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия. Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, управляют ими. Суть колоссального влияния информации как раз и заключается в ее способности «точечно» контролировать социальные процессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет использование инфологем. Инфологема — это ложная, искаженная или неполная информация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий или, что значительно реже, — неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они формируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений. Задача профессионала информационной войны — вовремя разглядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать. Производство инфологем всегда носит деструктивный характер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перетекают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения политической ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров — «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно исказить представления избирателей о кандидатах и их программах.
Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности: · ксенофобия, ненависть к чужому; · стремление найти врага, виновника своих бед. В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции: · охранная; · аргументирующая; · комментирующая; · провозглашающая; · отвлекающая; · скрывающая; · ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направлениях); · дезориентирующая (подменяющая ориентиры).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|