Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рефрейминг содержания и контекста




Рефрейминг может оказывать влияние на контекст происходящего. Выможете, например, изменить место или время действия. Для этого вамдостаточно найти другой контекст, в котором те же поступки могли бы статьположительными и полезными, то есть увидеть соответствующее поведение в иномсвете. С другой стороны, вы можете изменить сущность происходящего, само содержание действий - например, изменить поведение, внешние обстоятельства,либо просто придать явлению другой смысл. С подобным способом рефрейминга связано большей частью чувство юмора.Изюминка шутки или анекдота сводится к мгновенной смене содержания исоответствующих ему чувств. Непредвиденный скачок содержания или контекстачасто меняет смысл сказанного на противоположный. Такая неожиданность инепривычность вызывает у нас смех. Однострочными предложениями сюмористическими рефреймингами пользовался, например, покойный комик ДжорджБерне ("К восьмидесяти годам ты уже знаешь все... главное - уметь этовспомнить"). Бесконечный потенциал рефрейминга несут в себе метафоры, окоторых мы говорили на одиннадцатом уроке. Контекст свежего рассказапомещает традиционную проблему в непривычные обстоятельства, благодаря чемупроблема обретает совершенно новое содержание. Как нам уже известно после обсуждения на первом уроке модели НЛП, всемы способны переживать лишь отфильтрованную версию действительности. Каждыйиз нас все время неумышленно искажает явления. Смена смысла (путем измененияконтекста или содержания) означает перемены в нашем поведении и реакциях.Переход к иной точке зрения может мгновенно изменить ваши ощущения и темсамым косвенно повлиять на ваше поведение и его результаты. Таким образом,рефрейминг предлагает легкий путь к намеченным результатам. Выработайте привычку почаще спрашивать себя: "Что это может означать? Вкаких обстоятельствах то же самое выглядело бы совершенно иначе? В какомконтексте тот же поступок показался бы полезным и правильным?" Вам в головуможет прийти сразу несколько новых рамок.

Власть над состоянием ума

Процессом рефрейминга управляете только вы, он не должен зависеть отвнешних событий и обстоятельств. Представим, например, что ваша дочь невернулась домой к обычному часу. Ваши чувства и поведение во время ожиданиязависят от выбранной в этих обстоятельствах "рамки". Несчастный случай илиона решила намеренно не подчиниться вашему требованию? Может, она пыталасьдозвониться по телефону? Рефрейминг не имеет границ, и только вы можете выбрать, как истолковывать происходящее. Таким образом, выбираемые намирамки оказывают влияние на поведение, давление крови и, в целом, насостояние здоровья. В период ожидания ваш выбор рамки поведения или восприятия ситуацииничуть не влияет на вашу дочь. Однако этот выбор, без сомнения, оказываетвоздействие на вас самих. Даже если вы остаетесь спокойным, сохраняетедоверие и внешне не проявляете волнения, это тоже отражает выбранную рамкувосприятия. Определяя ваши переживания, текущий фрейм определяет и состояниевашего ума. Наш мозг привык придавать явлениям смысл, он просто не может оставитьчто-то без объяснений. По этой причине мы раскладываем все по отдельным"ящичкам". К сожалению, во многих случаях мы не стараемся провестиреалистичное и рациональное представление событий. Вместо этого мы простоинстинктивно "запихиваем" их в самую очевидную, удобную и привычную рамку.Обычно это происходит быстро и, чаще всего, неосознанно. Рефрейминг означает новое размещение переживаний в "картотеке", послечего они начинают лучше отражать текущую "действительность" - точнее, ваш выбор в отношении вероятного состояния дел в действительности. Вы всегдаимеете возможность сделать новый выбор и повторить рефрейминг. Применяяприемы рефрейминга, вы можете научиться выбирать состояние собственного ума.

Привычка видеть все иначе

Обдумав пример с дочерью-подростком, родители могут заявить: "Легческазать, чем сделать". Однако с точки зрения обучения рефрейминг похож наплавание или вождение мотоцикла: как только вы достигаете уровнянеосознанной компетентности, эти умения действительно кажутся простыми. Способности разума, в том числе и бесценное умение сменять рамки, тоже могутстать привычкой. Освоив рефрейминг, вы сможете менять рамку восприятия неприятного и,вообще говоря, негативного поведения, превращать его в полезные, осмысленныеи понятные поступки. Чтобы перейти к рамке более выгодной (с точки зренияуправления ситуацией и принятия решений), временами вам достаточно просто распознать доступные возможности выбора. Вы увидите путь наружу, свет вконце туннеля. Рефрейминг способен решить самые серьезные проблемы, причемрешение придет к вам в виде совершенно неожиданных прозрений. Не забывайтенацеливаться на варианты выбора. Если вы способны представить себе сразунесколько различных рамок, такой выбор уже в вашем распоряжении.Разнообразие возможностей выбора означает доступ к обширным ресурсам,которые позволят вам эффективно откликнуться на происходящее. По всейвидимости, рефрейминг требует намного меньше мастерства, чем присоединение иведение, однако для того, чтобы это искусство вошло в привычку, вам нужнопостоянно применять рефрейминг в обыденной жизни. Открытый, гибкий итворчески настроенный разум принесет вам весомые результаты и потребуетсовершенно минимальных усилий.

Улучшение взаимоотношений

Со временем ваша способность менять рамки начнет оказывать влияние надругих людей. Все родители знают, как реагируют подростки на "поспешныевыводы", недоверие или необоснованные волнения. Спонтанное поведение,реакции, основанные на единственной и жесткой рамке, односторонниетолкования очень быстро обостряют отношения, непомерно раздувают смыслисходных слов или обстоятельств и даже могут превратить мелкие разногласия вповод для развода, конфликта и настоящей войны. Рефрейминг поведения окружающих не оказывает прямого влияния на ихпоступки, но, безусловно, изменяет ваше восприятие этих поступков - то,насколько серьезно вы к ним относитесь, какие эмоциональные реакции они увас вызывают, как вы их истолковываете. Мы уже знаем, что ваш образ мышлениясущественно влияет на ваше собственное поведение, в том числе и навысказываемые суждения. С другой стороны, ваше поведение, несомненно,оказывает косвенное воздействие на других людей. Вы не в силах отделить себяот влияния ощущений. Перефразируя одну из пресуппозиций, мы можемутверждать, что "человек не может не общаться". Вам совсем не обязательно общаться осознанно. На четвертом уроке выознакомились с пресуппозицией: "Смысл общения - в реакции собеседника". Еслито, что вы делаете или не делаете, говорите или замалчиваете, оказываетвлияние на собеседника, вы уже вступаете с ним в общение. Молчание, невернопонятый взгляд или общение с одним человеком в присутствии другого - все этоможет оказать воздействие, привести к какому-то результату. Вся нашафизиология, как и произносимые слова, непрерывно передает окружающимразнообразные "сообщения". Мы не можем не общаться. Вам лучше смириться сэтим отрезвляющим фактом. Одного лишь его осознания достаточно для того,чтобы обрести большую власть над тем, какое влияние мы оказываем на других,на результаты, которых при этом достигаем.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...