Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческое решение проблем




Иногда после рефрейминга проблема просто исчезает. В других случаях онавидоизменяется и даже может из следствия превратиться в причину. Так мыопределяем ее корни. Наконец, временами рефрейминг предлагает совершенноновое решение, отвергающее все прежние взгляды на проблему. Чаще всегорефрейминг означает возможность выбиться из привычной нолей мышления. Конечно, одни рамки могут оказаться практичнее других. Например, онимогут чуть точнее отражать реальные обстоятельства. В подобных случаях "уголзрения" изменяется лишь на "несколько градусов". Однако чем меньшетворчества вы вкладываете в рефрейминг, чем незначительнее смещение рамки,тем меньше вероятности, что новая рамка поможет вам решить проблему. Итак,вам не стоит любой ценой стремиться к "разумному" толкованию. "Хозяин"проблемы, вероятно, уже пытался рассмотреть ее с разных точек зрения, ноделал это с одним и тем же умонастроением, с одинаковым набором "фильтров".Чтобы покинуть привычную колею мышления, вам потребуется нечто большее. Очень широкие или слишком причудливые рамки могут сначала показатьсявам искусственными и попросту смешными, но, научившись пользоваться такимпроцессом мышления, вы начнете замечать и его преимущества. Простопопробуйте. Вспомните три текущие проблемы, связанные с работой, домом,друзьями, общественной жизнью или любой другой сферой, а затем оценитекаждую из них, пользуясь тремя различными рамками. Делайте это быстро иинтуитивно. Без сомнений, вы уже пытались решить эти насущные, реальныепроблемы рациональным, логическим путем, но не добились успеха, иначе ониуже не представляли бы трудностей. Чтобы подвергнуть прием рефрейминга самойсерьезной проверке, опробуйте его на тех реальных трудностях, которые высчитаете почти неразрешимыми. Как ни парадоксально, при усиленных попытках решить проблему мы частоупускаем из виду лучшие варианты решения. Рефрейминг означает не логическуюподстройку к обстоятельствам или моделирование, а, скорее, попыткуосвободиться от сдерживающей, ограничивающей модели, узости мышления."Проблема" заключается в рутинном мышлении, а не точном "содержании"реальных трудностей. Другой человек может увидеть в той же проблемеперспективные возможности, проклятие или благословение - только потому, чтопомещает ее в совершенно иную рамку. Хотя мы очень часто обвиняем в своихзатруднениях окружающую среду или обстоятельства, подлинное различие в ихвосприятии кроется в уникальности карт мышления. Смещая свое восприятие, вынаходите возможности выбора, замечаете целый ряд полезных и правильныхпоступков, которые помогут вам достичь намеченного результата. Выстановитесь главным героем этой игры.

Рефрейминг на практике

Представим, что ваш начальник имеет привычку пренебрежительноотзываться о вас в присутствии других либо недостаточно высоко ценитьусилия, вкладываемые вами в работу. Его грубость и общее к вам отношениеочень вас огорчает. Какие рамки восприятия такой ситуации вы можете выбрать? У него довольно серьезные проблемы со здоровьем. Он сомневается в своих силах и пребывает на грани нервного срыва. Он просто подражает собственному начальнику, который ведет себя точнотак же. Дома он постоянно находится под каблуком у жены, и единственнойрадостью для него становится самоутверждение на работе. Он собирается вас повысить и просто хочет проверить, как вы справитесьс жесткими условиями предстоящей работы. Он даже не подозревает, сколько огорчений причиняет вам своимповедением. Остальные сотрудники чувствуют то же, что и вы. В детстве он стал жертвой жестокого обращения. Три месяца назад он потерял старшего брата. За последний год его дом ограбили уже дважды. Он смертельно болен. Домашние трепещут перед ним. Он ставит перед вами самые трудные задачи, так как с ними можетесправиться только вы. Неудивительно, что при этом он проявляет повышеннуютребовательность. Как бы он относился к вам в другой обстановке - например, за обедом илина рыбалке? Ему известны нависшие над компанией проблемы, но он еще не можетподелиться этим с подчиненными. Представьте, что он ваш тесть. Представьте, что в завещании он оставил вам все свои сбережения.

Представьте его с длинной седой бородой

Представьте, что он по-своему любит вас, но не знает, как это показать. Представьте, что натянутость в ваших отношениях исчезнет уже через двамесяца, две недели, два дня. Погрузившись в этот процесс, вы непременно найдете целый рядсобственных фреймов. Кроме того, приведенные выше примеры не вводят в одноиз вероятных объяснений вас самих. Вы можете расширить варианты рамок,дополнив уравнение собственной личностью, например: Вообразите, что вы стали не таким чувствительным. Представьте, что вы поменялись должностями. Представьте, что вы благодарите его за ценные замечания. Представьте, что вы хихикаете после каждой его фразы Представьте, что произойдет, если вы подарите ему красивую авторучку? Представьте, как относились бы к его придиркам, если бы вам предложилидругую работу. Представьте, что выиграли кучу денег в лотерею. Подумайте, какое влияние оказывает начальник на ваши важнейшиежизненные цели. Обратите внимание на то, что новая рамка не обязана выглядетьдостоверной, подчиняться логике и здравому смыслу. Действие рефреймингапохоже на влияние метафор, о которых мы говорили на одиннадцатом уроке:смещение рамки просто помогает вам избавиться от привычного образа мышления,найти новые, творческие участки нейросети. Благодаря рефреймингу вы сможетевыбирать, что предпочитаете чувствовать и как поступать. Что касаетсяздравого смысла и логики, то они обычно проявляются при оценке заднимчислом.

ФРЕЙМЫ И СОВЕЩАНИЯ

Рефрейминг предлагает великолепные средства общения, обучения иконсультационной работы. Он хорошо сочетается с прочими правиламиэффективного общения, включая принципы хорошо сформулированного результата(см. второй урок). В частности, при выполнении рефрейминга вам нужносохранять раппорт (см. четвертый урок). Чтобы рефрейминг оказал влияние, вамне обязательно выражать его вслух, достаточно мысленной работы. Если же вам нужно описать новую рамку словесно (например, при попыткепомочь собеседнику решить проблему), то искусство рефрейминга заключается вумении провести его так, чтобы не разрушить раппорт. Обязательноподстраивайтесь к ценностям и личному опыту. Когда вы установили раппорт,собеседник может положительно отреагировать даже на самую "странную" рамку(если, конечно, он искренне хочет найти решение). Однако при этом вам неследует пытаться ошеломить или показать собственную мудрость. Ваша задачазаключается в том, чтобы подтолкнуть собеседника к творческому прорыву,озарению. Все, что выглядит как тонкое проникновение во внутренний мирдругого человека, исключительно способствует раппорту. Чтобы показать примеры широкого диапазона применения рамок, мырасскажем, как вы можете использовать этот прием на разного рода совещаниях.Вероятно, вы сами вспомните реальные примеры тех рамок, которые мы описываемниже. Мы дополнили описания вопросами, которые иллюстрируют соответствующиерамки и показывают, как вы можете применить их, чтобы сделать встречуэффективнее. Как и в остальных случаях, вас не должны беспокоить специальнаятерминология и точность определений. В некоторых случаях термины помогаютпонять смысл рамки (например, фрейм "как будто"). Если предложенный намитермин вас не устраивает, вы можете придумать для рамки свое, более удачноеназвание. Старайтесь уловить идею и найти те вопросы, которые способствуютрефреймингу.

Рамка результата

Процедура, которую вы можете проводить в начале совещания в целом икаждого пункта повестки дня. Она поможет найти единую отправную точку идостичь согласия в отношении результатов каждой проблемы (работа над целямии результатами, которую вы проводили на втором уроке, связана именно спереходом к рамкам результата). Вопрос: "Чего именно мы хотим от этой встречи (от этого пунктаповестки)?"

Рамка "как будто"

Прием помогает собравшимся мысленно перенестись к намеченномурезультату и ощутить сенсорные признаки успеха. При этом вы мыслите так,"как будто" результат уже достигнут. Вопрос: "Представим, что мы уже достигли этого результата. Что вывидите, слышите и чувствуете? Каким образом это дает вам знать, чторезультат уже достигнут?"

Рамка сопоставления

Она позволяет вам сравнить различные возможности выбора, оценить ихотносительную ценность и усилить процесс принятия решения. Вопрос: "В чем разница между тем, что вы предлагаете, и тем, что естьсейчас?" либо "Как это связано с тем-то и тем-то? В чем сходство иразличие?"

Рамка согласия

Эта рамка поможет вам воспользоваться любой общностью взглядов дляподстройки, присоединения и ведения к намеченному результату. Согласиевыстраивается на общей почве, например: "Я согласен с тем, что нам нужно X.Возможно, нам полезно добавить к этому и Y".
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...