Цель работы: освоить простейшие приемы работы в приложении Microsoft Excel и способы графического отображения полученных результатов.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
Лабораторный практикум
Пятигорск
ББК. 32.973 УДК. 681.3
Вартанова Э.Р. Информационные системы в экономике. Лабораторный практикум. Изд. ПГТУ. Пятигорск, 2006. – 136 с.: ил.
Лабораторный практикум содержит практический материал по освоению программ Microsoft Excel и Microsoft Access. Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам вузов, обучающимся по экономическим специальностям.
Рецензенты: Кандидат технических наук, доцент Золотухина О.М. (ПГТУ)
Рекомендовано к печати кафедрой Прикладная информатика в экономике ПГТУ. Протокол №1 от 29.08.2006 г.
Компьютерная версия: ассистент кафедры прикладная информатика в экономике Вартанова Э.Р.(ПГТУ) СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. Использование возможностей программы MICROSOFT EXCEL при решении финансово-экономических задач 6 Тема 1. Построение таблиц и графическое представление данных в программе Microsoft Excel.................................... 6 Тема 2. Работа с базами данных в Microsoft Excel............. 13 Тема 3. Прогноз с использованием линии тренда.............. 19 Тема 4. Режим Подбора параметров................................... 24 Тема 5. Логические функции Microsoft Excel..................... 32 Тема 6. Финансовые функции Microsoft Excel.................... 42 Тема 7. Решение задач с использованием Таблицы подстановок.......................................................................... 56 Тема 8. Программа оптимизации «Поиск решения»......... 63 РАЗДЕЛ 2. Работа с базами данных в MICROSOFT ACCESS 75 Тема 1. Освоение функций программы Microsoft Access... 75 Тема 2. Создание таблиц в Microsoft Access.......................77 · Создание таблиц в режиме «Мастер таблиц»........ 78
· Создание таблиц в режиме «Конструктор»............ 84 · Создание связей между таблицами......................... 85 · Использование свойств поля для настройки параметров ввода данных в таблицы............................91 · Создание маски ввода.............................................. 91 · Создание списка для поля таблицы........................ 94 Тема 3. Создание запросов в Microsoft Access................... 98 РАЗДЕЛ 3. Создание макросов................................................ 102 Задания для проверки остаточных знаний Задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения 116 Примерные вопросы к зачету и экзамену.................................. 131 Список литературы..................................................................... 134
ВВЕДЕНИЕ Владение методами современных финансовых вычислений в автоматизированных информационных системах становится одной из основных составляющих в профессиональной подготовке предпринимателя, менеджера, банковского работника, экономиста, бухгалтера. Широкий ассортимент программных продуктов, представленный на информационном рынке, позволяет удовлетворить потребности практически любой сферы управленческой деятельности. Несмотря на это, многие специалисты отдают предпочтение проверенным программам пакета Microsoft Office, надежным, относительно недорогим, удобным и понятным, и, что очень важно, совместимым практически со всеми программами для финансово-экономической сферы деятельности. Целью разработки настоящего учебного пособия является организация лабораторного практикума по дисциплине «Информационные системы в экономике» на базе программ Microsoft Excel, Microsoft Access. Предложенный курс рассматривает возможности применения пакета прикладных программ Microsoft Office в процессе осуществления управленческой деятельности. Владея основными навыками работы в Microsoft Office, экономисты имеют возможность совершенствовать личный аппарат анализа и прогнозирования ситуаций при принятии решений в процессе управления.
Курс освоения приемов работы в программах пакета Microsoft Office предусматривает подробный разбор примеров задач и команд, начиная от простейших и заканчивая специализированными, предназначенными исключительно для анализа экономической информации. Изучение программ Microsoft Excel и Microsoft Access начинается с простейших задач, в процессе решения которых студент знакомится с интерфейсом программ и с легкостью осваивает основные приемы работы в программах. Поэтапно задания приобретают экономическую направленность, это позволяет применять полученные знания для решения более сложных экономических задач, в разных областях управленческой сферы деятельности: бухгалтерской, банковской, налоговой, инвестиционной и др. В лабораторном практикуме затронута тема создания и использования макросов. Рассмотренные примеры задач дают общее представление о предназначении макросов. Этой информации достаточно для того, чтобы специалист мог упростить свою роботу с программами и в тоже время не создал угрозу в виде вируса при программировании макросов. Изучение каждого раздела заканчивается индивидуальным самостоятельным заданием и контрольными вопросами по пройденной теме, что позволяет закрепить изученный материал. В заключительной части представлены задачи для проверки остаточных знаний по всему пройденному материалу, которые предполагают работу с действующими налоговыми документами, и дают возможность студентам продемонстрировать владение приемами работы в Microsoft Excel и Microsoft Access. Для студентов заочного отделения предусмотрены задания для выполнения контрольных работ и вопросы к зачету или экзамену. Такая структура лабораторного практикума позволяет с легкостью осваивать дисциплину самостоятельно студентами, обучающимися дистанционно и заочно. Лабораторный практикум рекомендуется преподавателям и студентам вуза всех форм обучения, изучающих курс «Информационные системы в экономике».
РАЗДЕЛ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ MICROSOFT EXCEL ПРИ РЕШЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ТЕМА 1. ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ И ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ПРОГРАММЕ MICROSOFT EXCEL
Цель работы: освоить простейшие приемы работы в приложении Microsoft Excel и способы графического отображения полученных результатов.
Пример Задание. Проанализируйте финансовую деятельность компании за 3 мес. 2004г. по округам в среде Microsoft Excel. Исходные данные показаны на рис.1.1. Рассчитайте значения столбцов Всего, В проц. (удельный вес товарооборота каждого округа в общей сумме товарооборота) и строки Итого. Постройте круговую диаграмму по итоговым данным деятельности компании, постройте гистограммы для округов за каждый месяц. Рис.1.1. исходные данные по финансовой деятельность компании Решение. Запустите программу Microsoft Excel (ПУСК – ПРОГРАММЫ – EXCEL). На Листе 1 создайте таблицу по образцу, приведенном на рисунке 1.1. Для этого выделите ячейки В2:F2 и нажмите на панели инструментов кнопку - объединение ячеек. Если на панели отсутствует необходимая кнопка, проделайте следующее: в строке МЕНЮ выберите ВИД - ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ – НАСТРОЙКА – КОМАНДЫ – категория: ФОРМАТ – в окне КОМАНДЫ найдите необходимую кнопку – нажмите на кнопку левой клавишей мыши и, не отпуская, перетащите на панель инструментов. После этого нажмете на эту кнопку. Произошло объединение выделенных ячеек в одну. Теперь необходимо ввести текст. Далее заполните таблицу в соответствие с приведенным образцом. По столбцу Всего необходимо рассчитать сумму товарооборота по каждому округу за три месяца. Сделать это можно двумя способами: используя формулу для расчета суммы или кнопку АВТОСУММИРОВАНИЯ - (активизируйте нужную ячейку, нажмите кнопку АВТОСУММЫ, мышкой выделите диапазон суммирования - ENTER). Для того, чтобы быстро получить аналогичные значения по другим округам можно воспользоваться «автозаполнением». Для этого выделите ячейку, содержащую формулу расчета значения, которое нужно получить для других ячеек, подведите курсор к правому нижнему углу ячейки так, чтобы появился черный крестик, нажмите левую клавишу мыши и протяните курсор до замыкающей диапазон расчета ячейки. Таким образом, получите суммы товарооборота за три месяца по каждому округу.
Тоже самое необходимо проделать по строке Итого. Для того, чтобы проверить правильность расчетов, определите значение ячейки на пересечении строки Итого и столбца Всего, просуммировав сначала столбец, а затем строку, если получите одинаковые значения, значит расчеты выполнены верно. Для того, чтобы определить значения ячеек столбца В проц. (удельный вес итоговых сумм по округам в общей сумме товарооборота) необходимо значение каждой ячейки столбца Всего разделить на итоговое значение по этому столбцу. Для этого в пустую ячейку по столбцу В проц. введите формулу: «=» ячейка с суммой всего по этой строке «/» ячейку на пересечении сроки Итого и столбца Всего – ENTER (=Е6/Е10). В результате получите значение в коэффициентном виде. Если необходимо получить значения в процентах, установите для всего столбца процентный формат ячейки. Для этого выделите столбец В проц. кроме ячейки заголовка, наведите курсор на выделенный диапазон, выберите в строке МЕНЮ ФОРМАТ - ЯЧЕЙКИ – вкладка ЧИСЛО, в поле ЧИСЛОВЫЕ ФОРМАТЫ выберите ПРОЦЕНТНЫЙ – ОК. Значение изменилось, появился знак процента. Теперь необходимо посчитать удельный вес других округов в итоговой сумме. Если «протянуть» значение, как делали это раньше, то получится неверный ответ, так как во введенной формуле использовались относительные ссылки* на ячейки. Для того, чтобы привести формулу к необходимому виду (=Е6/Е$10$), то есть записать с применением абсолютных ссылок, активизируйте ячейку, содержащую значение удельного веса по первому округу, проставьте знак доллара перед буквой и цифрой ячейки с итоговой суммой по округам. При этом, если поставить $ только перед буквой - при автозаполнении в ссылке на ячейку будет изменяться только строка, а столбец останется прежний, обратная ситуация в случае, когда знак $ стоит только перед цифрой. (Быстрый способ проставления знака $ - активизируйте ячейку с формулой, в строке формул установите курсор рядом с именем той ячейки, которую необходимо сделать абсолютной, нажмите на клавиатуре клавишу F4 - ОК). Теперь можно применить режим автозаполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|