Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды




Тема 7. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды

1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности, и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду.

На государство и его органы возлагаются обязанности:

1. осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в природную среду опасных для здоровья веществ;

2. осуществлять систему слежения за состоянием здоровья населения;

3. добиваться рационального природопользования в республике;

4. создавать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.

Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя методы формы и функции управлении и систему органов.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечении рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на:

1. Административные, т. е. прямые приказы, обеспеченные возможностью государственного принуждения;

2. Экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды;

3. Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера.

Есть другая классификация методов управления природопользованием и охраной окружающей среды:

- метод обязательных предписаний, порождающих обязанность их выполнения (обязательное проведение государственной экологической экспертизы),

- запреты на действии, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека;

- лицензирование и выдача разрешений на право природопользования;

- метод согласования – при проектировании, размещении, строительстве объектов с целью предотвращения причинении вреда окружающей среде;

- метод рекомендации – при организации природоохранных мероприятий, если нет надобности в прямых предписаниях.

 

 

2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

 

Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего воздействии на управляемые объекты. Формами управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию природоохранного законодательства по следующим направлениям:

1. Разработка новых и уточнение действующих законодательных актов, регулирующих земельные, водные, лесные, горные отношения.

2. Установление ответственности должностных лиц за умышленное сокрытие и искажение информации об авариях с экологическими последствиями, о состоянии окружающей среды и ее влиянии на человека, а также установление ответственности за экологические правонарушения.

3. Унификация экологического законодательства Беларуси и России, стран СНГ.

К настоящему времени в Республике Беларусь приняты и реализуются следующие экологические программы:

1. Концепции государственной политики в области охраны природы (см. Лекция 1).

2. Программа утилизации отходов производства и потребления: раздельный сбор, переработка, захоронение опасных отходов.

3. Государственная комплексная программа развития образования и воспитания в Беларуси: сориентирована в том числе и на экологическое образование и воспитание.

4. Научно технические программы, разрабатываемые в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований и научно-технической деятельности:

- развитие государственности Беларуси;

- здоровье, последствия чернобыльской катастрофы;

- охрана окружающей среды и использование природных ресурсов;

- ресурсосберегающие технологии;

- новые материалы и технологии;

- энергетика транспорт.

5. Государственная программа охраны и рационального использовании земель – предусматривает меры по сохранению и улучшению структуры сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, улучшению качества земель путем мелиорации, по защите почв от эрозии, консервации и восстановлению нарушенных и загрязненных земель, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра.

6. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразии РБ.

7. Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, защита населения, проживающего в условиях малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавших.

Все функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции управления и специальные, т. е функции отдельных органов.

Общие функции:

1. Учет природных ресурсов и объектов и ведение природных кадастров.

2. Экологический контроль и экспертиза.

3. Осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Планирование природопользования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

5. Установление экологических ограничений.

6. Распределение и перераспределение природных ресурсов между природопользователями.

Специальные функции:

1. Нормотворчество в области природопользования.

2. Разрешение споров о праве пользования природными ресурсами.

3. Применение санкций за нарушение законодательства, регулирующего экологические отношении.

Следует отметить, что правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность есть внешнее проявление форм управления, но вместе с тем они являются определенными видами управленческой деятельности и могут рассматриваться как специальные функции управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...