Тема 7. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды
Тема 7. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды 1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды. 2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды. 3. Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности, и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду. На государство и его органы возлагаются обязанности: 1. осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в природную среду опасных для здоровья веществ; 2. осуществлять систему слежения за состоянием здоровья населения; 3. добиваться рационального природопользования в республике; 4. создавать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя методы формы и функции управлении и систему органов. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечении рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на: 1. Административные, т. е. прямые приказы, обеспеченные возможностью государственного принуждения;
2. Экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды; 3. Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера. Есть другая классификация методов управления природопользованием и охраной окружающей среды: - метод обязательных предписаний, порождающих обязанность их выполнения (обязательное проведение государственной экологической экспертизы), - запреты на действии, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека; - лицензирование и выдача разрешений на право природопользования; - метод согласования – при проектировании, размещении, строительстве объектов с целью предотвращения причинении вреда окружающей среде; - метод рекомендации – при организации природоохранных мероприятий, если нет надобности в прямых предписаниях.
2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего воздействии на управляемые объекты. Формами управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. В настоящее время проводится работа по совершенствованию природоохранного законодательства по следующим направлениям: 1. Разработка новых и уточнение действующих законодательных актов, регулирующих земельные, водные, лесные, горные отношения. 2. Установление ответственности должностных лиц за умышленное сокрытие и искажение информации об авариях с экологическими последствиями, о состоянии окружающей среды и ее влиянии на человека, а также установление ответственности за экологические правонарушения.
3. Унификация экологического законодательства Беларуси и России, стран СНГ. К настоящему времени в Республике Беларусь приняты и реализуются следующие экологические программы: 1. Концепции государственной политики в области охраны природы (см. Лекция 1). 2. Программа утилизации отходов производства и потребления: раздельный сбор, переработка, захоронение опасных отходов. 3. Государственная комплексная программа развития образования и воспитания в Беларуси: сориентирована в том числе и на экологическое образование и воспитание. 4. Научно технические программы, разрабатываемые в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований и научно-технической деятельности: - развитие государственности Беларуси; - здоровье, последствия чернобыльской катастрофы; - охрана окружающей среды и использование природных ресурсов; - ресурсосберегающие технологии; - новые материалы и технологии; - энергетика транспорт. 5. Государственная программа охраны и рационального использовании земель – предусматривает меры по сохранению и улучшению структуры сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, улучшению качества земель путем мелиорации, по защите почв от эрозии, консервации и восстановлению нарушенных и загрязненных земель, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра. 6. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразии РБ. 7. Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, защита населения, проживающего в условиях малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавших. Все функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции управления и специальные, т. е функции отдельных органов. Общие функции: 1. Учет природных ресурсов и объектов и ведение природных кадастров. 2. Экологический контроль и экспертиза.
3. Осуществление мониторинга окружающей среды. 4. Планирование природопользования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. 5. Установление экологических ограничений. 6. Распределение и перераспределение природных ресурсов между природопользователями. Специальные функции: 1. Нормотворчество в области природопользования. 2. Разрешение споров о праве пользования природными ресурсами. 3. Применение санкций за нарушение законодательства, регулирующего экологические отношении. Следует отметить, что правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность есть внешнее проявление форм управления, но вместе с тем они являются определенными видами управленческой деятельности и могут рассматриваться как специальные функции управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|