Глава 1. Методологические основы социальной работы с кризисной личностью.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ ВВЕДЕНИЕ В последнее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и социальной работе. Причины, как всегда, имеют вполне объективное происхождение: 1) кризис в глобальных общественных системах Из всех вышеперечисленных кризисов мы хотим остановиться на кризисах личностных. С одной стороны, все вышеперечисленные кризисы достаточно хорошо освещены не только в научной, но и в широкой прессе. Собственно, с утра до вечера о них вещают радио и телевидение. Личностные кризисы, хотя с ними человек сталкивается в обычной жизни повседневно, не являются объектом столь пристального внимания, а самые значимые из них, так называемые психодуховные и экзистенциальные кризисы, вовсе обходятся вниманием научной общественности. То ли потому, что она сама находится в том пространстве, то ли потому, что у нее есть более насущные проблемы, такие, как, например, физическое выживание или нахождение минимальных финансовых средств для осуществления научных проектов. Так или иначе, тема личностных кризисов нас привлекает по нескольким причинам: 1) малая разработанность в науке; Остановимся более подробно на этих пунктах.
Для того, чтобы изложение материала было более предметным, мы хотим вначале определить понятия, которыми будем оперировать в данной публикации. Под личностным кризисом мы понимаем то состояние личности, когда возникает дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно- психического и соматического состояния. Аналогом, семантически близким к этому понятию, является кризисное состояние - временная ситуационная или внутренне обусловленная дезинтеграция личности. В методологическом отношении мы личностный кризис можем обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:
Сразу хочется отметить факт чрезвычайной важности: личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность порождения кризиса такой интенсивности, который сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях мы имеем варианты или личностной смерти (патологии с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры). В силу вышесказанного, на наш взгляд, чрезвычайно важна своевременная помощь клиентам социальной работы. Личностный кризис должен в ближайшее время стать объектом пристального научного и практического внимания со стороны социальной работы и прикладной практической психологии. Данная работа вызвана не столько интересами автора, а сколько высокой социальной значимостью проблемы личностных кризисов в современном обществе и, в частности, для социальной работы. В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях (84). Они могут (в крайнем случае наши надежды велики в этом) профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто находится в кризисном состоянии и не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из групп "риска"; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы различных слоев населения.
На исходе второго тысячелетия в России после рыночных реформ, которые не только улучшили прежнюю "плохую" жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит вопрос не только о социально незащищенных слоях населения, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, сокращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконечные обещания Правительства привели к возрастанию социальной напряженности, повышению стрессогенности и конфликтности в социальных коммуникациях. Кризисное состояние выраженном не только на уровне личности, но и целых социальных слоев и групп. Обострение социально-психологической напряженности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методологии и технологиях её осуществления. В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятельность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессиональной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе. Основой профессиональной работы выступают отношения "социальный работник - клиент" (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объектов социальной работы: Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа). Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий (171, 172). Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга. Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности. В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем. Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой, безвыходной, кризисной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населения почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опозданием, а их размер просто смехотворен.
Работа с кризисными состояниями групп и личности - общепризнанный и общепринятый предмет в практике социальной работы с индивидами, семьями и группами (172). Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно делят на острые ситуативные кризисы, кризисы переходного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями. Теория кризиса и ее применение на практике развивались на фоне открытий, происходивших в последние 40 лет в психологии, социологии и психиатрии, а также в самой социальной работе. В психологии основные моменты работы с кризисной личностью были раскрыты Э.Эриксоном и Г. Селье. Э.Эриксон (1959) высказал идею о восьми стадиях жизненного цикла, в течение которого, по его мнению, проверяется способность личности преодолевать основные психосоциальные кризисы. обусловленные соответствующей стадией развития. Экспериментальные психологи, такие, как Г. Селье (1956), начали исследование реакций индивидов на стрессовые условия. Селье разделил вызываемый стрессом процесс на три стадии: И теоретики, и практики считали, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Акцент делался на когнитивные аспекты опыта, на переход от старых, неудачных или вредных моделей взаимодействия к новым, конструктивным. Внимание было сосредоточено на формировании социально приемлемого поведения и менее болезненного восприятия стрессовой ситуации. Что касается общего подхода к кризисным явлениям, мы в психологии, социологии, психиатрии и социальной работе можем обнаружить два диаметрально противоположных мнения: Что касается социально-психологических подходов, то основные открытия были сделаны в психологии семьи и психиатрии. Социальные психологи, занятые проблемами семьи, рассматривают влияние стрессовых событий на взаимодействие ее членов и на семейную структуру. Семейные кризисы связаны с уменьшением числа членов семьи или, напротив, с ее пополнением, а также с внешними дестабилизирующими факторами. Г. Хилл (1958) выделил три взаимосвязанные характеристики, которые, по его мнению, определяли, будет ли какое-то событие порождать семейные кризисы или нет: внешние затруднения или неожиданное событие (стрессор), внутренняя организация семьи, оценка семьей какого-либо события и качестве угрожающего, стрессового. Социальные психологи, занятые в области психиатрии предложили выделить следующие основные типы кризисов: те, которые обусловлены биологически и поэтому неизбежны, например кризисы подросткового периода: те, которые определяются окружающей средой, - их в какой-то мере можно избежать, к ним относятся, например, переселение из одной местности в другую или переезд из страны в страну, те, которые случайны, непредсказуемы, такие, как катастрофы и болезни. Развитие человеческого "Я" можно рассматривать как серию дисбалансов и последующих возвращений в состояние уравновешенности между личностью и окружающей средой. Большой вклад в исследование кризисных явлений было сделано психиатрии. Э. Лайндманн (1944) сделал вывод, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле порождают эмоциональные напряжения и стрессы, которые в свою очередь могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей. В США в 1948 г. была основана Служба человеческих отношений, ставившая перед собой задачу профилактической работы с семьями в типичных ситуациях риска. Д. Канлан (1962) разработал свою теорию вмешательства в кризисную ситуацию. Он называет кризисом ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Пыли выделены два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле, такие, как поступление в школу и выход на пенсию, и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий, таких, как тяжелая болезнь, катастрофа или семейные неурядицы. Дж. Джекобсон и его коллеги (США) на Западном побережье открыли Кризисный центр, в основу работы которого был положен подход Каплана. Они предложили экстренное "кризисное вмешательство" для решения социальных и эмоциональных проблем, выделив два подхода в этих случаях. Генетический подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления. которые может пережинать значительное число людей независимо от индивидуальной психодинамики - такими случаями вполне могут справиться пара-профессионалы и добровольцы. Другой подход - индивидуальный - требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы. Привлекательность теории кризиса для социальных работников обусловлена ее совместимостью с их собственным подходом, который исторически был основан на работе с индивидами и семьями в ситуации сильного стресса. Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием и переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов. Нам хочется констатировать, что социальная работа с кризисами в настоящий момент возможна на уровне индивида и групп. Что касается общества и всего человечества, автор данной работы достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе.
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Методология является стержнем любой науки. Анализ любого сложного социального явления требует, в первую очередь, строго соблюдения общих для всех наук и специфических для отдельной науки, или конкретной ее отрасли методологических принципов. Особенно важны методологические принципы в тех областях, которые касаются человеческого сознания и психики. Значимость методологии как совокупности принципов и способов организации теоретической и практической деятельности возрастает при социальной и психологической работе С КРИЗИСНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ личности и кризисной личностью. Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности. Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна (195). Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений. На наш взгляд, методология это не только система принципов, приемов и средств теоретического познания действительности, но и практического воздействия на нее. Знание является реализованной силой в той мере, насколько она может служить потребностям общества и личности. Методология социальной работы должна быть соизмерена обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе. Именно это является условием ее эффективности. Методологические принципы, которые являются теоретической и практической базой для работы с кризисными состояниями, мы можем подразделить вслед за Г.М. Андреевой [Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 5-8] на три уровня анализа: Система научных методов на всех уровнях составляет главное содержание конкретной методологии социальной работы вообще и работы с кризисной личностью, в частности. Методология в социальной работе, на наш взгляд, представляет собой не только "учение о методах" познания и объяснения социальных явлений, но и направленных на преобразование этих явлений, входящих в сферу интересов социальной работы. По этой причине каждый уровень методологии работы с кризисной личностью мы будем рассматривать в преломлении к объекту нашего анализа. Это касается и общей методологии. По отношению к специальной или частной методологии мы, кроме нашего понимания, будем еще раскрывать парадигмы различных подходов, направлений, школ современной психологии и социальной работы. Что касается третьего уровня, мы будем исходить в основном из прагматической ориентации данной работы. Нас конкретные методы исследования будут интересовать настолько, насколько они раскрывают кризисное состояние личности. Основной акцент мы будем делать на методах воздействия, методах взаимодействия с кризисными состояниями личности и с кризисной личностью. Тем более в социальной работе, может быть, даже больше, чем в других социальных науках, наличествуют и те методы, позволяющие решать совершенно конкретные, обыденные задачи, которые ученые относят к классу "здравого смысла" [Ю.М. Забродин, 1990-1992]. Более того, многие социальные работники являются практическими помощниками других людей настолько, насколько они используют эти методы "здравого смысла". По нашему убеждению, система научных методов социальной работы с самого начала ее оформления в самостоятельную отрасль знания, различалась по целям их создания и применения: Основную задачу мы видим в раскрытии второго класса методов, не забывая при этом, важности и значимости методов первого класса. Общая методология. Принцип целостности. Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и психотерапевтом. Социальная работа является максимально интегративной дисциплиной. Принцип целостности предполагает системный, целостный характер самой профессиональной деятельности социального работника. Если посмотреть на социальную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, специализирующиеся строго в своей области. Но социальная работа пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного характера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности. Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах "профессионал - личность" и "профессионал-группа" психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными. Поэтому, для нас важна методологическая рефлексия личности и человека. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации. Данное определение позволяет нам: Мы будем придерживаться следующего определение системы: система - это совокупность двух или более элементов, удовлетворяющая следующим трем условиям: В качестве базисных посылок, описывающих принцип целостности, мы можем обозначить следующие положения: Методологический принцип целостности является краеугольным камнем не только в познании предмета социальной работы, но и стратегической отправной точкой построения профессиональной деятельности исследовании. Принцип целостности в исследовании кризисной личности предполагает: Целостность в исследовании дает возможность вскрыть глубинные связи, раскрыть субстанциональные свойства, сущность и выявить тем самым качественную определенность кризиса, способ его существования и одновременно выстроить адекватную систему выхода из него. Генетический принцип. Наиболее адекватное и инструментально полезное описание проявления генетического принципа в развитии личности и кризисных состояний, существует в теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения. Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпонентная система, каковой является человеческая психика, имеет потенциально множество векторов своего развития. Эти пути определяются в критических точках - точках бифуркации, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направление своего дальнейшего развития. В точке бифуркации даже небольшое добавочное воздействие на систему может положить начало эволюции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы. До очередной критической точки система будет функционировать на детерминистских началах в соответствии со своей природой. Это так называемые принципы избирательной неустойчивости и вероятностного отбора состояний. "Режим обострения" в ходе эволюции системы означает следующее. Внутри сложной системы между ее отдельными участками устанавливаются конкурентные отношения. Среди них выделяется один основной, быстро развивающийся процесс, подавляющий все остальные, и сам этот процесс идет с все большей скоростью. Таким образом побеждают все более совершенные формы, возникающие быстрее и раньше других. Данное явление связано с четвертым свойством нелинейной системы - с ее автономностью, независимостью от исходных условий возникновения. Суть последнего в том, что система как бы забывает условия своего происхождения, другими словами, раз возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности. Когда система дойдет до очередной точки бифуркации, структура вновь окажется в состоянии неустойчивости и вероятностного выбора, однако последующий выбор будет выбором в границах уже найденного пути эволюции, т.е. его усилением и усложнением. Это обуславливает особую значимость ранних этапов в эволюции человека как системы. Эти закономерности позволяют сделать предположения о взаи-модействии внутри компонентов системы. Внутренние участки многокомпонентной системы ведут себя в некоторой степени как отдельные системы: самоподдерживаются, наращивают свою структуру, взаимодействуют, конкурируют за обладанием ресурсами. Выделяющаяся среди них наиболее активная структура эволюционирует в режиме с обострением и автономизируется, т.е. внутри системы начинает функционировать не как ее часть, а в большей степени как самостоятельная система. Эту закономерность особенно хорошо мы можем наблюдать при работе с клиентами в кризисном состоянии, когда их сознание как бы полностью "поглощено" проблемой. Эта новая система работает на свой собственный рост и относится к материнской системе как к окружающей среде: черпает из нее ресурсы для поддержания автономии. Для сохранения своей целостности материнская система должна "родить" новую автономную систему, отделить от себя, либо разрушить автономию, в противном случае значительную часть своих ресурсов ей придется тратить на поддержание, точнее, на содержание новой системы. Задача социального работника заключается в том, чтобы девальвировать систему, представляющуюся как проблемная. При этом стратегии работы могут быть разные: перекрытие энергии и информации, которая поддерживает систему, уничтожение системы, вывод ее вовне с тем, чтобы система восстановила гармоничное соотношение между своими частями. Работа с кризисными состояниями личностью с использованием генетического подхода основана на выполнении следующих пяти положений, лежащих в основе самоорганизации систем. При этом проблемные, кризисные состояния личности мы можем рассматривать как систему, которая находится в точке бифуркации, дисбалансированную под воздействием внутренних или внешних факторов. Положение 1. Выбор степеней свободы, необходимых для достижения цели, и отказ от лишних степеней свободы, что создает упорядоченную структуру взаимодействия компонентов в процессе самоорганизации. Связи между отдельными параметрами системы, ограничивающие их свободу, образуют жесткие или гибкие связи, выполняющие условия баланса - закона сохранения, когда существует равнодействие внутренних и внешних сил. Наблюдения показывают, что личность, вошедшая в "зону социальных рисков" (болезнь, потеря работы, выход на пенсию, инвалидность и др.), испытывающая психическую травму или психодуховный кризис, часто дезориентирована в целях в связи или с увеличением степеней свободы или их тотальным сокращением. И в том и в другом случае личность как сложная система может быть дезорганизована: Положение 2. Система должна быть открыта для обмена энергией, информацией, веществом. Закрытые системы через определенное количество времени обречены на психопатологию, деградацию и смерть. Подводимые к системе энергия, информация, вещество создают неравноценную ситуацию, необходимую для возникновения процессов самоорганизации самосогласованных кооперативных процессов. Управление самоорганизацией ведется на основе естественных свойств системы путем изменения подводимой энергии, информации, вещества, изменением свойств системы, изменением взаимодействия внутри системы: сжатия или ослабления - расширения связей между компонентами, участвующими в самоорганизации. Сжатие связей отвечает состоянию в будущем, расширение - в прошлом, что позволяет разработать процедуру перевода из старого к новому, более предпочтительному. Это состояние может быть как состоянием вырождения и деградации, так и более высокого уровня упорядоченности. Один из вариантов управления системой - введение в ее структуру новых единиц влияния (коммуникативных, информационных, энергетических) на процессы взаим
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|