Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 10 глава




ГИБКОСТЬ КОНТЕКСТА
В психологическом плане этот элемент является для освоения самым сложным. Основной причиной этому является сужение, ограничение поля выбора. Очень трудно достаточно долго быть в зоне "РАВНОСТНОСТИ" для личности. Собственно, некий набор ограничений мы и называем личностью - у каждого индивидуальная мозаика "ТАК" и "НЕ ТАК".

Чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации. Наше сознание постоянно относит подобное к подобному и встречаясь в жизни с какой-либо ситуацией, в которой мы привыкли вести себя соответствующим образом, мы не задумываемся над тем, что выбор у нас огромен, а идем по проторенной, привычной дороге. Как часто мы говорим фразы типа: "Ну как я могу не раздражаться, когда меня толкают в автобусе...", "Цены в магазинах такие бешеные...", "За лучшую работу платят гроши... " и т.д.

Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, описывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбора: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других.

К сожалению, часто современный человек суживает свой выбор к более узкой схеме, чем описано у Фестингера. Тут более подходит элементарная схема "Стимул - Реакция" классического бихевиоризма Торндайка.

Люди, существа бесконечно свободные - действуют почти автоматически. Восприятие человеком жизненной ситуации, конкретного переживания неизбежно включает в себя отношение к ним. Мы не можем быть "регистрирующими автоматами", мы постоянно оцениваем ситуацию, людей, свои чувства и ощущения. Но, к сожалению, мы далеко не всегда можем отличить нашу оценку от самой ситуации, от самого переживания.

Применение понятия "Контекст" в Свободном Дыхании имеет несколько другое содержание, чем это принято в психологии. Контекст (от лат. contextu - тесная связь, соединение) в психологии определяется как обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений, отрывков текста). В Свободном Дыхании бытует более широкое толкование этого понятия. Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и переживаемой жизненной ситуации.

Реальность, которая нас окружает - нейтральна. Она никакая, пока не соприкасается с нашим осознанием. Это очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство. Это похоже именно на фонарь, а не на факел. У кого-то фокус этого фонаря четок, ясен, у кого-то расфокусирован, рассеян. Кто-то может держать этот фонарь в цепких руках своей воли, и луч осознания как меч в руках зрелого воина направлен и остер. У другого фонарь как в руках у пьяного или обкуренного гашишем - скользит бесцельно. У одного свет сильный как прожектор, у другого слаб и еле теплится. И реальность выхватывается разная - у кого-то гармония, стройность, у кого-то бардак и грязь.

В чем главное отличие этого света? Оно напоено отношением, оценкой и переживанием. В этом основное отличие человеческого света осознания - оно всегда пульсирует чувством, отношением. Именно эту пульсацию мы называем контекстом. Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по разному. Например, боль в голени может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

У нас есть набор "рамочек" и "цветных стекол", через которые мы воспринимаем мир. "Так правильно", "так неправильно", "это хорошо", "это плохо" - вот оценки, регулирующие восприятие. Их можно назвать "контекстами", поскольку это не сама ситуация или состояние как таковое, а наше отношение к ней. Вот идет дождь на улице, мелкий, долгий, осенний, хотя и апрель на улице. Для кого -то такая погода - это плохо, мерзко, ужасно. Для кого-то такая погода - хорошо, радость очищения, полнота жизни. Для кого-то такая погода - вершина философской грусти. Просто идет дождь на улице, но у каждого свои "очки" (разных-разных цветов), свое отношение и смысл - переживание смысла, напоенного отношением.

К чему приводит наличие этих оценок, рамок, контекста восприятия?

Во-первых, часто мы принимаем нашу оценку за саму реальность. Во-вторых, мы привязываемся к определенным контекстам и тем самым лишаем себя выбора отношения. Ведь оценка эта чаще всего осуществляется неосознанно. В какой-то момент жизни мы делаем (чаще всего неосознанно, в детстве) такой выбор, принимаем неосознанное решение относится к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны "Я" и "НЕ Я". Это разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок "Я" и живем на нем. И боимся, или не можем или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его "НЕ Я". Но все это - лишь результат нашего выбора. Ограниченность точки зрения "хорошо- плохо" прекрасно иллюстрируют суфийские притчи. Человек умирает в результате случайности. Какая жалость! Затем выясняется, что он был в пути, чтобы убить халифа. О, как хорошо, что он погиб! Затем выясняется, что халиф сошел с ума, и ближайшие два года будут несчастьем для страны. Как жаль, что тот человек не добрался до него! И т.д. Сам контекст не может быть "плохим" или "хорошим", он может быть только эффективным или неэффективным, адекватным или неадекватным ситуации. Если мы не получаем в жизни, в работе, в отношениях того, чего мы хотим - наш контекст, наше отношение, наш способ восприятия этой части реальности - неэффективны, они "не работают".

Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным. Зона в человеческом осознании "Равностность" - пространство мно-гомерных контекстов, область реальности, в которой мы можем существовать свободно, выбирая любое отношение и переживание реальности. Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуации. Этот принцип означает возможность замены одного контекста другим в результате свободного выбора. Гибкость контекста является основой целостности и внутренней гармонии. Каждый человек имеет возможность, безусловно принимать любое ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т.д., приходящие в поле его осознания и быть благодарным за то, что они больше не подавленны и не отвержены. Искусство безусловного принятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы не был феномен, приходящий в потоке жизни или в процессе связного осознанного дыхания, можно принять с любовью и радостью. Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень важное значение. В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную. Но ни одна психотехнология не может привести человека к многомерным контекстам. Только сам человек может выбрать любое отношение к реальности, ибо он и есть творец реальности. Гибкость контекста это просто умение, в котором можно бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не только в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.

АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ.

"То, что делается ради любви,
происходит вне сферы добра и зла"
Ф.Ницше, "По ту сторону добра и зла", ст. 153

Можно следующим образом определить этот элемент: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, физическим и социальным условиям проведения процесса. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к инструкторам, к процессу проведения сессий является психологическим условием полного расслабления и обеспечивают успешность работы с другими элементами Свободного Дыхания. Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте инструкторам, доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в процессе - экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания легкости и эффективности.

В " Трех корзинах", каноническом тексте буддизма, написано что, когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он " посмотрел на мир живой и неживой долгим и милосердным взглядом". Именно это состояние является для нас эквивалентом: " Есть активное доверие". Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: " Да будет воля Твоя, а не моя". Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает индивидуальную волю, свое намерение, силу желания и нежелания потоку жизни. Что подразумевает человек, когда говорит: " Я ему полностью доверяю". Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуации, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность дополнительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДОВЕРИЕ. Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения - зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты - всем и всему.

Атмосфера взаимного доверия является условием эффективной работы любой группы (тренинговой, учебной, трудовой, научной и др.). Климат доверительного общения - один из фундаментальных элементов тренинга, в решающей степени обуславливающий его результаты. Именно палитра доверительных открытий, проявлений, превращает группу в систему зеркал, в которых каждый может увидеть свой собственный образ, заглянуть во внутренний мир партнера или интимные процессы группы. Активное доверие является одновременно индивидуально-психологическим и социально-психологическим элементом по содержанию, по своей внутренней структуре. Активность доверия означает его проявленность, жизненность, не как потенция, а как качество и умение, ежечасно применяемое в жизни и сознательной деятельности.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ГАРМОНИИ И ДУХОВНОМУ РОСТУ.
Часто в расширенных состояниях сознания, вызванных связным дыханием, люди испытывают то, что в терминологии Ф. Перлза можно обозначить как "минисаттори". На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым. Но затем, когда тренинг заканчивается и проходит некоторое время, люди говорят: "Все ушло, мне было так хорошо, а теперь все стало по-старому". Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние внутренней целостности и гармонии, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, внести его в жизнь. Если применять пять принципов в тех ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день, то возможно если не удержаться, то вновь и вновь возвращаться к состоянию целостности. И для того, чтобы испытать его не обязательно уезжать на Тибет или в индийский ашрам, путешествовать с тренинга на тренинг. Достаточно вновь и вновь обращаться к каждому из этих принципов, пока они не войдут в плоть и кровь, растворятся в потоке существования и создадут новое, удивительное и гармоничное качество Вашей жизни. Каждый из пяти принципов является потенцией, обладает возможностью прорыва в скрытый и сокровенный порядок бытия, в благородную истину, полноту существования, гармонию. Каждый принцип сам по себе - прорыв к целостности. Но возможности становятся в 10, 100, 1000 раз реальнее, когда человек делает шаг в пространство всех пяти принципов.. Пять принципов, о которых шла речь в этой книге, являются элементами психотехнологии Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:

- полнее реализовать свой творческий потенциал,
- даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления,
- быстро восстанавливать эмоциональное равновесие,
- стать более независимым от внешних воздействий,
- повысить работоспособность,
- принимать людей и ситуации такими, какие они есть,
- чувствовать радость от общения с людьми,
- эффективно делать выбор, когда это требуется,
- научиться лучше владеть своим телом.

Семь лет работы в пространстве Свободного Дыхания показывают, что пять элементов - наиболее эффективная и гармоничная система поддерживания духовного равновесия для любого человека - независимо от пола, возраста, цвета кожи, религии, нации и степени здоровья.

Контекстуальные тренинги.
Заканчивая обзор направлений, использующих связное дыхание, нельзя обойти вниманием многочисленные семинары, имеющие конкретную психологическую или социально-психологическую проблемную направленность и технологическую структуру, и использующих как основной способ работы измененные состояния сознания. Эффективно заданный контекст /лекции, беседы, медитации, визуализации, телесноориентированные и др. психотехники/, влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задается в контексте.

Примерами таких контекстуальных тренингов могут служить такие, как "Изнанка жизни" (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесноориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания - работа с танатофобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), "Дыхание любви" (тренинг взаимоотношений на уровнях: "Я"-"Я", "Я"-"Тело", "Я"-"Другой", "Я"-"Родители", "Я"-"Другие", "Я"-"Человечество", "Я"-"Бог"), "Поцелуй Пуруши"(глубинная работа с Анимой и Анимус)" Чарующее пространство внутренней целостности" (тренинг, направленный на освоение пяти элементов Свободного Дыхания и навыка интеграции) и др. Как правило это авторские тренинги, позволяющие направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы и повышающие индивидуальную эффективность.

Диагностические методики.
На теоретических основах психодиагностического исследования на уровне конкретной методологии мы уже останавливались выше. Поэтому сразу остановимся на конкретных методах. На первом этапе знакомства с кризисной личностью, как правило, проводится собеседование. Собеседование кроме диагностического имеет психологическое и терапевтическое значение (77,94, 145).

Собеседование с кризисной личностью. Структура.
Все собеседование можно условно разбить на четыре этапа: введение, ориентация в проблеме клиента, воздействие, выработка плана совместных действий.

Первоначальное собеседование должно подчиняться определенной идее. Социальному работнику важно поставить перед собой вопросы:
Что я хочу получить в результате собеседования?
Как этого добиться?
Что нужно уметь для этого?

Важно развить умение отделять информацию о том, что клиент говорит, от того, чего он хочет. Практика обучения показывает, что многие фиксируют свое внимание на том, что клиент говорит, (на содержании). Это важно, но необходимо также научиться контролировать процесс собеседования как особый объект. Существует общая схема собеседования. Люди излагают свои проблемы по-разному. Одни говорят о фактах, другие - о чувствах, третьи - о своих желаниях, суждениях, мнениях. Известна притча о том, как один прохожий спросил у работников, выполняющих одинаковую работу: "Что вы делаете?". Один ответил: "тачку везу", другой, - "кирпичи везу", а третий, - "храм строю".

Профессионализм социального работника состоит в умении увидеть за совокупностью фактов, чувств и мнений проблему клиента, сформулировать ее и предложить пути решения. Разбивая собеседование на этапы, работник существенно облегчает свою задачу. Собеседование, построенное на определенной методике позволяет чего-то не упустить, не забыть.

1. Введение к собеседованию.
Этап введения занимает несколько минут (1-2). Хорошо построенное введение помогает установить контакт, найти общие интересы, создать общую обстановку, прояснить задачи и последовательность действий. Многие клиенты в первые минуты разговора чувствуют себя неуверенно. В это время на клиента воздействуют много сигналов, которые обрабатываются мозгом и обуславливают его настороженность. Психологи называют эту реакцию ориентировочной. У некоторых людей ориентировочная реакция повышена, т. е. им нужно время, чтобы осмотреться, придти в себя, почувствовать отношение собеседника. На человека оказывают воздействие обстановка, мебель, цвет стен, вид за окном, внешность и выражение лица социального работника, темп его речи. Надо дать вошедшему некоторое время для адаптации. Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться т. н. "Вы - метода". Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны сотрудника. Выдержав паузу социальный работник должен представиться, соблюдая схему "я-мы-Вы". Имеется в виду, что в обращении к клиенту должны фигурировать имя и должность сотрудника, упоминание о самом клиенте и о необходимости совместных действий и усилий. Это может выглядеть примерно так: "Меня зовут:, Я готова помочь, выслушать: Ваши проблемы:, Ваши интересы:, Ваши желания:, Вы можете задавать мне вопросы: Вместе с Вами мы наметим возможные варианты решения Вашей проблемы:, наши взаимные обязательства:". Важно создать атмосферу дружелюбия, доверия, расположить клиента к искренности. В бихевиоризме есть выражение "поведение рождает поведение". Это означает, что поведение клиента отчасти обусловлено поведением сотрудников службы занятости, а также степенью совпадения ожидаемого и реально увиденного.

2. Ориентирование в проблеме. Диагноз.
Трудности, встречающиеся на этом этапе:
клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть плохая речь, невнятная дикция, он не может правильно сформулировать причины, которые привели его на прием.
клиент не знает, что нужно для успешного выхода из кризисного состояния.
клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний.
клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника.
клиент не верит в собственные силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

Чтобы понять состояние клиента, необходимо получить от него конкретную информацию. Условно ее можно разделить на 3 блока: обстоятельства, состояние здоровья, цели и планы. Следует помнить также, что в формальном собеседовании действует правило: не спросили - не ответил. Следование данной методике позволяет получит наиболее полную информацию о клиенте, не упустить важных деталей.

3. Воздействие на клиента.
Перед социальным работником стоят 2 основные задачи, которые должны быть решены на этапе воздействия.
Первая - разработать стратегию выхода из кризисной ситуации. Для решения этой задачи необходимо выяснить у клиента на этапе ориентирования его увлечения, интересы, склонности, мотивацию.
Вторая - разработать психотехническое обеспечение этой стратегии.

Если проблемная ситуация по своей интенсивности не позволяет ее разрешение в обычных условиях, то нужно организовать встраивание клиента в тренинговую или психокоррекционную группу. Задача социального работника состоит в том, чтобы воздействовать на него и изменить его приоритеты, применительно к объективной ситуации. Эта задача достаточно сложная. Решить эти задачи можно при помощи воздействия на мотивацию клиента. После этапа воздействия переходят к выработке совместных действий. Это заключительный этап собеседования. Каждый из участников беседы должен сформулировать для себя и для другого, что он должен сделать и к какому сроку. Социальный работник должен изложить требования к клиенту, обеспечить возможность проверки того, что он делает, реалистичность предлагаемых клиенту мер, их доступность для клиента.

Включенное наблюдение как метод исследования эмоционального состояния клиента и особенности терапевтичесой беседы.
Беседа с клиентом в кризисном состоянии вряд ли принесет желаемый результат, если не учитывать его эмоциональное состояние в данный момент. Как мы указывали выше, кризисные состояния обладают негативным эмоциональным содержанием. Эмоции, которые испытывает человек во многом определяют его поведение и влияют на решения, которые он принимает. Эмоциональное состояние клиента может повлиять и на его отношение к социальному работнику, а иногда и внести существенные искажения в его оценку той информации, которая в данный момент обсуждается. Интонации являются отличительным признаком внутренней напряженности. По интонациям можно судить о степени значимости для человека происходящего здесь и сейчас. На прослушивании интонации основан метод "воспроизведения", когда человека просят рассказать "в лицах" какой-нибудь диалог, чтобы по интонации вынести суждение о психологической подоплеке межличностных взаимоотношений. Наблюдения показывают, что произносящий слова человек фиксирует свое внимание на содержании того, что говорит, в то время как слушающий бессознательно фиксирует внимание на интонации. Сознание реагирует на интонацию раньше, чем на смысл слова и соответственно настраивает организм. Если тон голоса неприветливый, раздраженный, угрожающий, а слова - нейтральные, то организм настраивается на самозащиту. Механизм такого реагирования врожденный. Профессиональная задача социального работника, имеющего дело с напряженным клиентом, заключается в том, чтобы отстроиться от интонации клиента. Какой бы вызывающей и оскорбительной она не показалась, следует помнить, что это прежде всего признак кризисного состояния и фрустрации, т. е. реакция на проблему, с которой столкнулся клиент. Внутреннее напряжение, охватившее собеседника, сигнализирует о том, что он воспринимает ситуацию как угрожающую или как значимую или как неразрешимую. Тон, которым он разговаривает, не осознается и не направлен лично против кого-то. Это может быть своего рода самозащита. Следует относиться к негативным интонациям клиента профессионально, т. е. без обиды, без желания ответить тем же. Не имеет смысла бороться с человеком, находящимся в кризисном состоянии.

В беседе с враждебно настроенным клиентом консультант обязан контролировать свои интонации. Голос должен быть спокоен, уверен, доброжелателен. В нем не должны присутствовать интонации угрозы, раздраженности, силового давления, а также заискивания, жалости, "сюсюкания".

Если против воли голос срывается, то советуют представить себе, что разговариваешь с выздоравливающим человеком или гладишь кошку, или читаешь сказку выздоравливающему ребенку. Нужно следить за тем, чтобы голосовые связки не напрягались. Шея, спина, плечи и живот должны быть расслаблены, не напряжены.

Не следует также говорить разгневанному посетителю, что он неправильно себя ведет. В большинстве случаев люди отдают себе отчет в том, соответствует ли их поведение правилам приличия или нет. Можно попробовать работать на "контрастах", сделайте вид, что все в порядке и говорить доброжелательно и спокойно.

Необходимо выдержать некоторую паузу, если посетительница заплачет. Плачущего человека иногда трудно успокоить словами "успокойтесь", перестаньте". Плач является непроизвольной и неуправляемой реакцией и чтобы он прекратился необходимо время. Если же говорить человеку, чтобы он успокоился, то это будет подкрепляющим сигналом и усилит плач. Задавайте клиенту вопросы, которые раскроют его эмоциональное состояние только в тот момент, когда основная эмоциональная разрядка произошла.

Дайте возможность выговориться раздраженному человеку. Спустя некоторое время спросите его, в чем он видит свою проблему. Подождите, пока он ответит и задайте следующий вопрос, чего он конкретно хочет, как с его точки зрения эту проблему можно решить, что этому мешает. Задавая последовательно блок вопросов, Вы покажете клиенту свое расположение и переведете его энергию с эмоционального уровня на рациональный. Необходимость отвечать на вопросы тормозит эмоции и заставляет сосредотачиваться на проблеме.

Помогает установить эмоциональный контакт с посетителем метод "поглаживания". Этот термин взят из детской психологии. Мать гладит плачущего младенца, взрослый гладит ушибленное место, страдающий от зубной боли гладит щеку. Цель поглаживания одна - унять боль в кризисном состоянии. Так и взрослого растроенного человека требуется иногда "погладить", т. е. сказать ему что-нибудь приятное, неформальное, выходящее за рамки статусно-ролевых отношений. "Поглаживание" должно повысит статус клиента в его собственных глазах, помочь ему расслабиться, освободиться от тревоги. Порой необходимо в прямом смысле дотронуться до клиента, положить ему руку на плечо или предплечье, погладить руку. Касание рукой иногда помогает снять раздражение, успокоить плачущего. Можете попросить клиента оказать Вам небольшую услугу и переложить какую-нибудь папку, что-то передвинуть или переставить. Вовлекая его таким образом в совместное действие, Вы делаете его своим неформальным партнером. Также хорошо снимает раздражение шутка, юмор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...