Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темперамент личности и элементы НЛП в понимании и взаимодействии с клиентом во время беседы.




К числу наиболее значимых характеристик человека, которые должны учитываться при всех формах делового общения и сотрудничества относят, во-первых, его устойчивые индивидуальные характеристики психики, проявляющиеся в особенностях его темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), и, во-вторых, относительно устойчивые социально-личностные характеристики, проявляющиеся, в частности, в особенностях восприятия и представления информации, которые обычно обозначают термином "модальность". Как показывают специальные исследования, люди нередко не добиваются достаточного понимания со стороны собеседника именно потому, что в ходе делового общения не учитывают к какому типу темперамента и модальности относится их партнер (47, 188)). Так, если он холерик или сангвиник, то не следует особенно затягивать беседу, холерик сразу хочет "взять быка за рога", и любая задержка заставляет его волноваться. Сангвиник быстро адаптируется к новым условиям и начинает "диктовать" стратегию беседы. Меланхолик и флегматик предпочитают медленный разговор. Меланхолик испытывает напряжение в непривычной обстановке и нуждается в постоянном получении подтверждения, что к нему относятся с симпатией. Флегматик же испытывает потребность в том, чтобы оглядеться, изучить собеседника. Что-то подобное происходит с людьми разной модальности; каждый человек привык говорить с использованием определенного набора слов, соответвующего его модальности. Именно это обстоятельство приводит к тому, что партнеры с трудом понимают друг друга, каждый из них пользуется своим, характерным для него набором слов, который собеседником не воспринимается.

Применительно к рассматриваемой проблеме, специалисты выделяют три основных способа (типа) восприятия и представления информации в ходе вербального общения между людьми:

Визуальная модальность.
Визуалист - человек, мыслящий образами. Ему важно представить себе нечто, "нарисовать", образ, картину и только после этого он сможет понять услышанную информацию или высказать свою мысль.

Аудиальная модальность.
Аудиалист обязательно должен услышать какую-либо информацию, логически ее обработать и только после этого пользоваться ею.

Кинестетическая модальность. Кинестетик - это человек чувств.

Для того, чтобы эффективно работать с информацией, он должен почувствовать ее содержание, как бы пропустить ее через себя. "Чистых" аудалистов, визуалистов и кинестетиков найти трудно, однако у большинства людей та или иная модальность преобладает.

Однозначно определить доминирующий тип темперамента клиента за относительно короткое время общения с ним едва ли возможно, а с определением модальности конкретного клиента дело обстоит несколько проще.

С большой степенью достоверности можно отнести собеседника к представителю определенной модальности, используя определенные внешние признаки. У визуалиста плечи обычно расправлены, как правило он держит достаточно большую дистанцию, говорит быстро и громко, делает в речи паузы, как будто срисовывая с картины информацию, которую собирается сказать. В речи нередко можно слышать звуки "э:", "а:", "м:". Как правило, начинает фразу с местоимений "ты" или "Вы". В стрессе преобладает обвинительный уклон. Оценивает все вокруг, не относя это к себе. Аудалист - малоподвижен; жестикуляция практически отсутствует; для самоконтроля использует не ощущения, а логику; не любит контакта глаз; речь монотонная, как бы на одной ноте; когда говорит, смотрит на лоб собеседника. Часто использует выражения типа: "те, кто", "тот, кто", "каждый, кто" и т. п. Никогда не берет на себя ответственность, крайне редко употребляет местоимение "я". У кинестетика плечи и шея подаются вперед, дистанция максимально близкая. Для него характерны также текучесть в движениях, долгое рукопожатие; он любит прикасаться к партнеру руками. В стрессе выбирает тактику извиняющегося. В речи часто звучит местоимение "я". Дополнительную информацию о модальности клиента можно получить не только внимательно наблюдая за его манерой держаться и говорить, но и за тем, какие глаголы, прилагательные и наречия он обычно использует в своей речи. Именно эти части речи несут дополнительную информацию о ведущей модальности партнера по общению. Если в репликах клиента преобладают слова визуальной модальности: "Давайте посмотрим на эту проблему:", "Вы так ярко выражаете свои мысли:" и т. п., - ведущей модальностью этого человека будет визуальная. Преобладание глаголов, прилагательных и наречий аудиальной модальности ("Внимательно слушая Вас:", "То, что Вы говорите, созвучно моим мыслям"), - говорит о том, что перед Вами аудиалист. Выражения типа: "Я чувствую, что мы решим эту проблему", "Это очень тяжелый вопрос", - характеризуют преобладание в собеседнике кинестетической направленности. Однако самым надежным источником информации о партнере являются его глаза.

 

В зависимости от того, в какой модальности у человека идет переработка информации, его глаза в момент работы над информацией перемещаются в определенную зону. На рисунке показаны эти зоны и обозначены их значения. Перемещение глаз по зонам зависит не только от модальности, но и оттого, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти, или с конструированной информацией, т. е. Когда, мягко говоря, клиент немного фантазирует. Для того, чтобы выделить модальности партнера в зависимости от перемещения глаз в ту или иную сторону, нужно правильно формулировать вопросы, стимулирующие перемещение глаз. Кроме того, следует помнить, что на схеме показаны глаза человека, смотрящего прямо на собеседника.

Определяя модальность партнера, можно задавать ему соответствующие вопросы или обращаться с просьбами типа: "Вспомните, пожалуйста, по возможности точно, формулировку причины, по которой Вы были уволены с последнего места работы", "Какой у Вас был среднемесячный заработок в прошлом году?". Задавая вопросы, необходимо внимательно наблюдать за перемещениями глаз клиента. Если глаза человека идут из зоны 2В или 3В, или остаются на месте, т. е. в зоне 5ВЭ, то он может быть отнесен к визуалистам, поскольку эти зоны характеризуют эйдетическую модальность (эйдетика - память). Услышав вопрос визуалист сразу начинает работать с информацией, реально виденной ранее, извлекая ее из своей памяти. Если же его глаза переместились из зоны 6АЭ или 9АЭ, значит можно предположить, что клиент относится к аудалистам и в данный момент работает с информацией, реально слышанной им в прошлом, т. е., как и визуалист, обращается к памяти. Если после задания вопроса глаза собеседника переместились в зоны 7К и 8К, для него характерна обработка информации в кинестетической модальности, т. е. в сфере чувств.

Важно помнить, что содержание вопросов должно касаться реального прошлого партнера и логично вписываться в контекст беседы, иначе они произведут странное впечатление. И клиент либо подумает, что столкнулся с не совсем нормальным в психическом отношении человеком, либо поймет, что его своебразным образом тестируют. И в том, и в другом случае контакт будет нарушен, и беседа не получится.

Для эффективного общения с партнером очень важно определиться и с его зонами конструирования, т. к. нередко, отвечая на вопросы консультанта, клиент выдает информацию, которой в реальности не существует, которую он сконструировал (придумал) по ходу беседы. Зона 1ВК на схеме 1 характеризует визуальную сконструированную модальность, а зона 4АК - аудиальную сконструированную модальность. Лучше всего определить эти зоны можно путем постановки вопросов типа: "Представьте себе, как бы Вы выглядели бы в роли сиделки". Если в вопросах на выявление эйдетических зон просят вспомнить нечто из того, что он видел, слышал или чувствовал, то в вопросах на выявление зон конструирования - пофантазировать. При отсутствии уверенности в правильности определения зон, нужно задавать клиенту уточняющие вопросы по ходу изложения им своих мыслей и наблюдать, из какой зоны (памяти или конструирования) он будет "брать глазами" необходимую информацию.

У некоторых социальных работников сформировалась ошибочная установка на то, что если перед ними "проситель", то он и должен подстраиваться, а им самим не под кого подстраиваться не нужно.

В идеале следовало бы все время говорить на "языке" партнера, но постоянно вести диалог в модальности партнера очень трудно, и в нейтральных моментах беседы на модальность партнера можно и не обращать особого внимания. Но при подходе к главным частям диалога лучше придерживаться модальности собеседника. Конечно, одной фразой, построенной в соответствии с модальностью партнера, решить все проблемы нельзя. Но если клиент говорит: "Давайте посмотрим на:", то желательно, чтобы и консультант употребил слово "посмотрим". Для того, чтобы более эффективно подключиться к партнеру, нужно строить фразы в присущей ему модальности.

Умение слушать и слышать клиента.
Как это ни удивительно, еще сто лет не было ни психологии, ни психотерапии, ни социальной работы. Одновременно было меньше психосоматических и психических заболеваний, стрессов и кризисных явлений. Основная причина психического здоровья - это чувство общности с другими людьми, общинный склад жизни. Человек всегда мог найти другого и поведать ему о своих горестях - родственника, соседа, священника. Всегда был человек, который мог слушать и слышать.

Умение слушать является великим даром и залогом успешности не только психолога или психотерапевта, но и социального работника. Поэтому нам хочется привести несколько правил, соблюдение которых позволит сформировать в себе слушателя:

1. Активная поза слушающего. Установлено, что собранная поза помогает сосредоточиться и, наоборот, расслабленная поза немедленно вызывает снижение внимание и умственной деятельности (физическое расслабление немедленно ведет к умственному).

2. Устойчивая сосредоточенность слушающего. Устойчивая сосредоточенность предполагает, что слушающий удерживается взгляд на говорящем. Это помогает не только поддерживать сосредоточенность внимания, но и получить дополнительную информацию, наблюдая за глазами, мимикой, жестами говорящего. Замечено, что половина информации заключается не в том, что сказано, а в том, как сказано. Кроме того, устойчивая сосредоточенность помогает понять смысл, достоверность и ценность информации, мотивы и возможные побуждения говорящего, его модальность.

3. Применение на практике следующих правил хорошего собеседника:

- Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая.
- Помогите клиенту раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.
- Покажите говорящему, что Вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не ищите повод для возражения.
- Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
- Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего
- Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.
- Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает неверный смысл.
- Не допускайте спора или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.
- Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что Вы его слушаете.
- Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым и последним, т. к. все остальные зависят от него.

Логическая помощь при выходе из кризисной ситуации.
Мы в данной книге рассмотрели огромное количество подходов и технологий, которые применимы при работе с кризисными состояниями личности. Как это ни грустно, при всей их красоте в реальной социальной работе они применяются достаточно редко. Основной метод остается разговорный - метод беседы и часто, простраивая выход из кризисной ситуации, приходится убеждать людей. В связи с этим возрастает значимость навыка убеждать, то есть таким образом выстроить диалог, чтобы профессиональные взгляды социального работника были интроецированы в систему планов, внутренних ценностей, мотивацию клиентов.

Поэтому мы решили в конце этого методического пособия привести некоторые рекомендации по логическому конструированию диалога между социальным работником и клиентом:
1). Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.
2). Ведите аргументацию корректно по отношению к клиенту:
- открыто и сразу признавайте правоту клиента, если он прав;
- продолжайте оперировать только теми понятиями и аргументами, которые уже приняты вашим клиентом;
- сначала ответьте на аргументы клиента, а уж затем приводите свои собственные; - в любой ситуации сохраняйте вежливость.
3). Учитывайте личностные особенности клиента:
- старайтесь избегать простого перечисления фактов или аргументов, лучше покажите их преимуществ;
- употребляйте только понятную клиенту терминологию;
- соизмеряйте темп и насыщенность вашей аргументации с особенностями ее восприятия клиентом.
4). Старайтесь как можно нагляднее изложить клиенту идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом о его модальности.
5). Помните о том, что излишне подробная аргументация, "разжевывание" вашей идеи может вызвать резкое неприятие с его стороны, а пара ярких доводов порой достигает большего эффекта.
6). Используйте специальные приемы и методы аргументации и контраргументации:
-фундаментальный метод: заключается в том, что Вы сразу знакомите клиента с фактами, сведениями, которые являются основой вашего доказательства;
-метод поиска противоречия: состоит в том, что Вы выявляете противоречия в доводах и аргументах клиента;
-метод достижения последовательных выводов: в этом случае Вы постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводите клиента к желательному выводу;
-прием образного сравнения: Вы придаете яркость, образность, наглядность своим доводам;
-метод "да:, но": состоит в том, что Вы соглашаетесь с одной стороной аргументов клиента, а потом указываете другую их сторону;
-прием деления: Вы делите все имеющиеся аргументы на точные, противоречивые и ошибочные. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов;
-Метод игнорирования: Вы временно откладываете, не обсуждаете какой-либо аргумент, довод, если он не может быть не принят, ни опровергнут;
-метод акцентирования: акцент делается на те доводы, которые интересуют одного из собеседников;
-метод видимой поддержки: Вы, выслушав доводы собеседника, приводите новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют ваши аргументы, которые опровергают все доводы собеседника; -постепенная перелицовка: метод заключается в том, что Вы постепенно подводите клиента к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним;
-обращение к формальной структуре: В данном случае Вы для поддержки или опровержения какого-либо решения обращаетесь к предписаниям, формальным обязанностям, нормам, закону и т. д.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого, - М; Фонд "За экономическую грамотность", 1995 - 296 с.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М, 1993г. 399 с.

3. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на Дону, 1996г., с. 9, 18-20.

4. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М, 1987г., 126с.

5. Алмазов Б.Н. "Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися" - Уч. Метод. Пособие, ВНМУ, 1991, стр. 51-52.

6. Аминов Н., Молоканов М. "К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания". Сб. "Свободное Дыхание, еще один шаг" под ред. В.Козлова, Ярославль, 1992, стр. 75.

7. Антипин П. О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996г., с. 2.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990г., 302с.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. - М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

10. Р. Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика.- М.: PEFL- book, 1994 - 314 с.

11. Басин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии //Вопросы психологии.- 1971.- N 4.- с.101-113.

12. Басин Ф.В. К современному пониманию психологической травмы общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии.- М.,1974.- 115 с.

13. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПБ, 1992 - 400 с.

14. Бесков И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии.- 1994.- N 2.- с.35-42.

15. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.- Л.,1988.-338 с.

16. Бехтерева Н.П.,Вартанян И.Л. Механизмы деятельности мозга человека.- Л.,1988.- 667 с.

17. Бихевиоральная терапия. Учебно -методическое пособие. - Новосибирск, 1996.

18. Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993 - 105 с. 9 Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения.- М.,1979.Т.2.-с.118- 340.

19. Бозененкова М. Психологическая защита, образ "Я" и развитие личности ребенка. //Гештальт в работе с детьми. Материалы к конференции. /Ред. Шуварикова Е., М., 1996г., с. 27-28.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз- расте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

21. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упраж-нение. - СПб, 1994.

22. Бородкин Ю.С. Антифеины.- М.,1966.-232 с.

23. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека // Психологический журнал.- 1981.Т2.N3.- с.3-9.

24. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал.- 1984.Т.5.N1.- с.18-25.

25. Бреслав И.С. Паттерны дыхания. - Л.: Наука, 1984. - 206 с

26. Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. Л.: Наука, 1981. 280 с.

27. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий.- М.: МГУ, 1990.- 224 с.

28. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)// Вестн. Моск. ун-та, сер.14, Психология, 1995, 2, с.53-616.

29. Буддизм: Словарь/ Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. - М.,1992,287 с.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций //Вестник Московского университета.- 1984

31. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии.-1988.- N5.- с.27-37.

32. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал.- 1995.- N4.- с.90-115.

33. Вейн А. М., Биниауришвили Р. Г., Яхно Н. Н., Евстратова И.В. Характеристики ЭЭГ бодрствования у больных с генерализованными судорожными приступами // Физиология человека, 1980. Т.6, № 5. С. 790-798.

34. Вилюнас В.К.. Вестник Московского уневерситета №1, 1997 г. с.1- 10

35. Всехсвятский С. Интеграция через дыхание // Путь к себе. 1991а, N 12, С. 17-19.

36. Всехсвятский С. Отнеситесь к своему чувству как к самому любимому человеку // Путь к себе.- 1991б, N 16, С. 2-6.

37. Всехсвятский С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг /Ред. В.В.Козлов.- М.-Ярославль, 1992.- С. 3-14.

38. Всехсвятский С. Модели и методы эволюционно-ориентированной терапии /Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

39. Газенко О.Г., Малкин В.Б., Гора Е.П. // Физиология человека. -1981. - Т. 7, N 1. - С. 98

40. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: МГУ, 1988.- 320 с.

41. Ж. Годжфруа. Что такое психология. Т.1 - М.: "Мир", 1992.

42. Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М., 1995г., 44с.

43. Гора Е.П. Влияние произвольного управления дыханием на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков и юношей // Гигиена и санитария. 1989. N 2. С. 92-93.

44. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры.- Пер. с англ.- Подольск: Изд-во "С.Е.Т.", 1994.- 221с.

45. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.:Политиздат, 1987. - 286 с.

46. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе.-М.,1978. 270 с.

47. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. - СПб: Белый Кролик, 1996.

48. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1980. 270 с.

49. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД.- М.:ИНИОН, 1992. 312.

50. Гроф С. Приключения в самосознании.- М.: ИНИОН, 1991.- 80 с.

51. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и транс-ценденция в психотерапии.- М.: Центр "Соцветие", 1992.- 336 с.

52. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.,1994

53. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - Пер. с англ. А.И. Неклесса. - М: Трансперсональный институт, 1996.

54. Групповая психотерапия./ Под. ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера,- М.: Медицина, 1990.- 384с.

55. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. - К.: "Преса Украjни", 1992. - 176 с.

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993

57. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП "Соваминко", 1989. - 280 с.

58. Жизнь после смерти. Сборник. - М.: Советский писатель. Олимп., 1991. - 319 с.

59. Зайцев Ю.В., Лосев С.С. Влияние этимозола на долгосрочную память // Физиология человека.-1979.Т5.-с.175-177.

60. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей). - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина. - 1991.-640 с.:ил

61. Ф.Зимбардо. Застенчивость. - СПБ.: Питерпресс, 1996 - 384с.

62. Из Хаоса в Космос.- Сб. по материалам международного фестиваля "Тело. дыхание. Дух."/Под ред. В.В.Козлова.- М.1995.-172с.

63. Илюхина В.А.Нейрофизиология функциональных состояний человека.-Л.,1986.-156 с.

64. Ильясов Ф.Н. Информационная специализация и функциональная ассиметрия мозга // Психологический журнал.- 1987. - N6 1987.-с.27-33.

65. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестанского модернизма. - М.: Политиздат, 1991. - 236 с.

66. Кабанов М.М. Психотерапия и реабилитация в современной клинической медицине // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е. Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 76-85.

67. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал, 1992, N 6, С. 54-62.

68. Капустин С.А. Проблема образования невротических симптомов // Вестник Московского университета.- 1993.- N1.

69. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии.- 1993.- N5.-с.50-56.

69. Карсавский Б.Д. Медицинская психология.- 1978.-386 с.

70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985.- 304 с.

71. Ковалев В.В. "Клиническая динамика неврозов и психопатии", Москва, "Медицина", 1967, стр. 152-182.

72. Ковалев В.В. с соавторами "Нарушение поведения у детей с умственной отсталостью". Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, вып. 10, 1986, Москва, Медицина, стр. 1511-1514.

73. Козлов В.В. Дао трансформации. М., МАПН, 1998 - 101 с.

74. Козлов В.В. Свободное Дыхание. Методические указания.- рославль-М.: Центр "Соцветие", 1992.- 62 с.

75. Козлов В.В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.-24 с.

76. Козлов В.В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. Ярославль, 1992-50 с.

77. Козлов В.В.. И.С.Шемет. Применение интегративных психотех-нологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ., 1996 - 136 с.

78. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. Ярославль, 1996 - 52 с.

79. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий/ В.В. Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995.-304с

80. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания //Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

81. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. Кострома,1996 - С.20-29.

82. Козлов В.В. К определению понятия "интеграция". //Из Хаоса в Космос. /Ред. Козлов В.В., М., 1995г., с. 149

83. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания.- М., 1994.- 131с.

84. Козлов В.В. Целостный подход в социальной работе. // Социальная работа: история, теория и технологии./Под ред. Албеговой И., Козлова В. Ярославль: ЯрГУ 1997

85. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В. В.,Ярославль, 1997г., с. 12-13.

86. Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997г., 197с.

87. Козлов В. Духовное сердце трансформации. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В.М., 1997г., с. 8-19.

88. Козлов В. Настройки на тренингах по интегративным психотехнологиям. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. М., 1997г., с. 204-213.

89. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Теория. Практика. Наблюдения.- Переславль-Залесский: Гелиос, 1992.- 52 с.

90. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики, профилактики и коррекции психического здоровья педагогов. Дипломная работа. Барнаул, 1996г., 70с.

91. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики и профилактики психического здоровья педагогов. //Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений. Тезисы докладов краевой научно-практической конференции 5-6 мая 1997г. Барнаул, 1997г., с. 29-30.

92. Кондратенко С. В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами. //Творчество воли. /Ред. Козлов В.В., М., 1997., с. 110-114.

93. Кондрашенко В.Т.,Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск,1993.-478 с.

94. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. - 2е изд., перераб. и доп. - Мн: Выш. шк., 1997.

95.. О'Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в нейролингвистическое программирование./Пер. с англ. - Челябинск: Версия, 1997.

96.Корвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком, 1998.

97. Короленко Ц. П. Мифология пола. Канск, 1994г., с. 47-72.

98. Коробов М.Г. Изучение влияния эмпирически-ориентированной групповой психотерапии на личностные изменения.- Ярославль: Дипломная работа, 1996.- 52с. 25 Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.- Л.,1978.- 312 с.

99. Костюк П.Г. Кальций и клеточная возбудимость.- М.,1986.- 189

Купалов П.С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии.-М.,1978.- 273 с.

100. Кочетов А. К. Изучение гипервентиляционного синдрома у кандидатов в летное училище. Автореф. дис....канд. мед. наук. М., 1967. 17 с.

101. Краткий психологический словарь. - М., 1992 - 390с.

102. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в деятельности нервной системы //Физиология человека.- 1976.- Т.2.- с.891-906.

103. Крыжановский Г.Н. Новые представления о механизме нейропатологических синдромов и принципы ациональной патогенетической терапии //Принципы и механизмы деятельности мозга человека.- Л.,1985.- с.46-49.

104. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. М., 1988 - 427 с.

105. Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995, 290 с.

106. Лабиринты одиночества: перевод с английского./Сост.и общ. ред. и предисловия Н.Е.Покровского - М.: Прогресс, 1989 - 624стр.

107. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти// Психологический журнал.- 1992.- N2.-с.30-41.

108. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

109. Левашов М.И. Исследования общего, внутрилегочного газообмена и отдельных показателей гомеостазиса при моделировании гипервентиляционных состояний: Автореф. дис.... канд. мед. наук Казань, 1984. 22 с.

110. Ледер С. Теоретическая концепция клиники неврозов института психиатрии и неврологии в Варшаве // Групповая психотерапия/ Ред. Б.Д.Карвасарский, С.Ледер.- М.: Медицина, 1990, С 57-64.

111. Ледер С., Т. Высокиньска- Гонсер. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления//Групповая психотерапия/ Ред. Б.Д. Карвасарский, С. Ледер.- М.: Медицина, 1990, С. 12-45.

112. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. С-Пб., 1993г., 192с.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М, 1977.

114. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия./ ред. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

115. Лейнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву. Семинар: Пер. с нем. - М: Эйдос, 1996.

116. Либих С.С. Коллективная и групповая психотерапии // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е. Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 205-231.

117. Лисовская Е. Б. Самоактуализирующаяся личность. / Научно-техническая революция и социальная психология. М., 1981г., с. 76-84.

118. Личко А.Е. "Подростковая психиатрия". Ленинград, Медицина, 1985, стр. 77, 221-270, 380-381.

119. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. (Справочное пособие для врачей).- Л.: Медицина, 1986.- 280с

120. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984.

121. Ломов Б.Ф. Системность в психологии./Под. ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. - М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

122. Лукин-Григорьев В. Опыт организации и проведения терапевтических групп трансперсональной ориентации в Хабаровском городском психотерапевтическом центре. //Этюды о новой психотерапии. /Ред. Козлов В. В., Минск, 1995г.

123. Лукин-Григорьев В. В. Особенности феноменологии процессов холотропного дыхания в клинике пограничных состояний. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В.В., Ярославль, 1997г., с. 106-122.

125. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ИНСАН,РМФК, 1992. - 208 с.

126. Ляудис В.Я. Память как хронотопическая основа личностной самоорганизации// Вестник Московского университета.- 1991.- с.25-33

127. Мазур Е. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95/Ред. Хломов Д. Н., Долгополов Н. Б., Кедрова Н, Б., М., 1996г., с. 38-45.

128. Малвер А. Наука и религия. С-Пб: "Вестник знания", 1907, 80 с.

129. Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. - СПб.: "Питер" 1996.

130. Майков В.В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции. Методическое руководство. М., 1989.-62 с.

131. Малкин В. Б., Кочетов А. К., Асямолова Н. М. Гипервентиляция как функциональная проба // Проблемы космической медицины. М.: 1966. С. 42-44

132. Малкин В.Б. // Произвольное управление дыханием человека: Тез.программных докладов симпозиума. - Л.,1975. - С. 10.

133.. Малкин В.Б., Гиппенрейтер Е.Б. Острая и хроническая гипоксия. М.: Наука, 1977. 320 с.

134. В.Б. Малкин, Е.П. Гора Гипервентиляция (Проблемы космической биологии. Т.70) М., "Наука", 1990, 184 c.

135. Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А., М., 1982г., с. 108-117.

136. Менегетти А. Психология жизни. - С.Петербург.,1992. - 82 с.

137. Минделл А. Самостоятельная (уединенная) работа над собой. 1987

138. Миникес Л. Р., Шилина Н. Б. Групповая динамика и групповая психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996г., 34с.

139. Митрохин Л.Н. Мистицизм как историко-культурный феномен // Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38.- М.:Мысль, 1989, С. 3-50.

140. Мифологический словарь./ Гл.ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов.Энциклопедия,1991. - 736 с.

141. Мишлов Дж. Корни сознания. М., 1993 -480 с.

142. Молоканов М.В. Свободное Дыхание как путь профессионала. (Свод: переводы. Творчество. Исследования. Выпуск 2). - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.- 208с.

143. Молоканов М.В. О когнитивном подходе к альтернативной психотерапии // Международный Форум Информатизации (МФИ-92). Конгресс N 1. Секция: Информатизация в здравохранении. Тезисы докладов. 24-28 ноября 1992 г.- М., С. 20-21.

144. Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с ПВК практического психолога.//Психологический журнал, №1, 1995.

145. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994г., 144с.

146. Мясищев В.Н. К вопросу теории психотерапии // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е. Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 12-24.

147. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: Прометей, 1989.- 288 с.

148. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспектива развития.// "Психологический журнал" 3/1992

149. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США.- М.: Прогресс, 1984.- 303 с.

150. Р.С. Немов Психология. Т. 1. - М.: Просвящение., 1997 - 547с.

151. Низовцев В.П., Левашов М.И. Исследование функциональных сдвигов в состоянии организма при проведении дозированных гипервентиляционных нагрузок на фоне нормоксии и гипоксии // Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тез. докл. VII Всесоюз. конф. по космич. биологии и авиакосмич. медицине. М.; Калуга, 1982. С. 181-182.

152. Никифорова Б.З. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности// Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38.- М.: Мысль, 1989, С. 296-315.

153. Николаевский Б.С. Опыт гипервентиляции над школьниками нормальной школы I ступени // Казан. мед. журн. 1930. Т. 26, N 1. С. 72-77.

154. Новиков В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехнологиях. //Творчество воли./ред. Козлов В.В. - М: МАПИ, 1997.

155. Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука. М., 1998 - 487 с.

156. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. С-Пб., 1995г., 232с.

157. Перлз Ф. С. Гештальт-терапия дословно. //Гештальт-96. /Ред. Хломов Д. Н., Немеринский О. В., Кедрова Н. Б., М., 1997г., с. 9-11.

158. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996г., 240 с.

159. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989.- 216 с.

160. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. Учебное пособие для высшей школы. - М.: РГГУ, 1994, 448 с.

161. Пиз А. Язык телодвижений. - "АЙ КЬЮ", 1992 - 262 с.

162. Попова Л.М. 22 года непрерывной искусственной вентиляции легких в случае паралича дыхательных мышц // Анестезиология и реаниматология. 1980. N 6. С. 3-7.

163. Популярная психология. Хрестоматия. - М.: 1990 - 339стр.

164. Потапов А.В. О возможности возникновения гипервентиляционного апноэ и потери сознания. Военно-мед. журнал, 1996, N 9, с. 46-48.

165. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиа-гностические методы. - М.: МГУ, 1989 - 176 с.

166. Психологические аспекты буддизма./ Отв. ред. Абаев Н.В. - Новосибирск.: "Наука", 1991 - 180 с.

167. Психологический словарь. /под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд.- М., 1997- 440 с.

168. Психологический словарь. /Ред. Петровский А. В., Ярошевский М, Г., М., 1990г., с. 91.

169. Психологический словарь./Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М: Педагогика, 1983.

170. Психология.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...