Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура потребностей Маслоу




Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потреб­ности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содер­жания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мо­тивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивация в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категории. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем. Эта теория состоит в следующем1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности, 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворе­ны в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. 3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастно­сти, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, при­вязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных до­стижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.5. Потребности самовыражения потребность в реализации своих потенциаль­ных возможностей и росте как личности. Мотивация и иерархия потребностей. По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлет­ворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, кото­рая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность сле­дующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лест­ницы факторов, определяющих поведение человека».Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удов­летворена. Использование теории Маслоу в управлении. Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивиро­вать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетво­рить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработ­кам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государ­ственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относи­тельно незначительную роль для большинства людей.

 

84. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Концепции управления персоналом. Принципы и методы УП.

Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов системы УП, включающая разработку концепции и стратегии к5адровой политики, принципов и методов УП организации. УП заключается в формировании системы УП, планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Существует 4 концепции УП в рамках 3 основных подходов: Экономический подход 1. Использование трудовых ресурсов.Появился в конце 19 в. и до 60-х гг. 20 в. Человек рассматривается через его функцию, т.е труд, измеряемый затратами рабоч. времени и ЗП. Организация – как машина, а человек – как деталь. 2 ) Органический подход 2. Управление персоналомПоявился в 30-х гг. 20 в. Научная основа – теория бюрократических организаций. Человек – через формальную роль, т.е. должность, а управление осуществляется через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции) 3. Управление человеческими ресурсами Человек – не как должность, а как невозобновляемый ресурс, элемент соц. организации. Рассматривается трудовая функция, соц.отношения и состояние работника. Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются боле важными, чем деньги в мотивации к труду. 3 ) Гуманистический подход 4. Управление человекомЧеловек – главный субъект организации и особый объект управления. Он не может рассматриваться как ресурс. Основоположник – лидер японского менеджмента – Мацусита и Морита. Стратегия и структура организации должны строиться исходя из желаний и способностей человека. Организация – как культура, а человек – как развивающееся в рамках определенных культурных традиций существо. Методы УП

1) Соц.-психологические- соц.планирование.участие работников в управлении. развитие коллектива

психологический климат.моральное стимулирование

- развитие инициативы и ответственности

2) Административные: структура органов управления..подбор и расстановка кадров.приказы и распоряжения.адм.нормы и нормативы. положения и инструкции3)Экономические:экон.планирование,материальное стимулирование,ценообразование,налоговая система

- экон.нормы и нормативы

В зависимости от характера воздействия на человека выделяют:1) Методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника.2) Методы информирования, полагающие передачу сотруднику сведений, которые позволяют ему самостоятельно строить свое орг.поведение.3) Методы убеждения – непосредственное целенаправленное воздействие на внут.мир и систему ценностей человека.

4) Методы адм.принуждения – основанные на угрозе или применении санкций

Принципы УП

1. Альтернативность – многовариантная проработка предложений по формированию системы УП и выбор наиболее рац.варианта для конкретных условий пр-ва. 2. Бюрократия - обеспечение разумного господства центрального звена упр-я над основной частью персонала для строгого выполнения нормативн.документов организации.

3. Гибкость – приспособляемость сист.УП к изменяющимся целям объекта упр-я и условиям его работы. 4. Децентрализация – в любых горизонтальных и вертикальных срезах системы УП должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или руководителей с передачей прав и ответственности на нижние уровни. 5. Единоначалие – концентрация власти в руках линейных руководителей. Работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником. 6. Иерархичность – В системе УП должно обеспечиваться иерархичное взаимодействие между звеньями управления, основанное на разделении власти, решений, информации по звеньям управления. 7. Коллегиальность8.Концентрация9.Личная ответственность 10. Научность11. Оперативность 12. Ротация 13. Согласованность

14. Специализация15. Справедливое вознаграждение

16. Централизация

17. Эффективность

Адаптация персонала

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...