Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БУДДА (Сиддхартха Гаутама)




(623-544 до н.э.)

Основатель одной из трех мировых религий — буддизма — Сиддхартха Гаутама, сын индийского князя, с детства жил окру женный заботой, роскошью и удовольствиями, изолированный отцом от окружающего мира. Но однажды юноша вышел за преде­лы дворца, столкнулся с больным, стариком, похоронной процес­сией, был поражен увиденным и понял, что жизнь бренна и полна страданий. Сиддхартха ушел из дома, много скитался, умерщвлял плоть, пока однажды ему не открылись великие истины и он стал «просветленным» — Буддой. Причину страданий Будда видел в страстях и желаниях, считал, что нужно отказаться от чрезмерной привязанности к жизни с ее горестями и радостями, чтобы впасть в конце концов в блаженное состояние нирваны. Основы буддизма изложены в священной книге «Трипитака».

ВОЛЬТЕР Франсуа Марн

(1694-1778)

Знаменитейший французский писатель и философ, патриарх Просвещения. Собрание его сочинений составляет 52 т., в том числе «Философские письма», «Философский словарь» и др. Из-под его пера выходили поэмы, романы, трактаты, памфлеты, эпиг­раммы — все было проникнуто верой в человеческий разум и кри­тикой феодально-абсолютиских порядков. Несколько раз сидел в Бастилии за свои убеждения. Был близко знаком со многими мо­нархами (был камергером Людовика XV, придворным поэтом и философом Фридриха I, переписывался с Екатериной II), однако эти отношения, ввиду независимости Вольтера, были далеко небе­зоблачными. Последние 20 лет жизни провел в Швейцарии, в име­нии Ферне («фернейский отшельник»). Вольтер был сторонником социальной справедливости, резко критиковал церковь (но не Бога). Известна его знаменитая формула толерантности: «Я могу не разделять ваших взглядов, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

(1770-1831)

Великий немецкий философ. Талант Гегеля раскрылся не сра­зу. Говорят, что по окончании гимназии в его характеристике было написано «В философии никаких стараний не проявил». Сначала собирался стать пастором, потом работал школьным учителем, ди­ректором гимназии. В 41 год Гегель женился на 20-летней Марии фон Тюхер и был очень счастлив в семейной жизни. «У кого есть цель в жизни и хорошая жена — у того есть все», — говорил он. Только в 1818 г. Гегель получил должность профессора Берлин­ского университета, а в конце жизни стал его ректором. Слушать лекции Гегеля (как и читать его работы) было очень трудно, но те, кто научился понимать Гегеля, были восхищены глубиной его мыс­лей. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Гегель создал стройную логич­ную систему объективного идеализма, в основе которой лежит абсо­лютная идея, разработал диалектический метод понимания мира.

ГЕРАКЛИТ

(544-483 до н. э.)

Древнегреческий философ, родом из Эфеса, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность — «плачущим философом». Сократ, ознакомившись со взглядами Ге­раклита, сказал: «То, что я понял — превосходно, думаю, что таково и то, чего я не понял». Гераклит вел отшельническую жизнь философа-ученого. Основное произведение Гераклита — «О природе». Один из основоположников диалектики, утверждал, что все в мире постоянно изменяется, находится во взаимодействии противоположных начал. Субстанцией мира считал огонь. Указал на роль логоса (всеобщий порядок, мировой разум), который упо­рядочивает все явления в мире.

ГОББС Томас

(1588-1679)

Английский философ. Родился в семье крестьянки и приход­ского священника, который, будучи по всей видимости, алкоголи­ком, исчез, бросив семью на произвол судьбы. Об образовании То­маса позаботился богатый дядя, отправивший его в Оксфорд, когда Гоббсу исполнилось 14 лет. Вскоре он стал воспитателем мальчика из аристократической семьи, побывал вместе с ним за границей, работал секретарем Ф. Бэкона, был преподавателем математики наследника английского престола. Основные произведения: «Ос­новы философии», «О гражданине», «Левиафан». Т. Гоббс считал, что существует только материя, состоящая из тел, которые посто­янно движутся. Отдельной духовной субстанции, в том числе и Бога — не существует. Познание осуществляется посредством идей, источник которых внешний мир, ощущения. Автор концеп­ции «общественного договора» как источника происхождения госу­дарства. Многие книги философа были запрещены при его жизни. Дожил почти до 92 лет, сохраняя добрый нрав и чувство юмора.

ДЕМОКРИТ

(ок. 460-371 до н. э.)

Родом из Абдер. За свою долгую жизнь написал более 70 работ по самым различным вопросам — от земледелия до философии. Наиболее яркий представитель античного атомизма. Учение о том, что весь мир состоит из атомов, создано Демокритом за 2,5 тысяч лет до Резерфорда и физики XX в. За активную государственную деятельность, помощь родному городу он получил почетное проз­вище Патриот. Еще его называли «смеющимся философом». По сло­вам Сенеки, смех Демокрита был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Веселие же души и по­кой — это блаженство, которое является высшим благом. К концу жизни Демокрит потерял зрение, но еще долго восхищал сограж­дан остротой своего ума.

ДЕКАРТ Рене

(1596-1650)

Великий французский мыслитель, ученый и философ. С дет­ства обладал очень слабым здоровьем, однако исправил его благо­даря упорству и физическим упражнениям. Закончил одно из лучших учебных заведений Франции — колледж Ла-Флеш. Слу­жил вольнонаемным офицером, 20 лет провел в Голландии. Как всякий француз любил фехтование, верховую езду, музыку, танцы. Создатель современной алгебры и аналитической геометрии, один из основателей механики, автор закона преломления света. Основ­ные труды: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Мета­физические рассуждения». Р. Декарт считается одним из творцов «новой философии» и «новой науки», архитектором интеллекту­альной революции XVII в. Философские взгляды Декарта можно описать как рационализм и дуализм. Прославился знаменитой фразой: «Я мыслю, следовательно существую».

ДИДРО Дени

(1713-1784)

Родился в зажиточной семье, однако, вопреки желанию отца, не захотел делать ни духовную, ни политическую карьеру. 10 лет Дидро искал свой путь жизни, перебиваясь случайными заработка­ми и отдавая все свободное время изучению философии, математи­ки, литературы, истории. Женитьба на белошвейке Анне Шампьон не помешала многочисленным любовным приключениям Дидро, который считал, что в любви надо следовать только влечению, но не долгу. Основные философские произведения Дидро: «Мысли об объяснении природы», «Философские принципы материи и дви­жения», «Сон д'Аламбера» и др. 20 лет Дидро отдал редактирова­нию 35-томной энциклопедии, которая была квинтэссенцией прогрессивных знаний своего времени. По убеждениям Дидро был материалистом, критиковал церковь и религию. Будучи сторонни­ком просвещенной монархии, Дидро приезжал в Россию, безус­пешно пытался предложить Екатерине II проведение серьезных ре­форм. Одними из последних слов Дидро были: «Первый шаг к философии — неверие».

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

(ок. 400-ок. 325)

Древнегреческий философ, наиболее яркий представитель кинизма. Основные сочинения: «О любви», «Государство», «Эдип». Учил, что надо жить просто, быть неприхотливым в еде и одежде, довольствоваться тем, что есть. Диоген просил милостыню, посох и рваный плащ составляли все его имущество. Говорят, он днем хо­дил по городу с факелом и восклицал: «Ищу человека». Широко известен его знаменитый диалог с Александром Македонским, ко­торый посетил философа: «Проси у меня все, что ты хочешь», — сказал Диогену великий полководец. — «Отойди, ты заслонишь от меня солнце», — это было единственное, о чем попросил Диоген. «Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном», — в свою очередь заметил Александр Македонский.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

(ок. 490-ок. 430 до н.э.)

Древнегреческий философ, один из создателей диалектики. Родился в Элее (Южная Италия). Платон сообщает, что Зенон был «мысок и хорош собой». Он активно занимался политикой и в конце жизни принял участие в заговоре против одного сицилий­ского тирана. Заговор был раскрыт, но Зенон даже под пыткой отказался раскрывать имена своих политических соратников. По одному из источников, чтобы не сказать ничего, что могло бы повредить другим, Зенон откусил свой язык и выплюнул его в сво­их палачей. Основные произведения Зенона — «Споры», «Против философов», «О природе» — известны только в отрывках. Наибо­лее популярны, дошедшие до нас апории (парадоксы, противоре­чия в сознании) Зенона, которые, по мнению Б. Рассела, «послужили основой почти всех теорий пространства, времени и бесконечности, выдвинутых после него».

КАНТ Иммануил

(1724-1804)

Величайший немецкий философ, родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в бедной и очень набожной семье. Личная жизнь Канта бедна событиями, но очень насыщена интеллектуально. Он закончил гимназию, университет, был школьным учителем, при­ват-доцентом, а потом профессором. В Кенигсбергском универси­тете Кант читал множество курсов от географии до философии и был блестящим преподавателем, поощряя самостоятельное мышление своих студентов («Надо учить не философии, а философствова­нию», — говорил Кант.). Жил он очень просто, следуя всегда раз и навсегда заведенному порядку. Вставал в 5 утра, готовился к заня­тиям, читал лекции, обедал с друзьями, ровно в полчетвертого вы­ходил на прогулку (жители Кенигсберга сверяли по Канту часы), потом размышлял и писал и в 9 вечера отходил ко сну. Лишь дважды в жизни Кант нарушил раз и навсегда заведенный порядок: когда зачитался книгой Руссо «Эмиль, или о воспитании» и когда получил известие о штурме Бастилии. Кант был убежденным хо­лостяком. «Когда мне нужна была женщина, я не мог ее содержать, когда я смог ее содержать, она была уже не нужна», — сказал как-то он. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности сужде­ния». Вошел в историю философии революционными идеями в области теории познания и знаменитым категорическим импера­тивом.

КАМЮ Альбер

(1913-1960)

Родился в небольшом городке Мондови во Французском Алжире. Отец погиб вскоре после его рождения в битве на Марне. Детство и юность Камю прошли в жестокой нужде. Мать работала прачкой, и Альбер смог получить образование только благодаря та­ланту и судьбе (как талантливый ребенок из неимущей семьи, он стал получать стипендию). Все студенческие годы Камю был вы­нужден работать, он успешно освоил классическую и современную философию в Алжирском университете. Вскоре он организует пе­редвижной театр, где пробует себя в качестве режиссера, драматур­га, актера. Появляются его философские эссе, журналистские рабо­ты. 30-е годы трагичны для Камю: он заболевает туберкулезом, рушится его первый брак. Во время войны он принимает участие в движении Сопротивления. Состоял в левом движении, но порвал с ним. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Погиб в автока­тастрофе. Основные произведения: «Посторонний», «Миф о Сизи­фе», «Бунтующий человек», роман «Чума», пьеса «Калигула» и др. А. Камю считал, что жизнь человека абсурдна, но жить стоит, сопротивляясь смерти, бунтуя и импровизируя.

КОНТ Огюст

(1798-1857)

Французский философ, основоположник позитивизма, «отец» социологии. С детства нескладный и физически непривлекатель­ный, Конт рано проявил незаурядные умственные способности. В 14 лет он пересмотрел свои религиозные и политические взгля­ды и разочаровал своих родителей, объявив себя атеистом и республиканцем. Учился в знаменитой Политехнической школе, участвовал в студенческих волнениях. Восемь лет был секретарем у знаменитого социалиста-утописта А. Сен-Симона, но потом порвал с ним, стремясь к независимости. Всегда жил в очень стесненных материальных условиях, зарабатывал преподаванием и репетиторством. Семейная жизнь Конта не сложилась, зато памяти своей возлюбленной Клотильды де Во поклонялся с почти религиоз­ной страстью. Главный труд — «Курс позитивной философии». О. Конт считал, что философия должна опираться на науку и зани­маться анализом конкретных фактов окружающей жизни.

КОНФУЦИЙ

(551-479 до н. э.)

Конфуций — латинизированное написание имени великого китайского мыслителя Кун-цзы, основателя конфуцианства. Буду­щий знаменитый философ родился от брака 70-летнего военачаль­ника и 17-летней девушки. Конфуций получил прекрасное образо­вание, был чиновником, советником при различный княжеских дворах (однако, к его советам правители далеко не всегда прислушивались). В 50 лет основал школу, в которой проповедовал свои взгляды. Друзья и последователи собрали его высказывания в кни­ге «Лунь Юй» («Суждения и беседы»), которая начинается слова­ми: «Учитель сказал». Конфуций считал, что отношения между людьми в обществе должны базироваться на принципах человеко­любия, уважения к вышестоящим, соблюдения традиций, неукос­нительного исполнения человеком своих обязанностей. После смерти (хотя и не сразу) Конфуций был канонизирован. Конфуци­анство стало государственной религией и до сих пор является важнейшим компонентом менталитета китайского общества.

КЬЕРКЕГОР Серен

(1813-1855)

Датский философ, предтеча экзистенциализма. Серен рос хи­лым, болезненным мальчиком в семье с деспотической властью отца. Закончил теологический факультет Копенгагенского универ­ситета. В 24 года Серен познакомился с 14-летней Региной Ольсен. Через три года они были помолвлены, но свадьба так и не состоялась. Серен разорвал с невестой (хотя любил ее и очень переживал разрыв) и никогда больше не женился. Он утверждал, что не смог бы сделать девушку счастливой, и, женившись, никогда бы не стал самим собой. Началось творческое затворничество Кьеркегора, плодами которого были книги «Или-или», «Страх и трепет», «Бо­лезнь к смерти», «Философские крохи», содержание которых свя­зано с рефлексией и интимно-личностными переживаниями авто­ра. Основными категориями философии Кьеркегора были страх, отчаяние, свобода, вера (хотя за официальной церковью Кьеркегор не признавал какой-либо причастности к истинному христиан­ству). При жизни почти никто не понимал Кьеркегора, слава и по­пулярность пришли к нему почти сто лет спустя.

ЛАО-ЦЗЫ

(VI-V вв. до н. э.)

Основатель даосизма — китайского религиозно-философского учения. Лао-Цзы («Старец-учитель») родился в 604 г. до н. э. (по другим данным — в 579 г. до н. э.), точная дата смерти неизвестна. Настоящее имя — Ли Эр. Лао-цзы был хранителем государствен­ного архива в царстве Чжоу, вел жизнь чиновника, много читал, бе­седовал с людьми. Оставив службу, он поселился в уединении. Итогом размышлений стал трактат «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). Ключевое понятие в философском творчестве Лао-цзы — дао (одно из значений — «космический порядок»). Лао-цзы проповедовал принцип у-вэй (неделение), в соответствии с которым следовало познать дао и не вмешиваться в естественный ход событий. Умер Лао-цзы, по-видимому, в глубокой старости за пределами Китая.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм

(1646-1716)

Немецкий ученый и философ. Рано потерял родителей, но, благодаря своим способностям уже в 17 лет стал магистром словес­ности и философии. Г. Лейбниц был всесторонне одарен, в разное время занимался математикой (открыл дифференциальное исчис­ление), физикой, языкознанием. Постоянно испытывал нехватку денежных средств, поэтому ему пришлось состоять на службе у ти­тулованных особ, зависимость от которых Лейбниц ощущал всю жизнь. Основные произведения: «Новые опыты о человеческом ра­зуме», «Монадология», «Теодицея». Г. Лейбниц был рационалис­том. Решающую роль в познании отводил интеллекту. Мир для него — это совокупность духовных первокирпичиков — монад. В ми­ре существует предустановленная гармония, и поэтому «все к лучшему в этом лучшем из миров», — считал Лейбниц.

ЛОКК Джон

(1632-1704)

Английский философ. Родился в пуританской семье провин­циального адвоката. В Оксфорде изучал искусство и естествозна­ние, сблизился со знаменитым учеными Р. Бойлем и И. Ньютоном. Был отличным врачом. В эпоху Реставрации принимал активное участие в политической жизни и борьбе против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В результате преследований политических противников Локку пришлось неоднократно покидать Англию, куда он окончательно вернулся после «славной революции» 1688 г. Именно тогда начинают выходить труды Локка, главный из кото­рых — «Опыт о человеческом разуме» (Дж. Локк работал над ним19 лет). Локк являлся сторонником сенсуализма (все знания берут начало из чувств, ощущений). Большое внимание в познании уде­лял опыту — как внешнему, так и внутреннему. Дж. Локк — один из основоположников либерализма, автор концепции естествен­ных неотчуждаемых прав человека.

ЛОСЕВ Алексей Федорович

(1893-1988)

Родился в Новочеркасске, закончил два отделения Московского университета — философии и классической филологи в 1920-е годы Лосев начал преподавательскую деятельность, в ходят его работы «Философия имени», «Диалектика мифа», «Античный космос и современная наука», в которых автор соединяет платоновские идеи с традициями православной мысли. В 1930 г. Лосе был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и участии в церковно-монархической организации и отправлен в лагерь на строительство Беломорканала. Из лагеря Лосев вышел, почти полностью потеряв зрение, но сохранив свои убеждения. Филосо­фией ему заниматься запрещали, поэтому он стал преподавать античную филологию. С 1930 по 1953 г. не было издано ни одного труда Лосева. Однако в 1960 — 1980-е годы Лосев вернулся в отечес­твенную философию («История античной эстетики» в 6 т. (полу­чила Государственную премию), книгами «В. Соловьев и его время», «Знак. Символ. Миф» и др.). Любимым высказыванием Лосева, дожившего до 95 лет, было: «Если ты молишься, если ты любишь, если ты страдаешь, то ты человек».

ЛЮТЕР Мартин

(1483-1546)

Немецкий мыслитель, идеолог Реформации в Германии, осно­ватель протестантизма. 31 октября 1517 г. священник Лютер прибил к воротам своей церкви в Виттенберге 95 тезисов, направлен­ных против индульгенций, что положило начало Реформации. Римский папа отлучил М. Лютера от церкви, назвал «диким нупрем, вторгшимся в виноградник Господень». Однако Лютер предал папскую буллу публичному сожжению, возглавив движе­ние против католической церкви. Главным носителем слова Божия считал Библию, которую впервые перевел на национальный (не­мецкий) язык. Для спасения не нужно ничего кроме веры и абсо­лютного доверия к Богу. Выступил с концепций предопределения, которая стимулировала активную земную деятельность человека.

МАРК АВРЕЛИЙ

(121-180)

Единственный философ-император. Представитель позднего римского стоицизма. Всю жизнь провел в военных походах и умер по время одного из них, пав жертвой эпидемии холеры. После себя оставил дневники «Наедине с собой». Марк Аврелий понимал, как трудно, если не безнадежно, пытаться исправить людей и обще­ственные отношения. Оставалось только размышлять о смысле жизни — для себя, не для печати. Марк Аврелий полагал, что всему мирскому присущ дух бренности и текучести, а жизнь бессмыслен­на и никчемна, человек — не более чем песчинка в океане времени. Но все же есть духовные ценности, на которые человек может опи­раться: мужество, справедливость, истина, благоразумие и мило­сердие. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разо­чарованность.

МАРКС Карл

(1818-1883)

Родился в семье адвоката-еврея, перешедшего в евангеличес­кую веру, закончил Берлинский университет, изучая философию и право. В 25 лет женился на Женни фон Вестфален, хотя родители с обеих сторон были против этого брака. Брак оказался, однако, счастливым, родилось семь детей, из которых выжило только три. Маркс рано начал деятельность теоретика, публициста и револю­ционера, встав во главе «Союза коммунистов». Ему много прихо­дилось переезжать (Германия-Франция-Англия) и часто в ре­зультате преследования полиции. Семье Маркса пришлось испы тать много невзгод и лишений, так как Карл часто оставался безсредств к существованию. Неоценима была моральная и матери альная помощь друга — Ф. Энгельса, который был совладел тем фабрики и имел необходимые финансовые средства. Главный труд — «Капитал». Помимо экономики и политики занимался и философией, исследовал проблему отчуждения, сформулировал основные положения исторического материализма и др.

МОНТЕНЬ Мишель

(1533-1592)

Французский философ, юрист, политик, блестящий писатель. Родился в купеческой семье и был первым носителем недавно при­обретенного дворянского титула. Отец его желал, чтобы Мишель ощущал близость к простому народу, и поэтому он был выкормлен крестьянками. Мальчик рано выучил латынь и поступил в школу не зная ни слова по-французски. Получив юридическое образование, Монтень сделал политическую карьеру. Дважды он был мэром Бордо и неизменно выступал в защиту веротерпимости посреди религиозных распрей, характерных для XVI в. Занимал важны посты при дворе Генриха Наваррского. Главный и единственны труд — «Опыты» в 3 т., состоящие из отдельных эссе. Написаны годы уединения от общественной жизни. «Опыты» рассматривались Монтенем как своеобразный учебник жизни. Предмет: большинства эссе Монтеня явилось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее самые причудливые движем его души. При всем скептицизме М. Монтень был гуманистом.

МОР Томас

(1478-1535)

Английский философ, юрист, политический деятель. Получил прекрасное образование, Т. Мор сделал в начале XVI в. стремительную политическую карьеру. Занимал важные дипломатические посты, был спикером палаты общин, и, наконец, лорд-канцлером. В это время он написал свою знаменитую «Утопию», которой обрисовал социальную систему, базирующуюся на равенстве и общественной собственности. Критически отнесся к Реформации, но выступил за веротерпимость по отношению к инакомыслящим. Лучшим другом Т. Мора был знаменитый голландский гуманист Эразм Роттердамский. В 1533 г. был обвинен в измене и брошен в Тауэр, где в ожидании суда провел три года, написав «Диалог об утешении в невзгодах». Даже во время суда и казни держался спокойно, не утратив чувства юмора «А ведь сегодня неплохая погода, любезный!» - сказал он палачу. Через минуту «любезный» отрубил ему голову.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

(1401-1464)

Центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения, последний схоласт и первый гуманист. Родился с селении Куза в Южной Германии в семье рыбака и ви­ноградаря. Подростком бежал из родного дома, при содействии Графа Т. фон Мандершайда получил блестящее образование. Сде­лал карьеру священника, став епископом и кардиналом, входив­шим в ближний круг папы Римского. Одновременно Кузанский был типичным для Ренессанса многогранным культурным деяте­лем и крупным ученым. Он — автор первой географической карты Европы, идеи реформы юлианского календаря, один из предше­ственников дифференциального исчисления в математике, доктор Права, теоретик медицины и классического искусства. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О видении Бога», «Простец» п др. Философские работы были для Кузанского своеобразным хобби «для облегчения души от тяжелых забот». Был сторонником пантеизма, идеи совпадения противоположностей, бесконечности вселенной, рассматривал человека как микрокосм.

НИЦШЕ Фридрих

(1844-1900)

Немецкий философ, крупнейший представитель философии жизни. Родился в семье пастора, который умер, когда Фридриху исполнилось пять лет. Учеба в школе и университете давалась юноше легко, он увлекался философией, литературой, музыкой. Большое впечатление на него произвела книга А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» и знакомство со знаменитым композитором Р. Вагнером. Работа преподавателя, которой Ницше занялся, получив степень доктора, вскоре стала тяготить Фридри­ха, тем более, что он часто болел. Роман с девушкой из России Лу Андреас Саломе (она была также близко знакома с Р.М. Рилыке и 3. Фрейдом) так и не закончился браком. Всю творческую страсть Ф. Ницше отдал своим произведениям: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое» и др. В конце жизни Ницше поразила душевная бо­лезнь, и он умер в психиатрической лечебнице, Его идеи о воле к власти, морали господ и морали рабов, сверхчеловеке породили мощную дискуссию в философии XX в.

ОККАМ Уильям

(1285-1350)

Английский философ позднего средневековья. Закончив Окс­фордский университет, занялся теологическими и богословскими проблемами, однако был обвинен в ереси. Четыре года провел вмонастырской тюрьме в Авиньоне — резиденции папы Римского. Вместе со своим единомышленником бежал из тюрьмы и переехал в Германию, под покровительство Людвига Баварского. Основные произведения «Сумма всей логики», «Комментарий к Сентенциям Петра Ломбардского», «Диалоги между наставником и учениками об императорской и папской власти». У. Оккам — один из осново­положников теории «двух истин»: мирская истина познается разу­мом, а Божественную нельзя рационально обосновать, и эти две истины не пересекаются. Хорошо известна так называемая «бритва Оккама», в соответствии с которой «сущности не должны быть умножаемы без необходимости». Выступал за независимость светской власти от церковной, в частности папской. За свое искусство поле­миста получил негласный титул «непобедимый доктор».

ОРИГЕН

(185-254)

Христианский теолог, философ, представитель ранней патристи­ки. Один из отцов церкви. Родился в Александрии (Египет). В юно­сти Ориген подверг себя самооскоплению, видимо, для того, чтобы ничто не отвлекало его от занятий богословием и философией. Долгое время жил в Кесарии (Палестина), где основал школу, куда к нему отовсюду стекались ученики. Умер после пыток и пребыва­ния в заключении во время очередного гонения на христиан.

Основной труд — «Трактат о началах». Ориген впервые осмыслил Бога как единую троицу, он автор термина «богочеловек». Много времени посвящал учению библейских текстов. Он поддерживал теорию вечного творения Богом мира. Считал, что люди, несмотря на провидение, обладают свободой воли.

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ

(1623-1662)

Французский философ и ученый. Научился читать и писать в четыре года. С детства обладал феноменальной памятью и был не по годам умен. Начинал как гениальный молодой ученый (иссле­дование атмосферного давления, теория чисел, создание арифме­тической машины и др.). Однажды чудом спасся от смерти, когда лошади «понесли» и коляска с Паскалем остановилась на самом краю пропасти. Паскаль увидел в этом перст Божий, забросил за­нятия наукой и обратился к религии. Плодом его размышлений стали «Мысли». Паскаль описывает отчаянную ситуацию челове­ка, обнаружившего себя песчинкой во времени и пространстве, не знающего, что делать, как жить. Хотя человек — это былинка в огромной Вселенной, но его величие в том, что он способен мыслить («человек — мыслящий тростник»). Человек должен про­рываться в мир духовности, а для этого надо услышать Бога. Есть Бог или нет? Если вы выиграете, вы выиграете все, если проиграе­те, то не потеряете ничего. Поэтому не колеблясь ставьте на то, что Бог есть (так называемое пари Паскаля). Философия Б. Паскаля, на которую мало внимания обращали в XVII в., оказалась востре­бованной позже, в Х1Х-ХХ вв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...