Учебно-методические материалы
1. Гордей, Е.Н. Философия: учебно-метод. комплекс для студентов высш. учебн. заведений / сост. Е.Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 320 с. 2. Ильин, В.В., Машенцев, А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.Ф. Машенцев. – СПб, 2006. – 304 с. 3. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с. 4. Мартынов, М.И. Философия: Курс интенсив. подгот. / М.И. Мартынов, Л.Г.Кравченко.- Минск, 2007. – 320 с. 5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 6. Философия: учеб.-метод. комплекс для студентов естественно-науч. фак. БГУ / А.И. Зеленков, Н.К.Кисель, И.А. Медведева, Е.И. Янчук.- Минск, 2004. – 287 с. 7. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / Белорусский государственный университет; [А. И. Зеленков и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. - Минск: Асар, 2007. – 377 с. Персоналии и глоссарий (приложение) ПЕРСОНАЛИИ Модуль 1. Философия в исторической динамике культуры АБЕЛЯР Пьер (1079-1142) Выдающийся средневековый философ. Был старшим сыном в знатной французской рыцарской семье, но, отказавшись от наследства, отверг аристократическую жизнь ради философии, задатки к которой проявились у Абеляра в самом раннем возрасте. Блестящий оратор, поэт, музыкант, победитель многих богословских споров, он многих восхищал и многих раздражал. Широко известна история любви 40-летнего Абеляра и его 17-летней воспитанницы Элоизы, приведшей к рождению ребенка и тайному браку. Дядя Элоизы, парижский каноник Фульбер, был возмущен поведением философа и нанял шайку разбойников, которые оскопили Абеляра. Трагический роман нашел продолжение в письмах влюбленных и отражен в «Истории моих бедствий», написанных П. Абеляром. В своих произведениях «Да и нет», «Этика», «Диалектика», «Познай самого себя» и др. критиковал догматическое отношение к авторитетам, утверждал роль разума в познании Бога, высоко оценивал античную философию и светские знания, призывал к веротерпимости.
АВГУСТИН (354-340 до н. э.) Августин Аврелий (Блаженный) — выдающийся философ и богослов раннего средневековья. Родился в небольшом африкан ском городке Тагасте (римская провинция Нумибия). Получил хорошее образование, закончил риторскую школу в Карфагене, В юности Августин отдал дань плотским наслаждениям. «Я ринулся в любовь, я жаждал ей отдаться», — писал он. Однако со временем он охладел к земным страстям и на место любви к женщине поставил любовь к Богу, к мудрости. Августин побывал в Риме, Милане, долгое время был сторонником манихейства, и, наконец, в 32 года принял крещение и стал христианином. Вскоре он вернулся в Африку, где более 30 лет был епископом города Гиппона. Канонизирован церковью. Основные произведения: «Исповедь», «О граде Божьем», «Против академиков» и др. Августин всесторонне обосновал христианское учение о Боге (теоцентризм), подробно рассмотрел проблемы добра и зла, свободы воли и предопределения, веры и знания, создал религиозную концепцию философии истории. АВЕРРОЭС (Ибн Рушд) (1126-1196) Арабский философ, родился в Кордове (испания), с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, литературу, проявил особые способности к медицине. Увлекался астрономией. Был очень трудолюбив. Не было вечера, чтобы он не писал или не читал, за исключением двух: собственная свадьба и день смерти отца. Долгое время занимал важные государственные должности в Кордовском халифате, однако при халифе Абу-Юсуфе Якубе попал в немилость, книги его были сожжены. Бежав от преследования, умер в Марокко. Прославился как комментатор Аристотеля. Аверроэс считал, что первоматерия вечна, а Бог переводит ее потенциальность в реальные формы жизни. Полагал, что и религия, и философия имеют право на существование. Известен своим сочинением «Опровержение опровержения», в котором критиковал мистицизм и оккультизм, проповедуемый мусульманским теологом Аль-Газали. Отвергал загробную жизнь, выступал за равноправие женщин и построение справедливого общества.
АВИЦЕННА (Ибн Сина) (ок. 980-1037) Знаменитый врач и философ. Жил в Средней Азии и Персии. С детства очень много и упорно трудился, овладел многими науками, был поэтом, математиком, естествоиспытателем. По преданию, в молодости Авиценна вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Часто путешествовал, был придворным врачом и вихрем у многих правителей, отношение с которыми сказывались далеко не всегда просто. Авиценна отличался огромной работоспособностью, писал днем и ночью, даже в военных походах, буквально не покидая седла. Вместе с тем он не был чужд радостей жизни, свидетельством чему служат упоминания о застольях с учениками. Главные труды: знаменитый «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Книга знания». Мир, считал Авиценна, эманация Нога, причем мир, как и Бог вечен, а не сотворен. Первым указал на различие сущности и существования. Подчеркивал важность ума в постижении Бога. На Востоке Авиценну называли Мудрец. Авторитет истины. Оказал большое влияние на Ф. Аквинского. АНАКСАГОР (ок. 500-428 до н. э.) Древнегреческий философ, родился в Клаиенах (Малая Азия), потом переехал в Афины, где прожил 30 лет, будучи метеком (свободным негражданином). Являлся основателем афинской философской школы. Был дружен с Периклом, фактическим правителем Афин. Входил в интеллектуальный кружок его жены Аспазии наряду с трагиком Эврипидом, скульптором Фидием. Это, однако, не спасло Анаксагора от традиционного для того времени обвинения в безбожии. Философу грозил смертный приговор, но с помощью Перикла ему удалось тайно покинуть Афины. В своем сочинении «О природе» излагал теорию о гомеомериях — «семенах вещей». Высказал предположение об огненной природе Солнца, предсказал падение метеорита во Фракии. Умер в Лампсаке — торговом городе на берегу Геллеспонта, окруженный почетом и уважением граждан.
АНАКСИМЕН (585-525 до н. э.) Ионийский натурфилософ из Милета, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Из сгущения воздуха возникает ветер, облака, вода, земля и камни, разрежение воздуха дает огонь. Биографические сведения об Анаксимене и его сочинения практически неизвестны. Существует легенда о беседе Анаксимена со своим учеником. «Скажи мне, учитель, почему тебя всю жизнь одолевают сомнения? Ведь ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов». В ответ Анаксимен нарисовал два круга — маленький и большой. «Площадь маленького круга —Л то, что знаешь ты, площадь большого — то, что знаю я. То с чем соприкасаются окружности — область незнания. Так как я знаю больше, то понимаю, что не знаю еще больше» (Сократ потом скажет: «Я знаю, что я ничего не знаю», а Секст Эмпирик добавит: «А я не знаю и этого»). АНАКСИМАНДР (611-545 до н. э.) Ионийский натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. Его сочинение «О природе» было первой философской работой, появившейся на греческом языке. Анаксимандр совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. Сделал ряд инженерных открытий, среди которых, в частности, солнечные часы. Много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. Анаксимандр провозгласил в качестве первоначала апейрон — нечто неопределенное и бесконечное. Анаксимандр был первым, кто ввел в философский дискурс понятие «закон». АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) Выдающийся древнегреческий философ, ученый — энциклопедист. Основные произведения: «Физика», «Метафизика», «Органон», «Этика», «Политика», «О душе» и др. Родился в г. Стагире во Фракии (отсюда прозвище Стагирит). Учился у Платона, затем стал воспитателем Александра Македонского, будущего великого полководца («Если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает ей цену», — сказал Александр, хотя далеко не всегда следовал советам учителя). Позднее Аристотель организовал в Афинах собственную школу — Ликей, где учил во время прогулок в саду, поэтому его учеников звали «перипатетики» (гуляющие). Как Сократ, Аристотель был обвинен в безбожии, бежал из Афин и умер в изгнании. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Создал учение о материи и форме, о движении, причинно-следственных связях, основал многие науки от логики до экономики, глубоко исследовал социально-политическое устройство общества.
Глоссарий Абсолют — вечная, бесконечная, всеобщая, безусловная и неизменная субстанция, которая сама по себе содержит всё существующее и творит его. Абсолютная идея — изначальный сверхъестественный разум, обуславливающий в своём развитии всё многообразие существующей реальности. Агностицизм — учение о непознаваемости сущности вещей. Антагонизм — одна из форм противоречия, характеризующаяся острой непримиримой борьбой противоположных сил. Антиномия — сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек находится в центре мира и является его высшей целью. Апория — безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы. Апостериори — принцип получения знания из опыта и в результате опыта. Априори — принцип получения знания до и независимо от опыта. Атом — мельчайшая составная частица материи, из которой состоит всё сущее (Демокрит, Эпикур). Брахман — высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нём находится. Вайшетика — одна из систем древнеиндийского религиозно-философского мировоззрения, которая видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. Вещь - в - себе (впервые упоминается у И. Канта) — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания. Витализм — учение, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, заключённых в живых организмах. Волюнтаризм — направление в философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Всеединство — принцип философии, согласно которому существует особый, совершенный тип единства множества, например, истины, красоты, любви и т.п. Гармония — соразмерность и упорядоченность частей целого, согласованность формы и содержания объекта, единство многообразия.
Гедонизм — философско-этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в получении удовольствия и наслаждения. Гелиоцентризм — коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре мира. Геоцентризм — мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира, свойственное, в частности, средневековому христианскому миропониманию. Герменевтика — 1) философское учение об искусстве понимания явлений; 2) метод интерпретации явлений и понимания субъекта, основанный на «внутреннем опыте» человека и его непосредственном восприятии «жизненной целостности». Герменевтический круг — понятие, обозначающее циклическую особенность понимания некоторого текста, состоящую в необходимости понимания взаимосвязи частей текста и текста как целого. Гилозоизм — учение, согласно которому жизнь свойственна всем вещам в природе. Дао — всеединое, неизменное, корень всего, основа сущего, путь, логос, разум, смысл (в китайском религиозно - философском мировоззрении). Деизм — учение, признающее существование Бога в качестве первопричины мира, однако утверждающее, что после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Детерминизм — учение о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений. Диалектика — философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии. Диалог (греч. dialogos — беседа) — информационное и экзистенциальное взаимодействие между сторонами, находящимися в коммуникации, посредством которого происходит понимание. Дискретность — прерывность, разделённость; представление о корпускулярном, атомистическом строении материи. Дуализм — философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными. Дух — термин, применяемый для обозначения идеального, противоположного природе, содержания, внутренней сущности того или иного явления. Душа — нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей. Единое — начало всякого множества, бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. Единство — множество, составные части которого взаимосвязаны таким образом, что все вместе действуют как единое целое. Закон — общее, объективно-необходимое, существенное отношение между явлениями, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Закономерность — объективная устойчивая упорядоченность процессов. Западничество — направление русской философской мысли 40-50-х годов XIX века, ориентированное на западные, европейские ценности рационализма, рынка, демократии и отрицавшее идею самобытности исторических судеб России. Идеализм — воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, утверждающее первичность сознания, мышления по отношению к материи. Идеальное — субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в форме его отражения сознанием. Идея —содержание мысли о бытии, его смысл, значение, сущность. Инструментализм — философское учение, рассматривающее сознание в качестве средства приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Интерпретация — толкование, разъяснение смысла события. Иррационализм — философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основными формами познания интуицию, чувство, инстинкт. Исихазм — принцип религиозной философии, настаивающий на необходимости аскетического, пассивного поведения человека в процессе его мистического единения с Богом. Йога — индийская теория и практика созерцания, с помощью которой стремятся достигнуть отрешённости от действительности, мистического слияния души с Космосом, обретения сверхъестественных способностей. Категория — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения объективной действительности и познания. Киники — представители древнегреческой философской школы, которые отвергали нравственные общественные нормы и призывали к аскетизму, простоте и возврату к природе, считая это средством достижения духовной свободы. Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом произвольного соглашения между учёными, которое определяется соображениями удобства и простоты. Концепция — способ понимания каких-то явлений и процессов; основополагающая идея какой-либо теории. Космология — философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса; совокупность представлений (философских и религиозных), касающихся общей природы мироздания и места человека в нём. Космос — мир, мыслимый как упорядоченное единство. Критический рационализм — философское учение, согласно которому человек должен руководствоваться лишь убеждениями, соответствующими требованиям разума и выдержавшими критические испытания со стороны доказательной аргументации. Либидо (лат. libido — влечение, желание, стремление) — одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательное сексуальное влечение; энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь человека и его поведение. Лингвистическая философия — разновидность философии неопозитивизма, предметом изучения в которой являются основания обыденного языка его употребление. Логос — мысль, слово, смысл, закон. Материализм — философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию. Метаязык — язык, посредством которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка — так называемого объектного языка. Механизм — теоретическое направление, сводящее всё качественное многообразие форм движения к механическому движению, а законы развития природы и общества – к законам механики. Мир — Вселенная; всё то пространство – время, в котором совершается жизнь и движение материи. Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нём человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Мистицизм — умонастроения и учения, исходящие из убеждения о недоступности разуму подлинной реальности и признающие возможность её постижения лишь посредством интуиции и религиозного экстаза. Мифология — мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном восприятии мира либо на социальных иллюзиях; одна из первых форм общественного сознания; совокупность мифов. Модернизм — направление в искусстве, культуре и архитектуре, признающее представления эпохи Просвещения о прогрессе и в значительной степени заботящееся о функциональности формы. В своих проявлениях модернизм контрастирует с постмодернистскими формами культуры. Монизм — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего сущего. Натурализм — философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего существующего. Неопозитивизм — направление современной философии, противопоставляющее научный эмпиризм философским абстракциям. Номинализм — направление средневековой схоластической философии, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий). Общее — сходное, отвлечённое от единичных и особенных явлений свойство, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид. Ортодоксия — неуклонное следование основам какого-либо учения, религии, мировоззрения. Панлогизм — философское учение, согласно которому всё в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим законам. Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Парадокс — противоречие, сторонами которого являются два взаимоисключающих в равной степени доказуемых суждения. Персонализм — направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Позитивизм — философское направление, характеризующееся стремлением исходить из фактического, несомненного, основанного на выводах естественных наук, а также отказом от всего умозрительного и метафизического. Постмодернизм — направление современной философии, исходящее из понимания культуры как субъективно и произвольно интерпретируемых текстов и смыслов. Постпозитивизм — ряд современных философских направлений, согласно которых происходит отказ от жёсткого эмпиризма и преувеличения роли абстрактно-логических конструкций и перенос акцента на теоретические, социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Прагматизм — направление в философии, признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. Разум — форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, раскрывать сущность действительности, создавать новые идеи. Рассудок — способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить сумму знаний в определённую систему. Рациовитализм — философское учение, согласно которому разум и жизнь едины. Рационализм — философское течение, считающее разум источником и основой поведения людей. Реализм — творческий принцип конкретно-исторического, правдивого воспроизведения жизни средствами различных видов искусства. Религия — сфера человеческой деятельности, включающая: веру как форму общественного сознания в существование сверхъестественных сил, соответствующее поведение и специфические действия, особый социальный институт – церковь. Релятивизм — признание в качестве философского принципа относительности всего сущего. Сенсуализм — учение в гносеологии, признающее ощущения единственно верным источником познания. Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в надёжности истины в качестве принципа мышления. Славянофильство — направление русской социально-философской мысли 40-50-х гг. XX в., выступившее с обоснованием идеи самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России и отрицавшее систему ценностей Запада. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежная заключительная стадия его существования. Смысл — сущность, содержание, значение чего-либо, постигаемые разумом. Соборность — философское понятие в русской социальной философии, означающее внутреннюю духовную связь между людьми, которая лежит в основе подлинно человеческого общения. Софистика — разновидность метафизического мышления с субъективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определённость. Субстанция — объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; первооснова; сущность всех вещей и явлений. Схоластика — тип умозрительной средневековой философии, для которого характерно стремление к рациональному теоретическому обоснованию религиозного мировоззрения. Мыслители эпохи Возрождения считали схоластику синонимом бесплодного и бессодержательного, оторванного от жизни умствования, пустой словесной игры. Телеология —философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. Теология — учение о Боге, богословие, систематизация вероучения определённой религии. Трансценденция — переход из области возможного опыта в область потустороннего; противоположность экзистенции. Универсалия — общее понятие. Утилитаризм — тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является целью и средством человеческого бытия. Фатализм — философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека, предопределён высшей волей, судьбой. Феномен — явление, постигаемое в чувственном опыте. Феноменализм — философский принцип, согласно которому наука и философия могут ограничиться описанием внешнего облика вещей, отказываясь от проникновения в их сущность. Феноменология — философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые с помощью особого метода. Фидеизм — мировоззрение, утверждающее приоритет веры над разумом. Физикализм — способ проверки знания на правдоподобность посредством его сведения к знанию, сформулированному на языке физики. Философия — исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Фрейдизм — философское учение З. Фрейда, основанное на антагонизме природного и социального начал в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов. Функция — воздействующее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Хаос — беспорядочное, бесформенное состояние вещей. Христианство — вероучение, централизованное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника. Целесообразность – свойство процессов и явлений приводить поставленные цели к определённому результату. Церковь — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых идей вероучения и культа. Чтение — совокупность методик и процедур работы с текстом. Эгоцентризм — философский и этический принцип, согласно которому индивидуум считается центром Вселенной. Эзотерика — область (совокупность) тайных, сокровенных знаний, доступных и понятных лишь избранным, предназначенных только посвящённым. Экзистенциализм — одно из ведущих направлений философии, возникшее в начале XX в., которое рассматривает бытие как непосредственно данное человеческое существование. Экзистенция — центральное понятие экзистенциализма и философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия, человеческого существования. Эклектика — альтернативное диалектике мышление, заключающееся в механическом, беспринципном соединении разнородных и часто противоположных взглядов и теорий. Эмпиризм — направление в теории познания, которое считает единственным источником и критерием познания чувственный опыт. Эристика — искусство вести диспут, распространяющееся среди древнегреческих софистов. Эрос — мифологическое олицетворение любви и сексуальности. Эсхатология — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Эфир — наитончайшее первичное вещество в древнегреческой философии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|