Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович




(1882-1937)

Русский философ, ученый-энциклопедист. Учился в Москов­ском университете параллельно на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Более 10 лет преподавал в Московской Духовной Академии. За проповедь по поводу казни лейтенанта П. Шмидта в 1906 г. был арестован и заключен в Таган­скую тюрьму. В 1911 г. принял сан священника. Появляются рабо­ты П. Флоренского: «Общечеловеческие корни идеализма», «У во­доразделов мысли», «Столп и утверждение истины» и др. После Октябрьской революции отец Павел мог уехать на Запад, где его ждала блестящая научная и философская карьера. Но он остался в России, стараясь быть лояльным к советской власти. Был предсе­дателем комиссии по охране памятников искусства Троицко-Сергиевой лавры, профессором Высших художественно-технических мастерских, занимался проблемами электротехники в связи с пла­ном ГОЭЛРО. Однако власти не могли простить Флоренскому священнического сана, веры в Бога, независимости мышления. Его несколько раз арестовывали, а в 1937 г. П. Флоренский был расстрелян. Идеи Флоренского, философски обосновывающие православную веру, вошли в золотой фонд русской мысли.

ФРЕЙД Зигмунд

(1856-1939)

Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоана­лиза. Родился в Богемии в семье небогатого еврейского торговца. Блестяще учился в гимназии, закончил Венский университет. Глу­боко интересовался философией, посещал семинар по логике Аристотеля, философский семинар Ф. Брентано, перевел на не­мецкий одну из книг Дж.Ст. Милля. 3. Фрейд стал знаменит бла­годаря своим работам «Толкование сновидений», «Психопатоло­гия обыденной жизни», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу». 3. Фрейд впервые показал роль бессознательных инстинктов (прежде всего сексуальных) в жизни человека, общества и всей цивилиза­ции (Эрос и Танатос как две ведущие силы в истории). Пришед­шие к власти нацисты отправили книги Фрейда на костер. Самому Фрейду с большим трудом друзья и покровители достали разре­шение на выезд в Англию, а четыре его сестры сгорели в печах Майданека и Освенцима. Идеи 3. Фрейда изменили облик гумани­тарного знания в XX в., способствовали облегчению страданий лю­дей в их реальной жизни.

ФОМА АКВИНСКИЙ

(1225-1274)

Центральная фигура средневековой философии позднего, схо­ластического периода. Родился в замке Роккасена близ Неаполя, в семье графа Аквино. С детства интересовался богословскими проб­лемами, и, вопреки возражениям семьи, решил стать монахом до­миниканского ордена. Родственниг и похитили юношу и заточив замок на год, даже пытались соблазнить его молодой куртизан­кой, но Фома был непреклонен. Наконец, отпущенный семьей, он обучался в Парижском университете, десять лет провел при папском престоле и стал непревзойденным теоретиком и пропагандистом католицизма. Особую известность получили его пять доказатель­ств существования Бога. Основные произведения: «Сумма теоло­гии», «О душе», «Об истине». После смерти был назван «ангель­ским доктором» и причислен католической церковью к лику святых. Положил начало целому направлению в философии и бо­гословии — томизму.

ФУКО Мишель

(1926-1984)

Французский философ-постструктуалист. Родился в Пуатье на юге Франции в семье врачей, однако избрал путь философа и психолога. Юношеские годы пришлись на немецкую оккупацию Франции, которая сильно повлияла на Мишеля. Два его школьных учителя были расстреляны за участие в Сопротивлении. В 1946 г. Фуко поступил в знаменитую Эколь Нормаль, где выделялся пора­зительной эрудицией, работоспособностью и злой ироничностью. Отношения с соучениками были у Мишеля напряженными, что привело даже к попытке самоубийства. Возможно, она была связа­на и с гомосексуальностью Фуко, которую тогдашнее обществен­ное мнение рассматривало как позор. В 50-70-е годы Фуко зани­мался преподавательской деятельностью как во Франции, так и за границей. Выходят его работы «Безумство и безрассудство», «Исто­рия сексуальности», «Слова и вещи», «Надзор и наказание: рождение тюрьмы». Фуко исследовал роль властных отношений в формиро­вании различных типов знания, показал, что одержимость совре­менного человека сексом далека от свидетельств его освобождения. М. Фуко умер, заболев СПИДом. Считается самым видным и ори­гинальным мыслителем современной Франции.

ХАЙДЕГГЕР Мартин

(1889-1978)

Немецкий философ-экзистенциалист. Родился в небогатой трудовой католической семье, закончил гимназию иезуитов, изу­чал теологию, математику и естественные науки в университете Фрейбурга, где потом стал профессором. В 1933 г., когда к власти в Германии пришли фашисты, Хайдеггер становится ректором Фрейбургского университета и членом нацистской партии. Вскоре он уходит в отставку с поста ректора, но остается членом партии до 1945 г, В послевоенные годы Хайдеггер был отстранен от препода­вательской деятельности из-за связей с нацистами, испытав на себе чувства отчуждения и недоверия. В 50-60-е годы восстанавливается влияние М. Хайдеггера в интеллектуальной жизни Германии. Основ­ные работы: «Бытие и время», «Что такое метафизика», «Письмо о гуманизме» и др. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования, и это осозна­ние делает его подлинным, несмотря на мучительность, бессмыслен­ность и отчаяние жизни.

ШВЕЙЦЕР Альберт

(1875-1965)

Немецко-французский мыслитель. Родился в Эльзасе в семье пастора. Обладал разносторонними талантами: доктор философии (изучал творчество К. Юнга), теологии (исследовал вопрос об историчности Иисуса), музыковедения (крупнейший специалист по творчеству И.С. Баха), медицины. Будучи в зените успеха, А. Швейцер отказался от дальнейшей карьеры и решил посвятить себя служению людям. С 1913 по 1917 г. и с 1924 по 1965 г. (т.е. до конца жизни) Швейцер жил и работал врачом в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка). Он лечил туземцев, учил их грамоте, на­писал труды «Философия культуры», «Отношения белых к цветным расам», «Проблема этического в развитии человеческой мысли» и др. Поднимал свой голос в защиту мира (и получил Нобелев­скую премию мира). Основу взглядов А. Швейцера составляла «этика благоговения перед жизнью»: «добро то, что служит сохра­нению и развитию жизни, зло — то, что уничтожает жизнь и пре­пятствует ей».

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм

(1775-1854)

Немецкий философ. Очень легко учился в школе и университете, еще юношей стал профессором, блестящим преподавателем» чьи лекции посещали не только студенты, по и весь цист общества, Апогей философского творчества Шеллинга приходится на его пятилетий брак с Каролиной, бывшей женой поэта Ф. Шлегеля. Это был союз двух очень близких по духу людей. После неожиданной смерти Каролины Шеллинг надолго замолчал, погрузился в проб­лемы религии, потом женился, появились дети, но прежнего теоре­тического уровня философ уже так и не достиг. Основное произве­дение — «Система трансцендентального идеализма». Большое внимание уделял осмыслению природы, которую рассматривал как форму бессознательной жизни разума, наделенную мощной твор­ческой силой.

ШОПЕНГАУЭР Артур

(1788-1860)

Знаменитый немецкий философ-иррационалист. Родился в семье богатого банкира и блестящей писательницы. Отец, которого Артур уважал, покончил самоубийством, с матерью отношения не сложились, в итоге юноша вырос пессимистом, чуждавшимся лю­дей. В 30-летнем возрасте Шопенгауэр закончил свой главный труд «Мир как воля и представление». Книга не имела успеха, и большую часть тиража ее издатель Ф. Брокгауз отправил в макулатуру - В 1820 г. стал приват-доцентом Берлинского университета. Враждуя с Г. Гегелем, Шопенгауэр назначал свои лекции на те же часы, что и он, в результате чего остался без студентов. Неудачи заставили Шопенгауэра еще больше замкнуться. Оставшуюся жизнь он посвятил популяризации своих дел. На закате жизни к Шопен­гауэру приходит признание. Его критика безудержной погони за благами и удовольствиями, его призыв к аскетизму был многими услышан (например, Л. Толстым).

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич

(1794-1820)

Русский философ, мыслитель и публицист. Оставшись в трех­ летнем возрасте без родителей, воспитывался в доме своего опекуна князя Щербатова. В 14 лет стал студентом Московского университета, потом — служба офицером в гвардейском Семеновском полку. Чаадаев участник Отечественной войны 1812 г., герой Бородина. Он много вращался в придворном обществе, нее прочили ему блестящую карьеру, однако в 1820 г. Чаадаев неожиданно вышел в отставку, он был близко знаком со многими но в момент восстания находился за границей. С 1826 г. Чаадаев в течение пяти лет жил в деревне, занимаясь напряженной мысли­тельной работой, готовя свои «Философические письма». Первое (и единственное из них) было опубликовано в журнале «Телес­коп» в 1836 г. и вызвало общественный фурор. Цензор, просмот­ревший скандальную публикацию, был уволен, редактор сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. За что? Чаадаев считал, что мы (Россия) ничего не дали миру и существуем лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок (наверное, как не надо жить) и призывал обратиться к опыту Запада. Несмотря на полицейские репрессии, Чаадаев не был сломлен. Он написал «Апологию сумас­шедшего», в которой защищал свои взгляды. До конца жизни Чаа­даев остался верен своему принципу искать истину вопреки офи­циальным запретам, но умер в одиночестве, не признанный современниками. Однако именно с Чаадаева начинается русская оригинальная философская и общественная мысль.

ЭПИКТЕТ

(50-125)

Единственный философ-раб, один из крупнейших представи­телей стоицизма. Издевавшийся над ним хозяин сломал Эпиктету ногу, а потом выгнал калеку из дома. Во время этих событий Эпиктет повел себя как настоящий стоик. «Ты сломаешь мне ногу», — сказал он хозяину, но тот продолжал мучить раба. Нога сломалась. «Ну вот: я же тебя предупреждал», — единственное, что сказал Эпиктет. Став свободным, философ жил очень просто — в хижине на тюфяке, и организовал свою школу, где учил искусству жизни. Он проповедовал: «Выдерживай и воздерживайся». Выдер­живай все внешние трудности и ко всему, чтобы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от страстей и помни, что мысли и волю твою ни в силах у тебя никто отнять. Основное произведение Эпиктета — «Беседы».

ЭПИКУР

(341-270 до н. э.)

Древнегреческий философ, афинянин по происхождению. Был беден, часто испытывал нужду, с детства серьезно болел, но стойко преодолевал тяготы жизни. Автор около 300 сочинений, которые сохранились только в обрывках: «О природе», «Об атомах и пустоте», «О Богах», «О любви», «Главные мысли» и др. Основал ориги­нальную философскую школу «Сад», вход в которую был открыт для всех: мужчин и женщин, богатых и бедных, свободных и рабов. Эпикур пытался облегчить страдания людей, помочь им выжить в этом страшном мире, за что был даже назван Спасителем. Эпикур считал, что надо жить уединенно, довольствуясь самым необходи­мым, испытывая от жизни удовольствие, не страшась ни рока, ни богов, ни смерти, надеясь только на себя самого.

ЮМ Дэвид

(1711-1776)

Родился в Эдинбурге (Шотландия). Ввиду стесненных мате­риальных условий не смог закончить университет и был вынужден заняться коммерцией, в чем, как и большинство философов, не преуспел. Учился во Франции в колледже Ла-Флеш (как Р. Де­карт). Обладал разносторонними способностями. Написал «Исто­рию Англии» в 6 т., занимался экономикой (был дружен с А. Сми­том), писал эссе на моральные и политические темы. Главный труд — «Трактат о человеческой природе», в котором сформулированы основы гносеологического скептицизма. На вопрос о том, су­ществует ли внешний мир, Д. Юм отвечал уклончиво — «Не знаю». Однажды его спросили: «Господин Юм, а обращаясь со своей супругой, вы тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?». Юму пришлось признать, что его супруга вполне реальна.

ЯСПЕРС Карл

(1883-1969)

Немецкий философ, энциклопедист. Родился в семье юриста, впоследствии — директора банка. В Гейдельбергском университете изучал право и медицину, занимался психологией и философией. С детства Карл серьезно болел и рано узнал тоску одиночества. Ра­боты Ясперса «Всеобщая психопатология», «Философия», «Экзис­тенциальная философия», «О происхождении и цели истории», «Философская вера» посвящены проблемам свободы, вины, смыс­ла истории, веры. Когда к власти в Германии пришли нацисты, Ясперс, женатый на еврейке, был отстранен от преподавания и ли­шен права издавать свои работы. Долгие годы ему пришлось пи­сать без надежды увидеть свои произведения опубликованными. В послевоенные годы стал одним из духовных лидеров Германии, борясь за ее духовное возрождение на демократических основах. К. Ясперс считал, что с помощью философии человек обретает свои истоки и смысл существования на земле.

 

Глоссарий:

Атрибут —существенный признак, необходимое, неотъемлемое свойство предмета или явления.

Бесконечность — беспредельность пространственно-временного существования и развития материи и неисчерпаемость её познания.

Бытие — философская категория, отражающее многообразие мира во всех его проявлениях; это реальная жизнь природы, общества и человека в бесконечном разнообразии их проявлений.

Вероятность — количественная степень возможности появления события при данных условиях.

Вечность — бесконечная длительность.

Вещество — совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и т.д.).

Взаимодействие — процесс взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, который приводит к их взаимообусловленности.

Внешнее — поверхностная, непосредственно доступная чувствам сторона действительности, т.е. мир природы.

Внутреннее — 1) существенная сторона предмета или явления; 2) идея, дух, душа, духовный мир.

Время – основная форма бытия, движущейся материи, выражающая последовательную смену её состояний и длительности процессов.

Вселенная – всё то, что существует безгранично во времени и пространстве.

Всеобщее — то, что является для множества общим.

Генезис — возникновение, происхождение, становление и последующий процесс развития того или иного явления, процесса, учения.

Движение — изменение, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний.

Действительность — реализованная возможность, нечто уже непосредственно сжившее, что уже возникло, осуществилось, живёт и действует.

Единичное — категория, выражающая относительную обособленность объектов друг от друга, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую определённость.

Жизнь — термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделённых внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. Для жизни характерен обмен веществ, энергии и информации.

Имманентное — пребывание чего-либо в самом себе; внутренне присущее.

Индетерминизм — учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

Качество —совокупность свойств, присущих данному объекту, принадлежащие ему в отличие от других предметов.

Количество — определенность предмета, характеризующая его величину, интенсивность и степень проявления того или иного свойства.

Конечность — определённость, ограниченность объекта.

Конкретное — непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое.

Материя — бесконечное множество всех существующих явлений, объектов, систем и форм движения. Она несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Мера — категория диалектики, означающая единство количественной и качественной определённости предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения самой вещи.

Метафизика — метод мышления и познания, противоположный диалектике, рассматриваемый предметы и явления в статистике; философское учение о сверхчувствительных высших принципах и началах бытия.

Необходимость — внутренняя закономерность возникновения, существования и развития предметов и явлений мира; событие, которое должно произойти или требуется в данных условиях.

Непрерывность — субстанциональная характеристика действительности, взаимообусловленность ступеней развития, наличие в нём механизмов преемственности и изменения.

Объективная реальность — совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединённых в неживые, живые и социально организованные системы.

Особенное — предмет как целое, выступающий в единстве и соотношении единичного и общего.

Отношение — взаимосвязь элементов определённой системы.

Отрицание — превращение одного объекта в другой, частичное разрушение его прежних черт и свойств, которое может сопровождаться удержанием, сохранением черт и свойств, не противоречащих новому состоянию объекта.

Отрицание отрицания — один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер развития.

Прерывность — дискретность, делимость, пространственно-временная локализованность.

Природа — окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений.

Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

Причинность — необходимая генетическая связь явлений, из которых одно обусловливает другое.

Пространство — свойство реальности, выражающееся в её протяжённости, структурности, дифференцированности, сосуществовании и взаимодействии её элементов.

Противоположность — одна из сторон противоречия.

Противоречие — категория диалектики, обозначающая взаимодействие противоположностей в предмете как едином целом.

Процесс — последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии.

Развитие — процесс движения от низшего, простого, старого к высшему, сложному, новому, который осуществляется линейно или спиралеобразно.

Различие – сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других.

Самодвижение — изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий.

Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Связь — отношение, при котором изменение какой-то одной стороны предмета или явления влечёт за собой изменение другой стороны.

Секс — культурный феномен взаимоотношений полов, базирующийся на биологическом инстинкте продолжения рода.

Система — множество взаимосвязанных элементов, являющееся единым целым.

Скачок — коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений.

Случайность — категория диалектики, обозначающая в противоположность необходимости необязательность, единичность связей между явлениями действительности.

Содержание — категория диалектики, обозначающая доминирующую над формой совокупность взаимодействующих элементов вещи как целого.

Состояние — способность всего сущего к проявлению в различных формах с присущими им существенными свойствами и отношениями.

Спонтанное — самопроизвольное явление, возникающее без внешних организующих воздействий.

Становление — переход то одной определённости бытия к другой.

Стихия — основные элементы природы; у древнегреческих философов-материалистов: огонь, вода, воздух, земля.

Структура — совокупность устойчивых связей элементов системы, обеспечивающих её целостность и тождественность самой себе.

Субстрат — материальная основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи.

Существование — совокупность многообразных изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.

Сущность — всё то, что составляет суть, смысл вещи, совокупность её существенных свойств, а также внутренние, глубинные связи предмета, его основа.

Тождество — категория диалектики, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.

Трансформация — вид диалектического отрицания, предполагающий сохранение основы явления при переходе от одной его стадии развития к другой.

Условие — всё то, что делает возможным наличие вещи, явления, процесса, преобразует потенциальную возможность в действительность.

Физический — природный, телесный, в противоположность психическому, духовному.

Форма — категория диалектики, обозначающая способ существования и выражения содержания; внутренняя структура вещи.

Целое — категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов с систему.

Целостность — внутреннее единство объекта, его автономность, независимость от окружающей среды.

Часть —категория диалектики, обозначающая компонент системы, который выполняет определенную функцию в её бытии как целого.

Эволюция — постепенное непрерывное развитие явления или процесса.

Элемент — целостный компонент сложных тел, материальных систем, теоретических построений.

Энергия — общая мера различных форм материального движения.

Явление — категория диалектики, обозначающая обнаружение предмета, внешней формы его существования; всё, что чувственно воспринимаемо; выражение сущности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...