ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
(1882-1937) Русский философ, ученый-энциклопедист. Учился в Московском университете параллельно на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Более 10 лет преподавал в Московской Духовной Академии. За проповедь по поводу казни лейтенанта П. Шмидта в 1906 г. был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В 1911 г. принял сан священника. Появляются работы П. Флоренского: «Общечеловеческие корни идеализма», «У водоразделов мысли», «Столп и утверждение истины» и др. После Октябрьской революции отец Павел мог уехать на Запад, где его ждала блестящая научная и философская карьера. Но он остался в России, стараясь быть лояльным к советской власти. Был председателем комиссии по охране памятников искусства Троицко-Сергиевой лавры, профессором Высших художественно-технических мастерских, занимался проблемами электротехники в связи с планом ГОЭЛРО. Однако власти не могли простить Флоренскому священнического сана, веры в Бога, независимости мышления. Его несколько раз арестовывали, а в 1937 г. П. Флоренский был расстрелян. Идеи Флоренского, философски обосновывающие православную веру, вошли в золотой фонд русской мысли. ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Родился в Богемии в семье небогатого еврейского торговца. Блестяще учился в гимназии, закончил Венский университет. Глубоко интересовался философией, посещал семинар по логике Аристотеля, философский семинар Ф. Брентано, перевел на немецкий одну из книг Дж.Ст. Милля. 3. Фрейд стал знаменит благодаря своим работам «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу». 3. Фрейд впервые показал роль бессознательных инстинктов (прежде всего сексуальных) в жизни человека, общества и всей цивилизации (Эрос и Танатос как две ведущие силы в истории). Пришедшие к власти нацисты отправили книги Фрейда на костер. Самому Фрейду с большим трудом друзья и покровители достали разрешение на выезд в Англию, а четыре его сестры сгорели в печах Майданека и Освенцима. Идеи 3. Фрейда изменили облик гуманитарного знания в XX в., способствовали облегчению страданий людей в их реальной жизни.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) Центральная фигура средневековой философии позднего, схоластического периода. Родился в замке Роккасена близ Неаполя, в семье графа Аквино. С детства интересовался богословскими проблемами, и, вопреки возражениям семьи, решил стать монахом доминиканского ордена. Родственниг и похитили юношу и заточив замок на год, даже пытались соблазнить его молодой куртизанкой, но Фома был непреклонен. Наконец, отпущенный семьей, он обучался в Парижском университете, десять лет провел при папском престоле и стал непревзойденным теоретиком и пропагандистом католицизма. Особую известность получили его пять доказательств существования Бога. Основные произведения: «Сумма теологии», «О душе», «Об истине». После смерти был назван «ангельским доктором» и причислен католической церковью к лику святых. Положил начало целому направлению в философии и богословии — томизму. ФУКО Мишель (1926-1984) Французский философ-постструктуалист. Родился в Пуатье на юге Франции в семье врачей, однако избрал путь философа и психолога. Юношеские годы пришлись на немецкую оккупацию Франции, которая сильно повлияла на Мишеля. Два его школьных учителя были расстреляны за участие в Сопротивлении. В 1946 г. Фуко поступил в знаменитую Эколь Нормаль, где выделялся поразительной эрудицией, работоспособностью и злой ироничностью. Отношения с соучениками были у Мишеля напряженными, что привело даже к попытке самоубийства. Возможно, она была связана и с гомосексуальностью Фуко, которую тогдашнее общественное мнение рассматривало как позор. В 50-70-е годы Фуко занимался преподавательской деятельностью как во Франции, так и за границей. Выходят его работы «Безумство и безрассудство», «История сексуальности», «Слова и вещи», «Надзор и наказание: рождение тюрьмы». Фуко исследовал роль властных отношений в формировании различных типов знания, показал, что одержимость современного человека сексом далека от свидетельств его освобождения. М. Фуко умер, заболев СПИДом. Считается самым видным и оригинальным мыслителем современной Франции.
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1978) Немецкий философ-экзистенциалист. Родился в небогатой трудовой католической семье, закончил гимназию иезуитов, изучал теологию, математику и естественные науки в университете Фрейбурга, где потом стал профессором. В 1933 г., когда к власти в Германии пришли фашисты, Хайдеггер становится ректором Фрейбургского университета и членом нацистской партии. Вскоре он уходит в отставку с поста ректора, но остается членом партии до 1945 г, В послевоенные годы Хайдеггер был отстранен от преподавательской деятельности из-за связей с нацистами, испытав на себе чувства отчуждения и недоверия. В 50-60-е годы восстанавливается влияние М. Хайдеггера в интеллектуальной жизни Германии. Основные работы: «Бытие и время», «Что такое метафизика», «Письмо о гуманизме» и др. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования, и это осознание делает его подлинным, несмотря на мучительность, бессмысленность и отчаяние жизни. ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965) Немецко-французский мыслитель. Родился в Эльзасе в семье пастора. Обладал разносторонними талантами: доктор философии (изучал творчество К. Юнга), теологии (исследовал вопрос об историчности Иисуса), музыковедения (крупнейший специалист по творчеству И.С. Баха), медицины. Будучи в зените успеха, А. Швейцер отказался от дальнейшей карьеры и решил посвятить себя служению людям. С 1913 по 1917 г. и с 1924 по 1965 г. (т.е. до конца жизни) Швейцер жил и работал врачом в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка). Он лечил туземцев, учил их грамоте, написал труды «Философия культуры», «Отношения белых к цветным расам», «Проблема этического в развитии человеческой мысли» и др. Поднимал свой голос в защиту мира (и получил Нобелевскую премию мира). Основу взглядов А. Швейцера составляла «этика благоговения перед жизнью»: «добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло — то, что уничтожает жизнь и препятствует ей».
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм (1775-1854) Немецкий философ. Очень легко учился в школе и университете, еще юношей стал профессором, блестящим преподавателем» чьи лекции посещали не только студенты, по и весь цист общества, Апогей философского творчества Шеллинга приходится на его пятилетий брак с Каролиной, бывшей женой поэта Ф. Шлегеля. Это был союз двух очень близких по духу людей. После неожиданной смерти Каролины Шеллинг надолго замолчал, погрузился в проблемы религии, потом женился, появились дети, но прежнего теоретического уровня философ уже так и не достиг. Основное произведение — «Система трансцендентального идеализма». Большое внимание уделял осмыслению природы, которую рассматривал как форму бессознательной жизни разума, наделенную мощной творческой силой. ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) Знаменитый немецкий философ-иррационалист. Родился в семье богатого банкира и блестящей писательницы. Отец, которого Артур уважал, покончил самоубийством, с матерью отношения не сложились, в итоге юноша вырос пессимистом, чуждавшимся людей. В 30-летнем возрасте Шопенгауэр закончил свой главный труд «Мир как воля и представление». Книга не имела успеха, и большую часть тиража ее издатель Ф. Брокгауз отправил в макулатуру - В 1820 г. стал приват-доцентом Берлинского университета. Враждуя с Г. Гегелем, Шопенгауэр назначал свои лекции на те же часы, что и он, в результате чего остался без студентов. Неудачи заставили Шопенгауэра еще больше замкнуться. Оставшуюся жизнь он посвятил популяризации своих дел. На закате жизни к Шопенгауэру приходит признание. Его критика безудержной погони за благами и удовольствиями, его призыв к аскетизму был многими услышан (например, Л. Толстым).
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1820) Русский философ, мыслитель и публицист. Оставшись в трех летнем возрасте без родителей, воспитывался в доме своего опекуна князя Щербатова. В 14 лет стал студентом Московского университета, потом — служба офицером в гвардейском Семеновском полку. Чаадаев участник Отечественной войны 1812 г., герой Бородина. Он много вращался в придворном обществе, нее прочили ему блестящую карьеру, однако в 1820 г. Чаадаев неожиданно вышел в отставку, он был близко знаком со многими но в момент восстания находился за границей. С 1826 г. Чаадаев в течение пяти лет жил в деревне, занимаясь напряженной мыслительной работой, готовя свои «Философические письма». Первое (и единственное из них) было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. и вызвало общественный фурор. Цензор, просмотревший скандальную публикацию, был уволен, редактор сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. За что? Чаадаев считал, что мы (Россия) ничего не дали миру и существуем лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок (наверное, как не надо жить) и призывал обратиться к опыту Запада. Несмотря на полицейские репрессии, Чаадаев не был сломлен. Он написал «Апологию сумасшедшего», в которой защищал свои взгляды. До конца жизни Чаадаев остался верен своему принципу искать истину вопреки официальным запретам, но умер в одиночестве, не признанный современниками. Однако именно с Чаадаева начинается русская оригинальная философская и общественная мысль. ЭПИКТЕТ (50-125) Единственный философ-раб, один из крупнейших представителей стоицизма. Издевавшийся над ним хозяин сломал Эпиктету ногу, а потом выгнал калеку из дома. Во время этих событий Эпиктет повел себя как настоящий стоик. «Ты сломаешь мне ногу», — сказал он хозяину, но тот продолжал мучить раба. Нога сломалась. «Ну вот: я же тебя предупреждал», — единственное, что сказал Эпиктет. Став свободным, философ жил очень просто — в хижине на тюфяке, и организовал свою школу, где учил искусству жизни. Он проповедовал: «Выдерживай и воздерживайся». Выдерживай все внешние трудности и ко всему, чтобы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от страстей и помни, что мысли и волю твою ни в силах у тебя никто отнять. Основное произведение Эпиктета — «Беседы». ЭПИКУР (341-270 до н. э.) Древнегреческий философ, афинянин по происхождению. Был беден, часто испытывал нужду, с детства серьезно болел, но стойко преодолевал тяготы жизни. Автор около 300 сочинений, которые сохранились только в обрывках: «О природе», «Об атомах и пустоте», «О Богах», «О любви», «Главные мысли» и др. Основал оригинальную философскую школу «Сад», вход в которую был открыт для всех: мужчин и женщин, богатых и бедных, свободных и рабов. Эпикур пытался облегчить страдания людей, помочь им выжить в этом страшном мире, за что был даже назван Спасителем. Эпикур считал, что надо жить уединенно, довольствуясь самым необходимым, испытывая от жизни удовольствие, не страшась ни рока, ни богов, ни смерти, надеясь только на себя самого.
ЮМ Дэвид (1711-1776) Родился в Эдинбурге (Шотландия). Ввиду стесненных материальных условий не смог закончить университет и был вынужден заняться коммерцией, в чем, как и большинство философов, не преуспел. Учился во Франции в колледже Ла-Флеш (как Р. Декарт). Обладал разносторонними способностями. Написал «Историю Англии» в 6 т., занимался экономикой (был дружен с А. Смитом), писал эссе на моральные и политические темы. Главный труд — «Трактат о человеческой природе», в котором сформулированы основы гносеологического скептицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Д. Юм отвечал уклончиво — «Не знаю». Однажды его спросили: «Господин Юм, а обращаясь со своей супругой, вы тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?». Юму пришлось признать, что его супруга вполне реальна. ЯСПЕРС Карл (1883-1969) Немецкий философ, энциклопедист. Родился в семье юриста, впоследствии — директора банка. В Гейдельбергском университете изучал право и медицину, занимался психологией и философией. С детства Карл серьезно болел и рано узнал тоску одиночества. Работы Ясперса «Всеобщая психопатология», «Философия», «Экзистенциальная философия», «О происхождении и цели истории», «Философская вера» посвящены проблемам свободы, вины, смысла истории, веры. Когда к власти в Германии пришли нацисты, Ясперс, женатый на еврейке, был отстранен от преподавания и лишен права издавать свои работы. Долгие годы ему пришлось писать без надежды увидеть свои произведения опубликованными. В послевоенные годы стал одним из духовных лидеров Германии, борясь за ее духовное возрождение на демократических основах. К. Ясперс считал, что с помощью философии человек обретает свои истоки и смысл существования на земле.
Глоссарий: Атрибут —существенный признак, необходимое, неотъемлемое свойство предмета или явления. Бесконечность — беспредельность пространственно-временного существования и развития материи и неисчерпаемость её познания. Бытие — философская категория, отражающее многообразие мира во всех его проявлениях; это реальная жизнь природы, общества и человека в бесконечном разнообразии их проявлений. Вероятность — количественная степень возможности появления события при данных условиях. Вечность — бесконечная длительность. Вещество — совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и т.д.). Взаимодействие — процесс взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, который приводит к их взаимообусловленности. Внешнее — поверхностная, непосредственно доступная чувствам сторона действительности, т.е. мир природы. Внутреннее — 1) существенная сторона предмета или явления; 2) идея, дух, душа, духовный мир. Время – основная форма бытия, движущейся материи, выражающая последовательную смену её состояний и длительности процессов. Вселенная – всё то, что существует безгранично во времени и пространстве. Всеобщее — то, что является для множества общим. Генезис — возникновение, происхождение, становление и последующий процесс развития того или иного явления, процесса, учения. Движение — изменение, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Действительность — реализованная возможность, нечто уже непосредственно сжившее, что уже возникло, осуществилось, живёт и действует. Единичное — категория, выражающая относительную обособленность объектов друг от друга, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую определённость. Жизнь — термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделённых внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. Для жизни характерен обмен веществ, энергии и информации. Имманентное — пребывание чего-либо в самом себе; внутренне присущее. Индетерминизм — учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Качество —совокупность свойств, присущих данному объекту, принадлежащие ему в отличие от других предметов. Количество — определенность предмета, характеризующая его величину, интенсивность и степень проявления того или иного свойства. Конечность — определённость, ограниченность объекта. Конкретное — непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Материя — бесконечное множество всех существующих явлений, объектов, систем и форм движения. Она несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Мера — категория диалектики, означающая единство количественной и качественной определённости предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения самой вещи. Метафизика — метод мышления и познания, противоположный диалектике, рассматриваемый предметы и явления в статистике; философское учение о сверхчувствительных высших принципах и началах бытия. Необходимость — внутренняя закономерность возникновения, существования и развития предметов и явлений мира; событие, которое должно произойти или требуется в данных условиях. Непрерывность — субстанциональная характеристика действительности, взаимообусловленность ступеней развития, наличие в нём механизмов преемственности и изменения. Объективная реальность — совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединённых в неживые, живые и социально организованные системы. Особенное — предмет как целое, выступающий в единстве и соотношении единичного и общего. Отношение — взаимосвязь элементов определённой системы. Отрицание — превращение одного объекта в другой, частичное разрушение его прежних черт и свойств, которое может сопровождаться удержанием, сохранением черт и свойств, не противоречащих новому состоянию объекта. Отрицание отрицания — один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер развития. Прерывность — дискретность, делимость, пространственно-временная локализованность. Природа — окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений. Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Причинность — необходимая генетическая связь явлений, из которых одно обусловливает другое. Пространство — свойство реальности, выражающееся в её протяжённости, структурности, дифференцированности, сосуществовании и взаимодействии её элементов. Противоположность — одна из сторон противоречия. Противоречие — категория диалектики, обозначающая взаимодействие противоположностей в предмете как едином целом. Процесс — последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии. Развитие — процесс движения от низшего, простого, старого к высшему, сложному, новому, который осуществляется линейно или спиралеобразно. Различие – сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других. Самодвижение — изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Связь — отношение, при котором изменение какой-то одной стороны предмета или явления влечёт за собой изменение другой стороны. Секс — культурный феномен взаимоотношений полов, базирующийся на биологическом инстинкте продолжения рода. Система — множество взаимосвязанных элементов, являющееся единым целым. Скачок — коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. Случайность — категория диалектики, обозначающая в противоположность необходимости необязательность, единичность связей между явлениями действительности. Содержание — категория диалектики, обозначающая доминирующую над формой совокупность взаимодействующих элементов вещи как целого. Состояние — способность всего сущего к проявлению в различных формах с присущими им существенными свойствами и отношениями. Спонтанное — самопроизвольное явление, возникающее без внешних организующих воздействий. Становление — переход то одной определённости бытия к другой. Стихия — основные элементы природы; у древнегреческих философов-материалистов: огонь, вода, воздух, земля. Структура — совокупность устойчивых связей элементов системы, обеспечивающих её целостность и тождественность самой себе. Субстрат — материальная основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи. Существование — совокупность многообразных изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Сущность — всё то, что составляет суть, смысл вещи, совокупность её существенных свойств, а также внутренние, глубинные связи предмета, его основа. Тождество — категория диалектики, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. Трансформация — вид диалектического отрицания, предполагающий сохранение основы явления при переходе от одной его стадии развития к другой. Условие — всё то, что делает возможным наличие вещи, явления, процесса, преобразует потенциальную возможность в действительность. Физический — природный, телесный, в противоположность психическому, духовному. Форма — категория диалектики, обозначающая способ существования и выражения содержания; внутренняя структура вещи. Целое — категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов с систему. Целостность — внутреннее единство объекта, его автономность, независимость от окружающей среды. Часть —категория диалектики, обозначающая компонент системы, который выполняет определенную функцию в её бытии как целого. Эволюция — постепенное непрерывное развитие явления или процесса. Элемент — целостный компонент сложных тел, материальных систем, теоретических построений. Энергия — общая мера различных форм материального движения. Явление — категория диалектики, обозначающая обнаружение предмета, внешней формы его существования; всё, что чувственно воспринимаемо; выражение сущности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|