Тема 13. Социальная философия
111. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл, вкладываемый в понятие «общество»:
112. Укажите способ постижения социальной, человеческой реальности, о котором говорит русский философ XX в. М. М. Бахтин: «Гуманитарные науки — это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении... При объяснении — только одно сознание, при понимании — два сознания, два субъекта»: мистическое откровение интуитивное проникновение Понимание 113. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества: 2 промышленная революция 1 неолитическая революция 3 научно-техническая революция 114. Согласны ли вы с утверждением: «Часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, носит название: географическая среда». да нет 115. Выберите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это: отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности Связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них 116. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества: 3 нации 1 родоплеменные объединения 2 народности 117. Назовите имя мыслителя XIX в., выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества: К. Маркс
Л. Фейербах М. А. Бакунин 118. Выделите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе: социальный статус человеком может только наследоваться социальный статус человеком может только приобретаться Социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться 119. Определите, какое из высказываний правильное: Характер социальной группы (страты), в которую входит индивид, определяет его социальный статус индивиды, имеющие определенный социальный статус, объединяются в определенную группу (страту) 120. Определите, что такое социальная мобильность. Это: переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса; активные миграционные процессы в обществе возможность свободного передвижения по территории государства 121. Из приведенного перечня выделите основу жизни общества с точкизрения марксизма: семейный быт Общественное материальное производство сфера торговли природное окружение 122. Расположите различные системы хозяйства в порядке их исторического формирования: 1 система натурального хозяйства 2 система рыночного хозяйства 123. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество — это: Саморазвивающаяся система система индивидов Самоорганизующаяся система закрытая система 124. Выделите источники социальной динамики Социальные конфликты или противоречия согласие социальных групп борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере 125. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: «Развитие общества — лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»: Спираль синусоида замкнутый круг
126. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»: IV-III вв. до н. э. XVIII в.; XII в.; XX в. 127. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и имена их авторов: 1. Формационная 2. Культурологическая 3. Цивилизационная 2 О. Шпенглер; 3 А. Тойнби 1 К. Маркс 2 Н. Я. Данилевский 3 П. А. Сорокин 128. Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н. Я. Данилевского: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...»: Европоцентризм евразийство социоцентризм 129. Укажите концепцию истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям: концепция общественно-экономических формаций концепция локальных культур Концепция постиндустриализма 130. Из приведенного перечня выделите идеи, характерные для учения евразийства: идея единства восточнославянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане идея слияния всех наций в единое человечество Идея разрушительности западного пути развития для Евразии Идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян идея цивилизационной бесперспективности России Тема 14. Философские и ценностные приоритеты в культуре 131. Назовите исторический период в развитии европейской философии, в рамках которого употребление термина «культура» приобрело устойчивый характер: философия эпохи Возрождения античная философия Философия эпохи Просвещения философия эпохи постмодерна 132. Соотнесите подходы к определению культуры и основные содержательные трактовки этого феномена: 1. Деятельностный 2. Аксиологический 3. Семиотический 4. Социологический 4 Культура — это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческого поведения, деятельности 3 культура — это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых закреплен социальный опыт 1 культура — это способ сохранения, воспроизводства, развития общества, особый способ жизнедеятельности человека
2 культура — это совокупность материальных и духовных ценностей 133. Выделите понятия, с помощью которых можно охарактеризовать механизм развития культуры: Традиции революция элитарная культура Новация Преемственность массовая культура 134. Определите, что такое «футурология» учение об общественно-экономических формациях область научных знаний, в которой рассматриваются перспективы общественного развития раздел эстетики, изучающий направления в развитии искусства Тема 15. Теория познания и философия науки 135. Выберите философскую традицию, для которой характерно понимание познания в качестве отражения действительности, обеспечивающего преобразующую деятельность социума (природопреобразующую и социально-историческую практики): аналитическая философия Философия марксизма герменевтика метафизический материализм 136. Назовите философскую традицию, в рамках которой познание понимается как научный анализ знаковых структур, претендующий лишь на описание их логических и смысловых инвариантов: Аналитическая философия философия марксизма герменевтика прагматизм 137. Назовите философскую традицию, для которой характерно понимание познания как средства, обеспечивающего психологическую уверенность субъекта в своих силах и тем самым позволяющего ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность: аналитическая философия философия марксизма феноменология, герменевтика Прагматизм 138. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении... Каковы предметы в себе и обособленно от восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их»: идеализм Агностицизм дуализм
139. Определите гносеологическую позицию, заключенную в следующих словах немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса: «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой»:
гносеологический оптимизм; скептицизм; агностицизм 140. Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|