Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Социальная философия




 

111. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл, вкладываемый в понятие «общество»:

1. Общество (в широком смысле) 2. Общество (в узком смысле) 2 Народ 1 обособившаяся от природы часть материального мира 2 государство 2 исторический этап развития общества

112. Укажите способ постижения социальной, человеческой реальности, о котором говорит русский философ XX в. М. М. Бахтин: «Гуманитарные науки — это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении... При объяснении — только одно сознание, при понимании — два сознания, два субъекта»:

мистическое откровение

интуитивное проникновение

Понимание

113. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества:

2 промышленная революция

1 неолитическая революция

3 научно-техническая революция

114. Согласны ли вы с утверждением: «Часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, носит название: географическая среда».

да

нет

115. Выберите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:

отношения между людьми, складывающиеся в процессе об­щения

взаимоотношения, складывающиеся между людьми по от­ношению к собственности

Связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них

116. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества:

3 нации

1 родоплеменные объединения

2 народности

117. Назовите имя мыслителя XIX в., выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:

К. Маркс

Л. Фейербах

М. А. Бакунин

118. Выделите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе:

социальный статус человеком может только наследоваться

социальный статус человеком может только приобретаться

Социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться

119. Определите, какое из высказываний правильное:

Характер социальной группы (страты), в которую входит индивид, определяет его социальный статус

индивиды, имеющие определенный социальный статус, объединяются в определенную группу (страту)

120. Определите, что такое социальная мобильность. Это:

переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;

активные миграционные процессы в обществе

возможность свободного передвижения по территории государства

121. Из приведенного перечня выделите основу жизни общества с точкизрения марксизма:

семейный быт

Общественное материальное производство

сфера торговли

природное окружение

122. Расположите различные системы хозяйства в порядке их исторического формирования:

1 система натурального хозяйства

2 система рыночного хозяйства

123. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество — это:

Саморазвивающаяся система

система индивидов

Самоорганизующаяся система

закрытая система

124. Выделите источники социальной динамики

Социальные конфликты или противоречия

согласие социальных групп

борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере

125. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: «Развитие общества — лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»:

Спираль

синусоида

замкнутый круг

126. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»: IV-III вв. до н. э.

XVIII в.;

XII в.;

XX в.

127. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и имена их авторов:

1. Формационная

2. Культурологическая

3. Цивилизационная

2 О. Шпенглер;

3 А. Тойнби

1 К. Маркс

2 Н. Я. Данилевский

3 П. А. Сорокин

128. Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н. Я. Данилевского: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...»:

Европоцентризм

евразийство

социоцентризм

129. Укажите концепцию истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям:

концепция общественно-экономических формаций

концепция локальных культур

Концепция постиндустриализма

130. Из приведенного перечня выделите идеи, характерные для учения евразийства:

идея единства восточнославянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане

идея слияния всех наций в единое человечество

Идея разрушительности западного пути развития для Евразии

Идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян

идея цивилизационной бесперспективности России

Тема 14. Философские и ценностные приоритеты в культуре

131. Назовите исторический период в развитии европейской философии, в рамках которого употребление термина «культура» приобрело устойчивый характер:

философия эпохи Возрождения

античная философия

Философия эпохи Просвещения

философия эпохи постмодерна

132. Соотнесите подходы к определению культуры и основные содержательные трактовки этого феномена:

1. Деятельностный

2. Аксиологический

3. Семиотический 4. Социологический

4 Культура — это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческого поведения, деятельности

3 культура — это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых закреплен социальный опыт

1 культура — это способ сохранения, воспроизводства, развития общества, особый способ жизнедеятельности человека

2 культура — это совокупность материальных и духовных ценностей

133. Выделите понятия, с помощью которых можно охарактеризовать механизм развития культуры:

Традиции

революция

элитарная культура

Новация

Преемственность

массовая культура

134. Определите, что такое «футурология»

учение об общественно-экономических формациях

область научных знаний, в которой рассматриваются перспективы общественного развития

раздел эстетики, изучающий направления в развитии искус­ства

Тема 15. Теория познания и философия науки

135. Выберите философскую традицию, для которой характерно понимание познания в качестве отражения действительности, обеспечивающего преобразующую деятельность социума (природопреобразующую и социально-историческую практики):

аналитическая философия

Философия марксизма

герменевтика

метафизический материализм

136. Назовите философскую традицию, в рамках которой познание понимается как научный анализ знаковых структур, претендующий лишь на описание их логических и смысловых инвариантов:

Аналитическая философия

философия марксизма

герменевтика

прагматизм

137. Назовите философскую традицию, для которой характерно понимание познания как средства, обеспечивающего психологическую уверенность субъекта в своих силах и тем самым позволяющего ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность:

аналитическая философия

философия марксизма

феноменология, герменевтика

Прагматизм

138. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении... Каковы предметы в себе и обособленно от восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их»:

идеализм

Агностицизм

дуализм

 

139. Определите гносеологическую позицию, заключенную в следующих словах немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса: «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой»:

гносеологический оптимизм;

скептицизм;

агностицизм

140. Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...