Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание – чувственное и рациональное.




Изучение процесса познавательной деятельности и всех проблем, связанных с ней, является одной из основных задач философии, начиная с древности. Первую обоснованную теорию познания сформировал в своих работах Аристотель. Философское изучение процесса познания происходит в рамках особого раздела философии – гносеологии (от греч. «гнозис» - «знание»). Гносеология изучает природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия достоверности и истинности познания.

В составе теории познания можно выделить логику как дисциплину, изучающую нормы мышления, ведущие к достижению правильного, истинного знания, а также эпистемологию (науковедение) как теорию научного познания. Кроме того, познание как процесс могут изучать и некоторые другие науки. Например, существует когнитивная [117] психология, исследующая связанные с познанием психические процессы. Однако если в психологии ощущения, понятия, интуиция и т. д. выступают в качестве форм психического, то в гносеологии эти же явления исследуются как средства достижения истины – высшей гносеологической ценности, как познавательные способности или формы существования знания. Также определённый вклад в изучение познавательной деятельности, в том числе и научного познания, могут внести дисциплины, изучающие общество, поскольку познавательная деятельность человека имеет социально обусловленный и связанный с общественной практикой характер.

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются понятия «субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной и предметно-практической активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа: публика на спектакле, группа учёных, работающих над решением проблемы и пр.). Объект - это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности; то, на что направлена деятельность субъекта. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект (процесс самопознания).

В европейской философии Нового времени утвердилась субъект-объектная парадигма, представляющая процесс познания как взаимодействие субъекта и объекта. Причём, до конца 18 в. как в материалистических, так и в идеалистических теориях познания субъект выступал в качестве пассивного восприемника воздействий из окружающей реальности. На активную роль субъекта в процессе познания обратил внимание И. Кант. В этом подчёркивании активности субъекта и состоит знаменитый «коперниканский переворот в философии», произведённый И. Кантом. В философии 19-20 вв. утвердилось представление об активном взаимодействии субъекта и объекта в познании.

Познание можно определить как процесс отражения и воспроизведения действительности в сознании субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Целью всякого познания является достижение истины, правильного, достоверного знания. Сами по себе истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, живым существам нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.

Напомним о том, что основным вопросом гносеологии признаётся вопрос о возможности адекватного познания мира. Те, кто признаёт возможность такого познания, условно называются гностики (гносеологические оптимисты). К лагерю гностиков относится большинство материалистов и объективных идеалистов. Сомневающиеся в возможности адекватного познания мира называют скептиками. Тех, кто однозначно отрицает возможность познания мира, называют агностиками (гносеологическими пессимистами). Скептицизм и агностицизм особенно распространены среди представителей субъективного идеализма (Д. Юм, И. Кант).

Чувственное и рациональное познание. Познание имеет две ступени: 1. Чувственное отражение действительности и 2. Рациональное её отражение. Однако эти два уровня познания не существуют раздельно, а взаимосвязаны между собой. Этому делению в науке соответствует разделение между эмпирическими и теоретическими методами познания.

Чувственное познание осуществляется с помощью сформировавшихся в результате биологической эволюции органов чувств. Затем способность к ощущениям совершенствуется благодаря многочисленным приборам и инструментам, изобретённым человеком. Сами по себе вряд ли человеческие органы чувств могут считаться совершенными, они уступают органам чувств многих животных, но мы ликвидируем эти недостатки изобретением приборов и развитием мышления. Организм имеет чувствительность, направленную вовне (на объекты внешнего мира) и вовнутрь (сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма, например, болевые импульсы).

На чувственной ступени познания можно в свою очередь выделить три последовательных уровня: ощущение, восприятие, представление.Ощущение – это получение чувственной информации об отдельных свойствах объекта. Ощущения получаются при помощи разных чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Каждое чувство даёт нам свою особую информацию, которую надо соединить со сведениями, предоставляемыми другими чувствами.

Ощущения соединяются (уже благодаря некоторой активности субъекта) в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие дают больше знаний, чем ощущения. Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности – одновременно и сила и ограниченность этих форм познания. Ощущение и восприятие сосредоточены на каком-либо данном свойстве. Чувственное созерцание не воспринимает иных свойств и вещей, которые воздействуют непосредственно в данный момент.

Чувственное всегда схватывает единичное, конечное, ограниченное. Оно может заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская Земля, движение Солнца вокруг Земли, «изломанная» ложка в стакане с водой и т.д.

Представление есть чувственный обобщённый образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных черт. Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого-либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения. Воображение – это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. Но стоит отметить, что исходный материал воображения всё же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности воображения могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и образы богов.

Роль чувственного познания весьма велика, поскольку органы чувств являются единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению; потеря части чувств затрудняет познание; рациональное же познание почти всегда базируется на анализе предоставленного чувствами материала.

Рациональное познание осуществляется с помощью процессов мышления. Мышление может быть определено как активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщениями и способами опосредованного познания действительности. Для отражения действительности мышлением формируются некоторые конструкты большей или меньшей сложности, с помощью которых осуществляется получение нового знания. Мышление по большей части связано с практикой и решением, стоящих перед человеком задач. Мышление непосредственно связано с языком, и в большинстве случаев носит вербальный характер. Язык определяется как система знаков, имеющих значение. Язык служит одним из основных средств познания; даже когда мы размышляем о чём-то, мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог.

Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, отношений, которые признаются в определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности, производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия.

Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Понятие выделяет, представляя в обобщенном виде, предметы некоторого класса по некоторым определённым, существенным, общим признакам. Один и тот же объект может выступать и в качестве чувственного образа и в качестве понятия (допустим, если судить о студенте исключительно по записям о нём в журнале преподавателя). Понятия могут быть пустыми (если им не соответствует ни одного объекта – «нынешний король Франции»), единичными (если им соответствует лишь один объект – «современная столица Франции»), более и менее общими. Причём, существует закон обратного отношения объёма и содержания понятий. Чем шире по объёму понятие, тем менее оно содержательно, менее информативно.[118] Понятия всегда фиксируют общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений. Понятия – это самые простые формы мышления, на основе которых возникают более сложные.

Следующей по сложности после понятий формой мышления является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия включаются в состав суждений как их элементы. Задача суждений – отражать связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть утвердительные («Сейчас идёт дождь») или отрицательные («Сейчас не идёт дождь»). Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии.

Итак, рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно способно к отражению общего и существенного в предметах Мышление познаёт действительность глубже, чем чувственное познание. движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине. По сравнению с формами чувственного познания оно более опосредованно связано с внешним миром и имеет больше возможностей для отрыва от реальности. Мышление способно к конструированию на основе познанной сущности предметов понятий и идей, подлежащих опредмечиванию в процессе практики.

Мышление, которое происходит путём последовательного, плавного перехода от одного суждения к другому называется дискурсивным. Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения. Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не опирается на логическое доказательство, которое подыскивается потом, post factum. Интуиция представляет собой некий инсайт, озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. При инсайте происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать.[119] Наиболее известными примерами научных открытий, сделанных интуитивно, являются открытие Архимедом закона о выталкивающей силе жидкости (вспомните знаменитое восклицание «Эврика!»), открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок, открытие Ф. Кекуле циклической структуры формулы бензола в результате случайно возникшего в сознании исследователя образа змеи, кусающей собственный хвост.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...