Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий этап — «психоаналитический» (начало XX в. — 1930-е гг.). Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью Зигмунда Фрейда.




1. Этапы развития гендерной психологии

, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в. ) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России. Это движение,, которое, повторяем, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало yа нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. eman -cipatio — освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж " выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и c требованиями предоставить право на образование. В ряде стран женщины добились включения их в экономическую жизнь (опять же — незамужние) и обнаружили, что их труд ценится слишком дешево. Были созданы женские профсоюзы — для борьбы за экономические права (в начале XX в. они действовали во многих странах Европы и Америки).

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Иногда феминистки (не все) прибегали к эпатажным формам борьбы: демонстрациям, пикетам, поджогам, призывам к отказу от семьи, брака, детей, бойкотированию любых форм общения с мужчинами-поработителями, пропаганде лесбийской любви.

Феминизм на протяжении своей истории неоднороден. Вот некоторые из его направлений:

1. Амазон-феминизм доказывает физическое равенство (или даже превосходство) женщин над мужчинами. Образ женщины-богатыря противопоставляется традиционному патриархатному стереотипу о слабой и беззащитной женщине. В борьбе используются сила и напористость.

2. Культурный феминизм пытается доказать, что женщины от природы лучше мужчин, поэтому, если женщины будут у власти, мир будет организован более справедливо — не будет войн, экологических катастроф и т. п. Ориентирован на некоторую изолированность от мужской культуры. Создаются культурные женские клубы, кризисные центры для женщин.

3. Сепаратизм пропагандирует радикальное размежевание полов — разрыв всех коммуникативных связей с мужчинами. Только в изоляции от мужчин и их постоянного влияния возможен личностный рост женщин. Мероприятия проводят только для женщин. При этом путать сепаратисток с лесбиянками неправомерно.

4. Радикальный феминизм (появился в 1967 г. ) выдвигает положение о том, что дискриминация женщин пронизывает всю человеческую культуру и устранить ее можно только с помощью социальных изменений. Утверждается необходимость разграничения биологических различий между мужчинами и женщинами и культурно созданных гендерных стереотипов, которые приобретают статус обязательной нормы. От последних необходимо избавляться.

5. Гуманистический, или интеллектуальный, феминизм возник сравнительно недавно. Считается, что маскулинная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин. В ней утверждается культ силы. Мужчинам и женщинам навязываются роли: сильного и агрессивного добытчика и господина и слабой и беззащитной, экономически зависимой подчиненной. Поэтому следует пересмотреть ценности и нормы общества и по-иному выстроить гендерные роли и мужчин и женщин (Усачева, 1994).

6. Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях (Багрунов, 1981). Это побудило исследователей сравнивать этих представите лей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Прежде всего появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем.

В 1899 г. выходят две книги русского автора П. Е. Астафьева — «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщин характерны:

1)      большее развитие бессознательной сферы;

2)      такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практи
ческое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произ
вольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

3) пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

4) слабость воли и слабый контроль за эмоциями;

5) легкая возбудимость;

6)      в речи и общении — выразительность движений, мимики, голоса; разговорчи
вость и склонность к повторениям в речи;

7) большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);

8) неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);

9) податливость влиянию окружающих;

10) успехи в качестве актрис и певиц (объясняются эмоциональной выразительностью);

11) неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.

Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных построений автора. Хотя он и ссылается на «доказательства психологов» (в основном на труды немецкого ученого Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых различий еще не располагала подобными доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.

В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии. Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.

По Вейнингеру (1991), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к примеру). Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени. К примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами). Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален — одновременно и мужчина и женщина. Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали — степень фемининности), тем в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальность и связанная с нею любовь являются центром жизни женщины: для нее имеет значение дефлорация, брачная ночь и т. и. Сексуальные переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина — лишь временами (эти взгляды на половые различия в сексуальном поведении по-прежнему популярны).

Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком «верного» партнера является непохожесть его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств массовой коммуникации формируются стереотипы — «секс-символы» и когда мы знаем, что сексуальный образ складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).

Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).

Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее подтвердилось в современных исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).

Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

1. Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.

2. Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.

3. Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Ман-тегацца) недооценивают сложность женской психики, а женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.

4. У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).

5. Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).

6. Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще ветречаются у женщин (3/4 случаев), чем у мужчин. Особенно это касается аффекта страха. Женщины эмоциональны в споре и пристрастны. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (49 н 19% соответственно). Женщины более чувствительны к иронии и насмешке, даже если это добродушные подшучивания друзей. Религиозные чувства также более выражены у женщин. Женщины более чувствительны к прекрасному, но хуже мужчин способны описать свои впечатления.

7. Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают, что объясняется их меньшим интересом (и даже отвращением, как было установлено при исследовании американских студентов) к некоторым задачам. Женщины демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их интересует. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие — мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.

8. Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат).

9. У женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают. ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.

10.     Представление и воображение. У женщин — более живая фантазия ввиду их
большей эмоциональности. Они обладают более отчетливыми и красочными
образами. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у

• русских и бразильских женщин — по сравнению с англичанками). Женщины лучше мужчин воображают предстоящие разговоры и споры с собеседником — во всех подробностях. Они склонны преувеличивать свои страдания, опасения, надежды и разочарования.

11.     При сравнении умственных способностей мужчин и женщин важны критерии
оценки.

Критерий способности к получению высшего образования. Как среди мужчин, так и среди женщин есть более и менее способные к получению образования, в связи с чем необходимо уравнять возможности доступа к высшему образованию для обоих полов. По данным Гейманса, в Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть студенчества, они отличались более высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность к обучению, но в то же время и отсутствие способности к абстракции, связь умственной деятельности с чувствами и отсутствие собственных научных трудов.

■ Критерий высших достижений в области науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам. Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор! ). Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков». • Критерий патологии. Среди мужчин гораздо чаще встречается идиотизм (по данным Гейманса, 100: 79 с перевесом в пользу мужчин, по другим статистическим данным от 1880 г. среди идиотов — 9809 мужчин и 7827 женщин). • Критерий оригинальности. При рисовании геометрических фигур (любых)мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины.

■ Критерий усвоения знаний. Исследование нескольких тысяч детей в Берлине показало, что простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное — мальчики.

■ Критерий интереса к задаче. Американская исследовательница Хелен Томпсон предложила пять задач для решения женщинам н мужчинам (см. Приложение). У женщин некоторые задачи (например, разложить фигуры на шахматной доске) вызывали такое сильное отвращение, что они и не старались их решить. Другие задачи женщины решали или за одинаковое время с мужчинами, или даже опережая их в 2 раза. 12. Речь. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, всю жизнь женщины говорят больше мужчин и в старости позднее становятся молчаливыми и скупыми на слова. Они дают более точные и отчетливые описания, поэтому судьи и врачи предпочитают обращаться за разъяснениями к женщинам.

И наконец, обратимся к двум исследованиям, которые пропел сам Гейманс.

Он попросил семейных врачей как можно подробнее описать своих пациентов. В результате были получены следующие данные: 2519 мужчин-врачей представили 90 характеристик личности и поведения (на 1310 мужчин и 1209 женщин-пациентов) и только 147 женщин-врачей описали по тем же параметрам 68 мужчин и 79 женщин-пациентов. Нетрудно заметить, что в основном это были наблюдения мужчин за пациентами обоего пола. Тем не менее данные Гейманса, благодаря научной обстоятельности и добросовестности автора, стали популярны в психологии половых различий на многие годы и, по моему мнению, очень сильно повлияли на житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, сформировав бытующие до сих пор гендерные стереотипы.

В другом исследовании Гейманса, столь же впечатляющем для того времени, были опрошены дети — учащиеся гимназий и реальных училищ, всего 2757 мальчиков и 701 девочка. В итоге было получено более 80 описаний личностных характеристик и поведения (см. Приложение, табл. 1 и 2). Заметим, что в обоих исследованиях приводились лишь данные о сравнении процентов (по упоминанию характеристик, присущих мужчинам и женщинам). Ни о каких значимых различиях речь, таким образом, не шла, и мы можем говорить лишь о тенденциях, присущих каждому полу.

Анализируя эти данные, необходимо учитывать два следующих условия: а) признавать реальность половых различий только тогда, когда разница, свидетельствующая о преобладании тех или иных психических качеств у мужчин или у женщин, составляет не менее 10% и б) рассматривать только те результаты, в которых хотя бы один пол имеет показатели не менее 20% (это означает, что по крайней мере пятая часть испытуемых или экспертов пришла к единому мнению, что данная характеристика личности или поведения замечена у мужчин или женщин). В остальных случаях следует считать, что различия между полами, выявленные в данном исследовании, отсутствуют.

Полученные результаты можно разделить на две категории: совпадение мнений мужчин и женщин о своем и противоположном поле (с позиций современной гендерной психологии это гендерные авто- и гетеростереотипы) и их несовпадение. Приведем несколько примеров. Будем рассматривать только те случаи, когда обнаруживаются половые различия.

1.       Совпадение авто- и гетеростереотипов мужчин и женщин. По мнению обоих
полов: женщины в часы досуга всегда чем-то заняты; импульсивны, эмоциональны, веселы и жизнерадостны, много смеются, дольше переживают горе;
любят поговорить и являются приятными собеседниками; отличаются ловко
стью в рукоделье и других ручных работах; среди них больше тех, кто никогда
не употребляет алкоголь; расчетливы; нежны и заботливы по отношению к
своим детям; совсем не интересуются политикой; склонны говорить преиму
щественно о людях; чувствуют отвращение к сексуальным шуткам; хорошо ос
ведомлены о родственных отношениях и имущественном положении знако
мых; в болезни не падают духом и терпеливы.

Мужчины не любят утруждать себя в часы досуга; осмотрительны; неэмоциональны, спокойны и обстоятельны, после утраты любимых скоро утешаются; толковы; хорошие знатоки людей; самостоятельны в своих взглядах; рассказывают кратко, строго придерживаясь темы; чаще довольны своими способностями и поступками; в политике сторонники умеренных реформ; склонны говорить преимущественно о вещах; любят игры, требующие работы ума (шахматы, шашки, вист и пр. ).

2.       Несовпадение авто- и гетеростереотипов мужчин и женщин. Женщины о се
бе (по сравнению с мужчинами): более настойчивы в осуществлении своих на
мерений; проявляют горячность в разговоре; добродушны; переменчивы в на
строении; интересуются больше новыми впечатлениями и новыми друзьями;
любят перемены, легко воспринимают новое; практичны и легко находят вы
ход из затруднительного положения; неостроумны; наблюдательны; более
склонны к самокритике и признают превосходство других; бескорыстны; веж
ливы; обладают плавной речью; склонны сразу обращаться к врачу. Мужчины
утверждают, что оба пола одинаковы.

Женщины о мужчинах (по сравнению с женщинами): после вспышки гнева сразу мирятся, а некоторое время расстраиваются; держатся старых привычек; обладают хорошей памятью; боязливы и по возможности избегают опасности; много читают; отличаются более точным запоминанием и воспроизведением информа-ции; пунктуальны. Мужчины вновь не видят различий между полами.

Мужчины о женщинах: любительницы чистоты и порядка; легкомысленны, т. е. склонны надеяться, что все уладится (последнее — одно из самых больших не-совпадений, расхождение во мнениях составляет 2. 5 раза), а мнение женщин --что оба пола равны. Это нетипичный результат — гораздо чаще не видели разли-чий между полами мужчины. Если вспомнить современные исследования лидер-ства, то можно найти объяснение таким различиям. Ф. Фидлер считал, что если менеджер различает своих работников (лучшего и худшего) по личностным ха-рактеристикам, это признак ориентации на взаимоотношения. Если же нет ори ентации на задачу. Получается, что первое более свойственно женщинам, а вто- рое — мужчинам. Это совпадает с современными представлениями о половых различиях.

Гораздо реже отмечали различия в своем поведении девочки и мальчики (там изучались только гендерные автостереотипы — т. е. мнение о представителях сво-его пола). В основном они сводились к большим эмоциональности и прилежанию девочек.

1. Превосходство девочек (по сравнению с мальчиками): внимательны во время уроков и при занятии каким-либо делом; при получении задания сразу пристe-пают к делу; любят опрятность и порядок; правдивы; пунктуальны (не опазды вают, вовремя сдают задания); веселы; сердечны; мягки.

2. Превосходство мальчиков (по сравнению с девочками): на занятиях отвечают медленно; отличаются более ровным настроением.

Ценность этих исследований Гейманса еще и в том, что описываются характеристики поведения, которые обычно остаются за пределами внимания психоло-гов. Было бы интересно повторить это анкетирование сейчас, но в качестве экспертов взять уже не домашних врачей-мужчин, а профессиональных психологов обоего пола.

К рассматриваемому периоду относится также появление двух книг — отечественной и зарубежной. Авторами обеих были женщины. Книги эти сыграли разную роль в гендерной психологии — негативную и позитивную. Обратимся к ним в хронологическом порядке.

В 1915 г. в Москве вышла книга Л. П. Кочетковой с символичным названием «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей». Книга снабже-на многочисленными статистическими таблицами о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям). Это уникальный материал, ко-торый мы используем в дальнейшем (см., к примеру, главу 3). Однако выводы, ко-торые делает автор, и сам характер повествования пронизаны духом ненавист к мужскому полу.

Так, Л. П. Кочеткова считала функцию продолжения рода помехой для раз-вития женщин. Она призывала стерилизовать женщин, дабы устранить эту по меху, — в итоге общество она видела не только без мужчин (или с очень малым их количеством), но и почти без плодовитых женщин. Бросается в глаза сходство такого общества с пчелиным роем. Вот красноречивая цитата из этой книги: «Вымирание мужчин у передовых народов приведет сначала к смешению рас всех частей света и к установлению на земле более однородного типа человечества, а затем мужской пол угаснет вовсе и вместе с ним исчезнет последний источник неравенства, раздоров и отчуждения между людьми... Перед женщиной будущего откроются необъятные горизонты. Женщина-сверхчеловек сосредоточит в себе силу, правящую Вселенной. Расстояния перестанут быть для нее непреодолимым препятствием, и ей не будет надобно вечно цепляться за кору земного шара. Подчинив себе силы Земли, она воспользуется и другой, ближайшей планетой — Венерой, богатой солнечными дарами. И наконец, использовав всю доступную энергию Солнечной системы, она, быть может, достигнет той вершины бытия, дальше которой не идет наше воображение, — будет бессмертна, всеведуща и всемогуща — и отыщет для себя вместо потухающего Солнца другое, более живительное светило, иные источники жизни... » (с. 242, 244).

Справедливости ради надо сказать, что и мужчины высказывали аналогичные идеи — но о конце женского пола (к примеру, известный философ Н. Ф. Федоров в своей книге «Философия общего дела», вышедшей в 1906 г. ).

Эти идеи не способствовали развитию гендерной психологии, а, напротив, тормозили ее. Сама тематика, казалось бы, вела к «войне полов». И до сих пор некоторые серьезные исследователи с опаской и оговоркой приступают к разработке проблем этой области, дабы их не обвинили в пристрастии к одному или другому полу. Нам кажется, что психологи должны способствовать лучшему взаимопониманию представителей обоих полов — в том числе и изучая их.

Вторая книга, которая вышла позднее, в 1928 г., — «Взросление на Самоа». Автором ее была молодая Маргарет Мид — этнограф с психологическим образованием, которая позднее стала мировой знаменитостью. Она описала особенности общения, воспитания и поведения (в том числе и сексуального) мальчиков и девочек, мужчин и женщин, взаимоотношений в семье народа самоа. Эта книга привлекла внимание к проблемам гендерной идентичности, гендерной и сексуальной социализации, особенно к кросс-культурным аспектам. Работы Мид (1988) по-прежнему интересны и актуальны для гендерной психологии, и я использую ее материалы ниже.

Таким образом, к концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и основных ее разделах, таких как психология половых различий, психология женщины, гендерная социализация, сексуальная социализация.

Начались экспериментальные исследования. Кроме вышеназванных авторов были и другие: Хелен Томпсон, Лета Холлингворс, Хелен Дойч, Джоанна Лампл де Грут. В своих экспериментах они продемонстрировали, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие, и призывали строить новую область психологии не на анекдотических случаях, мнениях и предрассудках, а на точном и тщательном исследовании, что, конечно же, было вполне справедливым.

Однако движение за равноправие полов сыграло здесь и негативную роль. Как только обнаруживались факты, свидетельствующие о специфических особенностях мальчиков и девочек (в. частности, при решении интеллектуальных тестов), они вызывали столь нездоровую реакцию в обществе, что порой объявлялись артефактами. В результате в США те тесты, которые оказались чувствительными к половым различиям, либо удалялись, либо их переделывали — вводили, к примеру, показатели, которые сглаживали эти различия (Багрунов, 1981).

Третий этап — «психоаналитический» (начало XX в. — 1930-е гг. ). Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью Зигмунда Фрейда.

Трудно представить себе другое имя, которое вызывало бы такую бурю негативных эмоций у представителей психологии женщины, как имя Фрейда. И сегодня его взгляды остаются крайне дискуссионными.

Самого Фрейда очень трудно отнести к «гендерным психологам». Он написал работу «Психология женщины», опубликованную в 1933 г., статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины, разработал представление о нарциссизме у мужчин и женщин и об их сексуальных переживаниях (работы «Об унижении любовной жизни», «Об особом типе " выбора объекта" у мужчины» и др. ). Однако и редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин. А влияние самого Фрейда как на психологию, так и на всю культуру было столь велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению. Первая критика Фрейда была предпринята еще в начале XX в. Шарлотта Пер-кинс Гилман назвала его взгляды «возрождением фаллического культа».

Позднее, в середине 1920-х гг., эта критика прозвучала из уст ученицы Фрейда — Карен Хорни. Она отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что « зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщины, она возразила, что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать — т. е. от «зависти к матке».

Клара Томпсон остроумно заметила, что взгляды мужчин объясняются их обладанием властью, и если бы мы жили в матриархальном обществе, то символом власти была бы грудь, а не пенис.

Некоторые ученые, исследовавшие дискуссию Фрейда и Хорни (к примеру. 3. Флигель), даже высказывают предположение о том, что свои очерки по развитию женщины Фрейд писал в период, когда у него был диагностирован рак (1925-1933 гг. ), и что, не будь этого диагноза и бурных дебатов с Хорни, его взгляды не были бы столь категоричными.

Во всяком случае, в 1941 г. и Хорни и Томпсон были наказаны — их исключили из Нью-Йоркского психоаналитического института, храма американского фрейдизма.

В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. В конце 1960-х гг. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья. В 1974 г. Джулиет Митчелл попыталась выстроить мост между психоанализом и психологией женщины, считая, что теории Фрейда объясняли развитие мужчин и женщин в пределах патриархатльного общества. Чакла Шехрари предложила рассматривать психоанализ с новых позиций гендерной психологии. К примеру, заменить некоторые словосочетания, вызывающие раздражение: вместо «фаллического стремления» употреблять выражение «интеллектуальное стремление» или «конкурентное стремление» и др. Ханна Лернан предложила следующие критерии для оценки теории личности женщины.

 1. Клиническая полезность.

 2. Женщина должна быть центром рассмотрения данной теории.

 3. Заключение о разнообразии и сложности женщины и ее жизни (должны учитываться различные женские субгруппы).

 4. Позитивная позиция по отношению к женщине (т. е. без предубеждений)

 5. Опора на женский опыт.

6. Признание положения о том, что внутренний мир находится в сложной связи с внешним миром.

Отсутствие ограничений для использования терминов только в одном значении (к примеру, вместо термина «мать» или «материнство» можно применять термин «забота о ребенке» — чтобы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...