Половая и гендерная идентичности
Для более детального рассмотрения понятия гендерной идентичности необходимо попытаться соотнести его с понятием половой идентичности и обнаружить их сходство и различие между собой. Но прежде чем представить собственное видение этой проблемы, мыхотели бы обратиться к анализу понятий пола и гендера, предпринятого одним из авторитетов в области гендерных исследований, профессором Калифорнийского университета Джудит Батлер. Вообще ее позиция может быть охарактеризована как постфеминистская не только потому, что она пытается преодолеть некоторые существенные затруднения феминологаи, но и вследствие ее глубокой связи с постмодернизмом, использующим одним из своих методологических инструментов деконструкцию основополагающих понятий. Интерес Батлер концентрируется вокруг понятий " женщина", " пол", " тендер". Через справедливую критику понятия женщины, которое до последнего времени использовалось феминологией и феминистски ориентированной гендерологией практически вне научного анализа, Дж. Батлер приходит к выводу, что забота о равенстве полов в сфере науки, политики и где бы то ни было лишается оснований именно вследствие некритического использования категорий мужчины и женщины. Она доказывает, что понятие женщины само по себе вводит сознание в бинарное пространство, в котором по определению вещи делятся на женские и мужские, т. е. закрепляется половая асимметрия вместо того, чтобы разрушаться, как того хотят защитники " женских прав". Последние входят как бы в лабиринт логических ошибок, пытаясь установить равноправие " мужских и женских" субъектов, тогда как " языковая и политическая репрезентации заранее устанавливают критерии того..., что должно конституировать категорию женщин" [1]. Другими словами, называя женщину женщиной, мы подсознательно формируем тендерное сознание, которое " производит гендерно структурированых субъектов в координатах господства..., которые имплицитно определяются как мужчины" [2].
Дж. Батлер выступает против такой идентичности как женщины и, таким образом, входит в ряд постмодернистских критиков современности, лишая понятий субъекта и объекта каких-либо ос-нований. Вместе с Деррида и Фуко Батлер предлагает исключить из обихода любые обозначения того, что в реальности не существует, в данном случае, терминов, обозначающих мужчин и женщин. Такое деление производится, по мнению Батлер, только с политической целью господства и доминирования, начиная с семейного уровня борьбы за власть. Понятие женщин легитимно, с позиции Батлер, только исходя из логики патриархата. В работе калифорнийского профессора справедливо устанавливается граница феминизма, использующего понятие " пол" в качестве основопалагающего, так как невозможно вычленить из него содержания, образуемые " расовыми, классовыми, этническими, сексуальными или религиозными мoдaлънocтями, '[3]. В связи с этим ставится под сомнение вообще теория идентичности и, в частости, женской идентичности, насильно воспроизводимой обществом через правовые общественные институты. Здесь постфеминизм Дж. Батлер смыкается с постмодернизмом, хотя и претендует на некоторый конструктивизм, оставляя возможность для понятий женского и мужского " только в том случае, если субъект " женщин" нигде не предполагается заранее" [4]. Далее Батлер приводит интересные рассуждения о логике использования понятий пола и гендера. Она считает, что употребление этих двух понятий в рамках одной теории слишком противоречиво, и ее логика не лишена оснований. Действительно, как показывает Батлер, понятие тендер, доведенное до своего логического конца, делает его самого " лишней" категорией. Так, общепринято считать, что пол есть биологическая категория, а тендер — лишь совокупность культурных значений, присвоенных полу, следовательно, тендер считается искусственным, социально сконструированным полом и в конечном итоге должен быть понят как совершенно независимая категория. Тогда понятия " мужчина и мужское могут легко означать как женское тело, так и мужское и наоборот" [5]. Отсюда следует, по мнению Батлер, что даже если признать наличие половой морфологии (! — И. К. ), это вовсе не касается культурных представлений о признаках и функциях пола, т. е. они зависят от исторической и культурной изменчивости, а не от биологического детерминизма.
Мы не будем здесь приводить обширный материал, на котором Дж. Батлер утверждает свою собственную позицию, для чего она привлекает теории многих именитых мыслителей. Ее работа во многом поучительна, чрезвычайно глубока и интересна (не случайно ее окрестили " академической суперзвездой" 1990-х гг. ), но основных проблемных вопросов, поднятых ею, мы коснемся несколько позже. В этом месте мы сочли возможным и полезным привести ее понимание проблемного поля, создаваемого понятиями пол, тендер и культура, с целью продемонстрировать широту затрагиваемых этими понятиями вопросов, которые выходят далеко за собственные смысловые границы. Вместо критики позиции Батлер как наиболее глубокой и ясно выраженной из тех, с которыми нам представлялось иметь дело, мы предложим собственное понимание понятий пола, тендера, идентичности и культуры в соответствии с развиваемой в этой работе теорией. В то же время, мы еще раз оговоримся, что в данном месте мы рассмотрим лишь те вопросы, которые создаются контекстом данной главы и логикой преемственности анализа. Пол и гендер есть понятия, выражающие всеобщее. Соотнесение их с понятиями индивида и личности позволит пролить свет на природу понятий половой и гендерной идентичностей. Понятие индивида мы связываем с представлением о телесности человека, о его отдельности и выделенное™ из мира объектов. Его существование связано с чувственным восприятием окружающих его предметов и живых существ. Анализ и трансформация этой информации приводит индивида к формированшд личности — ценностно-ориентированного механизма, направленного на воспроизводство традощиоиных и производство новых ценностей, целей и идеалов. Феномен личности основан на самосознании, благодаря чему постоянно втекающая в человека информация не создает хаос своим многообразием, а, напротив, приводит к достижению целостного знания о мире, о способах и формах адаптации к условиям настоящего момента.
Активность индивида связана с чувственными взаимодействиями человека, тогда как личность участвует в идеальных взаимодействиях культурного характера. Поэтому, можно сказать, что индивид составляет основу человеческой активности в жизненном пространстве, личность является фундаментом человеческой деятельности в культурном пространстве, а их единство — человек есть деятель (субъект) социальных отношений, т. е. внутри социального пространства. В социальном взаимодействии человек одновременно вступает в чувственный контакт с социальным окружением и является носителем и проводником определенной совокупности культурных норм, идеалов, ценностей, что придает каждому социальному взаимодействию уникальность и неповторимость. Это дает нам возможность утверждать, что пол в человеке — это совокупность таких биологических особенностей индивида, которые участвуют в восприятии информации и взаимодействии с предметами жизненного пространства. Чувственный характер этих взаимодействий придает половым особенностям уникальность отдельного, индивидуального существования. На уровне личности взаимодействие подвержено нормативному воздействию со стороны культуры. Культурные универсалии определяют временную динамику личностного существования, ее качественный статус и взаимное положение по отношению к другим личностям и культурным объектам.
Гендер относится непосредственно к уровню личности в человеке и представляет собой совокупность культурных элементов (норм, ценностей и идеалов), выступающих в качестве мотивации повседневной деятельности. Тендер есть разновидность культурного образца, содержащего набор требований и культурных ожиданий как от одного носителя, так и от целой группы. Поэтому, если понятие пола соотносится с понятиями индивида и жизненного пространства, характеризующегося преимущественно чувственным характером взаимодействий, то понятие тендер соотносится с понятиями личности и культурным пространством, основанным преимущественно на идеальных (нематериальных) взаимодействиях. Интегральное понятие человек, соединяющее индивида и личность, заключает в себе единство пола и тендера, единичное и всеобщее, и в таком единстве участвует в социальных взаимодействиях. Последние обладают одновременно чувственным и идеальным характером, объединяя в себе как чувственно доступную информацию, так и идеально сохраненный (в культурных формах) социокультурный опыт прежних поколений людей. Половая идентичность, таким образом, связана с содержанием понятия пола и характеризуется идентификацией человека с биосоциальным единством, обладающим половозрастными особенностями и воспринимающим их в качестве особенностей его индивидуального существования. Кроме того, половая идентичность предполагает знание своего носителя о восприятии его другими в качестве представителя конкретной половозрастной группы, что обеспечивает тождественность восприятия его социальной средой и непрерывность его самовосприятия. Половая идентичность как разновидность социальной идентичности соотносится преимущественно с такими социальными взаимодействиями, которые используют чувственный контакт. Нормативность здесь задается биологией индивида, его " первичными позывами", " влечениями плоти". Символизация фак га половой принадлежности еще предельно предметна и чувственна, что говорит о низкой абстрактной высоте половой идентичности и, соответственно, о низкой степени культурной всеобщности этого понятия.
Гендерная идентичность, естественно, связана с понятием тендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Тендерная идентичность есть разновидность культурной идентичности и представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия. Вся эта система норм и образцов является элементами системообразования форм жизнеобеспечения и способов культуросозидания. Вместе с нормативной базой других идентич-ностей нормы тендерной идентичности входят в некую иерархию нормативного аппарата человеческой личности и в качестве своего материального носителя опираются на совокупность половозрастных особенностей индивида, т. е. тендерная идентичность связана с половой идентичностью. Однако связь эта не имеет причинно-следственного характера и подчиняется принципу " культурной относительности" [6] вместе с любым другим объектом культуры.
Символическая природа понятия тендера и его универсальный характер принимает индивидуальный оттенок внутриличностной организации и, как любой нормативный образ (культурный образец), соотносит свою личностную форму (тендерную идентичность) с индивидуальным характером человеческого тела и его особенностей. В принципе любая идентичность возможна лишь при условии ее реализации; в противном случае внутриличност-ный конфликт между стремлением и отсутствием средств его осуществления вытеснит данную идентичность в бессознательное. В связи с этим тендерная идентичность опирается на материальный носитель — на половозрастные особенности организма и половую идентичность человека. Можно сказать, что в понятии тендера и тендерной идентичности культура " обращается" к природе, принявшей в человеке характер половых и возрастных особенностей: культура создала такой комплекс ценностно-нормативных предписаний, с помощью которого стремится не только подавить биологические влечения, но и трансформировать их в приемлемую форму всеобщего, культурного характера. Кроме того, тендерная идентичность поддерживается социальным окружением человека, социальными ожиданиями относительно поведенческих и мотива-ционяых установок, поэтому нарушение половозрастного развития зачастую приводит к конфликту между человеком и обществом. Задача уменьшения подобных конфликтов с успехом решается в современном обществе благодаря ослаблению или полному лишению связи между половой и тендерной идентичностями, что возможно лишь в условиях глобальной демократизации нормативной культуры. Можно считать доказанным факт того, что связь между указанными идентичностями имеет социальное происхождение, т. е. относится непосредственно к социальному пространству. Именно в нем " индивид и личность" и " пол и тендер" встречаются и объединяются в качестве единого образа и понятия, связанных с отдельностью и уникальностью человека. Только в социальном пространстве чувственное и идеальное смешано воедино в своем материальном носителе -— человеке, что и порождает представление об их взаимообусловленности. Дихотомия тела и сознания, природы и культуры, пола и тендера разрешается их единением в социальной бьггийности конкретного человека, его индивидуальных телесных и личностных особенностей. Такое же разрешение получит вопрос взаимовлияния этих полюсов, если понять, что нормативная
культура, в том числе тендерная культура, транслирует человеку образцы поведения и самовосприятия без какого-либо учета его индивидуальных особенностей (в том числе половозрастных). Половая идентичность связана с конкретным телом, под " эгидой" которого формируется система представлений о норме пола и нормальном виде и поведении его представителя. Тендерная идентичность связана с системой качеств, которые относятсяне к полу, а к его культурной сущности, к его всеобщности (фе-минность, маскулинность). Поэтому тендерная идентичность обладает гораздо большей символической свободой (беспредметностью), чем половая идентичность. Последняя является носителем традиционализма (если выражать отношение половой и тендерной идентичностей в терминах культурологии) в структуре личности как процесса, а тендерная идентичность является носителем нова-ционного начала, которое, в силу непривязанности к месту и времени своего оформления, может применяться к любому другому предмету, явлению, вещи. В этом смысле тендерная идентичность выступает как система символических качеств, форм и способов их реализации и служит функции классификации (познания) мира через его соотнесение с основными признаками человека (например, возрастом, полом, этнической и национальной принадлежностью и т. п. )[7]. Таким образом, пол есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализация человеком в социальном пространстве своей биологической природы, а тендер есть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческого сознания. Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека, тогда как тендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т. е. неприродным источником. Тендерная идентичность формирует память и структурирует опыт половой идентичности, являясь мотивом и перспективой последней. Иначе говоря, опыт взаимодействий человека, приобретенный " под эгидой" тендерной идентичности, откладывается в половой идентичности и управляет его поведением и мышлением, которые связаны с половым самосознанием. Можно сказать, что нет " деятеля" (" актора", выражаясь языком Парсонса) тендерной идентичности, которая может быть отнесена к представителю любого пола — есть деятель половой идентичности, которая связана с конкретным телом конкретного пола. В этом смысле тендерная идентичность понимается как перспектива развития и норма деятельности половой идентичности. Если иметь в виду культурный характер тендерной идентичности, то можно утверждать, что ее связь с полом и половой идентичностью будет ослабляться (или полностью исчезнет в современном ее понимании) в случае общего ослабления давления нормативной культуры на человека или при увеличении степени всеобщности основных культурообразующих символов и понятий. Последнее определенным образом влияет не только на размывание границ понимания традиционных норм и идеалов, но и на их активное взаимодействие между собой и с чужой культурой. Размывание границ традиционности мышления приводит к деконструкции культуры в самом широком смысле этого слова, как мы это видим в современном постмодернизме. В этом смысле можно вспомнить учение некоторых западных исследователей (Т. де Лау-ретис, Э. Гросс, И. Кософски Сэджвик и др. ) о так называемой " квир-идентичности". Понятие " квир" означает инаковость и употребляется этими учеными для обозначения таких половых или гендерных идентичностей, которые основываются на неординарных (" иных" ) интересах, мотивах, потребностях и т. п. Подобные концепции " возникают тогда, когда появляется необходимость избегнуть традиционных бинарных оппозиций и понятий мышления — в частности традиционные тендерные оппозиции мужского и женского" [8]. Понятие " квир" (инаковости) относят к любому " иному" действию, вьгходящему за рамки " застывшей формы" (идентичности или нормы). Но, как мы знаем, созидание не способно питаться мотивом протеста против существующего, а идентичность не может организоваться в целую структуру, т. е. стать собственно идентичностью, только на основе " квир" -мотивов. Скорее, любой протест или даже направленность сознания на отрицание традиции является лишь некоторой частью истинной идентичности, в том числе половой или тендерной. Этот процесс можно сопоставить с процессом развития или энтропии (распада), когда время разрушает или усложняет форму. Если органические или культурные процессы, разрушая старые, создают новые формы в определенном направлении, то квир-сексуальность (или квир-поведение в целом) исходит из желания протеста, или квир-желания. Разрушение культурных форм сексуальности (традиции возрастные особенности человека 3. Очевидно, единственное решение этого вопроса возможно лишь с диалектико-логической точки зрения: как мы сказали, любая дихотомия природного и культурного (материального и идеального) разрешается динамикой социального пространства и человека в процессе социальных взаимодействий. В этом случае необходимо констатировать, что соотношение половой и тендерной идентичностей подчинено диалектике особенного и всеобщего: половая идентичность не предполагает какое-либо ценностно-нормативное содержание, тогда как тендерная идентичность в своей всеобщности имеет половозрастные особенности в качестве одного из своих объектов, одним, но далеко не единственным элементом системы своего влияния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|