Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерная идентичность




Под понятием гендерной идентичности мы понимаем совокупность социальных представлений о функциях, роли, признаках и качествах половозрастных особенностей человека. Гендерная идентичность включена в состав культурной традиции в качестве одного из основных элементов, поскольку представления культуры о поле составляют основу для формирования человеческой личности в обществе. Любая система коллективных представлений является моделью социализации личности, развития в ней того пласта эго, который соответствует данной системе. Через восприятие и отождествление своего Я с конкретной системой коллективных представлений человек становится полноправным членом общества, его неотъемлемой частью, и в то же время сохраняет свою уникальность именно благодаря наличию тех или иных идентичностей. Здесь можно сказать, забегая несколько вперед, что многообразие культурных идентичностей, предлагаемых общество своим членам, является показателем уровня культурного развития, способностью общества сформировать полноценную, богатую потенциями творческую личность.

На биологическом уровне генетическое многообразие приводит к увеличению возможностей адаптации вида к окружающей среде и к многомерному эволюционному развитию. На социальном уровне, в человеческом обществе, роль генетического многообразия играет многообразие культурных идентичностей – тех культурных образцов человека (личности, мышления и поведения), которые предлагают ему множество социальных ролей и функций, совокупность которых позволяет реализоваться большому количеству людей. И естественно, чем большее количество идентичностей предлагается обществом (сформировано им в истории или может быть сформировано в будущем), тем более привлекательным оно является для человека, для реализации его способностей и удовлетворения его жизненных и творческих потребностей.

С точки зрения общественных интересов и логики процессов его жизнедеятельности каждая сфера его взаимодействий должна сохраняться, принимая символическую форму, и развиваться через динамические отношения их между собой. Конечно. Потребности общества постоянно меняются, но сферы их приложения неизменны. Так, сфера взаимодействия общества и природы всегда останется в связи с тем, что они вынуждены сосуществовать. Но в условиях развития социальной и культурной сфер, т. е. искусственной среды, сохранение элементов природы в символической реальности становится все более проблематичным. Одним из способов оставить связь с природой в символическом мире является создание гендерных идентичностей, в которых биологическое содержание играет роль смысловой основы, а социокультурное содержание выражается в направлении развития, сублимации биологического и духовного. Причем, интересен факт того, что тем более развита сфера «второй природы» (развития города, урбанизации, формализации отношений и т. п. ), тем более насточиво вторгается биология в гендерную идентичность и через нее – в социокультурный мир, вплоть до его самых абстрактных слоев. С чем это связано?

Прежде всего с тем, что гендерная идентичность как никакая другая связана с конкретной, живой, личностью, имеющей не только душу, функции и рол, но и тело с его индивидуальными особенностями и запросами. От признания телесных отличий остается сделать один логический шаг до признания индивидуальности личности, поэтому можно констатировать, что действие гендерных идентичностей есть форма выражения протеста личности против желания общества нивелировать какие-либо индивидуальные различия людей. По сути, это выражение общей борьбы индивидуализма с социальностью в человеке, что придает гендерной идентичности соль актуальный характер на протяжении всей человеческой жизни. Общество всегда заботилось о всеобщих нуждах, которые, конечно, были связаны с интересами каждого, но не учитывали их в полной мере, и если потребность биологического воспроизводства объявлялась ценностью, то общество делало все возможное для удовлетворения этой потребности и следовании своей ценности. Даже, если для этого требовалось подавить личностный процесс у большинства женщин и оставить действующийв них биологический закон единственным властелином. Так эксплуатируются биологически данные достижения (например, женская способность деторождения), в то время как другие используются в зависимости от привилегий, отнятых у бесправных и менее сильных и отданных другим.

  В понятии гендерной идентичности имманентно заложено противоречие: гендер как понятие культуры о поле связано с универсализацией (нивелированием) индивидуальных особенностей людей, а понятие идентичности так или иначе основывается на биопсихологической данность, т. е. на индивидуальных различиях биопсихологического характера. Поэтому, гендерная идентичность может интерпретироваться как одна из основных форм взаимодействия общества и личности, в результате которых неизбежна противоречивость и искаженность восприятия обществом половозрастных различий. То же подтверждают и феминистские социологи: «Гендер – это не роль и не совокупность психологических черт, а базовая идентичность».

Символизация пола и введение его в иерархию ценностей возможна только на основе нивелирования, стирания половозрастных особенностей людей. Легитимность гендерных идентичностей может подтверждаться только легитимностью тех ценностей, которые олицетворяют процесс удовлетворения актуальных потребностей общества, и до тех пор, пока в культуре ценность личности как таковой, безотносительно к ее функциям и ролям, не будет превалироватьнад остальными, эксплуатациябиологических содержаний сохранится, что будет также отражено и закреплено в гендерной идентичности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...