Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Гендерные аспекты профессиональной самореализации




Стратегия профессионализации женщины, основной путь или выбор, в котором сосредоточены цель, задачи профес­сионализации, в общем направлены на преодоление проти­воречия между тендерной и профессиональной ролью. По мнению исследователей, профессиональная роль для жен­щины носит второстепенный характер в ценностной карти­не мира и подчинена тендерной. Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с тендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации: профессио­нальные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвига­ются женщинами, либо достижение их переживается как слишком «проблемное» [Л. Н. Ожигова, 2000]. В связи с этим стратегия профессионализации женщины специфич­на, женщина может демонстрировать:

• отказ от профессионализации в пользу тендерной роли;

• подчинение профессиональных стремлений тендерной роли;

• ориентацию на совмещение профессиональной и тен­дерной роли;

• выбор профессионального продвижения при поддерж­ке семьи.

Профессиональную самореализацию женщин ограничи­вают отсутствие достаточного количества примеров для подражания, но, главное, доминирование полоролевых стереотипов, основанных на принятых в обществе пред­ставлениях о маскулинном и фемининном и их иерархии [Ш. Берн, 2001]. Классики американской сексологии Е. Маккоби и К. Джеклин подчеркивали, что никакой сте­реотип полоролевого поведения так не прочен, как стерео­тип о зависимости женщины. В любой стране, даже там, где уровень жизни достаточно высок, современная городс­кая женщина выбирает для себя ту или иную зависимость. Весь вопрос в том, какова степень дисгармонии женщины после выбора.

Несмотря на то, что женщины имеют все необходимые для профессиональной карьеры качества, им намного труд­нее стать руководителем. Технология становления женщин­ руководителей намного сложнее, чем мужчин. Им приходит­ся преодолевать препятствия, которые обусловлены тендер­ными стереотипными представлениями о статусах и ролях. Можно предположить, что отсутствие равных возможнос­тей для самореализации в профессиональной карьере не по­зволяет состояться многим женщинам-специалистам. В од­ном из социологических исследований[10] гендерных пред­почтений показано, что только 53% опрошенных работода­телей предпочтут женщину на конкретной должности в структуре предприятия, 88% предпочтут видеть на такой должности мужчину. Женщины-работницы, по мнению ра­ботодателей, обладают более высокой исполнительностью, ответственностью и дисциплиной в отличие от мужчин, ко­торые более выносливы, менее конфликтны, имеют более высокую производительность труда. Исследователь прихо­дит к заключению, что снижению ценности женской рабо­чей силы служат не реальные издержки, связанные с отлич­ным от мужского статусом женщины в семье, а само ожи­дание подобных издержек.

Исследователи женской идентичности связывают ее с категоризацией женщиной себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение ею гендер-но обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций [Л. В. Попова, 1996]. Конструирование женской идентич­ности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младен­ческого возраста, так как родители создают гендерно нор­мированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п. ), а также поощ­ряют гендерно нормированное поведение (нерешитель­ность, эмпатийность, пассивность и т. п. ). В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие тендерные ро­левые стереотипы.

Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во мно­гом обусловленные особенностями тендерной социализа­ции. Причины трудностей можно обнаружить в познава­тельной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенчес­ких проявлениях.

Представления, знания личности о гендерных ролях, т. е. о наборе ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин, могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. В частности, по-види­мому, многолетнее навязывание идеи равенства полов в ре­зультате породило соответствующую тенденцию. Девушки выбирают профессию, изначально не пригодную для боль­шинства из них, требующую полной отдачи времени и сил, не остающихся на семью. Нерефлексивное, некритичное следование традиционным предписаниям обнаруживает определенные психологические проблемы как у «женствен­ных» женщин, так и у «мужественных» мужчин, затрудняет их адаптивные возможности, взаимопонимание.

Самореализация женщины в профессиональной деятель­ности — объективная реальность сегодняшнего дня. Совре­менная психология все чаще опровергает устоявшиеся сте­реотипы относительно неспособности женщин вообще за­нимать достойное место в «деловом» мужском мире, выпол­нять функции руководителей, получать удовлетворение от профессиональной деятельности.

Самореализация невозможна без адекватной профессио­нальной ориентации. Выбор профессии — один из важней­ших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Главную роль в профессиональной ориентации играют се­мья и особенности семейного взаимодействия, которые складываются из множества компонентов, в том числе под влиянием родительских установок.

В социально-психологической литературе прослежива­ются результаты отцовского и материнского влияния на особенности социального поведения, ценностных и карь­ерных ориентации, выбора сферы профессиональной дея­тельности дочерей [А. В. Казарикова, В. М. Погольша, 2000]. В частности, женщины, отметившие преобладание влияния отца, его авторитета, имеют более высокую карь­ерную ориентацию на профессиональную компетентность, у них сильнее выражено стремление к продвижению, успе­ху, они менее склонны к сотрудничеству, чаще выбирают «мужские» сферы профессиональной деятельности и доби­ваются более высокого материального и социального ста­туса. Женщины, на которых большое влияние оказала мать, имеют более высокую карьерную ориентацию на служение, выраженное стремление к социальной кооперации, жела­ние заботиться о других людях, сферы профессиональной деятельности выбирают традиционно «женские».

Исследования особенностей профессиональной мотивации работающих женщин позволили разделить их на две груп­пы — на тех, которые «делают карьеру» («карьероуспеш-ных»), и тех, которые не ориентированы на нее. В структуре личности успешных женщин преобладает деловая направ­ленность, они реалистично настроены, умеют действовать целенаправленно, эмоционально устойчивы, хорошо конт­ролируют эмоции и поведение, умеют управлять ситуаци­ей, для них характерны чувство ответственности и обяза­тельность, собранность и энергичность, высокая мотивация достижения, готовность много и хорошо работать. Они об­щительны, смелы и решительны, но в то же время сдержа­ны в проявлении эмоций, склонны подходить серьезно к своим словам, действиям, поступкам, продумывать послед­ствия своего поведения.

Ведущими мотивами профессиональной деятельности для «карьероуспешных» женщин является стремление к про­фессиональному росту, самореализации, самоутверждению, тогда как для работающих женщин характерна иная иерар­хия мотивов — стремление к материальному благополучию, желание ощутить себя нужными, не чувствовать себя оди­нокими. Женщины, ориентированные на карьеру, рассмат­ривают постоянное повышение профессиональной компе­тентности как важнейший элемент профессионального и служебного роста, они принимают мужскую модель пове­дения, делая акцент на таких качествах, как профессиона­лизм, инициативность, ответственность, убедительность, активность. В отличие от них работающие, но не делающие карьеру женщины опираются на более пассивную модель поведения, ориентируясь на преданность, исполнитель­ность, внешнюю привлекательность.

Для большинства «карьероуспешных» женщин профес­сиональная и семейная роли являются одинаково значимы­ми, что часто служит причиной ролевого конфликта «рабо­та-семья» и приводит к дисгармонии в семейных отноше­ниях. Особенно остро этот конфликт выражен у молодых женщин, которые пытаются совместить процесс активного развития профессиональной карьеры с созданием и сохра­нением семьи, испытывая при этом значительное «ролевое напряжение». Построение карьеры часто сопровождается у женщин негативными эмоциональными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи или руководства, чувством вины за недостаточное внимание к своим близким, особенно детям, проблемой выбора «ребе­нок — карьера», ощущением собственной «неженственнос­ти», что может отрицательно сказаться на их психологичес­ком состоянии.

Безусловно, самоопределение в семейных и профессио­нальных ролях самой женщины и ее отношение к каждой из этих ролей во многом определяют складывающиеся ро­левые отношения в современной семье. Совмещение или, напротив, неумение сочетать свою профессиональную роль с семейной зависит и от того, чего намерена достичь жен­щина в каждом конкретном случае, что она считает венцом своей карьеры или семейного благополучия.

Успешность совмещения профессиональных и семейных ролей зависит и от определенных личностных качеств жен­щины. Женщины, успешно совмещающие социальные роли, демонстрируют такие качества, как общительность, экстравертированность, уверенность в себе, смелость, ради­кализм, сотрудничество, интеллект, маскулинность, опти-мистичность, рефлексивность, чувствительность к эконо­мическим, политическим ситуациям, уверенный стиль вза­имодействия с подчиненными, высокую мотивацию дости­жения успехов в работе и семье [М. В. Сафонова, 1999]. Ус­пех в процессе совмещения профессиональных и семейных ролей зависит от того, насколько женщина активизирует личностные качества, отвечающие адекватному приспособ­лению своего ролевого поведения к социально-экономи­ческим изменениям в жизни семьи и производства.

В любом случае самореализация личности носит индиви­дуальный характер, и особенности индивидуализации как становления самости непосредственным образом сказыва­ются на адекватности и продуктивности процесса самореа­лизации. Процесс и результат самореализации детермини­рованы также жизненной активностью женщины, ее стилем жизни, особенностями субъективного восприятия, влияни­ем жизненного опыта[12].

Применительно к сфере занятости, тендерные стереотипы - это наиболее распространенные взгляды на место и роль мужчины и женщины в профессиональной сфере и на их место на определенных уровнях социальной иерархии. Это - представления о должном поведении мужчин и женщин в трудовой сфе­ре, с которыми соотносятся реальные практики людей на повседневной основе.

В повседневной деятельности стереотипы выступают не просто как без­обидные взгляды. Очень часто те или иные взгляды людей выступают в качест­ве руководства к действию, являясь основой для тендерной сегрегации. По­скольку тендерные стереотипы достаточно крепко связаны с общественным мнением и социально одобряемыми поведенческими действиями, в обществе сформировано определенное «тендерное смещение», «тендерная неравномер­ность». Простое следование уже устоявшимся моделям поведения ведет к вос­произведению уже созданного тендерного смещения, воспроизводству тендер­ного неравенства или гендерной дискриминации.

Полная занятость в общественном производстве предполагает приоритет­ность «работы», профессиональных обязанностей. Незанятость в общественном производстве предполагает приоритетность «дома», семейно-бытовых обязан­ностей, неучастие в общественном производстве. Неполная занятость - это ра­бота на регулярной добровольной или вынужденной основе значительно мень­шей продолжительности, установленной законодательством или фактически сложившейся в том или ином обществе. Неполная занятость предполагает ра­боту на условиях неполного рабочего времени, широкое использование гибких графиков рабочего времени, надомного труда.

Полная и частичная незанятость женщин в общественном производстве -это варианты расточительного использования человеческого капитала, неэф­фективной занятости. Использование категории «неэффективная занятость» по­зволяет понять, что вложения в женщин как в человеческий капитал выше, чем отдача от этих вложений, в результате неполной востребованности женщин в сфере занятости. Под неэффективной занятостью мы понимаем недоиспользо­вание человеческих (женских) ресурсов в сфере занятости в соответствии с той степенью образованности, профессионализма, которым они обладают[22].

              

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...