Гендерные аспекты профессиональной самореализации
Стратегия профессионализации женщины, основной путь или выбор, в котором сосредоточены цель, задачи профессионализации, в общем направлены на преодоление противоречия между тендерной и профессиональной ролью. По мнению исследователей, профессиональная роль для женщины носит второстепенный характер в ценностной картине мира и подчинена тендерной. Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с тендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации: профессиональные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвигаются женщинами, либо достижение их переживается как слишком «проблемное» [Л. Н. Ожигова, 2000]. В связи с этим стратегия профессионализации женщины специфична, женщина может демонстрировать: • отказ от профессионализации в пользу тендерной роли; • подчинение профессиональных стремлений тендерной роли; • ориентацию на совмещение профессиональной и тендерной роли; • выбор профессионального продвижения при поддержке семьи. Профессиональную самореализацию женщин ограничивают отсутствие достаточного количества примеров для подражания, но, главное, доминирование полоролевых стереотипов, основанных на принятых в обществе представлениях о маскулинном и фемининном и их иерархии [Ш. Берн, 2001]. Классики американской сексологии Е. Маккоби и К. Джеклин подчеркивали, что никакой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип о зависимости женщины. В любой стране, даже там, где уровень жизни достаточно высок, современная городская женщина выбирает для себя ту или иную зависимость. Весь вопрос в том, какова степень дисгармонии женщины после выбора.
Несмотря на то, что женщины имеют все необходимые для профессиональной карьеры качества, им намного труднее стать руководителем. Технология становления женщин руководителей намного сложнее, чем мужчин. Им приходится преодолевать препятствия, которые обусловлены тендерными стереотипными представлениями о статусах и ролях. Можно предположить, что отсутствие равных возможностей для самореализации в профессиональной карьере не позволяет состояться многим женщинам-специалистам. В одном из социологических исследований[10] гендерных предпочтений показано, что только 53% опрошенных работодателей предпочтут женщину на конкретной должности в структуре предприятия, 88% предпочтут видеть на такой должности мужчину. Женщины-работницы, по мнению работодателей, обладают более высокой исполнительностью, ответственностью и дисциплиной в отличие от мужчин, которые более выносливы, менее конфликтны, имеют более высокую производительность труда. Исследователь приходит к заключению, что снижению ценности женской рабочей силы служат не реальные издержки, связанные с отличным от мужского статусом женщины в семье, а само ожидание подобных издержек. Исследователи женской идентичности связывают ее с категоризацией женщиной себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение ею гендер-но обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций [Л. В. Попова, 1996]. Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, так как родители создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п. ), а также поощряют гендерно нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п. ). В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие тендерные ролевые стереотипы.
Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями тендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. Представления, знания личности о гендерных ролях, т. е. о наборе ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин, могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. В частности, по-видимому, многолетнее навязывание идеи равенства полов в результате породило соответствующую тенденцию. Девушки выбирают профессию, изначально не пригодную для большинства из них, требующую полной отдачи времени и сил, не остающихся на семью. Нерефлексивное, некритичное следование традиционным предписаниям обнаруживает определенные психологические проблемы как у «женственных» женщин, так и у «мужественных» мужчин, затрудняет их адаптивные возможности, взаимопонимание. Самореализация женщины в профессиональной деятельности — объективная реальность сегодняшнего дня. Современная психология все чаще опровергает устоявшиеся стереотипы относительно неспособности женщин вообще занимать достойное место в «деловом» мужском мире, выполнять функции руководителей, получать удовлетворение от профессиональной деятельности. Самореализация невозможна без адекватной профессиональной ориентации. Выбор профессии — один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Главную роль в профессиональной ориентации играют семья и особенности семейного взаимодействия, которые складываются из множества компонентов, в том числе под влиянием родительских установок. В социально-психологической литературе прослеживаются результаты отцовского и материнского влияния на особенности социального поведения, ценностных и карьерных ориентации, выбора сферы профессиональной деятельности дочерей [А. В. Казарикова, В. М. Погольша, 2000]. В частности, женщины, отметившие преобладание влияния отца, его авторитета, имеют более высокую карьерную ориентацию на профессиональную компетентность, у них сильнее выражено стремление к продвижению, успеху, они менее склонны к сотрудничеству, чаще выбирают «мужские» сферы профессиональной деятельности и добиваются более высокого материального и социального статуса. Женщины, на которых большое влияние оказала мать, имеют более высокую карьерную ориентацию на служение, выраженное стремление к социальной кооперации, желание заботиться о других людях, сферы профессиональной деятельности выбирают традиционно «женские».
Исследования особенностей профессиональной мотивации работающих женщин позволили разделить их на две группы — на тех, которые «делают карьеру» («карьероуспеш-ных»), и тех, которые не ориентированы на нее. В структуре личности успешных женщин преобладает деловая направленность, они реалистично настроены, умеют действовать целенаправленно, эмоционально устойчивы, хорошо контролируют эмоции и поведение, умеют управлять ситуацией, для них характерны чувство ответственности и обязательность, собранность и энергичность, высокая мотивация достижения, готовность много и хорошо работать. Они общительны, смелы и решительны, но в то же время сдержаны в проявлении эмоций, склонны подходить серьезно к своим словам, действиям, поступкам, продумывать последствия своего поведения. Ведущими мотивами профессиональной деятельности для «карьероуспешных» женщин является стремление к профессиональному росту, самореализации, самоутверждению, тогда как для работающих женщин характерна иная иерархия мотивов — стремление к материальному благополучию, желание ощутить себя нужными, не чувствовать себя одинокими. Женщины, ориентированные на карьеру, рассматривают постоянное повышение профессиональной компетентности как важнейший элемент профессионального и служебного роста, они принимают мужскую модель поведения, делая акцент на таких качествах, как профессионализм, инициативность, ответственность, убедительность, активность. В отличие от них работающие, но не делающие карьеру женщины опираются на более пассивную модель поведения, ориентируясь на преданность, исполнительность, внешнюю привлекательность.
Для большинства «карьероуспешных» женщин профессиональная и семейная роли являются одинаково значимыми, что часто служит причиной ролевого конфликта «работа-семья» и приводит к дисгармонии в семейных отношениях. Особенно остро этот конфликт выражен у молодых женщин, которые пытаются совместить процесс активного развития профессиональной карьеры с созданием и сохранением семьи, испытывая при этом значительное «ролевое напряжение». Построение карьеры часто сопровождается у женщин негативными эмоциональными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи или руководства, чувством вины за недостаточное внимание к своим близким, особенно детям, проблемой выбора «ребенок — карьера», ощущением собственной «неженственности», что может отрицательно сказаться на их психологическом состоянии. Безусловно, самоопределение в семейных и профессиональных ролях самой женщины и ее отношение к каждой из этих ролей во многом определяют складывающиеся ролевые отношения в современной семье. Совмещение или, напротив, неумение сочетать свою профессиональную роль с семейной зависит и от того, чего намерена достичь женщина в каждом конкретном случае, что она считает венцом своей карьеры или семейного благополучия. Успешность совмещения профессиональных и семейных ролей зависит и от определенных личностных качеств женщины. Женщины, успешно совмещающие социальные роли, демонстрируют такие качества, как общительность, экстравертированность, уверенность в себе, смелость, радикализм, сотрудничество, интеллект, маскулинность, опти-мистичность, рефлексивность, чувствительность к экономическим, политическим ситуациям, уверенный стиль взаимодействия с подчиненными, высокую мотивацию достижения успехов в работе и семье [М. В. Сафонова, 1999]. Успех в процессе совмещения профессиональных и семейных ролей зависит от того, насколько женщина активизирует личностные качества, отвечающие адекватному приспособлению своего ролевого поведения к социально-экономическим изменениям в жизни семьи и производства. В любом случае самореализация личности носит индивидуальный характер, и особенности индивидуализации как становления самости непосредственным образом сказываются на адекватности и продуктивности процесса самореализации. Процесс и результат самореализации детерминированы также жизненной активностью женщины, ее стилем жизни, особенностями субъективного восприятия, влиянием жизненного опыта[12].
Применительно к сфере занятости, тендерные стереотипы - это наиболее распространенные взгляды на место и роль мужчины и женщины в профессиональной сфере и на их место на определенных уровнях социальной иерархии. Это - представления о должном поведении мужчин и женщин в трудовой сфере, с которыми соотносятся реальные практики людей на повседневной основе. В повседневной деятельности стереотипы выступают не просто как безобидные взгляды. Очень часто те или иные взгляды людей выступают в качестве руководства к действию, являясь основой для тендерной сегрегации. Поскольку тендерные стереотипы достаточно крепко связаны с общественным мнением и социально одобряемыми поведенческими действиями, в обществе сформировано определенное «тендерное смещение», «тендерная неравномерность». Простое следование уже устоявшимся моделям поведения ведет к воспроизведению уже созданного тендерного смещения, воспроизводству тендерного неравенства или гендерной дискриминации. Полная занятость в общественном производстве предполагает приоритетность «работы», профессиональных обязанностей. Незанятость в общественном производстве предполагает приоритетность «дома», семейно-бытовых обязанностей, неучастие в общественном производстве. Неполная занятость - это работа на регулярной добровольной или вынужденной основе значительно меньшей продолжительности, установленной законодательством или фактически сложившейся в том или ином обществе. Неполная занятость предполагает работу на условиях неполного рабочего времени, широкое использование гибких графиков рабочего времени, надомного труда. Полная и частичная незанятость женщин в общественном производстве -это варианты расточительного использования человеческого капитала, неэффективной занятости. Использование категории «неэффективная занятость» позволяет понять, что вложения в женщин как в человеческий капитал выше, чем отдача от этих вложений, в результате неполной востребованности женщин в сфере занятости. Под неэффективной занятостью мы понимаем недоиспользование человеческих (женских) ресурсов в сфере занятости в соответствии с той степенью образованности, профессионализма, которым они обладают[22].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|