Роль и динамика гендерных идентичностей
Актуальная проблема тендерной культурологии состоит в выявлении роли гендерных идентичностей (и, конечно, гендера) в социокультурном процессе. С этой целью мы считаем необходимым выяснить основные функции гендерной идентичности. Из сказанного выше можно заключить, что тендерная идентичность есть одна из многих идентичностей, которые вырабатываются обществом и используются человеком в процессе всего периода своей жизни. Нам важно понять, какую роль играет тендерная идентичность в жизни и деятельности человека, в построении его мировоззрения и социокультурной судьбы. Нам кажется целесообразным предложить следующее деление, которое поможет выявить содержание гендерных идентичностей. Поскольку речь идет о культурном образе пола, о совокупности представлении общества, связанных с половой идентификацией человека,. упостольку следует понять и определить тендерную динамику. Для этого важно понять, что тендерная динамика в отношении человека есть процесс биополовой, социополовой и культурно-половой идентификации, этапами которого являются тендерные идентичности; в отношении общества тендерная динамика заключается как в создании тендеров, так и в их исторической смене. Мы говорим о тендерной динамике потому, что она является частью социокультурной динамики в целом, а также динамики человеческого существования. Первая координата тендерной динамики естественно связана с внутренней динамикой пола. Естественная динамика пола — это возрастная динамика. Человек переживает в своей жизни несколько вполне различимых этапов, которые достаточно четко отделены друг от друга смысловыми границами. Возрастная психология предлагает различную возрастную периодизацию, которая связана, во-первых, с биологическим развитием, а во-вторых, с развитием сознания и самосознания. Биологическое развитие без всякого сомнения влияет на поведение человека и в некоторых случаях может даже определить всю человеческую судьбу (например, в результате боипсихологической паталогии). Но в большинстве случаев биологическая детерминация поведения связана с отставанием развития сознания, с неэффективным воспитанием и образованием. Каждый возрастной период, кроме того, связывается с необходимостью каких-либо достижений человеком, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Подобное соответствие возраста и социального положения или культурного и личного статусов является интересным феноменом и, как нам кажется, лежит в основе всякой динамики, связанной с человеком и обществом (к этой проблеме мы обратимся в нужном месте).
Первый возрастной период человека можно условно датировать[9] дошкольным возрастом (до 6 лет). (Условность здесь связана с тем, что этот период характеризуется чрезвычайно интенсивным развитием организма, сознания и речи, так что можно выделить несколько крупных подпериодов дошкольного развития. Тем не менее, в масштабе всей жизни такая периодизация кажется нам оправданной. ) Именно в этот период половая и в некоторой степени ни гендерная идентичности играют одну из основополагающих ролей для становления самосознания и индивидуальной личности. Ребенок в этот период впервые сталкивается со своим телом сначала как с объектом, затем все более идентифицируясь с ним. Дошкольный период чрезвычайно важен с точки зрения развития человеческого " Я", которое имеет здесь единственную объективную опору — тело (со всеми индивидуальными особенностями, в том числе половыми). Воспитание и образование дошкольника имеет ярко выраженную игровую окраску, и в большинстве случаев (даже у либеральных родителей) ребенок сталкивается с авторитетом, подавляющим его волю и личностное развитие. Телесные ощущения (боль или удовольствия) дополняются зрительным образом, который (особенно с появлением зеркала) в гораздо большей мере конституирует самосознание. Следовательно, развитие тендерной идентичности в дошкольный период связано с формированием самосознания, основанного на чувственном восприятии среды, своего тела и на страхе перед авторитетом. Половые различия осознаются только через различение первичных половых признаков (различия в одежде, игрушках и т. п. уступают по своей роли половым различиям с точки зрения развития тендерной идентичности). Здесь нам важно еще раз подчеркнуть, что становление самосознания не просто совпадает или имеет отношение к тендерной идентификации: половая и тендерная идентификация конституирует самосознание, создает основу его структуры, наполняет образ " Я" содержанием понятия индивидуальности, которая во многом заключена в формировании тендерной и, шире, личностной идентичности. Гипотетически можно представить себе ребенка, воспитанного вне половой идентичности (этакого Маугли); вопрос здесь заключается в том, что хотя его самосознание пройдет процесс формирования и развития без опоры на половую идентичность, оно не сможет адекватно вписаться в динамику социокультурного мира, т. е. человек, у самосознания которого отсутствует половая и тендерная идентичности, не является собственно человеком, а скорее кибермеханизмом.
Все последующие возрастные периоды человека связаны, по утверждению возрастной психологии, с принятием более-менее универсальных планов жизненных достижений. Так, школьный период (младший, средний и старший школьные возраста) направлен на получение образования и социально ориентированного воспитания; период до 30 лет связан с образованием семьи, профессиональной ориентацией и социализацией и инкультурацией человека через профессиональное обучение и совершенствование профессиональных навыков; период между 30 и 60 годами посвящен творческой реализации индивида, его служению обществу в различном качестве; и, наконец, старчество состоит из передачи опыта молодому поколению и пользования заслуженно приоберетенными социальными благами.
Многие именитые психологи и философы выдвигали теории возрастной динамики человека, которые можно свести к понятию жизненного сценария (например, Эрик Берн). Жизнь планируется, исходя из представлений, моделей и образцов поведения, мышления и чувствования, усвоенных в процессе обучения и воспитания. Содержание жизненной роли человек закладывает в виде неких идеальных образов, которые, при их реализации в жизни, принимают конкретные очертания, полученные в результате адаптации жизненного сценария к условиям окружающей среды. Но все сценарии и модельные роли, которые человек хотел бы исполнить в жизни, так или иначе связаны с конкретными достижениями личностного, социального и культурного характера. Все они распределяются по возрастам, по уровню притязаний и степени одаренности человека, а также в зависимости от условий его социокультурной среды. Они также непосредственно зависят от социальных и культурных- идентичностей, которые составляют содержание самосознания, и, в том числе, от тендерной идентичности. Возрастная динамика является естественным фоном половой и тендерной динамики. С возрастом половая идентичность постепенно уступает ведущую роль в формировании и развитии самосознания тендерной идентичности. Этот процесс совпадает с процессом общего культурного развития человека, осваивающего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентации деятельности. Тендерная идентичность вследствие своей нормативно-ценностной природы, в отличие от половой идентичности, приобретает все большее значение для вхождения человека в культуру и в социальное пространство в качестве равноправного члена обще ства. Восприятие человека социальным окружением прежде всего связано с представлениями о норме и патологии, о чем мы уже говорили; отсюда нормальность человека во многом воспитывается и оценивается социальной средой, в том числе через общепринятую в этом обществе тендерную идентификацию.
Гендер вообще можно рассматривать как форму социального контроля за индивидом, как возможность управлять им, что вытекает из глубинной необходимости сплочения всех членов группы для противостояния окружающей среде, которая всегда воспринимается и оценивается как изначально агрессивная. Поэтому, функциональное использование человеческого труда, социальная и культурная полезность человека должны быть не просто востребуемы обществом, но без использования индивида общество оказывается слабее, что может повлиять на его жизнеспособность. Нормативная культура, в рамках которой мы живем вот уже последние 60 — 80 тысяч лет, обладает многочисленными механизмами трансляции индивиду своих потребностей; тендерная идентичность есть один из таких механизмов, воспитьшающих человека в условиях коллективных традиций, потребностей, интересов и целей. Как мы уже показали, тендерная идентичность может пониматься как некий информационный фильтр, просеивающий как входящую, так и исходящую информацию. Множество информационных уровней можно сопоставить с тремя сферами человеческой реализации — личностной, социальной и культурной. Любая входящая информация дает человеку представления об окружающей среде (ее параметры, состояние и возможности), которая затем поступает в механизм ее обработки (оценки) и производства на ее основе моделей поведения, способов достижения цели и т. п., в том числе представлений о роли, функциях и значениях себя и своей деятельности. Так, например, мужской тендер предполагает идентификацию человека с ролями сына, брата, мужа, отца или деда, которые относятся к личной сфере и связаны с возможностями социальной среды. В сфере социальной реализации мужская идентификация связана с ролями профессионала (воина, спасателя, инженера, ученого), причем, есть области сугубо мужского приложения, а есть — смешанного (в зависимости от культурно-исторических условий). Сфера же культуры дает сегодня наименьшую половую дифференциацию, поскольку она относится к области творческой реализации (так, если для роли священнослужителя подходит только мужчина — социальная реализация гендера, то для религиозной деятельности как таковой сегодня нет ограничений ни для женщин, ни для мужчин — это относится к культурной реализации гендера). Есть, правда, обратный парадокс: некоторые роды деятельности, традиционно связанные с женщиной, считаются недостаточно " достойными" для мужчины, но подобная тендерная идентификация уже отходит в прошлое. Тем не менее, и в культурной сфере тендерные фильтры способны отсеивать информацию как входящую, так и выходящую, т. е. на уровне отдельных качеств, принимающих вид культурных метафор, аллегорий,
символов, знаков и т. п. (например, жесткость, к чему бы она не была применена как понятие, связывается с мужским принципом, а податливость, мягкость, уступчивость ассоциируется с женским началом). Степень зависимости гендерных идентичностей от биологических детерминант определяется степенью социокультурной мобильности, подвижности элементов социального и культурного пространств. Последнее достигается высотой абстракции (степенью символизации жизни) коллективного сознания, уровнем универсальности и всеобщности образов и понятий данной культуры, через призму которых оценивается мир и сама культура. Все, что касается биологического содержания гендерных идентичностей, относимых по большей части к личной сфере, почти не поддается тендерному смешению, а тем более полному освобождению от них. Но в отношении социальных и культурных сфер биологические детерминанты пола столь подвижны, что; могут не только быть легко взаимозаменяемы, но и вообще реализовываться вне гендерных идентичностей Можно уже сейчас сделать важное обобщение относительно роли тендерной идентичности в человеческом и социальном существовании. Первое. Тендерная идентичность направлена на сохранение индивидуальности человека, на акцентировании его уникальности и неповторимости, которые основываются на отдельности и уникальности его тела, и, в том числе, на его половозрастных, а значит, и гендерных особенностях. Социокультурная мобильность является индикатором уровня развития культуры, но она имеет и отрицательную сторону: такая подвижность социокультурных элементов постоянно размывает любые границы, в том числе границы личности, индивидуальность которой связана с сопиокулътурными идентичностями вообще, и с тендерными идентичностями, в частности. Поэтому символическое возвышение в культуре чревато утерей самосознанием конституирующих его идентичностей, либо использованием ошибочно принятых за таковые неадекватных образов " Я" (это дает такие примеры, как шизофрения, социальные и культурные блуждания, поиск смысла жизни до самой старости и т. п. ). Второй ролью гендерной идентичности является уже упоминавшееся нами назначение сохранить связь человека с природой в условиях постоянного роста и расширения абстрактной сферы. Среди прочих можно констатировать цель подобного укрепления связи " социального человека" с " человеком природным" (половая идентичность) сохранить природную среду, развить экологическое и, шире, биосферное сознание на основе не только искусственных предпосылок, но и внутренне присущих человеку биологических оснований. Человек должен расти как социокультурное существо и совершенствовать свое окружение, а не отрываться от него, что чревато, в конечном итоге, вымиранием человечества. Современная же урбанизация имеет как раз направление к полной трансформации природы в социальную среду, тогда как природа должна сохранить свои внутренние резервы для всеобщего выживания. Гендерная идентичность несет в себе память и указание на биологический источник сознания, в котором обитает тендерная идентичность. С этой точки зрения мы могли бы интерпретировать тендерную идентичность как связующее звено между природой и обществом.
К третьей функции гендерной идентичности относится семиотическая расшифровка окружающего мира, которая понимается в качестве сообщения или текста, а также ее фильтрация и создание на этой основе моделей поведения или образцов мышления, используемых в повседневной жизни. Как семиотическое и креативное устройство тендерная идентичность выполняет роль координатора многих функций и приспосабливает человека, его возможности и желания, к условиям среды. Это один из первичных фильтров самосознания и сознания, который образуется еще в раннем детстве. И от того, как, когда и при каких обстоятельствах он был сформирован, во многом зависит действие и результат работы других фильтрующих оболочек. Можно назвать и еще одну функцию тендерной идентичности, так называемую психофизическую, или энергетическую. Как и любая другая, тендерная идентичность имеет такие сферы проявлений в человеке, в которых она является наиболее авторитетной. Механизм принятия решений уже много раз описывался психофизиологами. Нас здесь интересует тот факт, что основной принцип психофизики " единство сознания и деятельности" ответственен как за решение действовать, так и за его реализацию, т. е. связан с механизмом энергетического обеспечения человеческого действия. Решение на уровне сознания всегда соотносится с его легитимизацией в самосознании, т. е. в оценке не только адекватности дейся> вия и внешней причины, его вызвавшей, но и его ценностно-смысловой правомерности. За последнее как раз и отвечает идентичность, которая исполняет роль авторитетного судьи, арбитра человеческого поступка. Тендерная идентичность, таким образом, выступает в роли одного из элементов механизма принятия решений и непосредственного их осуществления, т. е. энергетической поддержки. Любой процесс оправдывания себя и своего действия вызывает на поверхность сознания все идентичности человека, когда-либо им использованные или которые он оценивает в качестве возможных для себя. В результате чего решение и его реализация оцениваются с точки зрения того поля человеческих возможностей, границы которых определяются всеми возможными для человека идентичностями (или их элементами). Таким образом, к социокультурным функциям тендерной идентичности можно отнести следующие: - ценностно-нормативная; - регулятивная; - распределительная; - целеориентационная; - культурно-смысловая; - эволюционная. Большинство из указанных функций социального и культурного характера нами уже упоминалось. Ценностно-нормативная функция тендерной идентичности связана с воспитанием личности через трансляцию ему норм и ценностей, свойственных той или иной половозрастной группе. Целеориентационная функция лежит в одной сфере с первой и предлагает человеку ориентиры его жизни, связанные с представлениями общества об идеальных типах мужчины и женщины, о мужественности и женственности. Регулятивная функция тендерной идентичности относится к задаче выживания общества и направляет социальные силы для такого структурирования и организации системы, которые обладали бы максимально высокой степенью эффективности противостояния давлению внешней среды. В одной плоскости с регулятивной находится функция распределительная, связанная с наделением функциональных обязанностей и ролевых стандартов поведения представителям различных половозрастных групп. Культурно-смысловая функция рассматривает тендерную идентичность как механизм смыслопорождения, как информационный фильтр, призванный произвести смысловую классификацию культурных объектов. Тендерная идентичность как бы пропускает через себя все многообразие объектов культурного пространства и структурирует их в соответствии с собственной структурой[11].
Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов Актуальность исследования всех социальных стереотипов заключается в сходстве поведения людей, обусловленного разделяемыми стереотипами [Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., 2002[. Тендерные стереотипы являются одной из разновидностей социальных стереотипов. В них, так же как и в других видах социальных стереотипов (например, этнических, политических, конфессиональных, профессиональных), отражаются особенности восприятия людьми представителей собственной и другой тендерной группы. В процессе анализа тендерных отношений для нас важно ответить на вопрос: В чем заключается специфика тендерных стереотипов по сравнению с другими видами социальных стереотипов? Выделяя особенности тендерных стереотипов, рассмотрим их типологию, характеристики, функции, условия возникновения и возможности изменения. Характеризуя специфику тендерных стереотипов и особенности их связей с тендерными отношениями, нам не следует:. абывать о выделенных для анализа тендерных отношений параметров: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как тендерных групп, иерархичность, соподчиненность их позиций.
Определение и типология гендерных стереотипов В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Тендер и культура». Тендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Тендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного тендерного поведения и социальных ролей [Воронина О. А., Клименко-ва Т. А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов предлагается американским психологом Д. Мацумото: «Тендерные стереотипы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» (Мацумото Д. 2002. С. 189)
Отличие в этих определениях тендерных стереотипов связано с тем что в первом определении акцент сделан на понимании тендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности. Рассмотренные определения тендерных стереотипов ориентируют нас на анализ тендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом тендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Тендерные стереотипы как продукт культуры представляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте йнализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о тендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры.
Второй ракурс анализа связан с акцентом на тендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который является следствием восприятия мужчин и женщин как представителей тендерных групп. Тендерные стереотипы — инструмент классифицикации окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие тендерные стереотипы, на субъективном уровне становятся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характеристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности мужчин и женщин, которые его окружают. Описываемые в литературе тендерные стереотипы можно объединить в три группы [Клецина И. С., 1998]. Первая группа тендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.
Маскулинность-фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны [Психология. Словарь. 19901. Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформировавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представлениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональной поддержкой [Агеев B. C., 1990]. Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура опре деляет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или нежность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173]. Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориентация на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха [Deaux К. 1985]. Вторая группа тендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нормальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины^ Переводится она как: «кухня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой. —Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать? Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам личности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напористость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества проявляются в ситуациях межполового взаимодействия. В соответствии со стереотипами закрепления семейных и профессиональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей, а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социального успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестественной. На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости / Таким образом, во-первых, тендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные позиции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, семейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это определяет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», профессиональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное признание. Во-вторых, тендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, комплементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естест-взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза[11, с. 247-251]
3. Гендерные аспекты социализации Гендерные отношения в системе “группа-общество” В данном подразделе предполагается раскрыть специфику и дать характеристику гендерным отношениям, которые занимают верхнюю позицию в перечне отношений, выделенных нами для изучения (см. таблицу 5). Это отношения, функционирующие в системе общественных отношений на макросоциальном уровне. Особенности тендерных отношений данного уровня в первую очередь заданы социально-экономическими, политическими, культурными условиями развития общества. Государственная политика в отношении мужчин и женщин как больших социальных групп определяет тендерный порядок и специфику тендерных отношений на макроуровне. В задачи данной работы не входит анализ длительной исторической перспективы развития тендерных отношений, а поскольку мы анализируем тендерные отношения в контексте социально-психологического знания, то ограничимся периодом XX столетия, когда в основном сформировалась и развивалась социальная психология как наука. Сначала мы обратимся к вопросу о специфике социально-психологического анализа проблемы отношений в макросоциальной среде, а затем рассмотрим практики взаимодействия государства (общества) с тендерными группами. Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне Явления и факты общественной жизни, социальные процессы и отношения, особенности больших социальных групп — все это сферы исследования, которые традиционно являются предметом социологической, а не социально-психологической области знания. Несмотря на то что социальная психология «начиналась» с изучения проблем больших групп и их функционирования в обществе, долгие годы психологические аспекты макросо-циальных процессов, явлений и больших групп не входили в число приоритетных исследовательских тем социальных психологов. Как представлена проблематика явлений макросоциального уровня в зарубежной и отечественной социальной психологии? В США социальная психология имеет двойственный статус, там существуют две ветви социальной психологии — «психологическая социальная психология» и «социологическая социальная психология». Психологическая социальная психология с самого начала определялась как наука, изучающая индивида в социальном контексте. Она концентрирует внимание на личности, характеризуется связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании. Социологическая социальная психология делает упор на социальном контексте, она уделяет больше внимания не экспериментальным исследованиям, а разработке теоретических вопросов социально-психологического знания и исследованиям при помощи опросных методов. Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической ассоциации, так и внутри Американской социологической ассоциации. Несмотря на существование двух ветвей социальной психологии, которые, казалось бы, при проведении исследований должны охватить широкий спектр актуальных общественных проблем, в середине XX столетия остро встал вопрос о социальной релевантности американской социальной психологии как науки. В работе П. Н. Шихирева [1999] приводится обоснование сложившейся ситуации. Под влиянием позитивистской методологии и идеологии американского общества сформировался принцип методологического индивидуализма, в соответствии с которым осуществлялись все социально-психологические исследования. Единицей анализа социальных явлений выступает поведение индивида, взаимодействующего с другим, ему подобным. Это взаимодействие объясняется законами общей психологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. Как объект исследования, человек не отличается от объектов природных. Отсюда ограниченное, поверхностное понимание социального как множества. При этом социальное лишается таких важных характеристик, как опос-редованность символическими системами, языком, общением. В итоге, несмотря на то что в учебниках социальная психология обычно определяется как психология социального поведения, о социальной составляющей поведения в них говорится меньше всего. Тем самым социальная психология превращается в отрасль общей психологии. Метод номоло-гического лабораторного эксперимента был незаслуженно абсолютизирован в ущерб остальным методам социально-психологического исследования. Поскольку к тому же основным контингентом испытуемых в этой искусственной среде были студенты колледжей, т. е. выходцы из среднего класса», являющиеся носителями относительно гомогенной системы ценностей, то неудивительно, что полученные данные большей частью имели весьма ограниченную валидность и не могли быть экстраполированы на социальную действительность. В итоге социальная психология оказывается социально-нерелевантной [Шихирев П. 1999. С. 186]. Таким образом, можно заключить, что на протяжении практически всего XX столетия психологический аспект анализа социальных процессов и отношений, психология больших социальных групп, реальные проблемы общественной жизни не были предметом пристального изучения американской социальной психологии. Неумение американской социальной психологии сочетать психологический и социологический подходы, недостаточное внимание к общественной стороне жизни людей, неспособность ответить на острые проблемы, выдвигаемые в ходе общественного развития, — все это как отличительную особенность американской социальной психологии XX столетия, отмечают в своих работах ведущие европейские и американские исследователи [Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., 2001]. Так, наприме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|