Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и динамика гендерных идентичностей




Актуальная проблема тендерной культурологии состоит в вы­явлении роли гендерных идентичностей (и, конечно, гендера) в социокультурном процессе. С этой целью мы считаем необходи­мым выяснить основные функции гендерной идентичности. Из сказанного выше можно заключить, что тендерная идентичность есть одна из многих идентичностей, которые вырабатываются об­ществом и используются человеком в процессе всего периода сво­ей жизни. Нам важно понять, какую роль играет тендерная иден­тичность в жизни и деятельности человека, в построении его ми­ровоззрения и социокультурной судьбы.

Нам кажется целесообразным предложить следующее деле­ние, которое поможет выявить содержание гендерных идентично­стей. Поскольку речь идет о культурном образе пола, о совокупно­сти представлении общества, связанных с половой идентификаци­ей человека,. упостольку следует понять и определить тендерную динамику. Для этого важно понять, что тендерная динамика в от­ношении человека есть процесс биополовой, социополовой и куль­турно-половой идентификации, этапами которого являются тен­дерные идентичности; в отношении общества тендерная динамика заключается как в создании тендеров, так и в их исторической смене. Мы говорим о тендерной динамике потому, что она являет­ся частью социокультурной динамики в целом, а также динамики человеческого существования. Первая координата тендерной ди­намики естественно связана с внутренней динамикой пола.

Естественная динамика пола — это возрастная динамика. Че­ловек переживает в своей жизни несколько вполне различимых этапов, которые достаточно четко отделены друг от друга смысло­выми границами. Возрастная психология предлагает различную возрастную периодизацию, которая связана, во-первых, с биологи­ческим развитием, а во-вторых, с развитием сознания и самосозна­ния. Биологическое развитие без всякого сомнения влияет на пове­дение человека и в некоторых случаях может даже определить всю человеческую судьбу (например, в результате боипсихологической паталогии). Но в большинстве случаев биологическая детермина­ция поведения связана с отставанием развития сознания, с неэф­фективным воспитанием и образованием. Каждый возрастной пе­риод, кроме того, связывается с необходимостью каких-либо дос­тижений человеком, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Подобное соответствие возраста и социального положе­ния или культурного и личного статусов является интересным фе­номеном и, как нам кажется, лежит в основе всякой динамики, свя­занной с человеком и обществом (к этой проблеме мы обратимся в нужном месте).

Первый возрастной период человека можно условно датиро­вать[9] дошкольным возрастом (до 6 лет). (Условность здесь связа­на с тем, что этот период характеризуется чрезвычайно интенсив­ным развитием организма, сознания и речи, так что можно выде­лить несколько крупных подпериодов дошкольного развития. Тем не менее, в масштабе всей жизни такая периодизация кажется нам оправданной. ) Именно в этот период половая и в некоторой степени ни гендерная идентичности играют одну из основополагающих ролей для становления самосознания и индивидуальной личности. Ребенок в этот период впервые сталкивается со своим телом сна­чала как с объектом, затем все более идентифицируясь с ним. До­школьный период чрезвычайно важен с точки зрения развития че­ловеческого " Я", которое имеет здесь единственную объективную опору — тело (со всеми индивидуальными особенностями, в том числе половыми). Воспитание и образование дошкольника имеет ярко выраженную игровую окраску, и в большинстве случаев (да­же у либеральных родителей) ребенок сталкивается с авторитетом, подавляющим его волю и личностное развитие. Телесные ощуще­ния (боль или удовольствия) дополняются зрительным образом, который (особенно с появлением зеркала) в гораздо большей мере конституирует самосознание. Следовательно, развитие тендерной идентичности в дошкольный период связано с формированием са­мосознания, основанного на чувственном восприятии среды, сво­его тела и на страхе перед авторитетом. Половые различия осоз­наются только через различение первичных половых признаков (различия в одежде, игрушках и т. п. уступают по своей роли поло­вым различиям с точки зрения развития тендерной идентичности). Здесь нам важно еще раз подчеркнуть, что становление самосозна­ния не просто совпадает или имеет отношение к тендерной иден­тификации: половая и тендерная идентификация конституирует самосознание, создает основу его структуры, наполняет образ " Я" содержанием понятия индивидуальности, которая во многом за­ключена в формировании тендерной и, шире, личностной иден­тичности. Гипотетически можно представить себе ребенка, воспи­танного вне половой идентичности (этакого Маугли); вопрос здесь заключается в том, что хотя его самосознание пройдет процесс формирования и развития без опоры на половую идентичность, оно не сможет адекватно вписаться в динамику социокультурного мира, т. е. человек, у самосознания которого отсутствует половая и тендерная идентичности, не является собственно человеком, а ско­рее кибермеханизмом.

Все последующие возрастные периоды человека связаны, по утверждению возрастной психологии, с принятием более-менее универсальных планов жизненных достижений. Так, школьный период (младший, средний и старший школьные возраста) направлен на получение образования и социально ориентированного вос­питания; период до 30 лет связан с образованием семьи, профес­сиональной ориентацией и социализацией и инкультурацией чело­века через профессиональное обучение и совершенствование про­фессиональных навыков; период между 30 и 60 годами посвящен творческой реализации индивида, его служению обществу в раз­личном качестве; и, наконец, старчество состоит из передачи опы­та молодому поколению и пользования заслуженно приоберетенными социальными благами.

 

Многие именитые психологи и философы выдвигали теории возрастной динамики человека, которые можно свести к понятию жизненного сценария (например, Эрик Берн). Жизнь планируется, исходя из представлений, моделей и образцов поведения, мышле­ния и чувствования, усвоенных в процессе обучения и воспитания. Содержание жизненной роли человек закладывает в виде неких идеальных образов, которые, при их реализации в жизни, прини­мают конкретные очертания, полученные в результате адаптации жизненного сценария к условиям окружающей среды.

  Но все сценарии и модельные роли, которые человек хотел бы исполнить в жизни, так или иначе связаны с конкретными дости­жениями личностного, социального и культурного характера. Все они распределяются по возрастам, по уровню притязаний и степе­ни одаренности человека, а также в зависимости от условий его социокультурной среды. Они также непосредственно зависят от социальных и культурных- идентичностей, которые составляют содержание самосознания, и, в том числе, от тендерной идентич­ности.

Возрастная динамика является естественным фоном половой и тендерной динамики. С возрастом половая идентичность посте­пенно уступает ведущую роль в формировании и развитии само­сознания тендерной идентичности. Этот процесс совпадает с про­цессом общего культурного развития человека, осваивающего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентации деятельно­сти. Тендерная идентичность вследствие своей нормативно-ценностной природы, в отличие от половой идентичности, приоб­ретает все большее значение для вхождения человека в культуру и в социальное пространство в качестве равноправного члена обще­

ства. Восприятие человека социальным окружением прежде всего связано с представлениями о норме и патологии, о чем мы уже го­ворили; отсюда нормальность человека во многом воспитывается и оценивается социальной средой, в том числе через общепринятую в этом обществе тендерную идентификацию.

Гендер вообще можно рассматривать как форму социального контроля за индивидом, как возможность управлять им, что выте­кает из глубинной необходимости сплочения всех членов группы для противостояния окружающей среде, которая всегда восприни­мается и оценивается как изначально агрессивная. Поэтому, функ­циональное использование человеческого труда, социальная и культурная полезность человека должны быть не просто востребуемы обществом, но без использования индивида общество ока­зывается слабее, что может повлиять на его жизнеспособность. Нормативная культура, в рамках которой мы живем вот уже по­следние 60 — 80 тысяч лет, обладает многочисленными механиз­мами трансляции индивиду своих потребностей; тендерная иден­тичность есть один из таких механизмов, воспитьшающих челове­ка в условиях коллективных традиций, потребностей, интересов и целей.

Как мы уже показали, тендерная идентичность может пони­маться как некий информационный фильтр, просеивающий как входящую, так и исходящую информацию. Множество информа­ционных уровней можно сопоставить с тремя сферами человече­ской реализации — личностной, социальной и культурной. Любая входящая информация дает человеку представления об окружаю­щей среде (ее параметры, состояние и возможности), которая за­тем поступает в механизм ее обработки (оценки) и производства на ее основе моделей поведения, способов достижения цели и т. п., в том числе представлений о роли, функциях и значениях себя и своей деятельности. Так, например, мужской тендер предполагает идентификацию человека с ролями сына, брата, мужа, отца или деда, которые относятся к личной сфере и связаны с возможностя­ми социальной среды. В сфере социальной реализации мужская идентификация связана с ролями профессионала (воина, спасателя, инженера, ученого), причем, есть области сугубо мужского при­ложения, а есть — смешанного (в зависимости от культурно-исторических условий). Сфера же культуры дает сегодня наи­меньшую половую дифференциацию, поскольку она относится к области творческой реализации (так, если для роли священнослу­жителя подходит только мужчина — социальная реализация гендера, то для религиозной деятельности как таковой сегодня нет ограничений ни для женщин, ни для мужчин — это относится к культурной реализации гендера). Есть, правда, обратный парадокс: некоторые роды деятельности, традиционно связанные с женщи­ной, считаются недостаточно " достойными" для мужчины, но по­добная тендерная идентификация уже отходит в прошлое. Тем не менее, и в культурной сфере тендерные фильтры способны отсеи­вать информацию как входящую, так и выходящую, т. е. на уровне отдельных качеств, принимающих вид культурных метафор, алле­горий,

символов, знаков и т. п. (например, жесткость, к чему бы она не была применена как понятие, связывается с мужским прин­ципом, а податливость, мягкость, уступчивость ассоциируется с женским началом).

Степень зависимости гендерных идентичностей от биологиче­ских детерминант определяется степенью социокультурной мо­бильности, подвижности элементов социального и культурного пространств. Последнее достигается высотой абстракции (степе­нью символизации жизни) коллективного сознания, уровнем уни­версальности и всеобщности образов и понятий данной культуры, через призму которых оценивается мир и сама культура. Все, что касается биологического содержания гендерных идентичностей, относимых по большей части к личной сфере, почти не поддается тендерному смешению, а тем более полному освобождению от них. Но в отношении социальных и культурных сфер биологиче­ские детерминанты пола столь подвижны, что; могут не только быть легко взаимозаменяемы, но и вообще реализовываться вне гендерных идентичностей Можно уже сейчас сделать важное обобщение относительно роли тендерной идентичности в человеческом и социальном суще­ствовании. Первое. Тендерная идентичность направлена на сохра­нение индивидуальности человека, на акцентировании его уни­кальности и неповторимости, которые основываются на отдельно­сти и уникальности его тела, и, в том числе, на его половозраст­ных, а значит, и гендерных особенностях. Социокультурная мо­бильность является индикатором уровня развития культуры, но она имеет и отрицательную сторону: такая подвижность социо­культурных элементов постоянно размывает любые границы, в том числе границы личности, индивидуальность которой связана с сопиокулътурными идентичностями вообще, и с тендерными идентичностями, в частности. Поэтому символическое возвыше­ние в культуре чревато утерей самосознанием конституирующих его идентичностей, либо использованием ошибочно принятых за таковые неадекватных образов " Я" (это дает такие примеры, как шизофрения, социальные и культурные блуждания, поиск смысла жизни до самой старости и т. п. ).

Второй ролью гендерной идентичности является уже упоми­навшееся нами назначение сохранить связь человека с природой в условиях постоянного роста и расширения абстрактной сферы. Среди прочих можно констатировать цель подобного укрепления связи " социального человека" с " человеком природным" (половая идентичность) сохранить природную среду, развить экологическое и, шире, биосферное сознание на основе не только искусственных предпосылок, но и внутренне присущих человеку биологических оснований. Человек должен расти как социокультурное существо и совершенствовать свое окружение, а не отрываться от него, что чревато, в конечном итоге, вымиранием человечества. Современ­ная же урбанизация имеет как раз направление к полной транс­формации природы в социальную среду, тогда как природа должна сохранить свои внутренние резервы для всеобщего выживания. Гендерная идентичность несет в себе память и указание на биоло­гический источник сознания, в котором обитает тендерная идентичность. С этой точки зрения мы могли бы интерпретировать тендерную идентичность как связующее звено между природой и обществом.

 

К третьей функции гендерной идентичности относится семио­тическая расшифровка окружающего мира, которая понимается в качестве сообщения или текста, а также ее фильтрация и создание на этой основе моделей поведения или образцов мышления, ис­пользуемых в повседневной жизни. Как семиотическое и креатив­ное устройство тендерная идентичность выполняет роль координа­тора многих функций и приспосабливает человека, его возможно­сти и желания, к условиям среды. Это один из первичных фильт­ров самосознания и сознания, который образуется еще в раннем детстве. И от того, как, когда и при каких обстоятельствах он был сформирован, во многом зависит действие и результат работы дру­гих фильтрующих оболочек.

Можно назвать и еще одну функцию тендерной идентичности, так называемую психофизическую, или энергетическую. Как и любая другая, тендерная идентичность имеет такие сферы прояв­лений в человеке, в которых она является наиболее авторитетной. Механизм принятия решений уже много раз описывался психофи­зиологами. Нас здесь интересует тот факт, что основной принцип психофизики " единство сознания и деятельности" ответственен как за решение действовать, так и за его реализацию, т. е. связан с механизмом энергетического обеспечения человеческого действия. Решение на уровне сознания всегда соотносится с его легитимиза­цией в самосознании, т. е. в оценке не только адекватности дейся> вия и внешней причины, его вызвавшей, но и его ценностно-смысловой правомерности. За последнее как раз и отвечает иден­тичность, которая исполняет роль авторитетного судьи, арбитра человеческого поступка. Тендерная идентичность, таким образом, выступает в роли одного из элементов механизма принятия реше­ний и непосредственного их осуществления, т. е. энергетической поддержки. Любой процесс оправдывания себя и своего действия вызывает на поверхность сознания все идентичности человека, ко­гда-либо им использованные или которые он оценивает в качестве возможных для себя. В результате чего решение и его реализация оцениваются с точки зрения того поля человеческих возможно­стей, границы которых определяются всеми возможными для че­ловека идентичностями (или их элементами).

Таким образом, к социокультурным функциям тендерной идентичности можно отнести следующие:

 - ценностно-нормативная;

 - регулятивная;

 - распределительная;

 - целеориентационная;

 -  культурно-смысловая;

- эволюционная.

Большинство из указанных функций социального и культур­ного характера нами уже упоминалось. Ценностно-нормативная функция тендерной идентичности связана с воспитанием личности через трансляцию ему норм и ценностей, свойственных той или иной половозрастной группе. Целеориентационная функция лежит в одной сфере с первой и предлагает человеку ориентиры его жиз­ни, связанные с представлениями общества об идеальных типах мужчины и женщины, о мужественности и женственности.

Регулятивная функция тендерной идентичности относится к задаче выживания общества и направляет социальные силы для такого структурирования и организации системы, которые облада­ли бы максимально высокой степенью эффективности противо­стояния давлению внешней среды. В одной плоскости с регуля­тивной находится функция распределительная, связанная с наде­лением функциональных обязанностей и

ролевых стандартов по­ведения представителям различных половозрастных групп.  Культурно-смысловая функция рассматривает тендерную идентичность как механизм смыслопорождения, как информаци­онный фильтр, призванный произвести смысловую классифика­цию культурных объектов. Тендерная идентичность как бы про­пускает через себя все многообразие объектов культурного про­странства и структурирует их в соответствии с собственной струк­турой[11].

 

Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов

Актуальность исследования всех социальных стереотипов заключа­ется в сходстве поведения людей, обусловленного разделяемыми сте­реотипами [Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., 2002[. Тендерные стереотипы являются одной из разновидностей социальных стереотипов. В них, так же как и в других видах социальных стереотипов (например, этнических, политических, конфессиональных, профессиональных), отражаются осо­бенности восприятия людьми представителей собственной и другой тендерной группы. В процессе анализа тендерных отношений для нас важно ответить на вопрос: В чем заключается специфика тендерных стереотипов по сравнению с другими видами социальных стереотипов? Выделяя особенности тендерных стереотипов, рассмотрим их типоло­гию, характеристики, функции, условия возникновения и возмож­ности изменения. Характеризуя специфику тендерных стереотипов и особенности их связей с тендерными отношениями, нам не следует:. абывать о выделенных для анализа тендерных отношений параметров: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как тендер­ных групп, иерархичность, соподчиненность их позиций.

 

Определение и типология гендерных стереотипов

В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Тендер и культура». Тендерные стереотипы — стандартизированные представ­ления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие по­нятиям «мужское» и «женское». Тендерные стереотипы являются наи­более ярким и эффективным механизмом формирования традиционного тендерного поведения и социальных ролей [Воронина О. А., Клименко-ва Т. А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов пред­лагается американским психологом Д. Мацумото: «Тендерные стереоти­пы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» (Мацумото Д. 2002. С. 189)

 

Отличие в этих определениях тендерных стереотипов связано с тем что в первом определении акцент сделан на понимании тендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности.

Рассмотренные определения тендерных стереотипов ориентируют нас на анализ тендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом тендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Тендерные стереотипы как продукт культуры пред­ставляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте йнализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о тендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры.

 

Второй ракурс анализа связан с акцентом на тендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который явля­ется следствием восприятия мужчин и женщин как представителей тендерных групп. Тендерные стереотипы — инструмент классифицикации окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие тендерные стереотипы, на субъективном уровне становят­ся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характе­ристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности муж­чин и женщин, которые его окружают.

Описываемые в литературе тендерные стереотипы можно объединить в три группы [Клецина И. С., 1998].

Первая группа тендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

 

Маскулинность-фемининность — нормативные представления о со­матических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя мас­кулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противо­поставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логи­чески; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и неж­ны [Психология. Словарь. 19901.

Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформи­ровавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представ­лениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Ти­пично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникатив­ными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональ­ной поддержкой [Агеев B. C., 1990].

Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура опре­ деляет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или неж­ность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173].

Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориента­ция на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха [Deaux К. 1985].

Вторая группа тендерных стереотипов касается закрепления семей­ных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нор­мальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины^ Переводится она как: «кух­ня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения тради­ционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способ­ности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

—Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются имен­но профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентирован­ность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в со­держании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятель­ности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать?

Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам лич­ности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напо­ристость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества про­являются в ситуациях межполового взаимодействия.

В соответствии со стереотипами закрепления семейных и професси­ональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей, а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социаль­ного успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестествен­ной.

На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости
от пола мужчинам предписываются занятие созидательными и творче-
скими видами деятельности, а для женщин более подходящим считается
исполнительский, репродуктивный характер труда. Следование данным
стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и жен-
щинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей
женщины» и обеспечит им социально-психологическую адаптацию и
признание в социальном окружении.                  _

/ Таким образом, во-первых, тендерные стереотипы, ориентируя муж­чин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные пози­ции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, се­мейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это опре­деляет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», професси­ональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное при­знание.

Во-вторых, тендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, ком­плементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способ­ствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естест-взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза[11, с. 247-251]


 

3. Гендерные аспекты социализации

Гендерные отношения в системе “группа-общество”

В данном подразделе предполагается раскрыть специфику и дать характеристику гендерным отношениям, которые занимают верхнюю по­зицию в перечне отношений, выделенных нами для изучения (см. таб­лицу 5). Это отношения, функционирующие в системе общественных отношений на макросоциальном уровне. Особенности тендерных отноше­ний данного уровня в первую очередь заданы социально-экономическими, политическими, культурными условиями развития общества. Государст­венная политика в отношении мужчин и женщин как больших социаль­ных групп определяет тендерный порядок и специфику тендерных отноше­ний на макроуровне. В задачи данной работы не входит анализ длительной исторической перспективы развития тендерных отношений, а поскольку мы анализируем тендерные отношения в контексте социально-психоло­гического знания, то ограничимся периодом XX столетия, когда в ос­новном сформировалась и развивалась социальная психология как наука.

Сначала мы обратимся к вопросу о специфике социально-психоло­гического анализа проблемы отношений в макросоциальной среде, а затем рассмотрим практики взаимодействия государства (общества) с тендерными группами.

Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне

Явления и факты общественной жизни, социальные процессы и отно­шения, особенности больших социальных групп — все это сферы иссле­дования, которые традиционно являются предметом социологической, а не социально-психологической области знания. Несмотря на то что социальная психология «начиналась» с изучения проблем больших групп и их функ­ционирования в обществе, долгие годы психологические аспекты макросо-циальных процессов, явлений и больших групп не входили в число при­оритетных исследовательских тем социальных психологов.

Как представлена проблематика явлений макросоциального уровня в зарубежной и отечественной социальной психологии?

В США социальная психология имеет двойственный статус, там существуют две ветви социальной психологии — «психологическая со­циальная психология» и «социологическая социальная психология».

Психологическая социальная психология с самого начала определя­лась как наука, изучающая индивида в социальном контексте. Она концентрирует внимание на личности, характеризуется связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании.

Социологическая социальная психология делает упор на социальном контексте, она уделяет больше внимания не экспериментальным иссле­дованиям, а разработке теоретических вопросов социально-психоло­гического знания и исследованиям при помощи опросных методов.

Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической ассоциации, так и внутри Американской социологической ассоциации. Несмотря на су­ществование двух ветвей социальной психологии, которые, казалось бы, при проведении исследований должны охватить широкий спектр акту­альных общественных проблем, в середине XX столетия остро встал вопрос о социальной релевантности американской социальной психоло­гии как науки.

    В работе П. Н. Шихирева [1999] приводится обоснование сложившей­ся ситуации. Под влиянием позитивистской методологии и идеологии американского общества сформировался принцип методологического ин­дивидуализма, в соответствии с которым осуществлялись все социально-психологические исследования. Единицей анализа социальных явлений выступает поведение индивида, взаимодействующего с другим, ему по­добным. Это взаимодействие объясняется законами общей психологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. Как объ­ект исследования, человек не отличается от объектов природных. Отсюда ограниченное, поверхностное понимание социального как множества. При этом социальное лишается таких важных характеристик, как опос-редованность символическими системами, языком, общением. В итоге, несмотря на то что в учебниках социальная психология обычно опреде­ляется как психология социального поведения, о социальной составляю­щей поведения в них говорится меньше всего. Тем самым социальная психология превращается в отрасль общей психологии. Метод номоло-гического лабораторного эксперимента был незаслуженно абсолютизи­рован в ущерб остальным методам социально-психологического иссле­дования. Поскольку к тому же основным контингентом испытуемых в этой искусственной среде были студенты колледжей, т. е. выходцы из среднего класса», являющиеся носителями относительно гомогенной системы ценностей, то неудивительно, что полученные данные большей

частью имели весьма ограниченную валидность и не могли быть экстрапо­лированы на социальную действительность. В итоге социальная психо­логия оказывается социально-нерелевантной [Шихирев П. 1999. С. 186].

Таким образом, можно заключить, что на протяжении практически всего XX столетия психологический аспект анализа социальных процес­сов и отношений, психология больших социальных групп, реальные проблемы общественной жизни не были предметом пристального изу­чения американской социальной психологии.

Неумение американской социальной психологии сочетать психоло­гический и социологический подходы, недостаточное внимание к обще­ственной стороне жизни людей, неспособность ответить на острые проблемы, выдвигаемые в ходе общественного развития, — все это как отличительную особенность американской социальной психологии XX столетия, отмечают в своих работах ведущие европейские и амери­канские исследователи [Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петров­ская Л. А., 2001]. Так, наприме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...