Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 27 глава




 

Раннего Возрождения. С 13 в. появляются богословско-филос. соч. на др.-евр. яз. После изгнания евреев из Испании в 16—17 вв. наступает длительный период упадка Е. л.

 

Е. л. на идише возникла в Германиив 13 в. Ив 14—15 вв. отражала жизнь евреев в период нем. феодализма и начала Возрождения. Нар. певцы, т. н. шпиллайты и зингеры, сочиняли сатирич. произв., обличающие общинных заправил. В этот период созданы поэмы “Книга Самуила”, “Сказание об Эсфири”, “Книга Царства”. В Италии в нач. 16 в. Илия Бохер писал романы, являвшиеся лит. обработками итал. оригиналов. С кон. 16 в. возникает Е. л. на идише в Польше, с кон. 18 — нач. 19 вв. — в P о сс и и.

 

Важным фактором развития новой Е. л. на иврите и идише явилось просветит, движение Гаскала, начало к-рому было положено во 2-й пол. 18 в. в Германии философом-деистом М. Мендельсоном. Литераторы, писавшие на иврите, группировались вокруг сб. “Га-Меасеф” (изд. с 1784 по 1811). Впоследствии Гаскала оказала влияние на развитие Е. л. в др. Странах, гл. обр. славянских (Польша, Россия). Осн. лозунгами Гаскалы были обновление евр. жизни, приобщение к языку той страны, где жили евреи, к европ. культуре, нормализация быта и воспитания.

 

Лит-ра Гаскалы в России в 19 в. вначале отмечена влиянием нем. лит-ры сентиментализма, позднее, в сер. 19 в.,— романтизма, затем она приобретает более массовый, демократия, характер. Под знаком Гаскалы развернулось творчество мн. писателей, писавших на идише, напр. Ш. Этингера, И. Аксенфельда (в его романе “Головной убор” отражены события Отечеств, войны 1812). В сер. 19 в. в лит-ру вошли

 

ДУХО — ЕВРЕ

 

==103

 

A. M. Дик, А. Б. Готлобер. В 50—60-х гг. под воздействием передовой рус. лит-ры Е. л. в России прониклась идеями демократизма, борьбы с религ. обскурантизмом, авторитарно-догматич., “средневековым” строем мышления. Появляются поэмы на историч. темы И. Л. Гордона. Лит-ра 60—70-х гг. развивалась под влиянием идей рус. революц. демократии. Основоположником классич. лит-ры на идише, одним из создателей евр. лит. языка был Менделе МойхерСфорим, в своих повестях и романах давший сатирич. картину уродливых явлений социальной жизни, нац. гнета. А. Гольдфаден был основателем евр. нар. театра, автором пьес и стихов, отмеченных идеями демократизма и гуманизма.

 

В кон. 19 — нач. 20 вв. в условиях обострения классовой борьбы одни литераторы отражали социалистич. и демократич. идеологию трудящихся, другие — националистич. и сионист, идеологию буржуазии. Центр, место в Е. л. этого периода занимает творчество Шолом-Алейхема, проникнутое сочувствием к “маленькому человеку”; по словам А. В. Луначарского, “вместе со своими героями Шолом-Алейхем разрешал внутренние противоречия жизни в смехе”. В его классич. реалистич. произв. — повестях “МенахемМендл”, “Тевье-молочник”, “Мальчик Мотл”, романе “Блуждающие звезды”, рассказах — дана всесторонняя, правдивая картина жизни евр. нар. масс, отразились антикапиталистич. настроения писателя. Творчество другого классика Е. л. — И. Л. Переца также отличается глубиной идейно-филос. содержания, разнообразием жанров, новаторством стиля. В нач. 20 в. выступил Ш. Аш, автор повестей, романов, пьес, в к-рых раскрыта психология обездоленного человека, но вместе с тем выражены и бурж.-националистич. идеи. Крупнейшим поэтом 20 в., писавшим на др.-евр. яз., был в России X. Н. Бялик, к-рый создавал произв. также на идише. В годы Революции 1905—07 выдвинулись писатели, воспевавшие героизм и борьбу рабочего класса, изображавшие жизнь и быт рабочих. В годы последовавшей затем реакции в поэзии и драматургии проявились декадент, и националистич. тенденции. Новый подъем обществ, движения.отразило творчество Д. Р. Бергельсона, Нистера, О. М. Шварцмана.

 

В кон. 19 в. Е. л. начинает развиваться в С Ш А, в связи с ростом там евр. населения, эмигрировавшего гл. обр. из Вост. Европы. В творчестве пролет, поэтов (М. Винчевский и др.) звучал протест против эксплуатации и нищеты. Приехавшие из России Ш. Аш, драматург и реформатор евр. театра США Я. Гордин, Егойош описывали жизнь нар. масс в условиях капиталистич. Действительности. Наряду с революц. и демократич. тенденциями в Е. л. США развивались идеи бурж. национализма, сионизма. В 1912 сложилась группа “Молодые”; вслед за европ. символистами и футуристами участники группы отказались от традиций классич. Е. л. Под влиянием Окт. революции наиболее видные представители “молодых” (поэт Г. Лейвик, прозаик И. Опатошу и др.) писали о событиях рус. революции, позже — о борьбе народов против фашизма, расизма, антисемитизма. В 20-х гг. вокруг коммунистич. газеты “Фрайхайт” объединились прогрес. писатели, критики и публицисты. В 1929 организован союз евр. пролет, писателей “Пролетпен”. Новая лит-ра призывала к борьбе против эксплуатации, безработицы, войны, за социальную справедливость, нац. равноправие. Прогрессивная Е. л. объединена вокруг “Союза еврейской культуры” (“Икуф”); его органы — журнал “Идише культур” и альманах “Замлунген”. В 70-х гг. извест-

 

==104 ЕВРЕ

 

ность приобрело творчество прозаика И. Зингера. Реакц. писатели, исповедующие идеологию сионизма, занимают враждебные позиции по отношению к Сов. Союзу и др. социалистич. странам.

 

В период между двумя мировыми войнами получила развитие Е. л. в Польше. В 20-х гг. группа поэтов и прозаиков выступала с позиций отрицания капитализма, старого мира, однако в целом в поэзии преобладали настроения анархич. бунтарства, в прозе— натурализм. Реалистич. традиции в иск-ве развивали под влиянием коммунистов Польши революц. писатели, объединившиеся вокруг журн. “Литерарише трибуне”. В годы нем.-фаш. оккупации евр. писатели принимали участие в Движении Сопротивления. В Румынии работали детский писатель, баснописец Э. Штейнбарг и поэт Я. Штернберг (с 1940 жил в СССР). Во Франции Д. Тейтельбойм создает стихи и поэмы, отмеченные социальной, демократич. направленностью.

 

Е.л. в Палестине возникла в кон. 19 в, как результат иммиграции в тогдашнюю англ. колонию мн. писателей (X. Бялик и др.), создавших новую лит-ру на языке иврит. Их творчество формировалось под влиянием нац. лит-р стран их происхождения (преим. Центр, и Вост. Европы). Описание быта евр. общин европ. стран соседствует в их произв. с изображением трудностей приспособления к новым условиям жизни. Со 2-й пол. 1920-х гг. в Е. л. Палестины все большее место занимают темы классовой дифференциации. Реакц. лит-ре, проникнутой концепциями сионистских ультра (лит. группа “Ханаанеяне” и др.), противостояли писатели, развивавшие демократич. традиции классич. евр. и мировой лит-ры. Социальные мотивы звучат в поэзии А. Шлёнского и А. Пэна, находившегося под сильным влиянием творчества В. В. Маяковского. Жанровым разнообразием и худож. мастерством отличается проза Ш. Агнона. С нач. 2-й мировой войны 1939—45 важное место в Е. л. Палестины занимала тема обличения гитлеровских зверств; мн. прозаики и поэты писали о подвиге сов. народа, спасшего мир от фаш. варварства.

 

И з д. и лит.: А м у с и н И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961; Лит-ра Др. Востока. (Разд. “Древнеевр. лит-ра”], М., 1962; Поэзия народов СССР XIX — нач. XX в. (Разд. “Евр. поэзия”], М., 1977; История всемирной лит-ры, т. 1, разд. II, гл. 4, М., 1983.

 

ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зачи нателями Е. с. л. явились поэты О. М. Шварцман, Д. Н. Гофштейн, Л. М. Квитко, П. Д. Маркиш, приветствовавшие Окт. революцию. В первые годы Сов. власти выступили поэты А. Д. Кушниров, С. 3. Галкин, Э. И. Фининберг, И. Фефер, М. С. Кульбак и др. Они воспевали борьбу народа за новый мир. Тема Гражд. войны воплощена в прозе Д-Р. Бергельсона. Его роман “На Днепре” (1932—40) — историч. эпопея о подготовке Революции 1905—07, о жизни евр. народа в России. В 20—30-х гг. в лит-ру вошли прозаики Ноях Лурье, Нотэ Лурье, Ш. Д. Годинер, И. Н. Кипнис, С. Д. Персов и др.; поэты М. С. Тейф, А. Ю. Гонтарь, Б. А. Олевский, Д. С. Бромберг, М. Н. Лифшиц. В их произв. создана картина жизни сов. людей, отражены успехи и трудности сов. общества этих лет, индустриализация страны и коллективизация сел. хозяйства. Героич. поэма стала ведущим жанром евр. сов. поэзии. Тема деревни, почти не имевшая места в дореволюц. евр. лит-ре, отражена в творчестве И. 3. Гордона. Дет. лит-ра представлена стихами Квитко, О. Дриза. Как драматурги проявили себя Бергельсон, Маркиш, Галкин. Е. с. л., преодолев нац. ограниченность дореволюц. времени, прониклась идеями революц. социализма и интернационализма, борьбы за новый мир (проза Я. Ю. Ривеса, Ш. Г. Горшман) и развивалась в русле социалистич. реализма.

 

В годы Великой Отечеств, войны Е. с. л. отразила патриотич. подъем сов. народа в борьбе с нем.-фаш. захватчиками. Ок. 40 евр. писателей погибли'на фронтах войны, в т. ч. Олевский, Я. М. Зельдин. Разорение в годы фаш. оккупации старых традиц. центров евр. культуры сильно ограничило возможности дальнейшего развития Е. с. л.

 

Осн. содержанием?. с. л. первого послевоен. десятилетия остается тема войны, страданий, утрат и патриотич. подвига народа, трудности восстановления разрушенных городов и сел. Поэты старшего поколения (Гофштейн, Галкин, Маркиш, Фефер, Квитко, Кушниров) создают произв., отмеченные высокой степенью зрелости худож. мастерства, филос. глубиной.

 

Евр. сов. поэзия последних десятилетий (Фефер, Гонтарь,?. Μ. Γрубиан, И. Б. Борисов, Квитко, Тейф, Дриз, А. А. Вергелис) тяготеет к эпич. жанру поэмы — историко-философской, романтической, лиро-эпической, “фрагментарной” (состоит из стихотв. циклов). Успехи совр. Е. с. л. имеются и в прозе, особенно в жанре романа. Взятые в совокупности, романы последних лет представляют собой худож. историю эпохи от нач. 20 в. до наших дней (Г. И. Добин, С. В. Гордон, Н. И. Забара, И. И. Рабин, Нистер, Нотэ Лурье, Маркиш, М. Лев). Развиваются также жанры повести, новеллы, худож. очерка.

 

Издается журн. “Совегиш Геймланд”.

 

• Добрушин И., Лит.-критич. статьи, М., 1964; Серебряный И., Современники и классики. Статьи и портреты, М., 1971? смени к Г. А., Очерки и портреты. Статьи о евр. писателях, М., 1975. Г. А. Ременик.

 

“ЕВРОПЕЕЦ”, рус. “журнал наук и словесности”. Изд. в Москве (два номера) в 1832. Печатались Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский, Н. М. Языков, А. С. Хомяков. Закрыт за статью редактора-издателя журнала И. В. Киреевского “Девятнадцатый век”. ЕГИПЕТСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра древних египтян на егип. яз. (вышедшем из употребления в первые века н. э.). Древнейшие памятники Е. д. л. датируются кон. 4-го тыс. до н. э., последние — 1 в. н. э. Произв. лит-ры дошли до нас в виде многочисл. иероглифич., иератич. и демотич. текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам (см. Письмо}. Как и для других др.-вост. лит-р, для Е. д. л. характерна анонимность текстов. Осн. жанры этой лит-ры: сказки, “повествования”, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактич. произв., басни и др.

 

Мн. сюжеты фольклора и лит-ры ряда древних и совр. народов мира впервые встречаются в Е. д. л., что привлекает внимание к ней мировой науки. Егип. сказки насыщены яркой образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончат, победе добра и справедливости над силами зла. Многие из них носят явный отпечаток фольклора (напр., сказка о двух братьях) и представляют собой результат творчества талантливых авторов, имена к-рых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение — древнейший в мире образец приключенч. лит-ры; подлинник хранится в Ленинграде в Гос. Эрмитаже).

 

Под “повествованиями” подразумеваются тексты, близкие к реальному историч. фону. Изложенные от 1-го лица как воспоминания рассказчика, они имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центр, фараонскои власти; напр., автобиогр. повесть египтянина Синухэ, написанная ярким языком, считается образцом историко-реалистич. жанра в мировой лит-ре. Вероятно, этот жанр развился на основе автобиогр. надписей вельмож Др. Востока.

 

Среди “повествований” выделяется также папирус сер. 11 в. до н. э., содержащий отчет о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ,— одно из лучших произв. Др. Египта (папирус Моск. музея изобразит, иск-в). В нем имеются интересные сведения о странах, расположенных по вост. побережью Средиземного моря. Выдержанное в реалистич. тонах, оно, несомненно, является лит. обработкой подлинного отчета.

 

В дидактич. произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор — реальный или вымышленный (в последнем случае — к.-л. известный мудрец прошедших времен). “Поучения” нередко содержат утилитарные назидания, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

 

Наряду с памятниками худож. лит-ры к Е. д. л. относятся тексты, сделанные на пирамидах, и надписи царей и вельмож, обладающие лит. достоинствами. Е. д. л. оказала влияние на лит-ры др. народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-рим. период). Нек-рые егип. сюжеты через греков проникли в лит-ру европ. народов.

 

Изд.: Путешествие УнгАмуна в Библ. Изд. текста и исследование М. А. Коростовцева, М., 1960; Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973; Сказки и повести Др. Египта, Л., 1979.

 

• Т у рае в Б. А., Егип. лит-ра, т. 1, М., 1920; Лит-ра Др. Востока, М., 1971. М. А. Коросговцев.

 

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА новая, лит-ра егип. народа на араб. яз. Становление Е. л. происходило в тесной связи с Ливанской литературой, Сирийской литературой и лит-рами др. араб. стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская литература). Е. л. формировалась во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в условиях зарождавшихся капиталистич. отношений, сопровождавшихся усилением борьбы егип. народа против тур. господства и колон, экспансии европ. держав. Процесс обновления Е. л. был связан с деятельностью ранних бурж. просветителей — основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави, основателя Нац. б-ки Египта Али Мубарака, Абдаллаха Факри и др.

 

В 1870—1917 определяющее влияние на обществ. мысль и становление новой Е. л. оказали идеологи мусульм. реформации Дж. аль-Афгани, М. Абдо, поборник эмансипации женщин Касим Амин, основатель нац. партии “Ватан” М. Камиль и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты С. аль-Баруди, Я. Санну, Адиб Исхак, В. Йекун, А. Шауки и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений егип. просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Египет) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В. Гюго. В 80-х гг. создали оригинальные историко-патриотич. драмы “Отечество” и “Арабы” А. Надим, “Завоевание Андалусии” М. Камиль и др. Зачинателями жанра историч. романа стали ливанские эмигранты Дж. Зейдан и Фарах Антун. В нач. 20 в. появляются просветит, повести Хафиза Ибрахима, М. аль-Мувайлихи и др. на совр. сюжеты, стилистически близкие традиц. макаме. Важной вехой на пути к совр. реалистич. прозе являются повесть “Зейнаб” М. X. Хайкаля и особенно сб. рассказов “Что глаза видят” основоположника школы егип. новеллистов Мухаммеда Теймура. Тема раскрепощения женщины отразилась в сентимент. повестях М. Л. аль-Манфалути. В нач. 20 в. нек-рые публицисты и литераторы стали пропагандировать идеи социализма: Ш. Шмайиль, С. Муса и др.

 

С подъемом нац.-освободит, движения в 1919—21 открывается новейший период в истории Е. л. Он ознаменовался обновлением поэтич. форм, намеченным ранее в творчестве X. Мутрана, и утверждением романтизма в поэзии: лит. группы “Поэты Дивана” (А. М. аль-Аккад, А. Шукри и др.), особенно “Поэты Водопада” (О. Хильми и др.) и “Аполлон” (А. 3. Абу Шади, И. Наги, А. Махмуд Taxa и др.). Происходит становление реализма в прозе: рассказы Махмуда Теймура, повесть “Дни” Taxa Хусейна. Значит, роль в развитии реалистич. прозы сыграли новеллисты А. X. Сайд, М. Т. Лашин и др. Они познакомили араб. читателей с произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького.

 

В драматургии 20-х — нач. 30-х гг. наряду с исторической появляется совр. тематика (пьесы Т. альХакима, Мухаммеда Теймура, А. Язбека и др.). В то же время в прозе развивается и романтич. направление: па триотич. роман “Возвращение духа” аль-Хакима, роман “Ибрахим-журналист” И. аль-Мазини. В период реакции и спада нац.-освободит, движения (30-е гг.) в лит-ре появляются пессимистич. настроения, мотивы ухода от жизни: символистич. драмы “Спящие в пещере”, “Шехерезада” аль-Хакима, повесть “Зов неведомого” Махмуда Теймура, новеллы Я. Хакки. Одновременно в лит-ре усиливается социально-критич. начало: повесть “Записки провинциального следователя” аль-Хакима.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 ведущее место в лит-ре занимают писатели, ставившие перед собой цель демократизации лит-ры, утверждения принципов реализма. Их творчество получило развитие после

 

ΕΒΡΟ — ΕГИП

 

==105

 

победы нац.-освободит, революции 1952. Осн. темы “новых реалистов” — жизнь, труд и борьба простых людей: сб-ки рассказов А. аль-Хамиси, Ю. Идриса (в т. ч. и повесть “Грех”), романы А. аш-Шаркауи (“Земля”, “Окраинные улицы”). В развитии жанра социального романа гл. роль принадлежит Н. Махфузу, в послевоен. романах к-рого дана широкая панорама жизни общества 1-й пол. 20 в. (романы “Новый Каир”, “Начало и конец”, трилогия “Бейн-альКасрейн”). Романтич. мотивы, наряду с элементами поэтики, свойственными “массовой литературе”, характерны для творчества Ю. ас-Сибаи, И. Абд альКуддуса и др.

 

В поэзии 50-х гг. в творчестве аш-Шаркауи, С. Абд ас-Сабура, А. Хигази и др. утверждается свободный стих. Получает развитие поэзия на нар. языке. В то же время с пьесами социально-политич. характера выступают писатели старшего поколения аль-Хаким, А. А. Бакасир и драматурги Н. Ашур, А. Фараг. Махфуз создает серию социально-филос. романов, в к-рых пользуясь приемами аллегории, ставит проблемы социальной справедливости, поисков путей нац. развития, роли интеллигенции и ее долга перед народом. Эта же проблематика преобладает в драматургии. Как и в прозе, в ней утверждаются условные, метафорич. формы, заимствованные у егип. народного, уличного театра и совр. европ. драматургии (Л. Пиранделло, Б. Брехт, С. Беккет, Э. Ионеско). Наиболее значительны пьесы Идриса, Фарага, С. Вахбы. Разочарование в обществ, и эстетич. идеалах лит-ры 50-х гг., усугубившееся вследствие поражения Египта в войне 1967 с Израилем, породило настроения отчаяния и безверия. Отход от социальной проблематики, замыкание в рамках субъективных переживаний, мотивы отчуждения характерны для новеллистики М. X. Рагаба, Д. аш-Шаркауи и др. Со временем большая часть писателей “новой волны” сумела преодолеть субъективистский взгляд на мир, попытаться осмыслить опыт нац. и обществ, развития Египта после революции 1952 с нар.-демократич. позиций: романы “Аз-Зейни Баракят” Г. аль-Гитани, “Зимний сон” Ю. аль-Куайида, “Августовская звезда” С. Ибрахима. Искания и эксперименты 60-х гг. в области формы значительно расширили худож. возможности егип. прозы, обогатили ее в жанровом отношении. Реалистич. проза 70-х гг. сочетает углубленный психологизм с использованием фольклорной образности, документальность с приемами гротеска.

 

Вместе с тем появляются произведения, обличающие капиталистич. порядки (сатирич. роман “Хроника улицы аз-Заафарани” аль-Гитани, документ, повесть “Это происходит в Египте в наши дни” аль-Куайида) и возрождающие традиции передовой лит-ры 50-х гг.

 

В Араб. Респ. Египет Союз писателей осн. в 1955. В 1978 распущен Совет по делам лит-ры, иск-ва и науки, существовавший с 1956. Его функции переданы Мин-ву культуры.

 

Лит. периодика: Худож. и обществ.-политич. журн. <Аль-Хиляль> (с 1892), <Аш-Шиар> (с 1964), <Аль-Катиб” (с 1960). Обществ политич. ежемесячник “Ат-Талиа > (осн. в 1964), имевший лит. приложение, преобразован в 1977 в науч.-популярный журнал для юношества.

 

Изд.: Стихи поэтов Египта, М., 1936; Егип. новеллы, М., 1956; Место на земле, М., 1957; Совр. араб. поэзия, М., 1961; Шесть гиней. Новеллы егип. писателей, М., 1964; Живи, Египет! Рассказы, М., 1973.

 

• Крачковский И. Ю., Иэбр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1955— 1956; Борисов В. М., Совр. егип. проза, М., 1961; аль-фахур и Х-, История араб. лит-ры, пер. с араб., т. 2, М., 1961; Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д., Араб. лит-ра, М., 1964, с. 88—130; Долинина A.A., Очерки истории араб. лит-ры нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История совр. араб. лит-ры, XIX—нач. XX в., М., 1971; К о царе в Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975; Кирпиченко В. Н., Новеллистика <новой волны” в Египте, в сб.: Идеологич. борьба и совр. лит-ры заруб. Востока, М-, 1977.

 

Н. К. Коцарев, В. Н. Кирпиченко.

 

ЕДИНОНАЧАТИЕ, то же, что анафора. “ЁЖ”, рус. сов. детский ежемес. журнал. Изд. в Ленинграде в 1928—35 (в 1930—32 — раз в две недели). Среди редакторов — С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц.

 

“ЕНИСЕЙ”, рус. сов. лит.-худож. и краеведч. альманах. Орган Красноярской писательской орг-ции. Изд. в Красноярске с 1940 раз в два месяца. ЕРООЛ (монг.— благопожелание), одна из древних стихотв. форм устно-поэтич. творчества монголов. Исполняется поэтами-импровизаторами (е? о о л ч) на семейных обрядовых празднествах и нац. торжествах. Тематика — жизнь скотоводов, трудовые процессы. Размеры — от неск. десятков до неск. сотен строк. Совр. Е. стал лит. формой; темы связаны с социалистич. преобразованиями в МНР. “ЕР-ТАРГЙН”, казах, героич. нар. поэма. Сюжет ее соотнесен с историч. событиями 15 в. Осн. идея поэмы — призыв к единству, к прекращению междоусобных войн. Герой поэмы Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины от иноземных захватчиков. Вместе с ним действует его верная подруга красавица Ак-Жунус.

 

Изд.: Ер-Таргын, А.-А., 1957 (на казах, яз.).

 

00.htm - glava11

 

Ж

ЖАНР литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип лит. произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретич. понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произв. к.-л. эпохи, данной нации или мировой лит-ры вообще. Содержание понятия непрерывно изменяется и усложняется; с этим отчасти связана недостаточная разработанность теории Ж., хотя для отд. периодов (напр., для лит-ры классицизма, осн. на принципе “чистоты” жанра) деление на Ж. предстает очень четко. Термин “Ж.” зачастую отождествляется с термином вид литературный; иногда “видом” называются самые крупные группы произв. (напр., роман); однако распространено и обратное словоупотребление (роман — жанр; историч. роман — вид романа).

 

==106 ЕДИН—ЖАНР

 

Все лит. произв. делятся на Ж. на основе целого ряда принципов деления. Во-первых, различаются Ж., принадлежащие к разным родам поэзии (см. Род литературный): эпические (героич. или комич. поэма), драматические (трагедия, комедия), лирические (ода, элегия, сатира). В рамках родов Ж. разделяются по их ведущему эстетич. качеству, эстетич. атональности” (комический, трагический, элегический, сатирический, идиллический и т. п.). Однако это деление, легко применимое к лит-ре нек-рых эпох (напр., античности), в новейшей лит-ре значительно осложнено — здесь развивается не только эпич., но и лирич. поэма или, напротив, эпич. сатира (Дж. Свифт, Вольтер, М, Е. Салтыков-Щедрин, А. Франс), а также многообразные лиро-эпич. Ж. (поэма эпохи романтизма, разл. формы очерков или эссе, мн. совр. стихотв. Ж.). С др. стороны, начиная с эпохи Возрождения в лит-ре заново складывается целая жанровая линия — “средний” Ж.: новелла, роман, позже — драма (как вид). В отличие от “высоких”, “низких” и “смешанных” (трагикомич., ироикомич.) Ж,, типичных для предшеств. лит-ры классицизма, это жанры, к~рые осваивают жизнь в ее повседневной многогранной цельности. Их естеств. внеш. формой является проза (а не стих, почти обязательный для прошлых лит. эпох); самую их эстетич. “тональность” определяют как прозаическую.

 

Итак, в целом Ж. выделяют на основе принадлежности к тому или иному лит. роду, а также по преобладающему эстетич. качеству. Но и этого недостаточно; нужен третий принцип — объем и соответствующая

 

общая структура произведения. Объем же во многом зависит от двух осн. моментов — рода и эстетич. “тональности”. Лирика обычно по объему яевелика, драма имеет определяемые сценич. условиями размеры; с др. стороны, героика и трагедийность требуют развернутости, широкого дыхания, а высшая патетика или элегич. мотивы, напротив, не могут слишком “развертываться”. Вместе с тем размеры Ж. имеют подчас и самостоят, мотивировку в замысле автора; так рождаются большая, средняя и малая формы прозаич. эпоса (роман, повесть, новелла).

 

Далее, многие Ж. подразделяют на виды, исходя при этом, в свою очередь, из ряда разнородных принципов: общего характера тематики (напр., роман бытовой, авантюрный, психол., социально-утопич., историч., детективный, науч.-фантастич., приключенческий и т. д.), свойств образности (сатира гротескная, аллегорич., бурлескная, фантастич. и т. д.), типа композиции: лирич. стихотворение в форме сонета, рондо, триолета, газели (на Ср. Востоке), хокку и танки (в япон. поэзии). Наконец, очень существенна проблема историч. и нац. видов того или иного Ж. (напр., древняя нар. эпопея, эпич. поэма Возрождения, классицизма, совр. лит-ры или, с др. стороны, нац. формы нар. эпопеи — др.-греч. “гомеровская поэма”, др.-инд. героич. поэма, франц. “chanson de geste” и т. д.).

 

Многообразие и взаимопересечение принципов деления ведет к спорам в теории Ж. Так, неясен иногда сам вопрос о том, является ли Ж. категорией содержания или категорией формы. Вульгарносоциологич. концепции (см. вульгарный социологизм) доходили до строгого разграничения -(феодальных” и “буржуазных” Ж., а формалисты утверждали единые для всех эпох Ж. поэмы, романа, драмы, основываясь только на внеш. признаках стиха, прозы, диалога. Однако, и не впадая в эти крайности, теория Ж. часто не в состоянии охватить всю систему Ж. или уточнить место данного лит. произв. в этой системе. Во мн. случаях это обусловлено фетишистским отношением к жанровым терминам, к-рые обычно достаточно условны. Таковы, напр., термины “античный роман”, “рыцарский роман” и “роман” в совр. смысле, к-рые обозначают качественно разные явления.

 

Т. о., любой Ж. (т. е. тот общий “облик”, к-рый мы представляем себе, отвлекаясь от целого ряда отд. произв. данного Ж.) есть конкретное единство особенных свойств формы в ее осн. моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритма; только поэтому и можно называть одним и тем же словом “новелла” множество совершенно разных по содержанию произв. к.-л. эпохи или даже зачислять в один разряд “трагедии” соч. Эсхила, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена. Понятно, что произв. одного Ж., принадлежащие разным эпохам или даже разным художникам, обладают более или менее существ, жанровыми различиями. Однако Ж., понимаемый как тип произв., есть образование исторически устойчивое, твердое, проходящее через века. Каждый Ж. есть не случайная совокупность черт, но проникнутая достаточно определенным и богатым худож. смыслом система компонентов формы. Это форма, к-рая уже “опредметила” в своей архитектонике, фактуре, колорите более или менее конкретный худож. смысл.

 

Содержательность жанровой формы можно увидеть даже в таком (как будто бы “техническом”) явлении, как сонет. Этот Ж. возник в ренессансной лит-ре как выражение сложного, часто противоречивого, но все же законченного, имеющего итог и разрешение лирич. размышления. И это наиб. общее своеобразие содержания сонета “перешло” в его форму, шлифовавшуюся в течение столетий. Эта форма сама по себе обладает смыслом — пусть очень “общим”, многозначным. Обращаясь к этой, уже разработанной, форме, поэт ценит ее именно за ее содержательность, за то, что она потенциально несет в себе смысл сложного, извилистого и вместе с тем завершающегося хода поэтич. мысли; неповторимое содержание каждого нового сонета как бы накладывается на уже готовый смысловой каркас. Форма совр. психол. романа — с ее многоплановой композицией, взаимодействием описания, повествования, диалогов, внутр. монологов, сменой авторской речи, прямой и несобственно-прямой речью персонажей, гибким ритмом прозы и т. д.— обладает исключительно богатой и разносторонней содержательностью. При этом важно, что, говоря о жанровой разновидности психол. романа, надо иметь в виду не только тематич. признак, но именно единую сложную систему худож. средств, вне к-рой невозможно изображение “диалектики души” (Н. Г. Чернышевский). Конечно, каждый писатель создает неповторимые психол. образы, но самую возможность создавать их открывает перед ним разработанная целыми поколениями художников (Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф, М. Достоевский, У. Фолкнер, Л. М. Леонов и др.) жанровая форма, сделавшая внятной для всех реальностью само худож. открытие “диалектики души”.

 

Очень сложной является проблема историч. развития Ж. О одной стороны, Ж. непрерывно изменяется, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писателя. Ж. может складываться веками или, прожив долгую жизнь, угаснуть. Так, форма психол. романа складывается в процессе освоения нового предмета иск-ва — всего богатства повседневной внутр. жизни человека; этот Ж. действительно развивается лишь с 18 в. Так, в 19 в. из европ. лит-ры исчезают идиллич. Ж. и ода. С др. стороны, Ж. все же может обнаруживать громадную устойчивость и живучесть; лит-ра редко пренебрегает уже выработанными формами. Во мн. случаях Ж. возрождается в обновленном виде; так, для нек-рых эпох характерен новый расцвет трагедии; через всю историю лит-ры проходит басня; с 14 по 20 вв. не раз выдвигается на первый план новелла и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...