Литературный энциклопедический словарь 41 глава
“Шикань”, “Шицзе вэньсюэ” и др. Выходили лишь журн. “Chinese literature” на англ. яз., рассчитанный на заруб, читателей, и армейский лит.-худож. журн. “Цзефанцзюнь вэньи”.
В нач. 1972 наметилось нек-рое оживление в лит. жизни Китая. Возобновился выход местных лит. журналов. Был выпущен ряд новых книг и переизданы старые (в огранич. количестве). Многие из вновь изданных книг были написаны “авторскими коллективами” и тесно увязаны с очередными политич. кампаниями. Отд. книги рассказывали о тяжелой доле народа при гоминьдановском режиме, о кооперации деревни, воспевали армию, пропагандировали ее особую роль в жизни страны.
Большинство кит. проф. литераторов включилось в творч. работу лишь после 1976. Началась реабилитация писателей, пострадавших в период “культурной революции” и в предшествовавшие политич. кампании (многие реабилитированы посмертно). Возобновился выход в свет осн. журналов, создан ряд новых. В 1979 на съезде работников лит-ры и иск-ва избран новый состав руководства Союза писателей. Стали издаваться произв. кит. и мировой классич. лит-ры, переводы совр. и заруб, авторов. Ведутся литературоведч. исследования. Были осуждены как “ультралевые” концепции периода “культурной революции”, восстановлены в правах такие понятия, как реализм, гуманизм, художественность. Появляются книги, в рамках критики “четверки” и “эксцессов культурной революции” показывающие правдивые картины совр. кит. действительности. Передовые кит. литераторы стремятся неприкрашенно отображать жизнь народа и страны.
Изд.: Антология кит. поэзии, кн. 1—4, M., [1958]; Кит. лит-ра. Хрестоматия, т. 1 [ст. Конрада Н.И., Краткий очерк истории кит. лит-ры], М., 1959; Кит. классич. проза, М., 1958; Рассказы кит. писателей, т. 1—2, М., 1959; Юэфу. Из ср.-век. кит. лирики, (М., 1969]; Классич. проза Д. Востока, М., 1975; Классич. драма Востока, М., 1976; Пурпурная яшма. Кит. повествоват. проза I—VI вв., М., 1980; Возвращенная драгоценность. Кит. повести XVII в., М., 1982; Заклятие Даоса. Кит. повести XVII в., М., 1982; Средний возраст. Совр. кит. повесть, М., 1985.
• федоренкоН.Т., Кит. лит-ра, М., 1956; его же, Кит. лит. наследие и современность, М., 1981; Сорокин В. Ф., Эйдл и н Л. 3., Кит. лит-ра, М., 1962; Жанры и стили лит-р Китая и Кореи. Сб. ст., М., 1969; Надеев И. М., <Культурная революция” и судьба кит. лит-ры, М., 1969; Рифтин Б. Л., Историч. эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Семанов В. И., Эволюция кит. романа, М., 1970; Черкасский Л.Е., Новая кит. поэзия (20—30-е гг.), М., 1972; его же. Кит. поэзия военных лет, 1937—1949, М., 1980; Судьба культуры КНР (1.949—1974), М., 1978; Сорокин В. Ф., Кит. классич. драма XIII—XIV вв., М., 1979; Л у Синь, Чжунго сяошо ши люэ, Пекин, 1953; Чжэн Чжэньдо, Чатубэяь чжунго вэньсюэ ши, т. 1—4, Пекин, 1957; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюзюань..., т. 1—3, Пекин, 1962; Чжунго сяньдай вэньсюэ ши, Пекин, 1979; Чжунго дандай вэньсюэ ши, Пекин, 1981. В. Ф. Сорокин.
КЙТЕЖСКАЯ ЛЕГЕНДА, Легенда о граде Китеже, памятник рус. лит-ры, цикл преданий о легендарном граде Китеже, будто бы погрузившемся в оз. Светлояр (ныне Воскресенский р-н Горьковской обл.) и таким образом укрывшемся от разорения монголо-татар. Цикл слагался на протяжении мн. веков; окончательно оформился в старообрядч. “Книге, глаголемой летописец” (1780—90-е гг.). К. л. привлекала к себе поэтов (А. Н. Майков, Н. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаиков (П. И. Мельников-Печерский, М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художников (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих); Н. А. Римский-Корсаков создал оперу “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, где наряду с К. л. использованы мотивы др.-рус. ^Повести о Петре и Февронии”.
• Комарович В. Л., Китежская легенда..., М.—Л., 1936.
^^ Д. М. Буланин.
“КЛАРТЕ” (франц. clarte — ясность, свет), междунар. антиимпериалистич. объединение прогрес. писателей и деятелей культуры. Создано А. Барбюсом в 1919. В состав Междунар. руководящего комитета “К.” входили А. Франс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр (Франция), Г. Уэллс, Т. Харди (Англия), В. Бласко Ибаньес (Испания), Г. Брандес (Дания), Э. Синклер (США). Объединение развернуло работу во Франции и за рубежом. В Австрии организатором движения был С. Цвейг, в Германии — Г. Манн,
в Турции членом “К.” был Назым Хикмет; во мн. странах возникли группы “К.”. Брошюра Барбюса “Свет из бездны. К чему стремится группа „Кларте"”, ставшая манифестом объединения, подчеркивала мировое значение Окт. революции, осуждала блокаду и иностр. интервенцию в Сов. Россию и определяла осн. цель “К.” как “революцию в умах”, т. е. борьбу за освобождение человечества от предрассудков, порождаемых бурж. обществом и религией. В окт. 1919 под одноим. назв. Барбюс издавал газету, с нояб. 1921 — журнал (выходил до 1928). В журнале печатались произв. В. И. Ленина, А. В. Луначарского, М. Горького, В. В. Маяковского.
КЛАССИКИ, писатели, признаваемые лучшими, образцовыми. В узком смысле—греч. и рим. писатели (в противоположность писателям нового времени), а также представители классицизма (ныне более употребителен термин “классицисты”). В широком смысле — все писатели определ. периодов, считающихся временем расцвета той или иной нац. культуры (напр., 5 в. до н. э. для Греции, 1 в. до н. э. для Рима, 17 в. для Франции, 19 в. для России), а также вообще все крупные писатели, творчество к-рых стало живым достоянием не только нац., но и мировой лит-ры. К понятию “К.” восходят такие условные термины, как “классическая традиция”, “классическая манера”
(в ИСК-ве). М. Л. Гаспаров.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), худож. стиль и эстетич. направление в европ. лит-ре и иск-ве 17 — нач. 19 вв., одной из важных черт к-рых являлось обращение к образам и формам антич. лит-ры и иск-ва как идеальному эстетич. эталону. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная худож. система К. сформировался лишь во Франции 17 в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики К. явился Ф. Малерб; проведенная им реформа языка и стиха была закреплена Французской академией, на к-рую была возложена задача создания общеобязат. языкового и лит. канона (см. также Французская литература).
Поэтика франц. К. складывается и осознается постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в “Поэтическом искусстве” (1674) Н. Буало, обобщившего худож. опыт франц. лит-ры 17 В. Продолжая нек-рые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся и своеобразной антитезой ему; за внеш. гармонией в К. скрывается внутр. антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в иск-ве Ренессанса как единое гармонич. целое, в К. поляризуются. В основе эстетики К. лежат принципы рационализма, соответствующие филос. идеям картезианства. Они утверждают взгляд на худож. произв. как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип “подражание природе”, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, к-рые почерпнуты из антич. поэтики (Аристотеля, Горация), иск-ва и определяют законы худож. формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произв. иск-ва. Худож. преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания — иск-во призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внеш. хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает
КИТЕ—КЛАС
==157
как начало “высокомерное” по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетич. ценностью для К. обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, родовые, устойчивые черты (с этим связаны стремление совр. проблемы изобразить в зеркале антич. преданий, мифов и принципы типизации характеров, к-рые выступают как воплощение к.-л. социальных или духовных сил). Классич. образ тяготеет к образцу; он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Это отвечало и обществ.-воспитат. функции иск-ва, к-рой эстетика К. придавала огромное значение.
Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, к-рые делятся на “высокие” (трагедия, эпопея, ода; их сфера — гос. жизнь, историч. события, мифология, их герои — монархи, полководцы, мифол. персонажи, религ. подвижники) и “низкие” (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром К. была трагедия, обращенная к важнейшим обществ, и нравств. проблемам века. Обществ, конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравств. долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация обществ, и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, обществ, сущность, мыслящее, разумное “я” противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, к-рый, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя,томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному “я”. На раннем этапе (в трагедиях П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед гос-вом (и разумная воля героя всегда одерживает победу), а в дальнейшем (в творчестве Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения гос-ва, утрачивает политич. содержание и приобретает этич. характер. Внутр. ощущение надвигающегося кризиса абсолютист, системы сказывается в трагедиях Расина — в том, что идеально стройная худож. конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед к-рыми бессильны разум и воля человека.
Во франц. К. высокого развития достигли “низкие” жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Мольер). Именно в “низких” жанрах, образ к-рых строится не в идеальной дали историч. или мифол. прошлого, а в зоне непосредств. контакта с современностью, получило развитие реалистич. начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество к-рого вобрало в себя разл. идейно-худож. течения и во многом определило дальнейшее развитие лит-ры. Собственно у Мольера комедия перестала быть “низким” жанром; его лучшие пьесы получили назв. “высокой комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие обществ., нравств. и филос. проблемы века. В рамках К. развивается и проза, для к-рой характерны типизация страстей, аналитич. характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психол. роман Мари Мадлен Лафайет).
Вступив в полосу упадка в кон. 17 в., К. возрождается в эпоху Просветления. Новый, просветит. К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветит, реализмом, а к концу века становится вновь господствующим худож. течением. Просветителям оказались
==158 КЛАС
близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить обществ, и нравств. долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистич. концепции худож. творчества. Однако социально-политич. ориентация просветит. К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религ. фанатизма, абсолютист, гнета, пафосом свободы. Обращение к античности как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в т. ч. и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Сущность человека просветители искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе, идеальное воплощение к-рой они видели в антич. классике. С просветит. К. тесно связана лит-ра Великой франц. революции, к-рая облекала героич. устремления в антич. мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.).
Под влиянием франц. лит-ры К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти У. фосколо), Германии (И. К. Готшед). Произв. Готшеда не оставили значит, следа в нем. лит-ре, и только во 2-й пол. 18 в. складывается новый нем. К. как оригинальное худож. явление (т.н. классицизм веймарский). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравств эстетич. проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гёте и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества; обращаясь к античности, они стремились создать новую, совр. лит-ру высокого стиля, способную выполнить задачу эстетич. воспитания гармонич. личности.
После Великой франц. революции К. приходит в упадок, господствующим стилем европ. иск-ва становится романтизм. Тем не менее как эпигонское течение он просуществовал во Франции до 30-х гг. 19 в.
К. в России. Рус. К. зародился во 2-й четв. 18 в. в творчестве зачинателей новой рус. лит-ры А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. С К. так или иначе связано творчество большинства крупных писателей 18 в. В эпоху К. рус. лит-ра освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевроп. лит. развитие, сохранив при этом свою нац. самобытность. В частности, рус. К. характеризуют сатирич. направленность (важное место в нем занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям рус. жизни), преобладание нац.-историч. тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.), а также высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Г. Р. Державина и др.), в к-рой получил прямое лирич. выражение патриотич. пафос, характеризующий рус. К. в целом. Существ, место в рус. К. занимает и жанр поэмы—воен.-патриотич. (“Чесменский бой”, “Россияда” М. М. Хераскова) и филос.-дидактич. (“Письмо о пользе Стекла” Ломоносова, “Феоптия” Тредиаковского, “Плоды наук” Хераскова). В кон. 18—нач. 19 вв. рус. К. испытывает воздействие сентименталист. и преромантич. идей, что сказывается в поэзии Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражд. лирике поэтов-декабристов. См. также ст. Английская литература, Итальянская литература, Немецкая литература, Русская литература.
• Рус. лит-ра XVIII в. Эпоха классицизма. [Сб. ст.], М.—Л., 1964; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во франц. поэзии нач. XVII в., М., 1967; О б л ом и е в с ки и Д. Д., Франц. классицизм, М., 1968; Лит. манифесты зап.-европ. классицистов, М., 1980; Рус. и зап.-европ. классицизм. Проза, М., 1982; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, W., 1924; P е у re H., Cu'est-ce que le classicisme?. P., 1933. В. Я. Бахмугский.
КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ, направление в нем. просветит, лит-ре 80—90-х гг. 19 в. Представлен произв. И. В. Гёте и Ф. Шиллера периода их творч. содружества в г. Веймар, теоретич. трактатами И. И. Винкельмана, В. Гумбольдта. Отвергая индивидуалистич. бунтарство “Бури и натискам, преодолевая односторонность руссоистского культа чувства,
К. в. обращался к античности как идеалу формирования гармонич., свободной и гуманной личности. Произв. К. в. отличаются стремлением к масштабности образов, простоте композиции, строгой завершенности формы. При этом, в отличие от франц. классицизма, эстетика К. в. не связывала себя никакими догмами; творчество великих веймарцев — Гёте и Шиллера — отмечено богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма. К. в. противостоял как тривиальной лит-ре (в частности, популярной в то время семейной драме), так и зарождавшемуся романтизму.
• Неустроен В. П., Нем. лит-ра эпохи Просвещения, М., 1958; История нем. лит-ры, т. 2, M., 1963; Т у рае в C.B., Классицизм в нем. лит-ре XVIII в., в кн.: Проблемы Просвещения в мировой лит-ре, М., 1970. С. В. Тураев.
КЛАУЗУЛА (лат. clausula — заключение), окончание стиха или прозаич. колона; обычно отличается повышенной ритмич. урегулированностью (в силлабич. стихе — тенденция к твердому расположению долгот или ударений, в силлабо-тонич. стихе — к обязат. ударности последнего икта), часто — рифмой. По числу безударных слогов после последнего ударения различаются К. мужские (молодой), женские (молодая), дактилич. (молодеющий), гипердактилич. (молодеющие) И Др. М. Л. Гаспаров.
КЛИМАКС (от греч. klimax — лестница), стилистич. фигура, вид градации.
КНИГА, важнейшая исторически сложившаяся форма закрепления информации, предназначенная для повторяющегося воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Совр. К.— произв. печати в форме кодекса (свода) с определенным минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц). К. играет огромную роль в качестве орудия политич. и идеологич. борьбы, науч. исследования и развития кульг/ры. Является осн. средством материального воплощения и распространения худож. лит-ры.
Отбор для полиграфич. воспроизведения и распространения произв. науки, лит-ры, иск-ва, их парт. и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск — функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфич. промышленностью. Распространение и пропаганда К.— функции книжной торговли. Собирание, обработка и хранение К, осуществляются в рамках библиотечного дела. Целенаправленное информирование читателей о К. и др. произв. печати — задача библиографии (см. Библиография литературная). К. и книжное дело изучает комплексная науч. дисциплина — книговедение. Худож. К. и ее история изучаются и освещаются лит-ведением и лит. критикой.
В писательской практике термин “К.” иногда приобретает жанрообразующее значение (напр., “Книга песен” или “Книга Легран” Г. Гейне; “Открытая книга” В. А. Каверина; “книга про бойца” — так А. Т. Твардовский определил жанр своего “Василия Теркина”).
• Ленин и книга, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468— 1968, M., 1968; 400 лет рус. книгопечатания, т. 1—2, M., 1964; Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964; Книга. Исследования и материалы, сб. 1—41, M., 1959—80; Иск-во книги. [Альманах], в. 1-9, M., 1960-79.
“КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ”, ежемес. журнал марксистско-ленинской критики и библиографии; выходил в изд-ве “Правда” (Москва) в 1932—40 (вместо журн. “Книга и революция”, выходившего там же в 1929—30). Помещал статьи и'рецензии, а также обзоры и аннотир.библиографию лит-ры по всем отраслям знания, д. п. Муравьев. КНИГА ИОВА (или Йова) (др.-евр. 'Ijjobi, произв. др.-евр. поэзии, входящее в ветхозаветный канон Библии и принадлежащее к типу т. н. “литературы премудрости”; относится, вероятно, к 5—4 вв. до н.э. (позднейшие вставки—к 3 в. до н.э.). Притча об Иове основана на очень древнем семитском предании; в книге Иезекиила (14.14,20) Иов назван наряду с Ноем и Даниилом как один из трех образцовых праведников.
Представ перед престолом бога и вступив с ним в спор, сатана (“сатан”— букв. “противник”, “супостат”) утверждает, что Иов благочестив лишь потому, что благополучен. Желая испытать его праведность, бог истребляет имение и потомство Иова, поражает его жестоким недугом. Споря с друзьями-утешителями, настаивающими на виновности Иова и заведомой правоте бога (безупречно ортодоксальная идея), Иов требует справедливого суда над собой, где бог явился бы разом судией, истцом и ответчиком. В откровении свыше Иов постигает несоизмеримость могущества бога и человеческой немощи; его искренности и выстраданному благочестию воздается двойная награда, а отвлеченные умствования его друзей обличаются богом.
В мировой лит-ре имеются многочисл. отголоски К. И., в т. ч. спор бога и сатаны (Мефистофеля) о человеке в “Прологе на небесах” гетевского “Фауста”, богоборч. монологи Ивана Карамазова; в лирич. поэзии к образу Иова обращались Дж. Байрон, Вяч. И. Иванов, М. И. Цветаева и мн. др.
Изд. и лит.: Книга Иова, в кн.: Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973; Аверин пев С. С., Иов, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М., 1980 (библ.). О. Е. Нестерова.
КНИЖНАЯ ПАЛАТА, см. Всесоюзная книжная палата.
КНИЖНЫЙ ЗНАК, см. Экслибрис. КОБЗАРЬ, бандурист, укр. нар. певец, аккомпанирующий себе на кобзе (бандуре). В репертуаре К. (думах, песнях) отразились вековые чаяния народа, воспевались герои нар. борьбы с иноземными поработителями. Своего расцвета иск-во К. достигло в 16— 17 вв. Ныне (с 1965) существует Гос. капелла бандуристов УССР.
“КОБЛАНДЫ-БАТЙР”, казах, героич. эпос (известны также каракалп., крымско-тат., алт. версии). Бытует в стихотв. форме. Самый полный вариант (более 10 000 строк) исполнял казах, акын Н. Байганин.
В основе сюжета — борьба богатыря Кобланды, предводителя кипчаков (тюрк. племя, предки казахов), с захватчиками кызылбашами. Традиц. эпич. сюжеты—чудесное рождение героя от престарелых родителей, героич. сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Кортке (типичная эпич. фигура жены — мудрой советчицы), воспитавшей для мужа богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают богатыри Караспан и Орык, богатырша Карлыга, дочь хана Кобикты, к-рая избавила богатырей от ханского плена (ср. сходный сюжет в <Алпамыше^), помогла одолеть своего отца и брата — родовые связи в эпосе, т. о., уже подчинены героич. индивидуализму. Кобланды отказывает в любви богатырше, и та в гневе ракит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Букенбай. Эпос завершается свадьбой Кобланды и Карлыги.
Для поэтики эпоса “К.-б.” характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним.
И з д.: Кобланды-батыр. Казах, героич. эпос, М., 1975. В. Л.
КОДА (итал. coda, букв.— хвост), 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения (напр., в канцоне), замыкающая 2-членную восходящую часть (аналогична эподу в греч. триаде “строфа + + антистрофа + эпод”). 2) Дополнит, строки (сверх четырнадцати) в конце шуточного сонета.
М. Л. Гаспаров.
“КОДЗИКИ”, япон. летопись, сб. космогонич., героич. мифов и историч. сказаний. Записана в 712. Состоит из трех частей: первая — космогонич. сказания, вторая — о мифич. царях, третья — об исторически реальных царях; доведена до царствования императрицы Суйко (592—628). В текст вплетено много песен. Подбор мифов тенденциозен, поскольку цель создания “К.”— доказать законность власти царей. Впервые напечатана в 17 в.
“КОДРЫ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП Молд. ССР. Изд. в Кишиневе с 1968 на рус. яз.
“КОЗЙ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ”, казах, лиро-эпич. поэма. Бытовала также у башкир, алтайцев и др. Известно св. 16 вариантов в записях 19—1-й пол. 20 вв. В основе — широко распространенный сюжет о разлученных влюбленных.
Отец красавицы Баян — Карябай и отец Корпеша — Карыбай договорились об обручении детей еще до их рождения. После гибели Карыбая отец Баян не пожелал отдавать дочь сироте и откочевал в калм. степи. Далее следуют традиц. эпич. сюжеты борьбы за невесту: Корпеш отправляется на поиски суженой, преодолевает сверхъестеств. препятствия по дороге и, достигнув стад Карабая, КЛАУ — КОЗЫ
==159
переодетым нанимается в пастухи (ср. Коподей-мергена в эпосе “Маайпй-кара”). Баян узнает его и проводит с ним ночь. Богатырь Кодар, к-рому обещана Баян, предательски убивает Корнеша (в пек рых версиях — при участии ее родичей). Баян убивает навязанного жениха и закалывает себя на могиле возлюбленного.
Поэма слагалась под влиянием эпоса •“Алпамыш^.
Изд.: Казах, эпос, А.-А., 1958. • Жирмунский В. M., Тюркский героич. эпос. Л., 1974.
В. П.
КОЛЛИЗИЯ (от лат. collisio — столкновение), противоречие, столкновение, борьба действующих сил, лежащие в основе действия худож. произведения. Термин “К.” введен Г. Гегелем; употребляется синонимично термину конфликт^, но подразумевает историч. масштаб, глобальность изображаемых противоречий или — реже — определяет противоречие скорее как момент внутр. структуры, чем как предмет худож. изображения.
“КОЛОКОЛ”, рус. революц. газета, изд. в 1857—67 в Лондоне (с 1865—в Женеве) А. И. Герценом и Н. П. Огаревым (сначала как приложение к •“Полярной звезден). Вышло 245 номеров (от 1 до 4 в месяц). Нарушив “рабье молчание”, “К.” “...встал горой за освобождение крестьян” (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 259), разоблачал внутр. и внеш. политику царизма, выдвинул лозунг <sB народ! К народу!”, пропагандировал идеи “русского социализма”. В “К.” опубл. мн. статьи Герцена (в к-рых затрагивались и вопросы лит-ры), отрывки из “Былого и дум”, стихи М. К). Лермонтова, Н. А. Некрасова (“Размышления у парадного подъезда”), Огарева, М. Л. Михайлова и др. Борьба за реализм, обществ, содержательность и нравств. безупречность лит-ры сближала лит. позиции “К.” и “Современника”, с к-рым он, однако, полемизировал по ряду вопросов, в частности об отношении к “лишним людям” (ст. Герцена “Лишние люди и желчевики”, 1860). Влияние “К.” и споров вокруг него сказалось в творчестве мн. рус. писателей, в т. ч. И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова -Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.
И з д.: Колокол, в. 1—11. факсимильное издание. (Предисл. М. В. Нечкиной; в. 11 — Указатель), М., 1960—64.
Q Козьмин Б. П., Журнально-публицистич. деятельность А. И. Герцена. <Полярная звезда” и “Колокол”, М., 1956; Э и д е л ь м а и Н. Я., Герценовский “Колокол”, М., 1963.
КОЛОМЙЙКА, жанр укр. фольклора, короткая песенка, похожая на частушку. К.— рифмованное двустишие (в каждой строке 14 слогов с цезурой после 8-го слога): Як не хочеш, д1вчинонько, дружиною бути, То дай меш таке зшля, щоб тебе забути. Многие укр. поэты пользовались ритмикой К.; Т. Г. Шевченко положил ее в основу своего тонич. стиха. Нередко К. исполняется во время танца.
КОЛОН (греч. kolon — часть тела; элемент периода), ритмико-интонац. единица звучащей речи: речевой такт, выделенный паузами и обычно объединенный логич. ударением; понятие К. в артикуляц. плане сближается с понятием “дыхательной группы” (группа слов, произносимых одним выдохом), в смысловом плане — с понятием синтагмы. В рус. яз. средний объем К. ок. 8 слогов, в худож. прозе — 2—4 полноударных слова, в науч. и публицистической — больше. Членение на К., “коммы” (“отрезки”, укороченные К.) и периоды приобретает особую отчетливость и выразительность в ораторской прозе.
Пример членения речи на К.: <Я ехал на перекладных из Тифлиса. / Вся поклажа моей тележки / состояла из одного небольшого чемодана,/ который до половины / был набит путевыми записками о Грузии” (М. Ю. Лермонтов). М. Л. Гаспаров.
КОЛУМБИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра колумб. народа. Развивается на йен. языке. Фольклор индейцев сохранился лишь в записях 19 в. В колон, период лит-ра была связана с традициями исп. культуры. Осн. ее жанры — историч. и бытовые хроники, религ мистич. лит-ра, поэзия: произв. хрониста X. Родригеса Фрейде, эпич. героич. поэма “Элегия о знаменитых мужах Индий” X. де Кастельяноса.
К оглавлению
==160 КОЛЛ — КОЛЯ
В кон. 18 — нач. 19 вв. в условиях политич. подъема и роста нац. самосознания, особенно усилившихся в период Войны за независимость исп. колоний в Америке 1810—26, наибольшее развитие получили публицистика, ораторское иск-во и революц. поэзия, к-рые содержали элементы классицизма и были проникнуты идеями гражданственности и патриотизма. С 30-х гг. ведущим направлением (вплоть до 70^80-х гг.) был романтизм; лит-ра этого периода обрела нац. черты. Один из зачинателей романтич. поэзии — X. Э. Каро. Вершиной ее стало творчество Р. Помбо, к-рое наряду с тематич. богатством (любовная лирика, произв. филос. и политич. содержания, сатирич. поэзия) отличалось новаторством в области формы (использование традиций нар. поэзии). В прозе романтич. тенденция тесно переплеталась с бытописательской (см. Костумбризм). Первое крупное произв. нац. прозы и один из лучших образцов лат.-амер. прозы в/19 в.— роман X. Исаакса “Мария”, к-рый, сочетая черты романтизма и костумбризма, имеет также реалистич. элементы. Широкий охват нац. действительности, характерный для прозы костумбризма, создал предпосылки для развития реализма. Усиление реалистич. тенденции в кон. 19 —нач. 20 вв. особенно заметно в творчестве Т. Карраскильи и др.
Кон. 19 — нач. 20 вв. в К. л. ознаменовался распространением модернизма, существенно отличавшегося, как и в др. странах Лат. Америки, от европ. модернизма определ. связью с традицией. Его родоначальниками в Колумбии были X. А. Сильва и Г. Валенсия. Модернист, тенденции присущи прозе X. М. Варгаса Вилы. В стороне от модернист, исканий большинства поэтов, объединившихся в кружок “Символический грот” (1902—04), находится творчество X. Флореса, народное по своему содержанию. В 20-х гг. выступили авангардисты (см. Авангардизм), объединившиеся в группу “Новые”: Л. де Грейф, Р. Майя и др. В 20— 30-х гг. в поэзии постепзнно преодолевалось увлечение формальным новаторством. В творчестве т. н. “поэтов столетия” преобладала социально-критич. тенденция; их гл. представители — сатирик Л. К. Лопес, П. Барба Хакоб и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|